Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» (Россия, г. Новосибирск, 06 декабря 2021 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Гневышева А.О. ОБРАЗ ПЕТРА I В РУССКОЙ СКУЛЬПТУРЕ XVIII ВЕКА // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CXXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(130). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/23(130).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 12 голосов
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

ОБРАЗ ПЕТРА I В РУССКОЙ СКУЛЬПТУРЕ XVIII ВЕКА

Гневышева Анастасия Олеговна

студент, отделение Дизайна, Кузбасский колледж искусств,

РФ, г. Новокузнецк

Скачкова Наталья Сергеевна

научный руководитель,

отделение Дизайна, Кузбасский колледж искусств,

РФ, г. Новокузнецк

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется эволюция образа Петра I в русской скульптуре на примере работ двух известных художников: Карло Бартоломео Растрелли и Этьена Мориса Фальконе.

ABSTRACT

The article analyzes the evolution of the image of the Russian Emperor Peter I The Great in the sculpture of the XVIII century on the example of sculptural monuments of two artists: C. B. Rastrelli and E. M. Falconet.

 

Ключевые слова: скульптура в России XVIII века, конный монумент, творчество К. Б. Растрелли, творчество Э. М. Фальконе.

Keywords: Russian sculpture of the XVIII century, equestrian monument, the works by C. B. Rastrelli, the works by E. M. Falconet.

 

Эпоха правления Петра I оказалась одной из самых ярких в истории культурного роста России. В Европе до XVIII века искусство находилось в постоянном развитии и поиске новых направлений, однако в России ситуация сложилась иначе. Распространены были иконописные образы, портрет как отдельный автономный жанр отсутствовал. Со вступлением Петра I на престол искусство частично сепарировалось от религиозных мотивов, а на первый план вышли светские сюжеты и жанры.

В данном исследовании для анализа образа Петра I выбраны два конных монумента работы: К. Б. Растрелли и Э. М. Фальконе. На примере этих скульптурных памятников прослеживается эволюция двух устоявшихся типов трактовки образа императора Петра I. Первый – прижизненный образ Петра завоевателя и искусного полководца, второй – посмертный и отражающий целую эпоху петровских преобразований.

Автором раннего скульптурного памятника является Карло Бартоломео Растрелли, итальянский мастер, зрелый период творчества которого приходится на работу в России. Растрелли получил художественное образование во Флоренции, где отточил свое мастерство: «он был разносторонне подготовлен к работе в различных материалах и особенно в бронзе, уверенно владел искусством художественного литья, хорошо рисовал» [1, с. 9]. Проект конного монумента был составлен и зарисован Карло Растрелли еще в 1716 году. Он работал над моделью памятника в течение пяти лет, но сам монумент был возведен лишь его сыном Франческо Растрелли в 1747 году, после смерти императора в 1725 году.

 

Рисунок 1. Карло Бартоломео Растрелли. Конный монумент Петра I, 1716-1747

 

Мастер был лично знаком с императором, поэтому его конный монумент должен был представлять реальные исторические эпизоды правления Петра, его военные успехи и достижения: «Растрелли создал несколько графических эскизов конной статуи, в которых варьируется по существу одна и та же идея: торжество над врагами в России» [1, с. 22]. Скульптор было создано несколько проектов будущего памятника, в которых большое внимание уделял постаменту. Конный монумент выполнен в барочных традициях, поэтому изначально постамент, по проекту Растрелли, должен был содержать волюты и барочные декоративные элементы. Но при установке памятника он был украшен батальными сценами: «Полтавская битва» и «Гангутский бой» - сражениями эпохи Петра, которые должны были напоминать об отвоеванных у шведов землях, где впоследствии был построен Санкт-Петербург.

На постаменте величественно располагается исполинских размеров фигура Петра, восседающего на коне. Сам император одет в тяжеловесные воинские доспехи; в левой руке он держит упряжь коня, а в правой жезл полководца. Император показан искусным воином и полководцем. Таков образ Петра Великого у Растрелли – смелый император-военачальник, торжествующий над врагами: «о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия, слава, честь и благосостояние ее» [3, с. 2].

Автором позднего скульптурного памятника является французский мастер Этьен Морис Фальконе, который за двенадцать лет, проведенных в России, создал один из самых известных памятников в Петербурге «Медный всадник». Создание памятника приходится на 1766-1782 года. С 1762 года приближенные императрицы Екатерины II искали за границей талантливого мастера, способного возвести новый памятник Петру Великому. Так к работе приступил французский скульптор, профессор Академии художеств и руководитель скульптурной мастерской французской фарфоровой мануфактуры – Этьен Морис Фальконе. По прибытии в Россию он направил свои силы на изучение исторических материалов о жизни и эпохе петровского правления, читал сочинения приближенных Петра, чтобы как можно полнее раскрыть личность императора. Но больше всего он старался прочувствовать силу и могущество его эпохи, а также реформаторский дух самого Петра.

 

Рисунок 2. Этьен Морис Фальконе. Конный монумент Петра I, 1766-1782

 

В начале 1768 года мастер принялся за работу над моделью памятника, который задумал сделать в натуральную величину. В 1775 году скульптор приступил к литью конного монумента, предварительно закончив работу над постаментом, который он не хотел перегружать лишними деталями. В июле 1782 года, уже после отъезда Фальконе на родину, был установлен памятник Петру I под руководством художника Ф. Г. Гордеева. А торжественное открытие было приурочено к празднованию двадцатилетнего правления императрицы Екатерины II.

Этьен Фальконе отказался от каноничных конных памятников, создавая этот монумент: «по смелости композиционного и технического решения, строгости и лаконизму форм это было одно из лучших, созданных до этого времени, произведений монументального искусства» [2, с. 35]. Фальконе пошел на смелое и необычное решение: он облачил императора не в военные доспехи и кафтан, а в длинную драпированную мантию, которая пластично спускается к постаменту. Вместо седла на коня положена медвежья шкура, на которой располагается фигура самого всадника, что символически интерпретирует императора как правителя, способного преодолеть трудности на пути преобразований.

При сравнении двух монументов между собой, становится очевидным, что растреллиевский конный памятник подробно описывает символы власти императора - жезл, державу, доспехи, меч. Образ Петра I в исполнении Фальконе раскрыт другими средствами художественной выразительности. Автор стремится передать чувство, настроение и боевой смелый дух через изображение мудрого взгляда, напряженных губ и слегка вздернутых бровей. Правой рукой император указывает на Петербург - предмет его гордости и символ реформаторской деятельности. У Фальконе не было необходимости помещать в руки императора атрибуты власти. Благодаря художественным качествам скульптуры: лаконичному силуэту, четкой уравновешенной форме, умело выстроенным ритмам, - у зрителя складывается правильное понимание образа Петра I как великого реформатора и правителя.

Постамент Растрелли оснащен барельефами с батальными сценами, а постамент Фальконе, напоминающий волну, лишен декоративности и олицетворяет стихийность петровской эпохи. По-разному трактованы и фигуры коней. Если у Растрелли конь украшен богатой сбруей, его фигура монументальна под стать наезднику. То в исполнении Фальконе образ коня являет собой метафору, он олицетворяет собой Россию, стремительно рвущуюся вперед под руководством смелого и уверенного всадника - Петра I.

Во второй половине XVIII века изменилась концепция понимания образа Петра I в истории России. Так за несколько десятилетий поменялось восприятие личности Петра и его политической деятельности. При жизни он смелый завоеватель и искусный военачальник. Но после смерти император стал олицетворением целой эпохи великих преображений, культурного роста России и ее необъятной силы.

 

Список литературы:

  1. Архипов Н. Раскин А. Бартоломео Карло Растрелли. – М. – 1964. – С. 9-22.
  2. Зарецкая З. Фальконе. – М. – 1965. – 35 c.
  3. Феофан. История императора Петра Великаго, от рождения его до Полтавской баталии, и взятия в плен осталных шведских войск при Переволочне, включительно. – М. – 1773. – 2 c.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 12 голосов
Дипломы участников
Диплом Интернет-голосования

Комментарии (1)

# Аморетта 11.12.2021 12:39
Однозначно лучшая научная статья из прочитанных мною. Анастасия прекрасно справилась!

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.