Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 января 2016 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Самарина А.Д. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ХРОМАТИЧЕСКОЙ ТОНАЛЬНОСТИ В «БАГАТЕЛЯХ» ДЛЯ ФОРТЕПИАНО Э. ДЕНИСОВА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(38). URL: http://sibac.info/archive/guman/1(38).pdf (дата обращения: 19.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ХРОМАТИЧЕСКОЙ ТОНАЛЬНОСТИ В «БАГАТЕЛЯХ» ДЛЯ ФОРТЕПИАНО Э. ДЕНИСОВА

Самарина Александра Дмитриевна

студентка III курса, кафедра теории музыки УО
«Белорусская государственная академия музыки», г.
 Минск

Е-mail: aleksandra.samaryna@gmail.com

Титова Татьяна Андреевна

научный руководитель, кандидат искусствоведения,

доцент кафедры теории музыки УО
«Белорусская государственная академия музыки», г.
 Минск

 

Культура XX века – многовекторный, сложный и весьма противоречивый феномен. В XX веке наблюдается процесс индивидуализации метода, манеры письма, стиля каждого из художников. В музыкальном искусстве вектор творческих поисков направлен, возможно, прежде всего, на индивидуализацию тонально-гармонической системы.

Эдисон Денисов является одним из ведущих представителей послевоенного авангарда. В одно время с Софьей Губайдуллиной и Альфредом Шнитке композитор ищет новые пути развития музыкального искусства и способы самовыражения.

Композиторское наследие Денисова обширно и многообразно в жанровом отношении. Помимо крупных вокально-симфонических сочинений (среди них одним из наиболее значительных в творчестве является «Реквием» для солистов, хора и оркестра) автором написаны три оперы («Солдат Иван» по мотивам русских народных сказок, «Пена дней» по роману Бориса Виана, одноактная опера «Четыре девушки»), две симфонии для большого оркестра, две камерные симфонии, концерты для различных солирующих инструментов, инструментальные ансамбли и др.

Кроме композиторского наследия, Денисов оставил еще ряд музыковедческих работ – аналитических статей, очерков о современной музыке.

Цикл фортепианных пьес «Багатели» ор. 19 (1960) был создан Эдисоном Денисовым в ранний период творчества, который характеризуется разноплановыми поисками самовыражения. Ю. Холопов характеризует эти годы в творчестве композитора как «путь к себе», что подразумевает этап творческого поиска стилистики авторского письма во всех его аспектах, в том числе и в плане ладогармонического языка.

Цикл объединяет ряд разнохарактерных миниатюр. Каждая из пьес в различной степени несет в себе характерные признаки ранней стилистики композиторского письма, характеризующейся поисками в сфере ладогармонической организации композиции, особых тембровых и динамических решений. Важную роль в организации гармонической вертикали и горизонтали фактически всех пьес цикла играет «новохроматическая» тональность (термин Ю. Холопова). Ее огромный потенциал становится для композиторской фантазии источником стремительных переходов в тонально-модуляционных процессах, в использовании разнообразнейших аккордово-вертикаль-ных структур, в повышенной роли фонизма звучащей музыкальной ткани.

Хотя все пьесы цикла обозначены композитором как «багатель», однако специфика тематизма позволяет заметить в них прообразы иных жанров. С данных позиций в цикле обнаруживаются 3 подгруппы. Так, к скерцо близка Багатель №1; к напевно-кантиленным пьесам - № 3, 5; жанру токкаты родственны № 4, 6. В Багатели №2 соединяются некоторые черты вальса и скерцо; в Багатели №7 угадывается причудливый синтез токкаты и марша, что придает финальной пьесе цикла шутливую праздничность. Пьесы объединяет и особый «тон повествования» — все музыкальные события происходят словно в пространстве некоего театра, где динамика приглушена, но очень гибка в мгновенных «откликах» на фактурно-гармонические перемены. Так, например, звучность Багатели №3 ограничена рамками от pp до mp. Отметим главнейшие особенности ладогармонического процесса в пьесах цикла.

В музыкальной ткани Багатели №1 в полноте раскрывается организующая роль хроматической тональности  (in С). Здесь появляются характерные для данной системы гармонические аккорды и обороты (тритонанта, атакты, медианты). Фактура все время преображается: инициальное «дуэтное» двухголосное изложение в процессе развития усложняется до 4-х и 5-звучных аккордовых образований. Особую роль приобретает колоритное звучание уменьшенной октавы. Диссонантность этого элемента двойственна: напр., в первом такте он возникает как линеарно-проходящее созвучие, а далее звучит уже подчеркнуто, на сильной доле, как базисная единица гармонического процесса. Двойственность уменьшенной октавы сохраняется и далее (тт. 7, 10-13).

Признаки хроматической тональности in d в Багатели №2 обусловлены мерцанием ее различных натурально-ладовых наклонений. Разделы простой 3-хчастной формы пьесы решены различным образом. В первом — сопоставление d дорийского лада и d-moll натурального. В процессе развития d дорийский укрепляется, и натуральный d-moll уже воспринимается как некое ладовое отклонение, как колорирование основного лада. В плане аккордовых средств здесь представлены диссонантные структурно усложненные формы тоники (напр., мТ92 – т. 15, одноименная Т – т. 18) и доминанты (мD9 – т. 7, мVII7 – т. 16). В среднем разделе формы впервые (в цикле) появляется характерная звучность квартаккордов (т. 19 и далее).

Напевный тематизм в Багатели №3 развертывается в тональности a-moll, постепенно трансформирующуюся в a хроматическую. Двенадцатитоновый звукоряд тщательно «собирается». Первыми «находятся» характерные ступени – W (т. 4, где снова появляется звучность уменьшенной октавы), за ней – ┴ (т. 8, на фоне Т53), M (т. 13).

Багатель №4 решена в Des-dur. Отметим нетривиальный тональный план – Des – a – as – Ges, где a-moll — тональностьхроматической медианты к основной — воспринимается как момент просветления, колорирования тематического материала. Оригинально решен предыкт: он опирается на тон f в басу, создавая иллюзию ожидания тональности b-moll. Появление же тоники этой тональности в виде Т7 создает двойственное ощущение достигнутого центра, поскольку в структуре данного аккорда объединены тонические трезвучия и b-moll, и Des-dur., что дает двойственное ощущение центра (b - Des). Только кодовый раздел полностью открывает замысел автора: «истинная» тоника тональности b-moll на протяжении всей пьесы тщательно вуалировалась. Впервые она обнаруживается в такте 28 и окончательно утверждается ближе к концу (т. 40).

В тематизме Багатели №5 также ощутимо влияние песенной интонационности (напр., запевно-припевная структура инициальной темы). Главенствующая тональность  d-moll организуется в условиях подчеркнутой линеарности. В итоге образуются объемные напластования, плавно перетекающие друг в друга. В середине формы начинается процесс децентрализации тональной системы, в котором важнейшую роль играют аккорды (и ступени) субдоминанты (VI, т. 9; II, т. 12, аналогично и перед репризой) и медианты. В репризе (сокращенной и динамизированной) возрастает роль доминантовых средств, возвращаются полные обороты различного типа (VII7VI – d9), усиливая тяготение к тональному центру.

Багатель №6 отличают смелая игра регистрами и динамическими нюансами, свойственная токкатно-виртуозным концертным пьесам. Решена пьеса в тональности С хроматической, представленной функционально разнообразными аккордовыми последованиями. Так, уже в начальном разделе появляются характерные ее «представители»: ум53 на I ступени, верхняя большая медианта (т. 8). m (т. 7), мин.S53. , несколько поздее тритонанта (т. 11).  В среднем развивающем разделе устой временно перемещается на на терцию выше (е). В процессе развития сегменты темы колорируются, в том числе напряженными звучаниями тритонов (т. 13), ум 8 (т. 17) на пути к яркому звучанию D. Реприза динамизирована, более всего средствами лада и гармонии. Вместо третьего предложения остается только заключительный такт типа полиладовой каденции: в верхнем пласте звучит гамма cis-moll, а в нижнем – нисходящее поступенное движение по звукоряду C-dur’а. Легкость, блеск, полет фантазии в создании струящейся токкаты  отличают данную пьесу от остальных.

Заключительная в цикле Багатель №7 соединяет в тематизме черты токкатности и маршевости, которые поначалу угадываются из-за царящей приглушенной громкости звучания. Эта композиция – самая сложная в ладогармоническом плане; к тому же здесь немало фактурно усложненных моментов (нетривиальные дублировки в септиму, различные аккордовые наслоения). В первой части F хроматическая представлена смногими характерными аккордами и оборотами, в т.ч. одноименной Т, латерантовым трезвучием на bVII ступени (тт. 7, 13, 15). В развивающем разделе формы проведение темы преобразовано до полифункциональной 2-хпластовой музыкальной ткани под влиянием сил линеарности. В частности, нижний пласт включает плавно сменяющиеся аккорды малой нижней медианты (т. 18), D9, S9, тритонанты, большой нижней медианты. В организации гармонической вертикали важная роль отведена полиаккордике, квартаккордам (напр., ум.4 + ч.4 в т. 16).  В полиаккордовых вертикалях сопряжены субаккорды различной функциональной принадлежности, напр., тонический и тритонантовый (т. 21), большая нижняя медианта и мVII7, тритонанта и одноименный Т7. (в т. 21-22).

Подводя итоги, подчеркнем органичность связей всех компонентов ладотональной организации  музыкальной ткани в Багателях Э.Денисова. Потенциал расширенной позднеромантической тональности, средства натурально-ладовой гармонии, наконец «новохроматической» тональной системы ХХ века предстают здесь в непротиворечивом взаимодействии, легко сменяя, как бы перетекая друг друга в оригинально выстроенном композиторской фантазией звуковом пространстве каждой пьесы-миниатюры.

 

Список литературы:

  1. Денисов, Э. В. О некоторых особенностях композиционной техники Клода Дебюсси / Э. В. Денисов // Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники: сб. статей / Э. В. Денисов – М., Сов. композитор 1977. – С. 90-111.
  2. Дьячкова, Л.С. Гармония в музыке XX века: учеб. пособие для музык. вузов / Л. С. Дьячкова. – М. : РАМ им. Гнесиных, 2004. – 296 с.
  3. Костромитина, А. В. Музыка Эдисона Денисова в свете неоромантизма / А. В. Костромитина // Вестник ЮУрГУ. Сер. Социально-гуманитарные науки. Вып. 12. –  2009 - №9 - С. 40-48.
  4. Музыка Эдисона Денисова: материалы научной конференции, посвященной 65-летию композитора // Научные труды Московской гос. консерватории; ред.-сост. В. С. Ценова. – Сб. 11. – М., 1995. – 305 с.
  5. Неизвестный Денисов: из Записных книжек (1980/81, 1986, 1995); ред. В. С. Ценова. – М.: Композитор, 1997. – 160 с.
  6. Холопов, Ю. Н., В. С. Ценова. Эдисон Денисов / Ю. Н. Холопов, В. С. Ценова. – М.: Композитор, 1993. – 312 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.