Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 25 января 2011 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогическая психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Якушева С.Д., Якушева О.В. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ВЛИЯНИЕ  МУЗЫКИ  НА  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ШКОЛЬНИКОВ

Якушева  Светлана  Дмитриевна

канд.  пед.  наук,  ст.  преподаватель  кафедры  педагогики  МГПИ,

г.  Москва

E-mail

Якушева  Оксана  Владимировна

аспирантка,  Психологический  институт  Российской  академии  образования,

Университетский  образовательный  округ,

Московский  городской  психолого-педагогический  университет,  г.Москва

E-mail

 

Великой  целью  образования  последних  столетий  является  формирование  личности,  способной  к  саморазвитию  и  самореализации.  К.Маркс  и  Ф.  Энгельс  утверждали,  что  человек  должен  лишь  познать  себя  самого,  сделать  себя  самого  материалом  всех  жизненных  отношений,  дать  им  оценку  сообразно  своей  сущности,  устроить  мир  истинно  по-человечески,  согласно  требованиям  своей  природы,  и  тогда  загадка  нашего  времени  будет  им  разгадана.

Современная  ситуация  в  системе  отечественного  образования,  его  гуманизация  и  индивидуализация,  побуждает  педагогов  и  психологов  к  созданию  новых  моделей,  поиску  инновационных  форм  и  подходов  развития  психолого-педагогических  здоровьесберегающих  технологий,  которые  ориентируются  на  физическое,  психическое,  духовное  здоровье  ребенка,  учитывающих  психофизиологические  особенности  возраста  школьников.

За  период  школьного  обучения  у  многих  детей  ухудшается  здоровье.  Чтобы  хорошо  учиться  и  успешно  преодолевать  трудности  школьной  жизни,  ребенок  должен  осознать,  что  главная  ценность  жизни  –  здоровье.  Необходимо  дать  ребенку  знания  о  его  неповторимости,  научить  осмысливать  процессы  своего  физического  и  психического  развития,  противостоять  жизненным  стрессам.  Решение  данной  проблемы  заключается  в  первую  очередь  в  психолого-педагогическом  осмыслении  процесса  организации  школьного  обучения.

В  нашей  стране  все  острее  ощущается  несоответствие  между  неуклонно  растущими  требованиями  семьи  и  общества  к  развитию  личности  с  высоким  интеллектуально-познавательным,  физическим  потенциалом  и  низким  уровнем  состояния  здоровья  людей,  необходимости  здорового  образа  жизни  и  неподготовленностью  организаторов  школьного  образования  и  учителей  к  проведению  мероприятий  по  развитию  культуры  здоровья.

Именно  школе  предоставляется  возможность  решить  эти  проблемы,  основными  их  которых  являются:

-сохранение  здоровья  и  психики  ребенка,  формирующихся  в  условиях  огромного  потока  информации,  стрессов,  экологической  несовместимости  природы  человека  и  научно-технического  прогресса;

-создание  благоприятных  условий  для  деятельности  самого  школьника,  направленной  на  саморазвитие  культуры  здоровья  как  культуры  физической  (управление  движениями  и  функциональными  возможностями  организма),  психологической  (управление  своими  ощущениями  и  внутренними  состояниями),  интеллектуальной  (управление  своим  мышлением).

Для  осуществления  творческого  саморазвития  учащихся  как  компонента  педагогической  здоровьесберегающей  технологии  успешности  обучения  при  переходе  из  начальной  в  основную  школу,  входящей  в  III  модуль  сетевой  городской  экспериментальной  площадки  «Комплексная  здоровьесберегающая  технология  успешности  обучения  и  адаптации  детей  в  системе  непрерывного  образования»,  на  первом  этапе  эксперимента  мы  рассмотрим  влияние  музыки  на  интеллектуальную  и  творческую  деятельность  школьников.

Создание  психолого-педагогических  условий,  способствующих  развитию  когнитивных  и  креативных  функций  личности  ребенка,  его  индивидуально-психологических  особенностей,  являются  актуальной  задачей  современной  школы.  В  связи  с  этим  особый  интерес  представляют  возможности  использования  музыкального  искусства  в  обучении  детей.

Музыка  как  вид  искусства  считается  одним  из  мощных  средств  воздействия  на  психическое  и  функциональное  состояние  человека,  в  том  числе  –  работу  интеллекта  через  регуляцию  эмоционального  и  соматического  фона.  Психологические  исследования  свидетельствуют  о  положительном  воздействии  музыки  на  работу  головного  мозга,  психомоторику,  развитие  речи  и  психические  процессы  (внимание,  восприятие,  мышление,  память).

Влияние  музыки  на  духовную  сущность  человека  посвящено  огромное  количество  психологических  и  искусствоведческих  трудов,  начиная  с  самых  древних  времен.

Еще  в  древности  выделяли  три  направления  влияния  музыки  на  человеческий  организм: 

1)  на  дyховнyю  сущность  человека; 

2)  на  интеллект; 

3)  на  физическое  тело. 

Современная  наука  преподносит  нам  неопровержимые  доказательства  этих  влияний. 

Благодаря  исследователям,  изучавшим  психофизиологический  аспект  воздействия  музыки,  можно  считать  твердо  установленными  следующие  факты:

•музыка  оказывает  заметное  воздействие  на  минутный  объем  крови,  частоту  пульса,  кровяное  давление,  уровень  сахара  в  крови;

•повышает  и  понижает  мышечный  тонус;

•стимулирует  появление  эмоций;

•улучшает  вербальные  и  арифметические  способности;

•стимулирует  процессы  восприятия  и  памяти;

•активизирует  творческое  мышление;  и  др.

Для  Античности  показательна  глубокая  связь  музыки  с  медициной.  Уже  в  те  времена  хорошо  были  известны  лечебные  свойства  музыки.  Великий  Аристотель  подчеркивал  не  только  психолого-педагогическое,  но  и  терапевтическое  значение  музыки,  считая,  что  музыка  через  катарсис  снимает  тяжелые  психические  переживания.  Гиппократ  использовал  в  своей  медицинской  практике  воздействие  музыкой  на  больных.  Великий  врачеватель  древности  Авиценна  называл  мелодию  «нелекарственным»  способом  лечения  (наряду  с  диетой,  запахами  и  смехом)  и  сильнейшим  средством  профилактики  нервно-психических  расстройств. 

В  XVI  веке  музыка  впервые  стала  применяться  во  время  хирургических  операций.  В  XIX  веке  ученый  И.  Догель  установил,  что  под  воздействием  музыки  меняются  кровяное  давление,  частота  сокращений  сердечной  мышцы,  ритм  и  глубина  дыхания,  как  y  животных,  так  и  человека.  Согласно  наблюдениям  известного  русского  хирурга  академика  Б.  Петровского,  под  воздействием  музыки  человеческий  организм  начинает  работать  более  гармонично,  и  поэтому  он  обязательно  использовал  музыку  во  время  сложных  операций. 

Можно  с  уверенностью  сказать,  что  специально  подобранная  музыка  способна  в  целом  оптимизировать  деятельность  мозга.  Когда  же  речь  идет  о  формирующемся  мозге  маленького  ребенка,  то  музыкальные  воздействия  могут  выступать  как  конструирующие  мозг.  Поэтому  очень  важно,  чтобы  ребенок  с  рождения  имел  возможность  слушать  классическую  музыку. 

Восприятие  музыки  можно  смело  считать  ведущим  видом  музыкальной  деятельности,  поскольку  оно  доступно  человеку  еще  до  его  рождения,  а  также  и  потому,  что  сопутствует  всем  остальным:  поем  ли  мы,  музицируем  на  инструменте,  танцуем  -  мы  слышим  музыку.  Учеными  доказано,  что  даже  бессознательное  восприятие  специально  подобранной  музыки  улучшает  показатели  интеллекта.  И  все  же  так  называемый  "Моцарт-эффект"  (эффект  в  результате  кратковременного  прослушивания  музыкальных  фрагментов  Моцарта),  получивший  большое  распространение  в  90-е  годы,  большее  значение  имеет  для  исследователей,  чем  для  практических  приложений.  Долговременные  "интеллектуальные  выгоды"  оптимальнее  получать  интенсивным  изучением  музыки  и  практической  музыкальной  деятельностью.

Головной  мозг  человека  является  самым  сложным  образованием  Вселенной.  Он  содержит  около  триллиона  клеток,  из  которых  100  миллиардов  -  нейроны,  каждый  из  которых  связан  с  тысячами  других.  Формирующиеся  в  процессе  развития  мозга  межнейрональные  комплексы  и  межцентральные  связи  лежат  в  основе  его  интеграции.  По  мере  созревания  мозга  степень  устойчивости  его  интеграции  нарастает.  Лишь  при  этом  условии  он  способен  к  обучению  и  формированию  высших  психических  функций.  Деятельность  полушарий  является  взаимодополнительной,  отражая  неравномерность  распределения  функций  между  двумя  различными  системами  мозгового  кодирования.  Правое  полушарие  в  большей  степени  обладает  континуальными  функциями,  т.е.  кодирует  «целостность»,  а  левое  –  дискретными  функциями,  т.е.  кодирует  существенные  признаки  целого.  Поскольку  восприятие  музыки  обеспечивается  обоими  полушариями,  каждое  из  которых  регулирует  различные  функции,  цельное  впечатление  от  музыки  обеспечивается  интеграцией  специализированных  когнитивных  и  эмоциональных  процессов,  протекающих  в  обоих  полушариях.  Музыкальная  деятельность  вызывает  усиление  межцентрального  и  межполушарного  взаимодействия,  т.е.  интеграцию  мозга.

Профессор  Чеффилдского  Университета  Кэйти  Овери  сформулировала  аспекты  так  называемых  «интеллектуальных  выгод»  от  музыки.  Как  сообщается  в  журнале  «NORDIC  JOURNAL  OF  MUSIC  THERAPY»  (выпуск  1,  Зима  2000г.),  ею  были  определены  побочные  интеллектуальные  эффекты,  возникающие  в  результате  музыкальных  влияний,  такие  как:

1.повышение  уровня  читательских  навыков,

2.повышение  уровня  речевых  навыков,

3.улучшение  навыков,  необходимых  для  решения  пространственных  и  временных  задач,

4.улучшение  вербальных  и  счетно-арифметических  способностей,

5.улучшение  концентрации  внимания,

6.улучшение  памяти,

7.улучшение  моторной  координации. 

Мария  Спайхигер  из  Университета  Фрайбоург  (Швейцария)  представила  ряд  положений  относительно  музыкального  эффекта  перемещения.  Следует  уточнить,  что  "эффектом  перемещения"  или  «перемещением  обученности»  называют  усовершенствование  одной  познавательной  способности  или  моторного  навыка  за  счет  предшествующего  изучения  или  практики  в  другой  области.  Обычный  пример  перемещения  моторного  навыка  -  то,  что  умение  ездить  на  велосипеде  значительно  облегчает  процесс  обучения  катанию  на  коньках  или  другое  действие,  которое  требует  умения  поддерживать  равновесие  при  движении.  Спайхигер  указала,  что  эффекты  перемещения  между  музыкой  и  учебными  предметами  наиболее  вероятны,  поскольку,  как  и  множество  других  известных  эффектов  перемещения,  основаны  на  подобиях  между  умственными  и  эмоциональными  действиями.

Положительные  эмоции,  вызванные  музыкой,  увеличивают  мотивацию  детей,  активизируют  деятельность  не  только  обучающихся,  но  и  преподавателей,  стимулируют  познавательный  процесс.  Музыкальная  деятельность  неизменно  пробуждает  интерес  к  излагаемому  материалу,  развлекает,  успокаивает,  придает  силы.  Дети,  которые  чаще  соприкасаются  с  классической  музыкой,  отличаются  от  своих  сверстников:  у  них  более  развиты  процессы  восприятия,  памяти;  речевые,  орфографические  и  вычислительные  навыки;  такие  дети  более  дисциплинированны  и  эмоциональны.  Мыслительные  процессы  у  таких  детей  отличаются  более  высокой  скоростью  мышления  и  полифоничностью,  т.е.  способностью  одновременно  обрабатывать  большое  количество  разнообразной  информации.

Итак,  музыка  -  сильное  и  яркое  средство  развития  творческой  индивидуальности,  духовного  становления  личности.  Она  неоспоримо  оказывает  огромное  влияние  в  формировании  индивидуальности,  развитии  духовного  становления  человека,  начиная  с  раннего  детского  возраста.

Музыкальное  сопровождение  нормализует  характер  изменения  общих  активационных  процессов,  происходящих  в  связи  с  обучением.  Оно  как  бы  усредняет  тип  реагирования,  ослабляя  его  в  случае  избыточности  и  усиливая  при  недостаточности.  Эти  крайние  формы  реагирования  под  влиянием  музыки  сглаживаются,  что  может  быть  оценено  как  положительное  для  оптимизации  процесса  обучения.  Экспериментальные  факты  свидетельствуют:  в  случаях  решения  той  или  иной  познавательной  задачи  изменяется  содержание  и  эмоционального  состояния,  и  собственно  интеллектуального  процесса.  Так,  по  данным  И.М.  Трахтенберга  и  С.М.  Рашмана,  положительные  эмоции  увеличивают  работоспособность  на  20-40%.  И.М.  Трахтенберг,  воздействуя  с  помощью  музыки  на  эмоциональное  состояние  обучающегося  устранял  напряжение,  нерешительность,  мнительность,  упадки  настроения,  усталость  и  т.д.  Н.В.  Шутова  использовала  музыкальное  воздействие  на  обучающегося  как  психологическое  средство  оптимизации  его  труда.  Ею  было  доказано,  что  положительные  эмоции,  вызванные  музыкой,  увеличивают  мотивацию,  активизируют  деятельность  преподавателей  и  обучающихся,  стимулируют  познавательный  процесс.

Исследуя  причины  возникновения  трудностей  в  процессе  обучения,  психологи  выделяют,  среди  прочих,  следующие: 

·       в  процессе  развития  мозговых  структур  не  развиты  необходимые  межполушарные  и  внутриполушарные  связи; 

·       предлагаемые  методики  обучения  не  соответствуют  типу  мышления,  половым  особенностям  познавательных  процессов; 

·       предъявляемые  ребенку  требования  могут  не  совпадать  по  времени  со  стадией  функционального  развития  мозга,  опережая  его  возрастную  готовность  к  выполнению  поставленных  задач. 

В  связи  с  этим  представляют  большой  интерес  результаты  исследований  в  области  влияния  музыки  на  умственную  деятельность  детей  и  на  функции  мозга,  которые  отражены  в  работах  таких  ученых,  как  В.Б.  Полякова  (1965-1969),  А.Л.  Готсдинер  (1975),  Т.К.  Метельницкая  (1977),  Л.П.  Трегубова  (1977),  В.Ф.  Коновалов,  Н.А.  Отмахова  (1983),  А.В.  Торопова  (1995),  О.В.  Лаврова  (1996),  Г.Ю.  Маляренко,  М.В.  Хватова  (1993-  1996),  M.  Critchley,  R.  Henson  (1987),  N.M.  Weinberger  (1999)  и  др.

Музыка  может  выступать  как  метод  стимуляции,  который  направлен  на  пробуждение  интереса  к  излагаемому  материалу,  удивлению,  любопытству.  Л.Н.  Трегубова  отмечает,  что  использование  музыкального  сопровождения  на  школьном  уроке  способствует  сосредоточенности,  дает  положительный  эффект.  Исследование  В.П.  Петрушина  показывает,  что  инструментальная  музыка  стимулирует  воображение  слушателей  и  способствует  их  творческому  развитию  мышления.

Венгерский  педагог  Золтан  Кодай  в  1951  году  создал  первую  школу  с  расширенным  преподаванием  музыки.  В  его  школах  резко  возросла  успеваемость  по  сравнению  с  другими  школами,  -  и  это,  несмотря  на  то,  что  объем  преподавания  других  предметов  пришлось  сократить  в  пользу  уроков  музыки.  Этот  эксперимент  был  повторен  в  Швейцарии  (1988-1991)  и  также  выявил  положительные  результаты.  Итоги  этого  эксперимента  зафиксированы  в  работе  Э.В.  Вебера  «Музыка  делает  школу».  Автор  книги  «Формирование  человека  посредством  музыки»  В.  Вюнш  рассматривает  музыку  в  качестве  центрального  предмета  преподавания,  который  формирует  человека  и  позволяет  ему  набирать  духовный  опыт.

Американские  исследователи  X.  Leng,  G.  Shaw  считают,  что  мозг  человека  с  момента  рождения  способен  к  восприятию  музыки,  и  она  является  своего  рода  предъязыком,  ими  продемонстрирована  польза  музыкального  обучения  с  раннего  детства  и  даже  грудного  возраста  для  тренировки  некоторых  специфических  высших  когнитивных  функций.  Ранний  музыкальный  опыт,  а  также  музыкальная  деятельность  (пение,  движение  под  музыку,  музицирование,  слушание  музыки  и  т.д.)  открывают  доступ  к  врожденным  механизмам,  ответственным  за  восприятие,  понимание  музыки  и  расширяет  использование  этих  механизмов  для  образования  других  высших  функций  мозга.

С.Д.  Якушева  утверждает,  что  в  силу  специфики  своей  природы  музыка  удобна  в  качестве  «входа»  во  внутреннее  пространство  личности.  Музыка  отличается  от  других  видов  искусства  особой  тайной  интимного  воздействия  на  человека.  Ее  смысл  проникает  в  слушателя  не  через  рассудок,  а  через  сочувственное  напряжение.  Музыка  попадает  в  такие  глубины  человеческого  существа,  где  все  чувства  находятся  в  гармонии,  в  целостности.  Поэтому  музыка  подобна  психической  жизни,  она  адекватна  человеческой  душе.  Основой  содержания  музыки  является  целостность  эмоциональной  и  мыслительной  жизни  человека.

В  следующем  этапе  экспериментального  исследования  мы  введем  в  образовательный  процесс  школы  музыкальное  сопровождение  перемен  и  проследим  эффективность  данного  процесса  на  успешность  обучения  учащихся  младших  классов.

Мы  считаем,  что  активизация  интеллектуальной  деятельности  школьников,  благодаря  музыкальному  восприятию  окажет  положительный  эффект  на  интеллектуальную  деятельность  детей.

Ибо,  музыкальное  восприятие  –  сложный  творческий  процесс,  в  основе  которого  лежит  способность  слышать,  переживать  музыкальное  содержание.  Музыкальное  звучание  воспринимается  как  процесс,  во  время  которого  сменяются  и  взаимодействуют  различные  образы,  происходят  подъемы  и  спады,  противопоставления,  трансформации,  смены  динамики  и  статики,  напряжения  и  покоя.  Именно  это  процессуальное  развитие  делает  возможным  передачу  различного  идейного  содержания,  придает  музыке  силу  воздействия,  превращает  восприятие  музыки  в  подлинно  художественное  переживание.  Слушая  музыку,  ребенок  «вживается»  в  музыкальные  образы,  которые  пробуждают  ассоциации,  почерпнутые  из  его  личной  жизни. 

Ведь  регулярное  восприятие  детьми  специально  подобранной  музыки  активизирует  зрительное  восприятие,  улучшает  внимание,  кратковременную  память,  а  также  повышает  показатели  вербального  и  невербального  интеллекта.

В  результате  музыкального  воздействия  повышается  чувствительность  не  только  слухового,  но  и  зрительного  анализаторов,  в  целом  оптимизируются  функции  мозга,  улучшается  регуляция  произвольных  движений,  ускоряется  переработка  информации,  повышается  умственная  работоспособность.  В  целом  улучшаются  психофизиологические  характеристики  мозга,  а  значит  -  повышается  способность  мозга  к  обучению.

Каждый  человек  волен,  выбирать,  что  ему  ближе.  И,  все  же,  только  гармоничная  и  богатая  звуковая  аура  способна  сделать  человека  и  мир  -  совершенней.

 

Список  литературы:

1.Самбурская  А.А.  Музыка  интеллекта  [электронный  ресурс]  -  Режим  доступа.  -  URL:  http://alicepush.ucoz.ru/index/0-5

2.Митяева  А.М.  Здоровьесберегающие  педагогические  технологии:  учеб.  пособие  [Текст]  /  А.М.  Митяева.  –  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2008.  –  192с.

3.Якушева  С.Д.  Эстетическая  культура  в  развитии  творческого  потенциала  личности  студентов  колледжа:  Монография  [Текст]  /  С.Д.  Якушева.  –  М:  АПКиППРО,  2010.-172с.

4.Якушева  О.В.  К  проблеме  изучения  воздействия  музыки  на  выполнение  интеллектуальных  задач  подростками  [Текст]  //  Духовно-нравственное  наследие  И.П.  Павлова  и  современная  научная  мысль:  материалы  5-й  Международной  научно-практической  конференции  студентов  и  молодых  ученых,  23-25  апреля  2010  года  /  отв.  ред.  М.К.  Кабардов.  –  Рязань:  Ряз.  гос.  ун-т  им.  С.А.  Есенина,  2010  –  300с.  –  С.44-46.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (4)

# Адилжан 05.04.2016 01:14
интересные исследования
# Семён 14.07.2017 17:41
В исследовании ссылаются на работы зарубежных исследователей, но ссылок в списке литературы-нет. Кое-как нашёл про Кэти Овери, но вот про Марию Спайхигер и эффект перемещения- не могу. Возможно, чего-то не знаю. Можно ссылки?
# Семён 14.07.2017 18:04
Мой комментарий был удалён как выражающий сомнение в качественности проделанной работы? Или он был удалён вследствие нарушений правил сайта, одно из которых- "Не просите ссылки на исследования в комментариях под статьями"?
# Семён 14.07.2017 18:37
интересные исследования

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.