Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 16 апреля 2012 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V

Библиографическое описание:
Михеева Е.В. ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ДОМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3. URL: https://sibac.info//sites/default/files/files/2012_04_16_student/Student_16.04.2012_1.pdf, https://sibac.info/sites/default/files/files/2012_04_16_student/Student_16.04.2012_II.pdf, https://sibac.info/sites/default/files/files/2012_04_16_student/Student_16.04.2012_III.pdf, https://sibac.info/sites/default/files/files/2012_04_16_student/Student_16.04.2012_IV.pdf, https://sibac.info/sites/default/files/files/2012_04_16_student/Student_16.04.2012_5.pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ДОМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ

 

 

Михеева Елена Валерьевна

студентка IV курса, факультет теории и методики

дошкольного образования МГПИ,

воспитатель, ГБОУ детский сад №415, г.Москва

E-mail:

Якушева Светлана Дмитриевна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент МГПИ, г. Москва

 


 

Модернизация отечественной системы образования обуславливает целесообразность поиска новых и совершенствования традиционных форм и методов развития профессионального мастерства и культуры педагога, развития его личности.


Вопросы формирования духовной культуры личности в настоящий момент времени обусловлены целым рядом причин. В современном обществе многие недуги: преступность, проституция, алкоголизм, наркомания и прочие - объясняются прежде всего состоянием бездуховности, которое прогрессирует из года в год. Поиск путей преодоления этих социальных пороков выдвигает проблему духовности в центр гуманитарного знания.


Для решения гуманитарных и экономических проблем общества государство разработало комплекс мер, среди которых важную роль играет реформа Российского образования в целом и дошкольного образования в частности. В связи с переходом на новые стандарты особое внимание уделяется развитию личностной культуры воспитателя, обладающего современным мышлением, знанием и педагогическим мастерством.


Повышение педагогического мастерства воспитателя и уровня его духовной культуры должны стать главной задачей любого образовательного учреждения, так как от компетентности педагога зависит развитие личности ребенка и его социализация в общество. В связи с этим возрастают требования к компетентности педагога и его духовно-нравственным качествам.


Вопросы духовной культуры личности разрабатывались в трудах философов (Платон, А. Баумгартен, Г.В.Ф. Гегель, Т. де  Шарден, А. Шопенгауэр, М. Шелер); педагогов (М.А. Верб, А. Дистверг, В.Н. Липский, А.А. Оганов, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский,); психологов (А.Н. Леонтьев, Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин).


В кратком энциклопедическом словаре Э.Н. Вайнера и С.А. Кастюнина под духовной культурой понимается часть общей культуры человека, определяющая уровень развития и саморегуляции зрелой личности, в котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности являются высшие общечеловеческие ценности. Духовная культура включает в себя такие компоненты как познание, нравственность, воспитание и просвещение, философия, право, этика, наука, искусство, религия и др.


Диссертационные исследования по проблеме формирования духовной культуры личности (И.Ю. Басуева, Т.Н. Варламова, М.А. Мень, Л.И. Уколова и др.), по формированию духовной культуры педагогов и психологов (Г.Г. Габуния, Р.И. Лозовская, Е.И. Артамонова, Е.П. Шефченко и др.).


Первоначальное представление о культуре зародилось в глубокой древности. Слово «культура» пришло из латинского языка: корень «коло» означал «возделывание, обработка почвы». В ходе истории понятие «культура» приобретало все более широкий смысл, став в конечном счете синонимом «искусственного», «созданного человеком» [3, с. 163]. В широком смысле «культура» есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов.


Римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) в своих «Тускуланских беседах» употребил слово культура в переносном значении, назвав философию «культурой души» («cultura animae»).Тем самым показав нам, что душу необходимо воспитывать (возделывать) чтобы из ее глубин взошло все самое лучшее, что есть в человеке.


М.С. Каган рассматривает культуру как систему и применяет к ней как объекту исследования системный подход. Культура, по его мнению, есть такая форма бытия, которая включает в себя: 1) «сверхприродные» качества человека, т. е. такие, которые не даны ему от природы, а формируются у него в ходе общественной жизни; 2) многообразие предметов, которые составляют «вторую природу», возникающую благодаря деятельности человека; 3) «сверхприродные» способы деятельности, с помощью которых люди «опредмечивают» (воплощают) и «распредмечивают» (извлекают) содержание, заложенное в продуктах их деятельности; 4) общение как способ реализации потребности людей друг в друге. Человек у М.С. Кагана выступает, с одной стороны, как творец культуры, создающий в своей опредмечивающей деятельности ее предметное бытие, а с другой — как творение культуры, что позволяет ему овладевать культурой и участвовать в ее дальнейшем развитии [8, с. 421].


Итак, неотъемлемой частью культуры является культура духовная. В кратком энциклопедическом словаре Э.Н. Вайнера и С.А. Кастюнина (2003) духовная культура определяется как область человеческой деятельности, которая связана с производством, распределением и потреблением духовных ценностей, то есть ценностей, относящихся к сфере общественного сознания (наука, искусство, мораль). Это совокупность продуктов человеческого труда, имеющих значение для духовного развития общества и личности.


Такие явления духовной жизни людей, как язык, речь, мышление (логика), правила поведения, а также то, что можно было бы назвать "культурой чувств", также характеризуют духовную культуру общества.


По мнению Т.Г. Русаковой духовность – это воплощение Духа: целостное, системообразующее качество личности, основанное на самосознании и имманентно включающее ориентацию человека на высшие человеческие ценности – Истину, Добро, Красоту [5, с. 29].


Известно, что основы мышления, нравственности, самосознания, социальных навыков, а так же шкала ценностей закладываются именно в дошкольном возрасте. Многие психологи и педагоги прошлого полагали, что ребенком-дошкольником пройден основной путь развития мышления и, что в дальнейшем ему предстоит лишь усвоение добытых знаний.


С психологических позиций духовная культура личности обусловлена личностными свойствами, отображающими мысли, эмоции, восприятие, действия. В изменении личности заключается движение к актуализации ее потенциала.


По мнению Н.А. Бердяева дух и духовность творчески перерабатывают, преображают, просветляют народный мир, вносят в него свободу и смысл [7, с. 24].


О духовно-нравственном воспитании как о важней составляющей жизни общества говориться в первых строках Российской Государственной Программы воспитания в системе образования России: «В период социальных преобразований в современном российском обществе актуальность приобретают формирование ценностных мировоззренческих оснований воспитания, нового воспитательного потенциала системы образования». Однако, в настоящий момент, не смотря на повышенное внимание государства к данной проблеме, повсеместно можно услышать о духовно-нравственном кризисе населения.


Современный темп жизни в мегаполисе выбросил из нашей жизни ласковые распевные речевые обороты, так свойственные  русскому народу. Сегодня сказки и мультфильмы с речевыми ласковыми оборотами совсем пропали с экранов телевизоров. Им на смену пришли новые, яркие, современные. Однако выполнены  они в совершенно другой манере калькированной с американских мультфильмов: резко, быстро, жестко. Но ведь не просто так в старославянском языке слова «жесткий» и «жестокий» были однокоренными. Именно с младенчества начинается тот родничок жесткости-жестокости, который впоследствии перерастает в утрату ценностных ориентиров и, как результат, духовный кризис народа.


В этих сложных условиях образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательно-образовательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания. Отчуждение человека от подлинной духовной культуры, национальных традиций, духовно-нравственных основ православия  привело к кризису Российского образования в новой эпохе.


Взаимосвязь общей и профессиональной культуры воспитателя вполне очевидна: педагогическая культура базируется на общей культуре и с учетом специфики его деятельности является частью общечеловеческой культуры. Осуществляя связь поколений, педагог передает и распространяет достижения человеческой культуры, творит личность будущих поколений. Без преувеличения можно сказать, что учитель создает нацию [2, с. 82].


Педагогическая культура, по мнению С.Д. Якушевой, — это часть общечеловеческой культуры, рассматриваемая в трех научных аспектах: аксиологическом, деятельностном и личностном. С точки зрения аксиологического подхода педагогическая культура — это совокупность педагогических ценностей, на которые опирается воспитание и педагогика как наука о воспитании. Эти ценности существуют в материальной и духовной формах. С точки зрения личностного подхода педагогическая культура — это актуальные свойства личности педагога-профессионала как самореализующегося субъекта воспитательных отношений в педагогической деятельности. С точки зрения деятельностного подхода педагогическая культура — это совокупность специфических способов профессиональной деятельности преподавателя, обеспечивающих реализацию педагогических ценностей [9, с. 225].


Одна из традиционных целей педагогического труда - "трансляция" культуры - трансформируется в формирование ребенком своего образа и органичное вписывание его в образ мира. Достижение данной цели предусматривает прежде всего развитие системы ценностей и смыслов, духовности, нравственных, эстетических качеств личности. У педагога появляется возможность под иным углом зрения взглянуть на проблемы воспитания, а иногда увидеть и те процессы, которые в самой педагогической науке недостаточно осмыслены [1, с. 53]. Общественно-культурная целостность народа, цивилизация в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью системы образования как социального института и педагога как одного из главных действующих в ней лиц.


К.Д. Ушинский, прекрасно осознавая, какое влияние оказывает педагог на формирование личности, писал о том, что чем меньше возраст, тем больше должна быть педагогическая подготовка лиц, которые воспитывают и обучают детей». Педагог не может быть ремесленником или рабочим у конвейера, педагог может быть только мастером, так как в каждом ребенке он должен видеть и развивать яркую индивидуальность.


С.Д. Якушева утверждает, что педагогическое мастерство — комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности педагога. Основой саморазвития педагогического мастерства является сплав знаний и профессиональной направленности, условием успешности — педагогические способности, средством, придающим целостность, связанность направленности и результативности профессиональной деятельности педагога — умения в области педагогической техники [9, с. 225].


Общая культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения представляет собой совокупность зрелости и развитости социально значимых личностных характеристик, реализованных в его профессиональной деятельности.


По мнению Т.Г. Русаковой духовная культура личности является одновременно социокультурным и духовным феноменом: она характеризует систему тех личностно-значимых свойств и качеств, которые связаны с ориентацией личности на духовные ценности человечества (абсолютные ценности – Истину, Добро, Красоту) [5, с. 32].


Великий русский ученый, педагог и психолог Л.С. Выготский размышляя о педагогической науке пришел выводу о том, что оказывать непосредственное влияние и производить изменения в чужом организме невозможно, можно только воспитываться самому, т.е. изменять свои прирожденные реакции через собственный опыт [4, с. 53]. А это значит, что для того чтобы воспитать человека с высоким уровнем духовной культуры педагог сам должен находиться на более высоком уровне духовного развития.


В настоящее время неуклонно возрастают требования к уровню подготовки воспитателя. Усиливается творческое начало, свобода деятельности и прямая зависимость успешности воспитателя от уровня его общей культуры. Сам процесс образования является не только и не столько способом овладения личностью определенной профессией, сколько способом приобщения ее к современной культуре. Такой подход позволяет осознать образовательный процесс как взаимодействие духовного мира педагога с духовным миром ребенка, способствующее расширению пространства душевного бытия ребенка в процессе воспитания «живого» знания о мире на основе гуманистических ценностей» [5, с. 31]. Наблюдения показывают, что самым действенным фактором и стимулом повышения уровня духовной культуры является включенность воспитателя в педагогическое творчество, инновационную деятельность, исследовательский поиск.


Воспитатель дошкольного образовательного учреждения является тем первым человеком, который наряду с родителями открывает двери в мировое сообщество, полноправным членом которого и должен стать ребенок.


По мнению Е.В. Бондаревской воспитание, как обращение к национальным личностным ценностям, более эффективно с гуманистической точки зрения. Оно развивает то, что наиболее восприимчиво к развитию с позиций явной и неявной национальной культуры воспитания [4, с. 22].


Особое место в системе целей образования должно принадлежать осознанию себя гражданином России, призванным и способным к сохранению и приумножению славы своего Отечества и ценностей Отечественной культуры. Перед педагогом стоит очень важная задача: приобщение детей, начиная с раннего возраста, к традициям народной культуры, так как общение с выработанными в веках нравственно-эстетическими идеалами играет значительную воспитательную роль. Целью учебно-воспитательного процесса должно стать формирование национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе.


Исследователи детства справедливо утверждают, что основным способом проживания детства является игра, а формами отражения жизни - фантазия и воображение [4, с. 57]. Интегрирование разного содержания в воспитательно-образовательной работе с детьми на материале народного искусства соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста: оно является наглядно-действенным и наглядно-образным.


Обобщая все выше сказанное, можно с уверенностью сказать, что из всего разнообразия декоративно-прикладного искусства лучший выбор для работы с дошкольником – это народная игрушка. Именно через игрушку изобразительное народное искусство непосредственно адресовано к детям. Играя такой игрушкой, ребенок учится различать цвета, знакомится с величиной, формой, количеством. Эти же игрушки могут стать хорошим средством развития речи.


Самая основная, сильная сторона народной игрушки, которой она обращена к ребенку, состоит в условности ее изображения. Игрушка рождает детскую фантазию и игру.


Дымковская глиняная игрушка представляет собой великолепную художественную страницу в истории русского народного творчества. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, наивны, но выразительны. Удивительная простота сюжета и четкость формы сочетаются с яркой росписью. Эта игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Именно эти качества игрушки так необходимы младшему дошкольнику.


Чтобы не изображала дымковская игрушка, ее всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. «Благодаря чистым, сочным, ярким окраскам, тщательной отделке поверхности, выдержанности формы эти игрушки воспитывают вкус, развивают зрение и осязание» [6, с. 45]. Орнамент ее всегда прост: точки, полоски, клетки, круги, зигзаги, ромбики в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звездочкой – солнце и другие светила. Раскрывая перед ребенком глубинный смысл народного орнамента педагог вводит малыша в мир тонких духовных взаимоотношений между человеком и природой. Ясная ритмическая организация форм, линий, цветовых пятен завораживает ребенка и приводит в восторг. Орнамент можно назвать зашифрованной песней, музыкой, которую мы интуитивно чувствуем, соприкасаясь с декоративно-прикладным искусством. Ребенок всем своим существом ощущает эту связь и также как ему хочется плясать, услышав задорную плясовую, увидев яркий ритмичный рисунок дымковской игрушки, он хочет сам повторить его, стать творцом чего-то прекрасного. А это и есть первое прикосновение к огромному миру духовной культуры, дорогу к которому так необходимо  показать педагогам и родителям.


Декоративный образ всегда выражает не единичное, а общее – видовое (птица, дерево, человек и т.д.). Те же качества присущи и русской народной сказке: Красна Девица, Добрый Молодец – это всегда образы лишенные какой бы то ни было конкретики. Общие принципы, заложенные в основе русской народной сказки и игрушки, говорят нам о глубоком понимании, знании духовного мира ребенка народными мастерами. В веселой игрушке сплошь и рядом ребенку показывают сюжеты из трудовой жизни (кузнецы куют, хозяйка кормит кур и т.д.). Все что через игру постепенно вводит ребенка в трудовую жизнь взрослых. Никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает в ребенке национальных черт эстетического чувства, как народная игрушка, которую ребенок любит, с которой он активно и творчески действует.


Таким образом, дымковская игрушка – яркая, неотъемлемая часть народного искусства, основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. Она развивает у ребенка самобытные черты эстетики своего народа и является первой ступенью к сокровищнице русской духовной культуры.


В настоящее время в широких общественных кругах существует явная недооценка значения дошкольного периода в формировании личности. Однако специалистам хорошо известно, что дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, пробуждения нравственных чувств, вхождения в культуру и воспитания духовности. А значит и огромная ответственность перед обществом за воспитание подрастающего поколения лежит на специалистах, работающих в дошкольных учреждениях. Не вызывает сомнения тот факт, что воспитатель – человек непосредственно работающий с детьми – должен не только обладать педагогическим мастерством, но и постоянно его совершенствовать.


По мнению С.Д. Якушевой аксиологический (ценностный) подход в культуре рассматривает культуру как совокупность всех богатств и ценностей общества, накопленных в процессе его развития. А духовное воспитание — формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека.


Данное исследование посвящено формированию духовной культуры воспитателя как основы его профессионального мастерства.


В нем приняли участие 24 воспитателя детского дошкольного образовательного учреждения № 1155 Восточного окружного управления образования Департамента образования города Москвы.


На первом этапе опытно-экспериментальной работы мы определили уровень знаний воспитателей ДОУ о духовной культуре вообще и русской народной культуре в частности.


Целью диагностики является определение уровня готовности воспитателей к использованию потенциала русского народного творчества, в том числе народной (дымковской) игрушки, для формирования духовной культуры дошкольника.


Было проведено тестирование, в ходе которого задавались следующие вопросы:

1.       Актуально ли в наше время духовное воспитание подрастающего поколения?

2.       Согласны ли Вы с тем, что основы духовной культуры закладываются в дошкольном возрасте?

3.       Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании духовной культуры у детей?

4.       Владеете ли Вы в полной мере знаниями о русской народной культуре (традиции, фольклор, художественные промыслы, игры)?

5.       Проводите ли Вы досуги и развлечения на основе русских народных традиций?

6.       Востребована ли тема духовного воспитания детей через народное творчество в работе с родителями? И т.д.

Помимо этого всем участникам эксперимента было предложено оценить свой уровень знаний о русской народной культуре (таблица 1, диаграмма 1).

 


Таблица 1.


Уровень знаний воспитателей о народной культуре


Уровни



высокий



средний



низкий


Начало исследования



9%



72%



19%


Конец исследования



23%



77%



0%


 

Диаграмма 1.

 

 


 


В результате было установлено, что на начало исследования уровень знаний о русской народной культуре воспитателей составлял: высокий уровень – 9%., средний - 70%, низкий уровень - 21%. В этот период доминирует средний уровень, а каждый пятый посчитал свои знания недостаточными.


На конец исследования было установлено, что высокий уровень составляет 23%, средний уровень - 77%, низкий уровень – 3%. При этом часть опрошенных признались, что на момент начала исследования переоценили свои знания и на данном этапе, считая свой уровень средним, хотели бы и дальше работать в данном направлении.


Эти результаты были достигнуты благодаря систематическому и целенаправленному проведению ряда мероприятий: консультаций, бесед, мастер-классов для воспитателей, деловых игр и т.д.


В определении отношения педагогов к возможности влияния народного творчества на формирование духовной культуры, мы соответственно опыту и педагогическому стажу  разделили педагогов на несколько групп:  по возрастам (таблица 2), а также по уровню образования (таблица 3). Всем воспитателям задавался вопрос:


Считаете ли Вы что народная культура – это наиболее доступный пласт духовной культуры для дошкольника?


Таблица 2


Отношения педагогов к возможности влияния народного творчества на формирование духовной культуры



 



Начало исследования



Конец исследования



Да



Нет



Не знаю



Да



Нет



Не знаю



До 30 лет



8%



51%



41%



36%



18%



46%



До 45 лет



35%



17%



58%



64%



3%



33%



После 45 лет



48%



14%



38%



75%



3%



22%


 


Диаграмма 2

 


 


Таблица 3


Отношения педагогов к возможности влияния народного творчества на формирование духовной культуры



 



Начало исследования



Конец исследования



Да



Нет



Не знаю



Да



Нет



Не знаю



Нет высшего пед.образования



10%



56%



34%



42%



31%



27%



Имеют высшее пед. образование



44%



11%



35%



68%



3%



29%

               


 


Диаграмма 3


 


Диагностика позволяет сделать вывод о том, что воспитатели без специального образования и молодые специалисты (в возрасте до 30 лет) не считают, что ценностный потенциал русской народной культуры может стать платформой для начала формирования духовной культуры дошкольника. Данный взгляд на проблему сложился из-за того, что формирование личности молодых педагогов происходило в 90-ые годы прошлого века, когда были разрушены все ценностные ориентиры. Подобная ситуация требует соответствующей корректирующей работы, так как духовная культура воспитателя должна являться основой его педагогического мастерства.


В связи с этим для этих категорий педагогов нами была разработана программа «Дымковская игрушка в развитии духовного начала дошкольника».


Дымковская игрушка как наиболее яркий представитель русской народной игрушки является наиболее доступной формой народного творчества для ребенка. Через простоту образов и четкость орнаментов ребенок делает первые шаги в мир духовной культуры.


Духовная культура в обобщенном виде определяется как интегральное качество воспитателя, потребность устремляться к идеалам Истины, Добра и Красоты. Воспитание духовности связано с развитием таких качеств как чуткость, эмпатия - способность понимать и сопереживать другому человеку, потребности в познании и самопознании, рефлексии, поиске смысла жизни.


Образование - основа духовности. Однако чтобы стать таковой, оно должно иметь соответствующее содержание, ориентированное на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру.


Итак, формирование духовной культуры как основы профессионального мастерства воспитателя – одна из насущных задач современного дошкольного образования. Она является интегральным личностным качеством воспитателя, достигается с помощью создания педагогических условий развития творческого потенциала педагога и наиболее эффективно реализуясь в единой системе образовательно-воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения.


Проведенное исследование не исчерпывает содержания многоаспектной педагогической проблемы формирования духовной культуры как основы профессионального мастерства воспитателя дошкольного образовательного учреждения и в дальнейшем она будет продолжена в выпускной квалификационной работе.


 


Список литературы:

1.       Булатова О.С. О роли художественного начала в педагогической деятельности // Педагогика. - 2005. - № 3. - С.53.-61.

2.       Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Педагогическое общество России, 2002. - 268 с.

3.       Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Под редакцией В.С. Степина. М.: Мысль, 2001.

4.       Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. учебное пособие / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. Москва-Ростов н/Д.: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.

5.       Русакова Т.Г. Духовная культура личности как смысл образования // Вестник ОГУ. 2005. №5. - С.29-36.

6.       Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. Книга для воспитателей. М.: Государственное уч.-пед. издательство, 1961. - 80с.

7.       Формирование духовно-нравственного потенциала современной молодежи. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. - Оренбург, ИПК ОГУ, 2000. - 64 с.

8.       Философия культуры. Становление и развитие / Под редакцией М.С. Кагана, Ю.В. Перова, В.В. Прозерского, Э.П. Юровской. СПб.: Издательство «Лань», 1998. - 448 с.

9.       Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 256 с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.