Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 15 ноября 2019 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сотникова Ж.М. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ СЕТА РИГГСА В ПОСТАНОВКЕ ГОЛОСА НА ВОКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. LXXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 22(81). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/22(81).pdf (дата обращения: 14.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ СЕТА РИГГСА В ПОСТАНОВКЕ ГОЛОСА НА ВОКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Сотникова Жанна Маратовна

магистрант института музыкального и художественного образования ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»,

РФ, г. Екатеринбург

АННОТАЦИЯ

В данной статье описывается возможность эффективного использования методики Сета Риггса «Пение в речевой позиции» при реализации дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение», в вариативной части, учебного предмета "Сольное пение". Продемонстрирована система упражнений, которые направлены на преодоление мускульных рефлексов, на обретение уверенности, которые помогают раскрыть вокальный потенциал младших школьников. Описываются часто встречающиеся в работе над упражнениями проблемы физиологического характера и возможные способы их решения.

 

Ключевые слова: Методика Сета Риггса, постановка голоса, речевая позиция, вокальные упражнения, рефлексы, ФГТ, сольное пение, младшие школьники.

 

С введением федеральных государственных требований в образовательный процесс учреждений дополнительного образования учебные часы на предмет вокал, сольное пение, постановка голоса, в учебном плане дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение», остались только в вариативной части. Несмотря на эти обстоятельства желающих научиться петь не стало меньше, наоборот, потребность детей и их родителей заключается в возможности реализоваться посредством сцены, а пение как известно самый доступный вид музыкальной деятельности.

В пояснительной записке к учебному предмету «Сольное пение»  вариативной части ДПП «Хоровое пение» говорится, что обучение должно быть направлено на приобщение учащихся к основам мировой вокальной культуры, развитие певческой деятельности опираясь на личностное развитие ребенка, развитие музыкальной культуры, музыкально - эстетического вкуса, формирование у них исполнительских вокальных умений и навыков, обеспечение условий для обучения профессионально ориентированных детей, с целью их поступления в средние и высшие профессиональные учебные заведения. А программа учебного предмета должна отражать комплексное развитие и индивидуальный подход к учащемуся, и иметь академическую направленность вокального репертуара, используемого в обучении [1]. Из всего выше сказанного следует, что методика преподавания должна опираться на академические каноны.

На сегодня, методы и приёмы вокального воспитания являются итогом многолетнего теоретического и практического опыта педагогов и отличаются своей многочисленностью. Однако малоэффективным было бы такое обучение, которое основывалось бы на одном-единственном методе. Неоспоримо и то, что преподаватель должен в совершенстве владеть различными методами и приёмами обучения и уметь применять их в соответствующих ситуациях. Проанализировав известные вокальные техники и методики, мы пришли к выводу, что одна из наиболее эффективных методик постановки голоса, пение в речевой позиции.

Существуют различные методики и техники постановки голоса, однако наибольший интерес вызывает методика Сета Риггса, так как известно, что ее основа – это пение в речевой позиции, которая наиболее оптимальна для младших школьников, начинающих заниматься пением. По мнению Ирины Ульевой педагога-вокалиста, которая подробнейшим образом изучила и описала «Плюсы и минусы вокальной методики Сета Риггса», в своей книге, данная методика вызывает ряд противоречий. По ее словам, методику Сета Риггса классической не назовешь, так как много ошибочных идей, приемов и определений, но в то же время она имеет похожесть с одной из итальянских классических школ. Похожесть ее в том, что настройка голоса работает на мягкой атаке звука, оставаясь в речевой позиции, и что в целом, большинство упражнений развивают квадратные мышцы лица, которые обеспечивают качественное звучание резонаторов [3].

В своей работе мы используем систему упражнений из первой части «обретение уверенности», которая направлена на развитие координации, то есть на приведение голосовых складок в такое состояние, при котором они взаимодействовуют с вдыхаемым и выдыхаемым воздухом без участия внешних мышц [2]. Упражнения способствуют психологическому раскрепощению, преодолению мускульных рефлексов. С помощью этих упражнений формируются также все первоначальные вокальные навыки, необходимые для последующего обучения: певческое дыхание, овладение чувством резонаторности, выравнивание регистров, кантилена, дикция и т.д.    Упражнения условно делим на 3 группы:

1 группа – разминочные упражнения;

2 группа – упражнения для верхней части гортани;

3 группа – упражнения для нижней части гортани.

Первая группа – разминочные упражнения

Сюда входят упражнения с № 1 по № 4. Эти упражнения не следует петь громко.        

Описание упражнений.

Исходное положение: необходимо расположить кончики пальцев на щеках так, чтобы они поддерживали лежащую вокруг губ кожу. Следить за тем, чтобы учащийся подтянул кожу таким образом, чтобы его зубы соединились. Благодаря этому мышцы остаются расслабленными, и чтобы двигать ими, не нужно много воздуха.

 

Рисунок 1. Упражнение №1

 

пассаж губами

При пропевании представленной секвенции необходимо делать так называемый пассаж губами, позволяющий губам ребенка вибрировать как можно более свободно и равномерно. Для детей младшего возраста этот звук наиболее точно ассоциируется с имитацией езды на автомобиле во время игры (представить сигнал автомобиля – «би-би»).

Эту секвенцию предлагаем интонировать, поднимаясь по полутонам вверх. Начальная нота упражнения – С 1.

 По мере освоения пассажа губами переходим к боле сложному упражнению.

 

Рисунок 2. Упражнение № 1(а)

пассаж губами

Первое время от ребенка не надо требовать точного интонирования верхнего звука и нисходящего пассажа. Главное, чтобы его губы были свободными и расслабленными, а звук слитным.

В упражнении № 1, как и в других упражнениях, учащиеся должны были привыкнуть к переносу ощущения резонанса. В нижней части диапазона им должно казаться, что голос идет прямо изо рта, в то время как в верхнем (при использовании головного регистра) должно казаться, что голос идет все дальше и дальше из-за мягкого неба. Ребенок должен ощутить то, как идущие от голосовых складок звуковые волны активизируют эти резонансные полости.

При использовании в Упражнении № 1 слишком большого количества воздуха или слишком высоких нот активизируются внешние мышцы, которые препятствуют движению губ и языка. Если это происходит, то при достижении трудной ноты, учащемуся нужно наклониться вперед, и, пропев ее, вернуться в прежнее положение. Таким образом, приближающийся к нему пол заставляет ребенка думать о том, что он движется «вниз» и не «вверх». Этот приём используется тогда, когда учащийся чувствует себя зажатым или когда ему нужно «дотянуть» какую-то ноту.

Эти же секвенции используются в упражнении № 2, № 2(а) (исходное положение как в упражнении № 1), но при этом необходимо делать трель языком (язык должен слегка колебаться). Такой звук можно сравнить с  рычанием, например сытого тигра («Ррр»). Начальная нота упражнения – С 1.

 

Рисунок 3. Упражнение №2

 

пассаж губами

Указания для упражнения № 3 совпадают с указаниями к упражнению № 1 – только здесь увеличены интервалы между нотами, поэтому тот же участок диапазона проходится быстрее. В Упражнении № 3 еще больше усиливается противодействие вмешательству внешних мышц. Голосовые складки должны быть достаточно свободны, чтобы справиться с более широкими скачками.

Необходимо следить, чтобы не было «переползания» от одной ноты к другой. Каждая нота должна звучать чисто и ясно. При переходе к более высокой ноте учащемуся предлогается представить, что переход идет к более низкой или равной по высоте ноте. Это помогает избежать «сползания». Нужно сосредоточить всё внимание на равномерной и близкой вибрации губ.

В упражнении № 4 необходимо следовать указаниям из упражнения №2. Отличие состоит только в нотах и ритмике, которые соответствуют упражнению № 3, при этом необходимо  делать трель языком («Ррр»).

Если учащийся исполняет упражнения 2-ой группы (пассаж губами и трель языком), это означает, что его внешние мышцы не мешают работать гортани (очень трудно делать эти упражнения, когда контролирующие губы и язык мышцы пытаются помочь гортани издать звук требуемой высоты). Это также означает, что когда он поет все выше и выше, его голосовые складки становятся тоньше, а их вибрирующий участок укорачивается, и, кроме того, используется именно то количество воздуха, которое как раз необходимо для поддержания этих вибраций. Выполняя эти упражнения, учащийся при помощи губ и языка способен противодействовать излишнему давлению воздуха, которое может у него возникнуть. Развитие координации, которая позволяет складкам «утончаться» и «укорачиваться» в речевой позиции (при помощи только мышц гортани) требует времени.

2 группа – Упражнения для верхней части гортани

Прежде чем двигаться дальше, очень важно, чтобы учащийся почувствовал «утончение» и «укорочение» голосовых складок именно на уровне складок – даже если при этом приходится задействовать некоторые нежелательные внешние мышцы. Они направлены на работу с мышцами, расположенными над гортанью, поднимающие ее вверх. Мышцы поднятой гортани растягиваются, при этом голосовые складки становятся тоньше, что в свою очередь делает возможным их переход в укороченное состояние, необходимое для пения высоких нот. Эти внешние мышцы используются временно, только для того, чтобы познакомиться с верными ощущениями. Это еще не является звукоизвлечением в речевой позиции.

Упражнение № 5 исполняется на слог «Нэй, нэй», но обращается внимание на то, что не следует петь звук носом. Он и так получается достаточно «гнусавым», если стараться утрировать звук «Н». (Произносить звук «Н» не прижимая язык плотно к зубам, а касаясь расслабленным кончиком языка альвеол). Также необходимо следить за тем, чтобы учащийся не пел грудным голосом выше  С#  2.

Начальная нота упражнения – С # 1.

 

Рисунок 4. Упражнение № 5

       nay nay  nay   nay  nay  nay   nay  nay nay    nay         

 

  

Рисунок 5. Упражнение № 6

         nay…

 

Указания к упражнению № 6 совпадают с инструкцией к упражнению № 5 – отличаются только ноты и ритмика. Начальная нота упражнения – А м  – Н м.

З группа – Упражнения для нижней части гортани

Упражнения №№ 7 – 11 В них задействованы мышцы, которые опускают гортань вниз. Они также заставляют голосовые складки «утончаться» и «укорачиваться». Только это происходит при опущенной гортани. Она располагается ниже, чем в речевой позиции, однако, это положение ближе к ней, чем поднятая гортань.

Если петь при помощи головного голоса, то ощущение «утончения» и «укорочения» голосовых складок, (при правильном выполнении упражнений), напоминают «утончение» и «укорочение» голосовых складок при поднятой гортани. Таким же образом можно ощутить переход звука из грудного голоса в головной. Отличие все же есть, поэтому нужно работать над этим переходом еще и еще.

Когда учащийся поёт все выше и выше, то голосовые складки по-прежнему «утончаются» и «укорачиваются», но уже без помощи мышц, расположенных над гортанью. Поэтому упражнения с мышцами, лежащими под гортанью, помогут отвыкнуть от привычки использовать мышцы, лежащие над гортанью.

 

Рисунок 6. Упражнение № 7

(a) «mum» - [ma:m]; (б) «guh» - [ga:]; (в) «go» - [go:]; (г) «gee» - [gi:]; (д) «ko» - [kou]

 

Для выполнения упражнений 7(а) просим учащегося сделать голос немного «плаксивым». Эта «плаксивость» слегка опускает гортань, активизируя расположенные под ней мышцы, и включая мышцы лежащие над ней. Однако такая позиция является временной. В отличие оттого, что необходимо было сделать в упражнениях № 5 и № 6, здесь нужно отказаться от подъема гортани при пении в верхнем регистре.

Делая упражнение № 7(а), учащемуся необходимо следить за тем, чтобы мягкое небо оставалось расслабленным, а звук, по мере того, как он  пел все выше и выше, уходил за него все дальше и дальше. При этом необходимо продолжать внятно произносить «мам». Не следует переходить на «мэм» - это будет сигналом того, что гортань начала подниматься.

В упражнениях 7(б) и 7(д) не стоит забираться также высоко, как это было в упражнении 7(а). Звуки, начинающиеся на «Г» в упр. 7(б) и 7(г) и звук «К» в упр. 7(д) из-за движения языка гораздо сложнее произнести, чем звук «мам». Петь их нужнобыло настолько высоко, насколько возможно это сделать без усилий.

Начальная нота упражнений   - С # 1.

Упражнение № 8

Указания к упражнению № 8 совпадают с указаниями к предыдущему упражнению, изменяются только ноты и ритмика.

 

 Рисунок 7. Упражнение № 8

(a) «mum» - [ma:m]; (б) «guh» - [ga:]; (в) «go» - [go:]; (г) «gee» - [gi:]; (д) «ko» - [kou]

 

Упражнение № 9

Выполняя это упражнение, учащийся, как и в предыдущих упражнениях должен слегка сместить гортань («плаксивая интонация»). Чем выше, тем более «пустым» кажется ему голос. Не нужно бояться, если в верхнем регистре голос покажется слабым. Главное постараться слитно исполнить упражнение от начала до конца. Хотя гортань будет слегка опущена, тем не менее, необходимо пропеть каждую гласную с тем же произношением, которое используется во время разговора. Например, если звук «Оу» учащийся произносит неправильно, то в верхнем регистре он «рассыплется» (изменится фонетически). Нужно поддерживать гортань в слегка опущенном состоянии, чтобы не дать ей подняться. Начальная нота упражнения – А м.

 

Рисунок 8. Упражнение № 9

(а) «Оу»; (б) «О»; (в) «А»; (г) «И»; (д) «Э»

 

Нужно помнить, что если перестараться с упражнениями, в которых используются мышцы лежащие как над гортанью, так и под ней, то можно оказаться в оковах одной из двух крайностей, которые заставят учащегося петь в не речевой позиции. Итак, когда он сможет связно пропевать переходные участки, необходимо немедленно прервать работу над упражнениями №№ 5 – 9. Упражнения №№ 1 – 4, тем не менее, можно продолжать выполнять. Они являются хорошими разминочными упражнениями. [3].

Таким образом, настоящая методика, которая описана выше, направлена на преодоление мускульных рефлексов, на обретение уверенности, которая

помогает раскрыть вокальный потенциал младших школьников. Эта методика носит вокалотерапевтический эффект, так как петь необходимо в мягкой атаке, - это снимает зажимы и облегчает голосоведение, улучшает тембр голоса и увеличивает его диапазон, защищает еще неокрепший детский голос от переутомления и срывов. В работе с младшими школьниками методика пения.

 

Список литературы:

  1. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Хоровое пение», программа по учебному предмету «Сольное пение», МБУ ДО «ДШИ» г. Богдановича, 2013. 32 с.
  2. Риггс С. Пойте как звезды ; пер. с англ. О. Ильина, А. Ильина. СПб. : Питер, 2007. 120 с.
  3. Ульева И. Плюсы и минусы вокальной методики Сета Риггса. https://vk.com/doc247016_437524005?hash=f090783dad5703e3a0&dl=9d07bf90e9eeafa92c
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# Позолотина Юлия Борисовна 16.12.2021 23:53
Замечательная методика. Спасибо автору.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.