Статья опубликована в рамках: XXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 07 февраля 2018 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ СТАРШЕКЛАССНИКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЕ
Педагогическая помощь обучающимся в саморазвитии является одной из важнейших проблем современного образования, так как согласно последним исследованиям некоторое количество преподавателей имеют низкий уровень самооценки, недостаточно понимают значимость процессов саморазвития личности, не владеют методами и приемами педагогической поддержки учащихся [7, с. 3]. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования отмечается необходимость всесторонней поддержки саморазвития обучающихся учителями [3, с. 10-11].
В статье рассмотрен важнейший фактор саморазвития старшеклассников через преподавание региональной литературы, поскольку именно она способствует не только формированию навыков чтения, анализа, но и знакомит обучающихся с творчеством забытых писателей Республики Татарстан, что будет содействовать освоению подрастающим поколением культурных сокровищ собственного народа и воспитанию уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей. Именно региональный компонент способствует не только развитию креативной, патриотической личности, но и повышению культуры чтения.
В статье впервые рассматривается возможность применения метода моделирования для организации внеурочной работы со школьниками старших классов при изучении региональной литературы.
Моделирование – это универсальный и всеобщий метод, который применяется во всех предметных областях: математике, русском языке, истории, географии и т.д. В контексте нашего исследования необходимо различать термины «модель» и «моделирование». Данные научные понятия тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Так под «моделью» первоначально подразумевали копирование тех или иных внешних свойств объекта, чаще всего его пространственных форм («модель знания», «модель судна») [2, с. 35-42]. В современной науке термин «модель» приобретает иное значение. «Модель» понимается уже ни как образец, аналогия или прототип, а как «мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте» [9]. При этом стоит отметить, что не всякое изображение можно считать моделью, а лишь такое, которое фиксирует всеобщее отношение некоторой системы и обеспечивает его дальнейшее изучение. Поэтому необходимо различать модель и изображение внешних черт изучаемого объекта.
Термин «моделирование» определяется менее точно, чем «модель». В педагогической науке важно различать, с одной стороны, моделирование как метод исследования, а с другой стороны, использование моделей как метод обучения. То есть термин «моделирование» приобретает два значения: узкое и широкое. В узком смысле моделирование – это процесс создания модели (метод обучения), а в широком смысле под моделированием подразумевается метод исследования различных объектов на их моделях (метод научного познания).
При моделировании как методе обучения созданная модель представляет собой зафиксированную схему, таблицу, изображение и т.д. При этом стоит отметить, что зафиксированная тем или иным способом информационная модель не способна дать большее число выводов о поведении смоделированного объекта, чем те выводы, которые были заложены в нее с самого начала. Таким образом, модель в данной трактовке представляет собой статичную форму организации познания. [2, с. 35-42]. В исследовании мы будем использовать метод моделирования как процесс создания модели (метод обучения), так как нас интересует именно зафиксированная модель объекта каким-либо способом (в частности создание обложки произведения). Для нас особую важность составляет умение обучающихся систематизировать полученные знания и умение эти знания представлять в виде схемы.
Таким образом, метод моделирования – это метод опосредованного познания, при котором изучается не интересующий нас объект, а его заместитель (модель), находящийся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом, способный замещать его в определенных отношениях и дающий при его исследовании новую информацию о моделируемом объекте.
Учитель при использовании метода моделирования как способа познания в процессе обучения должен ставить следующую цель: не только продемонстрировать учащимся различные модели, но и научить школьников составлять, строить научные модели, способствовать формированию у них умения изучать какие-либо явления, объекты с помощью моделирования. Исходя из данной образовательной цели, мы можем говорить о сложной структурной организации изучаемого метода. Н. Г. Казанский и Т. С. Назарова указывают на трехкомпонентную структуру метода моделирования: внешняя сторона (изложение, беседа, самостоятельная работа), внутренняя сторона (аналитическая, индуктивная, дедуктивная стороны и т.д.) и технологическая сторона (приемы построения, преобразования и конкретизации модели).
Таким образом, компоненты структуры метода моделирования представляют собой различные этапы работы над созданием модели: внешняя сторона – это конкретная форма взаимодействия учителя и учащихся (беседа, дискуссия, изложение); внутренняя сторона – это совокупность общеучебных приемов (синтеза, анализа, обобщения и т.д.) и способов учебной работы; технологическая сторона – это совокупность специфических приемов данного метода (предварительный анализ, построение модели, работа с ней).
Анализируя специфику работы в образовательном процессе с методом моделирования, мы пришли к выводу, что данный метод является наиболее эффективным при изучении произведений региональной литературы. Так как в процессе обучения литературе учитель должен стремиться к созданию таких условий, в которых учащиеся становятся исследователями литературных произведений, творцами, собеседниками, генераторами новых идей [5]. Поэтому формирование читательских умений школьников на уроках литературы эффективно проводить через моделирование, которое в период образования становится основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий.
Стоит также отметить, что обучающиеся как старших, так и младших классов часто в процессе овладения читательской деятельности испытывают трудности, связанные с освоением текста. К ним относятся неумение обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста;трудности в работе с информацией, представленной в виде графиков, диаграмм, схем [4].
Исходя из анализа методической литературы и практического опыта преподавания, можно предложить один из возможных путей решения данной проблемы – это изобретение вместе с детьми наиболее удобных схем, таблиц и других способов анализа, обобщения, классификации. То есть обучение сжатию и развертыванию, кодированию и перекодированию информации способствует овладению учащимися эффективными способами работы с информацией. Поэтому применение метода моделирования при изучении художественных произведений является не только оправданным, но и результативным.
Использование метода моделирования как на уроках литературы, так и во внеурочных занятия по изучению региональной литературы (так как нас интересует именно данная область) направлено на решение следующих задач: организовать построение рассуждения на заданную тему (учащиеся высказывают свою точку зрения по прочитанному произведению; внешний компонент структуры метода моделирования); способствовать построению анализа, сравнения, обобщения (учащиеся стараются выделить основную информацию из изучаемого текста; внутренний компонент структуры метода моделирования); организовать осмысление, образную конкретизацию и образное обобщение для понимания прочитанного (учащиеся создают свою модель изучаемого произведения; технологическая сторона метода моделирования) [8, с. 136-143].
Итак, в основе метода моделирования лежит принцип замещения: какой-либо реальный предмет учащиеся заменяют другим предметом, его изображением или условным обозначением. То есть моделирование как метод изучения художественных произведений представляет собой систему «заменителей» жанров, тем, героев, а также схематические планы и модели обложек.
Метод моделирования представляет собой следующую систему «заменителей»: жанр произведения заменяет определенной геометрической фигурой (треугольником, квадратом, овалом, ромбом и т.д.), тема обозначается закрепленным за ней цветом (красным, синим, коричневым, зеленым, желтым и т.д.). Выбранным цветом закрашивается фигура, обозначающая жанр. Герои произведений также заменяются условными обозначениям: «заменителем» героев может выступать или печатная буква, обведенная кружком, или какое-либо изображение, характеризующее образ героя (возможно, это определенная деталь, характерная для данного героя). Автор анализируемого произведения записывается в красную рамочку, а название – в синюю. Модель обложки имеет строгую структуру: сначала обозначается автор, затем название произведения, далее жанр и тема, а завершается модель изображением героев. Все «заменители» должны быть размещены на одном листе, так как конечный результат моделирования – это создание обложки изучаемого произведения. То есть учащиеся через модели обложек должны передать всю информацию об анализируемом произведении.
Например, составим модель обложки к басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей». Фамилию автора в красной рамочке пишем сверху, название в синей рамочке снизу, а в центре жанр и тематика. Предположим, что басню (жанр) мы будем обозначать квадратом, а тему о животных коричневым цветом. Значит, жанр и тема в модели обложки будут обозначены коричневым квадратом.
Рисунок 1. Модель обложки к басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»
Моделирование обложки произведения или составление схематического плана, по нашему мнению, проводится в три этапа: первый этап (подготовительный) – учитель знакомит учащихся с новым для них методом, рассказывает о специфике составления моделей произведения при помощи системы «заменителей», совместно с учащимися учитель составляет свою систему «заменителей» жанров, тем и героев; второй этап (основной или описательный) – обучающиеся составляют модель обложки; третий этап (заключительный) – школьники защищают свои модели.
Метод моделирования нами был использован при изучении лирических произведений казанского поэта Леонида Ивановича Топчия на занятиях в 9 классе IT-лицея КФУ. На первом (подготовительном) этапе учащиеся коллективно условились, что при составлении модели обложки произведений поэта жанры будут обозначаться следующими фигурами: сказка – круг, стихотворение – треугольник, рассказ – прямоугольник, поэма – ромб, басня - сердце; темы произведений были обозначены следующими цветами: о Родине – желтый, о природе – зеленый, о животных – коричневый, о приключениях, фантастике, волшебстве – синий, о войне – красный, о любви – розовый. Также на подготовительном этапе учащиеся пришли к общему мнению, что героев произведения они будут не просто заменять печатной буквой, обведенной в круг, а рисовать определенные детали, характеризующие того или иного героя.
На втором (описательном) этапе обучающиеся приступили к конструированию моделей обложки произведения. Для моделирования были выбраны стихотворения Леонида Ивановича Топчия о войне «Фили» и «Старый ветеран». Моделирование обложек произведения нами проводилось пошагово:
- 1 шаг: лист бумаги формат «А-4» обучающиеся располагали вертикально; далее записывали фамилию и инициалы автора на приготовленном листе в красной рамочке;
- 2 шаг: обучающиеся в синюю рамочку записывали название произведений казанского писателя (названия произведений – «Фили», «Старый ветеран»);
- 3 шаг: после определения жанра, ученики на листе чертили геометрическую фигуру, соответствующую жанру анализируемого произведения (обозначая стихотворение, обучающиеся на листе нарисовали треугольник);
- 4 шаг: фигуру, обозначающую жанр, старшеклассники закрасили тем цветом, который соответствует теме стихотворения (в обоих стихотворения казанский поэт поднимает тему войны, поэтому треугольник стал синим);
- 5 шаг: учащиеся выписали основных героев анализируемого произведения и сделали зарисовки их характерных черт на листе-обложке.
Выполнив работу по составлению моделей стихотворений Л.И. Топчия, каждый обучающийся защитил получившуюся обложку (заключительный этап). Представим одну из получившихся моделей обложки по стихотворению «Старый ветеран»:
Рисунок 2. Модель обложки к стихотворению Л.И. Топчия «Старый ветеран»
На наш взгляд, использование метода моделирование на внеурочных занятиях при изучении региональной литературы позволяет не только заинтересовать обучающихся в процессе обучения, но и способствует созданию условий для самореализации и саморазвития школьников. То есть, познакомившись с данным методом, обучающиеся смогут его использовать как на уроках литературы, так и в повседневной жизни, где необходимо систематизировать и классифицировать информацию [1, с. 116-119].
Таким образом, моделирование является универсальным методом, способствующим формированию таких умений, как умение анализировать, сравнивать, обобщать информацию. При помощи метода моделирования в учебной деятельности закладываются основные универсальные учебные действия, без которых невозможно полноценное и результативное получение знаний.
Список литературы:
- Гильгенберг Т.Н. Моделирование как способ формирования у школьников ключевых компетенций и целостного представления о картине мира (на материале предметов русский язык и литература) // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 116-119.
- Землянская Е.Н. Моделирование как метод психолого-педагогического исследования// Преподаватель XXI века – 2013 – Т. 1. №3. – С.35-42.
- Ларина Е.Н. Психологические условия формирования способности к саморазвитию у старших подростков: дисс. канд. психол. наук. – Самара, 2007. – 204 с.
- Лодатко Е.А. Моделирование педагогических систем и процессов: монография / Е. А. Лодатко. — Славянск: СГПУ, 2010. — 148 с.
- Роговер Е.С. Методика преподавания литературы: Учебное пособие. Т. 2. – СПб.: «Олимп-СПб», 2016. – 736 с.
- Топчий Л.И. Воскрешение: стихотворения и поэмы. – Казань: «Kazan-Казань», 2003. – 384 с.
- Харина Н.В. Приоритетные стратегии и приемы педагогической поддержки творческого саморазвития старшеклассников в образовательной деятельности: автореферат дис. канд. педагог.наук. – Казань, 2011. – 23 с.
- Цыганов А.В. Инновационные подходы в моделировании учебного процесса / А.В. Цыганов // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. – Санкт-Петербург, 2010. – № 136. – С. 136-143.
- Штофф В.А. Моделирование и философия: монография / В.А. Штофф. – М.: Наука, 1966. – 303 с.
дипломов
Оставить комментарий