Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 января 2016 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бугаенко М.Б., Григорьева Д.Р. ГОРОДСКОЙ ПАРК КАК ЧАСТЬ АРХИТЕКТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(38). URL: http://sibac.info/archive/guman/1(38).pdf (дата обращения: 19.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ГОРОДСКОЙ ПАРК КАК ЧАСТЬ АРХИТЕКТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА

Бугаенко Муза Борисовна

студентка 2 курса магистратуры,
кафедра проектирования зданий и градостроительства

Институт строительства и архитектуры

Московский государственный строительный университет, г. Москва

mailmusic_05@mail.ru

Григорьева Диана Ростиславовна

студентка 6 курса, кафедра Дизайна, рисунка и живописи

Омский государственный институт сервиса, г. Омск

maildamneca@bk.ru

Бугаенко Татьяна Федоровна

научный руководитель, доцент,

Омский государственный институт сервиса, г. Омск

mailartistan@bk.ru

 

История городского парка насчитывает несколько сотен лет. Точную дату не берется назвать ни один историк, но можно предположить, что городские парки возникли одновременно с появлением городов.

Парк — предназначенная для отдыха открытая озеленённая территория. Как правило, парки содержатся государством и предоставляются для отдыха всем желающим. [2].

В Древнем Египте, Ассирии и других древних государствах появлялись парки и сады, красота которых просто поражала воображение. Ярким примером роскошного сада, настоящего Чуда света, могут служить известные Сады Семирамиды. Жрецы Древнего Египта владели искусством создания композиций из растений, водоемов и камня. На Востоке отношение к саду было трепетным, так как уход за растениями требовал огромных расходов, связанных с устройством специальных каналов для полива и доставкой воды, собственный сад являлся признаком достатка, существует такая поговорка: «Он слишком беден — у него нет тени» [1, с. 7].

Однако принято считать, что парковое искусство зародилось в Китае (Сучжоу), а затем в эпоху барокко было привнесено во Францию, где получает развитие «регулярный парк» с геометрически правильной планировкой и ровными дорожками. Деревья здесь не растут, как им вздумается, а тщательно подстригаются, кустам придается самая причудливая форма. Яркий пример французского сада — парк Версаля. В XVIII веке на волне романтизма появился пейзажный парк. Общедоступные городские парки появились в Европе только в начале XIX века. Одним из первых стал Английский парк в Мюнхене, стремящийся к природности и естественности композиции.

Итальянский сад отличается сложным рельефом, для него характерна ступенчатая форма, часто используется камень и скульптура.

Японский сад — гармоничное сочетание всех составляющих элементов: воды, камня и дерева. Парки в японском стиле призваны умиротворять, а не развлекать, чаще всего они не слишком большие.

Одной из самых привлекательных достопримечательностей Санкт-Петербурга можно назвать Летний сад, заложенный по указу Петра Первого в центре Северной столицы. Этот памятник садово-паркового искусства начала XVIII века создавался первоначально как летняя резиденция царя, для создания сада на болотистой почве понадобилось провести трудоемкие, сложные мелиоративные работы.

На первый взгляд может показаться, что в создании обычного городского парка нет ничего сложного: сажай себе деревья на свободной от зданий площади да обустраивай дорожки. Между тем не зря существует такая специальность, как ландшафтный дизайнер, который при обустройстве зеленой зоны обязан учитывать такие факторы, как особенности почвы и грунта, системы полива, дренажа и так далее.

Основным принципом создания идеального городского парка можно с уверенностью назвать гармоничное сочетание зеленых зон с зонами отдыха, наличие таких элементов, как велосипедные дорожки, места для прогулок с животными и так далее. Многофункциональность позволит парку выполнять две основные функции — служить «легкими» для окружающих его каменных джунглей и местом для приятного и полезного времяпрепровождения для местных жителей. Парк как культурный феномен является системной целостностью, имеет структуру и предстает как особая форма. Парк в качестве формы соединяет следующие обязательные элементы: огороженное место; саму ограду; вход-выход; насаждения; внутренние дорожки (аллеи). В структуре парка можно выделить дополнительные элементы: скамейки, водоемы, скульптуры, фонтаны, малые архитектурные формы и др. Главной проблемой российских парков, которые были разбиты в Советское время, можно назвать преобладание развлечений над самой природой.

Самый большой и известный парк Москвы носит имя пролетарского писателя — Максима Горького. Основанный в 1928 году, он занимает солидную территорию — порядка 100 гектаров.

Пространство ЦПКиО делилось на две части: партерную (в регулярном стиле с площадью в центре) и Нескучный сад (в пейзажном стиле). Геометрически правильно спланированное пространство партера символизировало идею порядка, организованности, рациональности и дисциплины. Такой элемент, как площадь в ЦПКиО, выходит на первый план, что соотносится с идеалом объединенного пролетариата. Один человек в пространстве площади был незаметен, незначителен, давление масштабных объектов, легче было преодолеть, лишь оказавшись среди других людей, слившись с массой. Основная часть парка – это совокупность больших открытых пространств, прекрасно устроенных для прогулок огромного количества людей, но игнорирующих потребность отдельного человека в личном пространстве и уединении. Центральная аллея парка может быть интерпретирована как символ пути советского человека к «светлому будущему» [3].

Нескучный сад – это почти половина территории ЦПКиО. Когда-то это место носило название Великого луга, где проходили народные праздники; позже здесь располагались царские вотчины для охоты; спустя время – дворянские усадьбы с регулярными и пейзажными парками, в которых отдыхали и развлекались. В символическом пространстве советского парка Нескучный сад предстает как символ традиции – связи прошлого – настоящего – будущего. Его периферийное положение в общей структуре парка совпадает с провозглашаемой советской властью позицией преодоления наследия предков.

Красота природы Нескучного сада во многом определяет популярность парка культуры и отдыха для жителей Москвы. Первый советский парк, с одной стороны, вписывается в историю развития садов и парков, с другой – является принципиально новым типом городского общественного парка, воплощением идеологического проекта построения. Как любое живое культурное образование, парк культуры и отдыха трансформировался, развивался вместе с советским обществом, тиражировался за пределы Москвы, повторялся в разных уголках СССР. Несмотря на последующие изменения советского парка, его главное предназначение – идеологическое воспитание и организация культурного отдыха трудящихся – сохраняется. Парк рассматривается как учреждение культуры под открытым небом.

В 2011 году в парке началась масштабная реконструкция, были разобраны все устаревшие аттракционы, оборудованы новые зоны отдыха, в том числе и скейт-парк, самая большая в Москве песочница, кинотеатр под открытым небом, поле для мини-футбола, пляж и многое другое.

В настоящее время проектирование и благоустройство городского паркового пространства переживает настоящий бум. Архитекторы и дизайнеры стремятся учесть интересы различных групп городских жителей. Парковые зоны становятся многофункциональными, мобильными и всесезонными, адаптированными для маломобильных групп населения.

Наиболее распространённый тип городского парка - парк культуры и отдыха. Особое внимание в архитектурно – планировочном решении такого парка уделяется зонированию территории и ландшафтному проектированию. Обязательными являются игровые площадки для детей и зоны пассивного отдыха с архитектурой малых форм в виде беседок, гротов. В культурно-просветительной зоне располагаются такие сооружения как выставочные павильоны, открытые кинотеатры, аттракционы, сады скульптур, концертные, танцевальные площадки, места для массовых мероприятий. Физкультурно-оздоровительные зоны включают площадки для футбола, баскетбола, гольфа, теннисные корты, скалодромы, роллердромы, рампы для занятия скейтбордингом и другими экстремальными видами спорта.

Нехватка свободных участков земли в мегаполисах, дороговизна, привела к тому, что парки стали разбивать на крышах зданий. Наиболее яркий пример «Скай парк» в Сингапуре. Парк был открыт в 2010 году и стал достойным преемником знаменитых Садов Семирамиды, расположившись на высоте 55-го этажа, на специально смонтированной 340 метровой платформе в виде огромной лодки, опорой которой служат три башни гостиницы.

Развитие культуры определяет вечный поиск способа достижения единства и гармонии. Именно в городском парке, без которого город не может существовать, реализуется идея достижения единства человека с природой, с духовным миром, с другими людьми и с самим собой.

 

Список литературы:

  1. Ландшафтная архитектура: учебное пособие / сост. В. О. Сотникова. - 2-е издание. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 145 с.
  2. Словари и энциклопедии на Академике [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru (дата обращения 14.12.2015).
  3. Шайгарданова Н. Л. Парк культуры и отдыха: из советского прошлого в российское настоящее // "ДИСКУССИЯ". —  2014. — №5(46).  [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=1105 (дата обращения 21.12.2015).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (2)

# Ростислав 27.01.2016 00:00
Статья понравилась, актуальная, в контексте современной экологии мегаполиса и его жителей.
# Ростислав 04.04.2016 15:11
ok

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.