Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Проба пера» (Россия, г. Новосибирск, 26 ноября 2014 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Литература
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
«ПТИЧИЙ ПАНТЕОН» В РОМАНЕ М. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»
Брюханова Виктория Андреевна
Ученица 11 класса, МБОУ «Кадетская школа», РФ, г. Сосногорска
Дмитриенко Вера Николаевна
Научный руководитель, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Кадетская школа», РФ, г. Сосногорска
В славянской мифологии птицы занимают особое место. Их образы связывали с небом и таинственными силами, означали свободу и счастье, загадочность и красоту. Наши предки часто представляли себя вольными птицами и желали улететь «за синее море». Мечта о свободе и счастье сопоставлялась с образом птицы.
Они часто противостоят злым силам, охраняют родную Землю, помогают найти дорогу. Образ птицы из фольклора перешел в художественную литературу. Писатели и поэты постоянно обращались к птицам при сравнении героев с ними. Например, А.С. Пушкин «Птичка», М.Ю. Лермонтов «Узник», А.Н. Островский «Гроза», «Бесприданница», Л.Н. Толстой «Война и мир», М. Горький «Песня о Соколе», «Буревестник».
Познакомившись с романом М. Шолохова «Тихий Дон», мы обратили внимание, что на его страницах разнообразие и количество птиц очень большое. Нас заинтересовал этот факт, и мы решили проанализировать, с какой целью автор использует их в своей книге. Мы выдвинули гипотезу: если автор обращает внимание на птиц так часто, то они играют важную роль в его творческой позиции. Была сформулирована тема «Птичий пантеон» в романе М. Шолохова «Тихий Дон».
Целью данного исследования является рассмотрение особенностей использования образа птицы в романе «Тихий Дон». Для достижения цели были поставлены задачи: 1. Найти все эпизоды, в которых упоминаются птицы; 2. Определить характерные для М. Шолохова образы птиц, особенности их поэтического воплощения, классифицировать их по функциям; 3. Сопоставить характеры персонажей и тех птиц, которые упоминаются в эпизодах с ними.
Объект исследования — роман М.Шолохова «Тихий Дон».
Предметом исследования является образ птиц в романе.
Материал исследования — картотека составляет 231 карточка с эпизодами из романа «Тихий Дон».
Методы исследования: метод сплошной выборки, анализ эпизодов, систематизация и классификация, работа с научной литературой.
В русском фольклоре больше всего песен, сказок, преданий, загадок именно о птицах. В сборнике пословиц и поговорок В.И. Даля встречаются 27 птиц, а общее число пословиц 377 (из 30 тыс. пословиц). Причем одна и та же птица могла иметь разное толкование. Например, ворона и символ мудрости «Старый ворон не каркнет даром», и символ наивности «Где б ворона не летала, а к ястребу в когти попала». Разное значение и у гуся. Значение в одних пословицах — бдительность: Летел гусь в хвосте, да стал во главе. Значение других — болтливое существо: Коли две бабы да гусь, так целый базар [1, с. 250].
Михаил Шолохов — великий русский писатель, раскрывший в своих произведениях нелегкую судьбу донского казачества и широту казачьей души, которую он сравнивает с размахом крыльев птицы. «Птичий пантеон» в романе М. Шолохова «Тихий Дон» разнообразен: это традиционные птицы «коршун», «лебедь», «сокол», «журавль», «орел», и «прозаические» «петух», «воробей».
Прочитав роман и подсчитав, сколько раз встречаются птицы, мы сделали таблицу.
Таблица 1.
Птицы, встречающиеся в романе М. Шолохова «Тихий Дон», и их количество
Вальдшнеп |
2 |
Кукушка |
2 |
Скворец |
6 |
Воробей |
2 |
Кулик |
3 |
Сокол |
7 |
Ворон |
18 |
Курица |
6 |
Сорока |
4 |
Галка |
3 |
Лебедь |
3 |
Стрепет |
20 |
Голубь |
2 |
Орел |
5 |
Сыч |
6 |
Грач |
12 |
Павлин |
2 |
Утка, селезень |
14 |
Гуси |
17 |
Перепел |
13 |
Чибис |
10 |
Жаворонок |
15 |
Петух |
19 |
Журавль |
7 |
Казарки |
7 |
Птицы |
18 |
Ястреб |
5 |
Коростель |
2 |
Сизоворонки |
2 |
Дрозд |
1 |
Коршун |
15 |
Синица |
4 |
Дятел |
1 |
Есть эпизоды, в которых соседствуют до 8 птиц. «А весна в тот год сияла невиданными красками. Прозрачные, как выстекленные, и погожие стояли в апреле дни. По недоступному голубому разливу небес плыли, уплывали на север, обгоняя облака, ватаги казарок, станицы медноголосых журавлей. На бледно-зеленом покрове степи возле прудов рассыпанным жемчугом искрились присевшие лебеди. Возле Дона в займищах стон стоял от птичьего гогота и крика. По затопленным лугам, на грядинах и рынках не залитой земли перекликались, готовясь к отлету, гуси, в талах неумолчно шипели охваченные любовным экстазом селезни» [6, с. 113].
Рассмотрим, какие птицы встречаются в романе «Тихий Дон».
ВОРОН встретился 18 раз. Черный ворон — самая противоречивая птица. Для некоторых народов Азии он служил символом мудрости, долголетия, проницательности и предвидения. В Европе вороны были символом войны, смерти, утраты, горя [7, с. 812]. И в романе этот образ неоднозначный. Чаще всего автор упоминает эту птицу, чтобы показать место действия, само события или сопоставить с персонажем: Григорий Мелехов, оказавшись в банде, говорит: «Я для них белая ворона» [6, с. 674].
Чаще всех в романе упоминается домашняя птица: ГУСИ —17 раз, ПЕТУХ — 19 раз, КУРЫ — 6 раз, УТКА и СЕЛЕЗЕНЬ — 14 раз. Их задача — показ места действия и занятия местного населения. «Некоторое время они сидели молча. Над головами их, надсадно крякая, пролетела утка, преследуемая двумя селезнями» [6, с. 856].
Эти птицы имеют положительное значение. Петух — символ рассвета, пробуждения, бдительности и призыва к бою.
КОРШУН используется автором 15 раз чаще всего для сравнения внешности персонажей и человеческих качеств. У Григория и нос, и брови, и взгляд были коршунячьими.
Проанализировав все эпизоды, мы выделили основные функции, которые птицы выполняют. Их восемь.
1. Использование название птиц с целью показа времени и места. Благодаря описанию природы мы легко можем представить себе, где и когда происходит действие. И такие фрагменты с названиями птиц самые популярные — 80. Они очень разнообразны. От незначительного упоминания: «Внезапный клекочущий и близкий крик ворона встряхнул Григория от недолгой дремы», до подробного описания: «Какая-то крохотная серенькая птаха в двух шагах от Аксиньи пила воду из дорожной колеи, запрокидывая головку и сладко прижмурив глазок» [6, с. 636].
2. Для художественного изображения природы используются 40 раз. Как художник изображает М. Шолохов родную природу. Все пейзажи в романе отражают душевный мир героев. Душа человека тянется к красоте, и образ птицы, наполненный гармонией, символическим значением, не может оказаться незамеченным.
«Из-под пепла золотым павлиньим глазком высматривал не залитый с вечера огонь» [6, с. 25].
3. Птицы в пословицах, поговорках, песнях используются 21 раз.
М. Шолохов хорошо знает казачий фольклор, использует его на страницах «Тихого Дона». Включенные в авторское повествование и в речь персонажей романа, они раскрывают характеры героев. В пословицах называются и птицы: Ночная кукушка всегда дневную перекукует, Пуганая ворона куста боится, Гусь свинье не товарищ. Песни казаков — это подлинное отражение судьбы всего казачества. Песня окружала казаков всю жизнь. В «Тихом Доне» встречается 34 текста песен. В трех из них казаки перепевают названия птиц, сопоставляя их с должностями, чинами, сословиями.
4. Для изображения характера занятий птицы используются 17 раз. Казачество раскрыется в романе «Тихий Дон» в быту, в семье, в труде, в бою. Казаки любят трудиться, любят природу. В романе даны сцены труда в разные времена года. Благодаря эпизодам с птицами, мы узнаем о характере труда: «На обязанности Аксиньи лежало три раза в неделю мыть в доме полы, кормить гурты птицы и содержать птичий двор в чистоте» [6, с. 95].
5. Сопоставление материального мира с природой используются 17 раз. 5 раз самолеты сравнивают со страшной, приземлившейся птицей, коршунами, грачами, 2 раза тела убитых казаков выглядят, «как присевшие грачи», 5 раз по всей станице стоят колодцы-журавли, 5 раз крыши домов украшены жестяными петухами. М. Шолохов смотрит на жизнь глазами казаков и говорит. Поэтому роман вызывает доверие.
6. Использование названий птиц в фамилиях (10 фамилий). Истоки фамилии уходят корнями в самые глубины истории. Русские фамилии появились в середине XIV века, их обладателями были князья, в XV количество фамилий увеличилось среди бояр, несколько позже эту традицию переняли дворяне и представители купеческого сословия. Большая группа фамилий образована от названий животных и птиц, потому что они играли важную роль в жизни человеческого сообщества, помогая выживать в самые трудные времена. По мнению Никонова В.А., причина популярности «птичьих» фамилий — хозяйственная и бытовая роль птиц в жизни: широкая промышленная охота, занятие птицеводством в каждой семье, грандиозные соколиные охоты [3, с. 117]. М. Шолохов в романе использовал «птичьи» фамилии, потому что хотел показать, что герои с такими фамилиями относятся к высшему сословию: полковник Лебедев, казак Журавлев, подхорунжий Дроздов, сотник Грачев, штабс-капитан Вороновский, генерал Гагарин, старшина Голубов, подхорунжий Рябчиков, порутчик Щеглов [4, с. 194].
7. Для изображения внешности персонажей, а точнее — сравнение: «Один казак складный, как голубь», «казак с острыми, как у чибиса, глазами», «А эти — все в зеленом, как сизоворонки». Таких эпизодов 17.
8. Для сравнения человеческих качеств с качествами птиц используются 39 раз. На наш взгляд, эта функция основная. Так как показ внутреннего мира персонажа — это главная цель писателя. С их помощью автор раскрывает характеры героев книги: Григория, Аксиньи, Натальи, Ильиничны, Пантелея Прокофьевича, казаков. Рассмотрим на примере главного героя.
Образ Григория Мелехова самый сложный в романе. Григорий видел то, что могли видеть людям, духовно бедные. Герой воспринимает природу во всем буйстве, звучании и цветении. Случайно во время косьбы Григорий убил утенка, «изжелта-коричневый, на днях только вылупившийся из яйца. Он таил в пушке живое тепло. На плоском раскрытом клювике розовенький пузырек кровицы, мелкая дрожь горячих еще лапок. Григорий с внезапным чувством острой жалости глядел на мертвый комочек, лежавший у него на ладони» [6, с. 24]. Ни один герой романа не способен на жалость. Этот эпизод тесно связан с одной из центральных тем романа — вина и ответственность человека за нарушение природной и социальной гармонии.
Еще один пример. Отправляясь напобывку домой, Григорий заметил в степи диких гусей. Изображая картину охоты, автор рисует охотничий азарт, подкрадывающегося охотника и сбитого гуся, который напоминает судьбу героя.
Есть эпизоды, в которых упоминание птиц предвещает определенные события: «Треск поломанной ветки, шорох в густом лесу, крик ночной птицы — все повергало его в страх и смятение [6, с. 880]. Но всё же главные эпизоды те, в которых раскрывается характер героя. Например: «Опять, как и перед атакой, увидел он светившее миру солнце, притаявший снег возле прикладков соломы, слышал чулюканье воробьев по хутору, ощущал тончайшие запахи ставшей на порог дней весны. Жизнь вернулась к нему не поблекшая, не состарившаяся от пролитой недавно крови, а еще более манящая скупыми и обманчивыми радостями…» [6, с. 532].
С именем Григория связаны следующие птицы: коршун, орел, ворона, жаворонок, перепел, гусь, воробей, утенок. При рассказе о жизни и судьбе Григория автор использовал принцип параллелизма. Состояние природы, замершей в ожидании перемен, изображение птиц, трепыхающих, стремительно мчащихся, тревожихся перед дождем, щебечущих в предутренние часы — параллель состоянию Григория Мелехова. В таблице представлены птицы, которые использованы в описании героев романа.
Талица 2.
Герои романа М. Шолохова «Тихий Дон» и птицы, которые с ними связаны
Герои |
Птицы |
Григорий |
утенок, гусь, ястреб, коршун, перепел, жаворонок, воробей, ворона. |
Наталья |
чибис, перепел, жаворонок |
Аксинья |
павлин, жаворонок, кукушка, чибис, птаха, стрепет, коростель |
Степан |
ястреб |
Василиса Ильнична |
гусыня, грач |
Пантелей Прокофьевич |
коршун, петух, чибис, вальдшнеп, сказочная птица |
Проанализировав найденный материал, мы можем сделать выводы:
1. Пристальное внимание М.А. Шолохова в романе «Тихий Дон» к деталям. «Птичий пантеон» М. Шолохова чрезвычайно разнообразен. Оказалось, что в книге встречаются 33 птицы. Были выписаны и проанализированы 231 эпизод. Рассмотрены особенности их воплощения, их функции в романе, которых мы выделили 8.
Таблица 3.
Функции встречающихся в романе птиц и количество эпизодов
1 |
Использование названий птиц для показа времени и места |
80 |
2 |
Для художественного изображения природы |
40 |
3 |
Для сравнения человеческих качеств с качествами птиц |
39 |
4 |
Пословицы и поговорки, песни |
21 |
5 |
Для изображения характера занятий. |
17 |
6 |
Для изображения внешности персонажей |
17 |
7 |
Сопоставление с материальным миром |
17 |
8 |
«Птичьи» фамилии |
10 |
2. Чутко изображает М. Шолохов природу Донского края. Все пейзажи в романе соотнесены с человеком, с течением жизни. Своей красотой они отражают душевный мир героев.
3. М.А. Шолохов создает психологические портреты персонажей, прибегая к различным средствам: речь, мысли, поступки, детали. Например, пословицы и поговорки, которые высказывают герои, отражают народную мудрость, показывают социальное положение, отношение между героями, создает колорит разговорной казачьей речи.
4. При характеристике персонажа автор использовал принцип параллелизма. Представление птиц, трепещущих, стремительно летящих, волнующихся перед дождем, поющих в предутренние часы — параллель состоянию Григория Мелехова, Натальи, Аксиньи.
5. В творчестве М. Шолохова элементы природы, в том числе и птицы, играют значимую роль: не просто художественное описание птиц, а восхищение человеком, который видит эту красоту, стремится ввысь.
Список литературы:
- Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., — 1995, — Т. 1, — С. 250.
- Ложникова И. Образ птицы в славянской мифологии. /Русский язык и литература. Всё для учителя. № 7 [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.e-osnova.ru/journal/4/7/765
- Никонов В.А. Имя и общество. М., 1974, — 244 с.
- Семанов С.Н. В мире «Тихого Дона», М., 1987, — 254 с.
- Символическое значение птиц [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://zen-designer.ru/arts-history/10-simvolika-ptits-vostochnich-slavjan
- Шолохов М.А. Тихий Дон [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://leeet.net/lib/books/tihii_don_
- Энциклопедия символов/ сост. В.М. Рошаль. М.:АСТ; СПб. Сова, 2006, — 1007 с.
дипломов
Комментарии (12)
Оставить комментарий