Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 04 декабря 2014 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кадырова А.Р. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МУЗЫКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(27). URL: http://sibac.info/archive/guman/12(27).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

 

ВОЗМОЖНОСТИ  ПРИМЕНЕНИЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  МУЗЫКОТЕРАПИИ  В  РАБОТЕ  С  УЧАЩИМИСЯ  ПОДРОСТКОВОГО  ВОЗРАСТА  НА  УРОКАХ  МУЗЫКИ

Кадырова  Айгерим  Рахатовна

студент  3  курса  факультета  педагогики  и  психологии,  ЖГУ  им.  И.  Жансугурова,  Республика  Казахстан,  г.  Талдыкорган

Митина  Наталья  Александровна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  доцент  ЖГУ  им.  И.  Жансугурова,  Республика  Казахстан,  г.  Талдыкорган

E-mailmitina111@gmail.com

 

C  древних  времен  музыка  использовалась  в  лечебных  целях,  как  специфическое  средство,  оказывающее  лечебное  воздействие  на  организм  человека.  Еще  в  семнадцатом  веке  были  осуществлены  первые  попытки  научного  объяснения  этого  феномена,  экспериментальные  исследования  относятся  к  девятнадцатому  столетию.  На  важное  место  музыке  в  системе  лечения  указывали  С.С.  Корсаков,  В.М.  Бехтерев,  и  другие  ученые.  Анализ  источников,  посвященных  проблеме  музыкотерапии,  представлен  в  трудах  В.Ю.  Завьялова,  Л.С.  Брусиловского,  Н.  Галинской,  А.  Швабе  и  др.  Термин  «арт-терапия»  означает  лечение  искусством.  Его  ввел  в  обиход  художник  А.  Хилл,  который  использовал  арт-терапию  при  работе  с  больными  туберкулезом.  «Основная  цель  арт-терапии  состоит  в  гармонизации  личности  через  развитие  способности  самовыражения  и  самопознания»  [2].

Учеными  отмечается  высокая  эффективность  арт-терапии,  как  при  работе  со  взрослыми,  так  с  подростками  и  детьми.  Эта  методика  позволяет  раскрыть  внутренний  потенциал  человека;  способствует  повышению  уровня  его  самооценки;  развивает  социальные  навыки.  Занятие  арт-терапией  дает  возможность  человеку  улучшить  свою  память,  развить  мышление,  восприятие,  внимание,  развить  навыки  рефлексии.

Арт-терапия  применяется  в  индивидуальной  и  групповой  работе  как  самостоятельное  направление  и  как  дополнение  к  другим  методикам  оздоровления,  образования  и  воспитания.  При  этом  важным  моментом  является  то,  что  для  занятий  арт-терапией  не  требуется  специальная  подготовка.

Задачами  арт-терапии  в  общеобразовательной  школе  являются:

·     преодоление  агрессивных  и  других  негативных  качеств  обучающихся;

·     получение  материала  для  диагностики  развития  личности;

·     установление  контакта  со  школьниками;

·     развитие  самоконтроля  и  рефлексивных  способностей  учащихся;

·     концентрация  внимания  учащихся  на  собственных  ощущениях  и  чувствах;

·     развитие  творческих  способностей  школьников.

Современная  арт-терапия  насчитывает  большее  количество  видов  методик.  К  ней  относятся:  сказкотерапия,  искусство  оригами,  драматерапия,  музыкотерапия,  цветотерапия,  видеотерапия,  игротерапия  т.  д.  Наиболее  приемлемым  в  работе  учителя  музыки  является  музыкотерапия  —  это  метод,  использующий  музыку  в  работе  со  школьниками  в  качестве  лечебного  средства,  специальной  областью  которой  является  педагогическая  музыкотерапия.  Данный  вид  музыкотерапии  применяемая  как  в  условиях  коррекционного,  так  и  инклюзивного  образования.

Проблема  влияния  музыки  на  человека  отражена  в  научных  работах  В.М.  Бехтерева,  И.М.  Сеченова,  И.М.  Догеля,  И.Р.  Тарханова,  посвященных  механизму  о  благоприятном  влиянии  музыки  на  центральную  нервную  систему,  дыхание,  кровообращение  и  др.

Авторскую  концепцию  музыкальной  психотерапии  разработал  В.  Петрушин  [1].  Его  практический  опыт  обобщает  уже  известные  методики  и  опирается  на  современные  научные  достижения  в  этой  области.

Во  время  воздействия  музыкой,  В.  Петрушин  стимулирует  пациентов  не  только  к  физическому,  но  и  к  психологическому  и  интеллектуальному  выздоровлению.  Музыкотерапия  является  средством  оптимизации  творческих  сил  учащихся  в  учебно-воспитательной  работе  учителя  музыки.  Она  утверждается  в  статусе  универсальной  воспитательной  системы,  способной  оптимизировать  и  активизировать  процесс  личностного  развития  человека  в  условиях  современной  общественной  жизни  и  является  методикой  преодоления  различных  психологических  трудностей  в  учебно-воспитательном  процессе  школы.

Зачастую  большие  трудности  возникают  при  работе  с  учащимися  подросткового  возраста.  Эти  трудности  обусловлены  возрастными  особенностями  школьников  данного  возраста,  для  которых  характерно:

·     несобранность,  неорганизованность,  нестабильность  настроения;

·     чувство  взрослости  (отношение  к  себе  как  к  взрослому),  обостренное  чувство  собственного  достоинства;

·     стремление  к  самостоятельности;

·     робость  и  застенчивость;

·     агрессивность  и  повышенная  эмоциональность.

Э.  Шпрангер,  рассматривая  подростковый  возраст,  определял  главные  новообразования  этого  возраста  —  открытие  «Я»,  возникновение  рефлексии,  осознание  своей  индивидуальности.  В  подростковом  возрасте  особенно  привлекательными  для  детей  выступают  формы  деятельности,  требующие  упорства  и  самостоятельности.  Подростки  пытаются  найти  и  находят  новые  формы  решения  старых  проблем.

Стремление  к  самостоятельности  обостряет  чувство  собственного  достоинства,  это  нередко  обнаруживается  у  учащихся  на  уроках  музыки.  Некоторые  подростки,  из  числа  сильных  учеников,  стремятся  отвечать  только  на  трудные  вопросы,  их  обижает,  если  преподаватель  спрашивает  у  них  что-то  простое,  всем  известное.  Эта  особенность  позволяет  учителю  музыки  обеспечивать  одно  из  главных  условий  для  организации  развивающей  деятельности  —  нахождение  ее  в  зоне  потенциального  развития.  Подросток  ощущает  себя  взрослым  и  чувствует  в  себе  силы  для  реализации  своих  представлений  о  жизни.  В  это  же  время  он  наталкивается  на  ограничения,  которые  устанавливает  реальность  с  ее  правилами,  обязанностями  и  задачами.  Это  приводит  к  разочарованию,  которое  даже  может  тормозить  и  блокировать  поведение  подростка.  Этой  проблеме  необходимо  уделять  достаточное  внимание.  В  противном  случае  у  молодого  человека  может  ухудшиться  успеваемость,  появиться  чрезмерная  робость  и  трудности  в  общении.  Подросток  начинает  для  себя  открывать  свой  внутренний  мир.  Сложные  переживания,  связанные  с  новыми  отношениями,  свои  личные  черты,  поступки  анализируются  им  пристрастно,  что  способствует  развитию  рефлексивных  качеств.  Агрессия  и  сила  представляются  подросткам  довольно  притягательными,  в  то  время  как  механизм  контроля  развит  еще  слабо.

В  подростковом  возрасте  повышена  эмоциональная  возбудимость:  психическая  неуравновешенность,  резкая  смена  настроения,  раздражительность,  тревожность,  замкнутость.  Эти  черты  характера,  проявляющиеся  у  подростков,  осложняют  отношения  с  окружающими,  ведут  к  конфликтам  со  сверстниками  и  родителями.

Для  решения  выше  обозначенных  проблем  школьников  данного  возрастного  периода  довольно  эффективной  методикой  является  музыкотерапия.  Достоинствами  педагогической  музыкотерапии  являются:

·     абсолютная  безвредность;

·     легкость  и  простота  применения;

·     возможность  контроля; 

·     высокая  эффективность.

С  помощью  специально  организованных  по  законам  композиции  звукосочетаний,  музыка  может  успешно  отражать  и  передавать:

·     различные  настроения:  радость,  веселье,  бодрость,  грусть,  нежность,  уныние,  уверенность,  тревогу;

·     интеллектуальные  и  волевые  процессы:  решительность,  энергичность,  сдержанность,  задумчивость,  инертность,  легкомыслие;

·     обобщенные  свойства  явлений  действительности:  силу,  легкость,  продолжительность,  направленность,  широту;

·     самые  разнообразные  характеристики  движений:  быстрые,  умеренные,  медленные,  вялые,  упругие,  порывистые,  угловатые.

Нами  был  составлен  список  классических  произведений  для  регуляции  психоэмоционального  состояния  подростков,  который  мы  предлагаем  использовать  на  уроках  музыки  и  во  внеурочной  работе:

·     для  общего  успокоения  («Симфония  №  6»  Л.  Бетховен,  «Колыбельная»  И.  Брамс,  «Аве  Мария»  И.С.  Бах-Гуно,  «Песни  без  слов»  Ф.  Мендельсон);

·     для  преодоления  тревоги  и  неуверенности  («Мазурки»  «Ноктюрны»  Ф.  Шопен,  «Вальсы»  И.  Штраус,  «К  Элизе»  Л.  Бетховен);

·     для  уменьшения  раздражительности  («Чакона»  И.С.  Бах,  «Лунная  соната»  Л.  Бетховен,  «Турецкое  рондо»  А.  Моцарт,  «Ариетта»  А.  Скултэ);

·     для  снятия  напряженности  в  отношениях  с  другими  людьми,  («Брандербургский  концерт»,  «ХТК»  И.С.  Бах);

·     для  снятия  эмоционального  напряжения  («Симфония  №  40»  В.А.  Моцарт,  «Венгерская  рапсодия  №  1»  Ф.  Лист,  сюита  «Маскарад»  А.  Хачатурян,  «Шутка»  И.С.  Бах);

·     для  повышения  концентрации  внимания,  сосредоточенности  («Времена  года»  П.И.  Чайковский,  «Зима»,  «Осень»  А.  Вивальди,  «Токката  и  фуга  ре  минор»  И.С.  Бах».

Педагогическую  музыкотерапию  для  подростков  желательно  проводить  в  достаточно  свободных  формах:  пассивной,  активной,  интегративной.  Пассивная  музыкотерапия  отличается  тем,  что  подросток  в  процессе  музыкотерапевтического  воздействия  не  принимает  в  нем  активного  участия,  а  лишь  занимает  позицию  слушателя.  Учитель  музыки  предлагает  школьникам  прослушать  различные  музыкальные  произведения,  либо  вслушиваться  в  звучания,  отвечающие  его  состоянию.  Активные  методы  музыкальной  терапии  основаны  на  включении  школьников  в  процесс  исполнения  на  музыкальных  инструментах  и  пение.

Интегративная  музыкотерапия  отличается  тем,  что  в  комплексе  с  музыкой  используются  возможности  других  видов  искусства.  Это:  рисование  под  музыку,  музыкально-подвижные  игры,  пантомима,  пластическая  драматизация  или  пластическое  интонирование  под  музыку,  создание  стихов,  написание  сочинений  после  прослушивания  музыки  и  другие  творческие  формы.  При  этом,  как  показал  практический  опыт  в  этой  области,  огромным  потенциалом  эмоционального  воздействия  обладают  все  элементы  музыкального  языка:  мелодия,  гармония,  ритм,  темп,  тембр,  лад,  динамика,  фактура  и  т.  д.

В  ходе  использования  педагогической  музыкотерапии  в  учебном  процессе  общеобразовательной  школы,  подростки  начинают  чувствовать  друг  друга,  что  создает  обстановку  взаимопонимания,  единения,  каждый  школьник  осознает  свою  уникальность  и  неповторимость,  у  него  развивается  нестандартное  мышление  и  уверенность  в  себе.  Все  это  позволяет  говорить  об  огромных  возможностях  музыкотерепевтического  воздействия  на  личность  подростка.

 

Список  литературы:

  1. Петрушин  В.И.  Музыкальная  психология,  Учебное  пособие  для  студентов,  М.:  Академический  проект  Трикста,  2009,  —  400  с.
  2. Шушарджан  С.В.  Музыкотерапия:  история  и  перспективы  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http  \\  health2000agava.ru\polt\arts\musikter.htm

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Комментарии (8)

# Филипп Соболев 10.12.2014 00:00
Я сам увлекаюсь музыкой. Материал этой статьи мне интересен и я смог узнать много нового.
# альбина 14.12.2014 00:00
Замечательная статья.Я голосую за статью Айгерим Кадыровой и Натальи Александровы
# альбина 14.12.2014 00:00
Замечательная статья. Голосую за эту статью
# альбина 14.12.2014 00:00
Замечательная статья
# Aikoshka 15.12.2014 00:00
Такая познавательная и содержательная работа.Очень хотелось бы применить эти методы в работе.
# Марлен 15.12.2014 00:00
Даа! Не знал что можно проводить какие либо сеансы,над людьми. Для себя поставил кое какие галочки. Отличная и позновательная статья! Но мне по душе электронная музыка.10 из 10.
# Ботагоз 24.12.2014 00:00
Благодарю за столь интересную и познавательную статью. Открыла много нового для себя. Думаю она будет полезна многим учителям, родителям, самим подросткам. Жду еще интересный материал
# Асхат Чинибеков 05.05.2015 00:00
Хорошая статья. Айгерима ты молодец. Вот если бы возможно было бы с вами встретиться для делового разговора было б шикарно.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.