Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 16 апреля 2012 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V
дипломов
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ЭЛЕМЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА
Ляшенко Наталия Александровна
студентка 1Vкурса, факультет педагогики и методики дошкольного
образования МГПИ, г. Москва
Email: lnatal@inbox.ru
Якушева Светлана Дмитриевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент МГПИ, г. Москва
Россия вступает в новую образовательную эру, пополняя единое международное образовательное пространство в соответствии с мировыми тенденциями глобализации. В связи с этим к отечественному образованию, в том числе и дошкольному, предъявляются высокие требования. Они касаются как воспитательно-образовательного процесса, так и личности самого педагога (воспитателя).
Обществу необходим педагог, обладающий высоким профессиональным уровнем педагогической и коммуникативной культуры.
Вопросами коммуникативной культуры в развитии профессионального мастерства педагога занимались отечественные педагоги и психологи Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Ф.Н. Гоноболин, И.И. Зарецкая, Н.В. Кузьмина, А.А. Лобанов, Н.А. Морева, В.А. Сластенин, С.Д. Якушева.
Современная педагогика, считает С.Д. Якушева, — педагогика сотрудничества. Она стремится к активизации самого обучающегося, к тому, чтобы сделать его соратником, соучастником педагогического процесса [8].
Образование и культура выступают в качестве ведущих факторов общественного прогресса и развития цивилизации. Это способ вхождения человека в мир науки и культуры, являющейся предпосылкой и результатом образования.
Так овладевая культурой, человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к активной деятельности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать индивидуальную субъектность и приумножать потенциал мировой цивилизации.
В процессе образования человек осваивает культурные ценности. От него зависит действенность всех социально-экономических и других процессов развития общества, наращивание интеллектуального, духовного, социокультурного потенциала страны [1, с. 45].
Образование — часть культуры, которое влияет на ее сохранение, развивая и осваивая ее богатую палитру.
Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению и т.д. [8, с. 3].
"Культура" (лат. cultura) - первоначально обработка и уход за землей (лат. agricultura), с тем, чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда — «культура техники земледелия»). В переносном смысле культура — уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура (в этом смысле уже Цицерон говорит о cultura animi). В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов [7, с. 169].
В философском смысле "культура" понимается как высший человеческий инстинкт, компенсирующий неполноценно удовлетворенные реальные потребности людей с помощью создания символического пространства – мира культуры [6, с. 23].
Б.И. Кононенко определяет культуру как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм, учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Е.М. Скворцова утверждает о том, что спектр философских воззрений на культуру очень широк, и главное место в нем отводиться пониманию культуры как очага света, как деятельной любви к людям, миру, к Богу. Иллюстрации этого утверждения посвящены следующие строки известного русского художника, публициста и общественного деятеля Н.К. Рериха. Он утверждал, что культура есть "почитание света", "любовь к человечеству", "синтез возвышенных и утонченных достижений" [5, с. 52–53].
Достижение целей современного образования во многом связано с личностным потенциалом педагога, его общей, профессиональной и личностной культурой.
Итак, культура - это сложное, многогранное явление, имеющее свою структуру и содержание, цели и задачи и которой вносит свой вклад в развитии гуманистической направленность и творческого потенциала личности.
Под термином "личность" (от слова "лик", "лицо") А.В. Батаршев понимает человека, способного к общению, интеллектуальному и нравственному совершенствованию.
Д.Н. Узнадзе рассматривает понятие "личность" как целостное и духовное образование, мотивы и поступки которой могут носить и неосознанный характер в процессе целенаправленной активности.
Д.И. Фельдштейн утверждает, что личность развивается, проходя различные этапы социальной зрелости. При этом ведущим фактором ее формирования является общественно-значимая деятельность.
С.Л. Рубинштейн отмечает, что личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.
По мнению А.Н. Леонтьева личность не только "момент деятельности, но и ее продукт", "ею не рождаются, а становятся".
Э.Ф. Зеер утверждает, что быть личностью значит быть субъектом деятельности, общения, самосознания, то есть выражение "субъект деятельности" означает, что человек есть, прежде всего, субъект основных социальных деятельностей - труда, общения, познания.
В.И. Смирнов определяет понятие "личность" как устойчивую систему социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующую человека как члена общества. "Личность" – это человек, субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию.
Личность человека по утверждению В.А. Сластенина формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Е.М. Бондаревская считает, что личность – это человек, интегрированный в культуре, находящейся в диалоге с ней. В современных условиях наиболее престижными свойствами человека культуры является свобода, духовность, гуманность, творчество, поэтому личность в современном представлении – это человек свободный, духовный, гуманный, творческий, способный к нравственному выбору и ответственному поведению.
Одним из важнейших качеств личности, заявляет С.Д. Якушева, является коммуникативная культура. В связи с этим возрастают требования к профессиональному мастерству педагога.
В научной литературе даны теоретические основы процесса развития профессионального педагогического мастерства, выделены его специфические признаки:
Б.Т. Лихачев полагает, что педагогическое мастерство является частью педагогического искусства и выражается в современном владении педагогом методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности.
И.П. Андриади рассматривает педагогическое мастерство как свойство личности, отражающее ее духовно-нравственную и интеллектуальную готовность к творческому осмыслению социокультурных ценностей общества, а также теоретическую и практическую готовность к творческому применению знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности.
Н.К. Бакланова определяет профессиональное мастерство как систему, качественный уровень профессионально-педагогической деятельности, интегральное качество личности педагога и как синтез профессионализма, творчества и духовности.
А.И. Савенков рассматривает педагогическое мастерство как системное качество личности, обретаемое человеком в результате специального обучения и в процессе становления его профессиональной идентичности.
Л.А. Байкова и Л.К. Гребенкина определяют педагогическое мастерство как высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.
С.Д. Якушева определят профессионально-педагогическое мастерство как искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю и мастеру производственного обучения, требующего постоянного совершенствования. Она считает, что педагогическое мастерство как профессиональное умение включает в себя следующие составляющие: педагогическую культуру; профессиональную компетентность педагога; педагогические умения и способности; речевую культуру преподавателя; педагогическое взаимодействие, умение управлять собой; педагогическое общение и этику; психолого-педагогические знания.
Таким образом, профессиональное мастерство педагога начинается с гуманистической позиции и общения, создающего среду, которая окрашивает педагогическое сотрудничество и оптимизирует образовательный процесс, развивая при этом коммуникативную культуру.
Коммуникативная культура, по определению А.В. Мудрика есть система знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе и умение органично, естественно и непринужденно реализовать их в деловом и эмоциональном общении [4].
Начинающие педагоги отмечают, что для успешной работы им необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и умение общаться.
Психологический словарь трактует термин «общение» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера».
В.А. Кан-Калик рассматривает профессионально-педагогическое общение, как систему органичного социально-психологического взаимодействия - педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений, с помощью коммуникативных средств.
Общительность, как свойство личности, включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения, социальное родство - желание находится в обществе, альтруистические тенденции - эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификацию как умение переносить себя в мир другого человека.
Общительность связана с эмоциональным и общим самочувствием человека перед вступлением в общение, в момент самого контакта и после него. Общительный человек владеет своей жестикуляцией, обладает богатством мимики, выразительностью интонаций.
Одновременно с термином «общение» используется термин «коммуникация». В данной работе «общение» и «коммуникация» мы употребляем как синонимы.
«Communicare» – (от лат.) связывать, делать общим, общаться употребляется в трех значениях: 1) путь сообщения; 2) форма связи или средство связи (средство массовых коммуникаций); 3) акт общения, сообщения информации.
А.А. Леонтьев под коммуникативным поведением подразумевает не просто процесс говорения, передачи информации, а организацию речи, влияющую на характер взаимоотношений, создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и учащихся, стиль их работы [3, с. 68].
Итак, коммуникативная культура занимает ведущее место в общекультурном и профессиональном становлении личности, являясь одной из приоритетных задач профессионального образования. Она рассматривается как важнейшая составляющая гуманитарного образования, как специальный объект моделирования педагогических систем в единстве их структурных и функциональных компонентов.
Понятие «коммуникативная культура» трактуется как определенный уровень развития навыков общения, при котором человек правильно использует средства языка и умело ими оперирует в процессе взаимодействия с другими людьми.
В.Н. Куницына считает, что коммуникативная культура - это, прежде всего культура человеческих взаимоотношений, основу которых составляет общительность, которая в свою очередь проявляется в устойчивом стремлении к контактам с людьми и сочетается с быстротой установления контактов [2].
Следовательно, коммуникативность или общительность - это способность к успешной групповой деятельности, способность к взаимопониманию.
Коммуникативная культура личности реализуется в коммуникативных знаниях, умениях и навыках.
Под коммуникативными знаниями подразумевается обобщенный опыт человечества в коммуникативной деятельности, т.е. отражение в сознании людей коммуникативных ситуаций в их причинно - следственных связях и отношениях. Ценность коммуникативных знаний была понята людьми давно. Под коммуникативными умениями понимается комплекс коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности к межличностному общению, позволяющий творчески использовать коммуникативные знания.
А.З. Мудрик, - характеризует коммуникативную культуру как условие и предпосылку эффективности профессиональной деятельности и как цель профессионального самосовершенствования [4].
Критериями мастерства педагога выступают: целесообразность (направленность); продуктивность (результат: уровень знаний, воспитанности обучающихся); оптимальность (выбор средств); творчество (содержание деятельности) [8].
Следовательно, коммуникативная деятельность педагога, направленная на установление педагогически целесообразных отношений педагога с учеником, приобретает большую значимость, и является существенным показателем профессиональной компетентности и мастерство педагога.
Главной целью обучения коммуникативной культуре на современном этапе является формирование коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих как учебно-познавательная компетенция; речевая компетенция; языковая компетенция.
В структуре профессионализма основополагающими элементами понятия "профессиональная культура" являются культура и профессия. Если культура является общим, родовым понятием, определяющим способ организации жизнедеятельности человека, то профессиональная культура обозначает видовое понятие, но в более узкой сфере деятельности, которой является профессия. Профессиональная культура представляет собой совокупность теоретических знаний и практических умений и навыков, присущих определенному виду труда, это-совокупность норм, правил и моделей поведения людей в условиях выполнения определенной специфической деятельности.
В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха. По мнению М.И. Скаткина, - высокая техника педагогического общения — не только один из компонентов, но и ведущая составляющая профессионального мастерства.
Коммуникативная культура требует определения ее структурных компонентов. С.Д. Якушева считает, что исходя из разных аспектов ее рассмотрения, у педагога выделяются такие компоненты как: рефлексия, общительность и коммуникабельность, коммуникативные и речевые умения, умения невербального общения и психосаморегуляции, коммуникативные способности и т.д.
Как говорит ученый, обучение и отработка навыков общения становятся первоочередной задачей педагога, стремящегося к эффективному взаимодействию с коллегами, учащимися и их родителями [8].
Следующим компонентом выступает – рефлексия, как анализ собственных действий и состояний, и выступает при этом как ключевое развитие личности.
С понятием "коммуникативная культура" тесно связано понятие "коммуникативное поведение учителя". Выдающийся психолог А.А. Леонтьев в работе «Педагогическое общение» под коммуникативным поведением, подразумевает не просто процесс говорения, передачи информации, а организацию речи, влияющую на характер взаимоотношений, создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и учащихся, стиль их работы.
Общение преподавателя осуществляется в системе отношений "по вертикали (педагог-студент)" и "по горизонтали (педагог-педагог)". Общение в этих двух плоскостях является показателем профессиональной культуры педагога и предъявляет к нему особые требования, а именно - владеть словом, формировать мысли, выражать чувства, общаться с людьми.
Образование, являющееся частью и отражением культуры, не может состояться без опоры на культуру личности педагога, так как только личность может воспитать личность. Такого уровня преподаватель достигает в результате профессиональной подготовки и самообразования с учетом специфики педагогической деятельности. А специфика эта состоит в том, что результат ее всегда есть следствие совместной деятельности педагога и обучаемого.
Итак, коммуникативная культурапедагога является одним из важнейших компонентов профессиональной культуры. Необходимость ее развития обусловлена тем, что педагог постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту: с учащимися, их родителями, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение.
Развитие у педагогакоммуникативной культурысвязано с решением комплекса педагогических задач, среди которых на первый план выдвигается коммуникативная задача. Определению ее сущности и значения посвящены исследования В.А. Кан-Калика, М.М. Левиной, А.К Марковой и др.
От овладения способами постановки и решения коммуникативных задач зависит эффективность коммуникативного обеспечения педагогической деятельности.
Эффективности процесса развития коммуникативной культуры во многом способствует коммуникативная грамотность педагога, умение реализовать принципы партнерства в учебном и внеучебном взаимодействии.
Коммуникативная культураразвивается также при условии освоения педагогомтехнологической стороны коммуникативного взаимодействия с другими участниками образовательного процесса. Владение технологиями коммуникативного обеспечения педагогической культуры, в конечном счете, может привести егок осмыслению своей профессиональной деятельности на том или ином этапе, личностно-профессиональному совершенствованию.
Таким образом, коммуникативная культура педагога – это качественная характеристика субъекта педагогической деятельности, включающее систему коммуникативных знаний, умений, навыков, определяющих определенную позицию личности в коммуникативной деятельности, и коммуникативная культура педагога является основой профессионального мастерства и определяет его успешность.
Список литературы:
- Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Пособие для сдачи экзамена. М.: ЮрайтИздат, 2005. 239 с.
- Куницына В.Н. Трудности межличностного общения. СПб.: ЭКСМО, 2009.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2т. Т.1. М.: Педагогика, 1983. 318с.
- Мудрик А.З. Социализация и смутное время. М.: Знание, 1991. 80с.
- [1]Рерих Н.К. Мир через культуру: Ежегодник. М., 1990. 333с.: ил.
- Скворцова Е.М. Теория и история культуры: учебник. М.: ЮНИТИ, 1999. 406с.: ил.
- Философский энциклопедический словарь / Под редакцией Е.Ф. Губского, Г.В. Кораблева и В.А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 1997. 574c.
- Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 256с.
дипломов
Комментарии (3)
Оставить комментарий