Статья опубликована в рамках: LXXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 05 марта 2020 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Музыка
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
ФЕНОМЕН НАРОДНЫХ ОПЕРНЫХ ТЕАТРОВ НА ПРИМЕРЕ ТАГАНРОГА
Театральная жизнь первых послереволюционных лет шла по нескольким направлениям: профессиональные, традиционные театры дореволюционной формации; коллективы-студии, примыкающие к профессиональным театрам; левые, альтернативные театры, ищущие в революции созвучия, со своим желанием покончить с традициями прошлого; самодеятельные агитационные театры [9, C.257].
В этом плане опера, как жанр сценического искусства, относилась к первой группе и была, конечно же, «хранительницей» дореволюционных традиций — говоря языком советских властей, оставалась искусством «консервативным», отвечающим идеологии и вкусам буржуазного общества [1, C.2]. И чтобы этот процесс перестройки произвести и переосмыслить суть оперы, понадобилось больше времени, чем для того, чтобы перевести на революционные рельсы театр драматический, который адаптировался легче, ввиду своих особенностей. Опера — предприятие, во-первых, недешевое, во-вторых — громоздкое, поскольку оно требует совместной работы целой команды создателей (композитор, либреттист, поэт, оркестр, дирижер, хор и т. д.), в-третьих, хороших артистов сложнее найти и подготовить, и, наконец, в-четвертых, в такие переломные моменты истории сам традиционный репертуар нуждается в переосмыслении.
Процесс перестройки в традиционных театрах был трудным. В 1917-18 гг. правительство предоставляло им автономию в праве решения своих творческих проблем с одним лишь условием — не вести деятельности, носящей контрреволюционный или антигосударственный характер. Взамен театральные деятели получали возможность вдуматься в происходящие события, осознать их суть и значение, а также занять свою нишу в жизни и культуре революционной России. В. И. Ленин подчеркивал, что «торопливость и размашистость в вопросах культуры вреднее всего», ставя основной задачей в области культуры необходимость сохранения традиций: «Без наследия капиталистической культуры нам не построить социализма» [5, C.3]. Но и он, вступая в споры о целесообразности господдержки оперного искусства, признавал этот жанр забавой для богатых.
Власть считала, что театр должен был стать ближе пролетарскому зрителю. По её мнению, сделать это можно только через вовлечение нового зрителя, вкладывающего в театральное искусство свою пролетарскую психологию, непосредственно в творческий процесс, — тем самым развивались бы новые формы театрального искусства. Подобную позицию наглядно демонстрирует популярный в 20-е годы журнал «Музыка и революция» [1, C.4].
Так начинались создаваться народные оперные театры при заводах и фабриках. Выдающиеся и талантливые рабочие всячески вовлекались в их работу и премировались. Все это происходит при поддержке культпросвет-комиссий, кооперативов и культурно-просветительных кружков. Туда же приглашались для работы профессиональные преподаватели вокала. Разрастался и репертуар народных оперных театров, пополняясь как современными, «идеологически-выдержанными» новинками, так и классическими произведениями.
С точки зрения музыкальных традиций, Таганрог не простой город. Ещё задолго до революции город был знаменит собственной итальянской труппой. Подобно флорентийской «Камерате», положившей начало оперному искусству в Италии, в дореволюционном Таганроге сложилось общество, состоящее из богатых купцов, ставших апологетами этого жанра. Эти купцы, объездив весь свет и действительно многое повидав, потрясенные атмосферой и видами другой жизни, привнесли особый колорит в жизнь Таганрога, в том числе и театральную. Так, Таганрогский театр, как передает слова первого директора И. А. Скараманга русский краевед Андреев-Туркин, был построен по чертежам миланского Ла Скала, «лучшего в акустическом отношении», а декорации и роспись театра производилась художниками-итальянцами [3].
Функционировавшая в Таганроге с 1865 по 1885 гг., с небольшими перерывами, итальянская опера по справедливости считалась лучшей в России после петербургской. Доходило до того, что театралы города разделялись на два лагеря, «беллатистов» и «зангеристов» — поклонников знаменитых певиц Белатти и Зангери. Порой на почве своих симпатий враждовали между собой даже члены семьи, настолько неравнодушна к оперному искусству была публика [1, C.1]. Бытовал принцип «музыку заказывает тот, кто за нее платит», поэтому итальянская оперная труппа в Таганроге была экономически зависима и оставалась в Таганроге даже в межсезонье, а оперный оркестр сопровождал увеселения в Городском саду. В день юбилея Таганрогского театра 1927 года, как пишет газета «Красное знамя», театр видел в своих стенах «феодальную пастораль и буржуазную «слезливую комедию», крепостных актеров и итальянских певцов.
События Гражданской войны сделали Таганрог, пожалуй, одним из самых уязвимых мест. В период с 1917 по 1921 гг. на город претендовала Украинская народная республика. В 1918 г. в Таганрог вступали германские войска, в 1919 г. в Таганроге располагалась ставка генерала Деникина. В годы Гражданской войны, зрителями попеременно были белые и красные. В архиве Таганрогского театра хранятся предложения к театральной комиссии нескольких антрепренёров от 1917-18 гг., хотевших арендовать театр под устройство оперных спектаклей и оперетт. Среди них Василий Иванович Бабенко, который в 1913 году возглавлял труппу Новочеркасского театра. Большой энтузиаст постановочного искусства, он собирал на новочеркасской сцене таких знаменитостей, как Л. Собинов, А. Вяльцева, П. Орленева, братья Адельгейм, балерина Е. Гельцер и многие других [6]. К сожалению, театр к тому времени уже был в аренде у Н. К. Шатлен и её драматической труппы.
Газета «Приазовский край» сообщает, что в сентябре 1917 года в городском театре начались спектакли русско-украинского театра миниатюр с участием известных украинских артистов, а в день открытия сезона была поставлена оперетта Н. Лысенко «Наталка Полтавка».
Дирижер Саратовского Общедоступного театра Григорий Исаакович Компанейц в декабре 1917 года писал в комиссию: «Предлагаю давать непрерывные оперные спектакли с хором, оркестром и балетом. Гастролями солидных оперных сил при постоянном составе труппы». К заявлению прилагается смета, в которой числятся: оркестр из 22 ч., хор из 20 ч., 2 тенора, 2 баритона, 2 баса, 2 сопрано, 2 меццо-сопрано и т. д. В период с 14 мая по июнь 1918 года «Оперное товарищество» под руководством жены саратовского дирижера Е. Я. Арсеньевой-Компанеец и И. М. Штребиндер арендовало театр, среди постановок этого времени известна опера «Риголетто» [2].
Война потрясла хозяйственную жизнь всей страны и, конечно, отразилась на театрально-музыкальной жизни города. Театр испытывал недостаток в артистах, так как все было мобилизовано для фронта, сплочённые коллективы распадались. Реквизировались типографии. Ввиду военно-революционной деятельности периодически прекращалось железнодорожное сообщение, нарушалась телеграфная связь, и антрепренёры не могли обеспечить театр необходимыми оперными силами. Город пребывал в революционном вихре, пока 24 декабря 1919 года в городе окончательно не установилась Советская власть.
Будучи музыкальным оазисом до революции, Таганрог сопротивлялся сложной исторической ситуации и не хотел долго пребывать в «молчании», не могли не сказаться годами прививавшиеся и укоренявшиеся оперные традиции.
В Таганроге в разные годы были предприняты попытки создания оперного коллектива. В 19-22 годах в Таганроге, на энтузиазме известного городского дирижера Валериана Гаэтановича Молла и певицы и педагога Ольги Ивановны Донцовой была создана «Государственная опера г. Таганрога». А несколькими годами позже Донцова и вокальный педагог Иван Федорович Чангли-Чайкин основали народную оперную студию при авиационном заводе им. Димитрова. И в этом же 1928 году, 25 декабря, силами народной студии состоялась премьера оперы-сказки «Ваня и Маша. Спектакль подготовили постановщик Борисенко, концертмейстер и вокалист Ивана Федоровича Чангли-Чайкина и певица Ольга Ивановна Донцова. Современники подтверждали успех постановки [2, C.4].
Спектакли народной оперной студии с успехом шли не только на сценических площадках Таганрога, их вывозили даже в Москву. А в 1938 году в Таганроге была поставлена опера Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем» режиссером и директором М. Б. Говоровым на его либретто. Публика рукоплескала, и таганрожцы старшего поколения с удовольствием вспоминали наиболее удачные постановки как на клубных сценах, так и на подмостках театра имени Чехова. Московская комиссия из ЦК профсоюза, увидев оперу в Таганроге, пригласила коллектив студии в Москву, на средства, которые профсоюзный комитет завода получил из столицы. Этот коллектив, состоящий из почти сотни человек, в числе которых были студенты музыкального училища и освобожденные от работы на заводе участники художественной самодеятельности, отправился на два месяца в Москву: участников разместили в общежитиях консерватории и гостиницах при заводах. Выступления в стольном городе шли по специально разработанному графику, на московских заводах и профсоюзных здравницах Подмосковья. Гастроли приобрели размах и получили достойный отклик.
В 1958 году руководством Дворца культуры комбайнового завода коллектив был приглашён для постановки уже полноценных опер. Год спустя оперная студия поставила оперу «Евгений Онегин», тем самым триумфально начав свою работу и получив статус Народного оперного театра [7, C.3]. В разное время режиссерами театра были В. Л. Горбенко, В. А. Кодывенко, В. М. Горрикер, В. Т. Гармашев и другие. Всего труппа театра насчитывала до двухсот человек. Среди них были педагоги, врачи, инженеры, рабочие. За 40 лет своего существования народный оперный театр поставил 25 опер и четыре балета. Среди них классические оперные шедевры («Фауст» Ш. Гуно, «Кармен» Ж. Бизе, «Травиата» и «Аида» Дж. Верди, «Паяцы» Р. Леонковалло, «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского, «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, «Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини, «Иоланта» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского «Алеко» С. В. Рахманинова, произведения современных авторов («Егор Дремов» Т. Н. Сотникова, «Счастливая» С. А. Германова, «Ценою жизни» А. Николаева, «Хирургия» М. Остроглазова, «Антрепренер под диваном» И. Прибика), оперетты и комические оперы («Корневильские колокола» Планкетта, «Запорожец за Дунаем» Гулак-Артемовского[8, C.3].
Как и в Таганроге, народные оперные театры возникали и в других городах, где ощущалась потребность в этом виде искусства. Из известных народных оперных студий до современности дожили Народный оперный театр Санкт-Петербурга, Народный оперный театр дома культуры «Нагорный» в Московской области — он создавался на базе кружка любителей оперной музыки Московского электролампового завода. Народный оперный театр "Родник" в городе Лыткарино. История вокальной студии дворца им. Окунева в Нижнем Тагиле, где артистами были простые рабочие Уралвагонзавода, тоже начиналась с советских времен. Всех их связало советское прошлое и любовь к высокому искусству.
Список литературы:
- 100 лет Таганрогского театра: 1827-1927.//Красное знамя (№ 43) — 1927. — 22 февраля.
- Воробьев А., Ваня и Маша.//Таганрогский вестник. — 1998. — 17 января. — С.4
- ГКУ РО ГАРО Таганрогский филиал Ф 414 (Доклады о работе союзов Таганрогского округа)
- ГКУ РО ГАРО Ф. 547 Оп. 1, 746-766, 1870-1918 гг. Таганрогская городская управа (Журнал заседаний городской театральной комиссии)
- Зявкин Ф., Исторический день Таганрогского театра.//Красное знамя (№ 43) — 1927. — 22 февраля. — С.3
- Кирсанов Е.И., Краткий исторический очерк (1805-1995г.)//История Новочеркасского театра (1825 - 1995 год). — Ростов-на-Дону: Изд. СКНЦВШ, 1995. — 230 с.
- Таганрогская правда. — 1959. — 12 мая. — С.3
- Хлебникова Ж., Музыкальная жизнь в Таганроге.//Таганрогская правда. – 1997. — 23 октября. — С.3
- Энциклопедия театра. Драма. Балет. Опера., в 3-х т., 2003.
Комментарии (10)
Оставить комментарий