Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 мая 2015 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Золотухина А.В. ГЕРОЙ-МАЛЬЧИШКА В ПОВЕСТИ В.П. КРАПИВИНА «САМОЛЕТ ПО ИМЕНИ СЕРЕЖКА» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(32). URL: http://sibac.info/archive/guman/5(32).pdf (дата обращения: 11.12.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ГЕРОЙ-МАЛЬЧИШКА  В  ПОВЕСТИ  В.П.  КРАПИВИНА  «САМОЛЕТ  ПО  ИМЕНИ  СЕРЕЖКА»

Золотухина  Анастасия  Владимировна

студент  филологического  факультета  МГУ  им.  Ломоносова,  РФ,  г.  Москва

romashka9206@mail.ru

Октябрьская  Ольга  Святославовна

научный  руководитель,  канд.  филол.  наук,  доц.  филологического  факультета  МГУ  им.  Ломоносова,  РФ,  г.  Москва

 

В.П.  Крапивин  является  последователем  и  в  некоторой  степени  преемником  традиций  А.П.  Гайдара.  Прежде  всего,  это  связано  с  тем,  что  творчество  Аркадия  Петровича  приходится  на  первую  половину  ХХ  века,  а  Владислава  Петровича  —  на  вторую.  Поэтому  к  тому  моменту,  когда  создается  повесть  о  Роме  Смородкине  и  его  друге  Сережке,  в  детскую  литературу  вошел  и  утвердился  образ  самостоятельного  и  сильного  героя-мальчишки  Тимура.  И,  конечно,  В.П.  Крапивин  не  мог  создать  своих  героев,  не  ориентируясь  на  достижения  и  новшества  предшественников.

В.П.  Крапивин  почти  всю  жизнь  писал  для  детей  и  издавался  в  различных  детских  журналах.  Многие  его  произведения  востребованы  и  интересны  и  по  сей  день.  Особенно  известны  его  фантастические  повести.  Героем  выбранной  нами  для  рассмотрения  повести  является  мальчик-инвалид  Рома  Смородкин.  Он,  как  и  Тимур  А.П.  Гайдара,  —  боец,  но  только  борется  он  не  с  «шайкой»  Квакина  и  не  с  врагами,  а  с  серьезным  недугом:  он  не  может  ходить.  В.П.  Крапивин  показывает,  как  трудно  такому  ребенку  найти  себе  друзей.  Ведь  он  не  такой,  как  все.  Чтобы  дружить  с  ним,  нужно  привыкнуть  носить  тяжелое  инвалидное  кресло,  а  на  это  не  многие  согласны.  Однако  Рома,  осознавая  все  это,  не  теряет  надежду,  и  поэтому  однажды  находит  настоящего  друга.  Автор  показывает,  как  важно  для  подростка  иметь  живое  воображение,  оно  способно  изменить  его  жизнь,  и  даже  вылечить  от  неизлечимой,  казалось  бы,  болезни. 

Герои  повести  А.П.  Гайдара,  как  и  Ромка,  не  могут  позволить  взрослым  подчинить  их  волю  себе,  навязать  что-то,  чего  они,  самостоятельные  подростки,  не  хотят.  Так  Ромке  не  нравится,  когда  мама  ограничивает  его  свободу,  хочет  отправить  его  в  интернат.  Его  обижает  ее  недоверие  и  неверие  в  то,  что  он  абсолютно  самостоятелен:  «И  разве  я  такое  уж  скверное  "приданое"?  Почему  "совсем  не  приспособленный  к  жизни"?  Я  же  дома  все  делал  сам.  И  прибирался,  и  суп  умел  сварить  и  даже  знал,  как  стирать  в  машине  «Малютка».  И  электрический  утюг  чинить  меня  дядя  Юра  научил...»  [3]. 

Но  в  то  же  время  мальчишка  жалеет  маму,  потому  что  она  у  него  «молодая  и  красивая»,  хотя  она  и  далеко  не  всегда  понимает  своего  сына,  часто  споря  и  ругаясь  с  ним.  В.П.  Крапивин  показывает,  что  даже  очень  хорошая  мать  никогда  не  сможет  заменить  мальчишке  отца.  Поэтому  Рома  страстно  мечтает,  чтобы  мама  вышла  замуж,  и  даже  выбрал  ей  мужа,  а  себе  отчима  —  дядю  Юру.  Мальчишку  привлекает  в  дяде  Юре  его  мужество  и  сила.  Ему  нравится,  что  этот  взрослый  относится  к  нему,  как  к  равному,  будто  не  замечая  Роминого  недуга.  Именно  дядя  Юра  приходит  на  помощь  Роме,  когда  в  дом  пытался  попасть  грабитель.  Благодаря  тонкой  душевной  организации  Ромка  чувствует,  что  дядя  Юра  искренен  с  ним  и  что  он  действительно  любит  и  Рому,  и  Ромину  маму.  Когда  его  планы  рушатся,  мальчик  искренне  несчастлив.  Однако  желание  мальчишки  расти  в  настоящей,  полной  семье  не  ослепило  его,  именно  поэтому  он  против  того,  чтобы  его  мама  встречалась  с  Верховцевым,  в  котором  мальчишка  интуитивно  чувствует  скрытую  подлость,  не  верит  его  подчеркнуто  вежливой  и  доверительной  форме  общения  и  считает,  что  Верховцев  не  искренен.

Рома  не  чувствует  себя  «особенным»,  он  считает  себя  обычным  мальчишкой,  которому  не  место  в  интернате  для  инвалидов:  «А  мама  снова  и  снова  заводила  разговор  об  интернате:  —  Тебе  нужен  коллектив,  товарищи.  Такие  же,  как  ты.  Чтобы  ты  чувствовал  себя  равным  среди  равных...Но  я  не  хотел  быть  таким  равным.  Нет,  не  подумайте,  что  я  как-то  по-нехорошему  относился  к  инвалидам.  Если  бы  я  сам  умел  ходить,  я  мог  бы  вполне  подружиться  с  больными  ребятами  и  помогал  бы  им  во  всем.  От  души,  а  не  из  жалости.  По-моему,  такие  ребята  всегда  должны  быть  с  обыкновенными  мальчишками  и  девчонками.  И  среди  них  стараться  чувствовать  себя  равными.  Если  сильно  захотеть,  можно  добиться  многого!»  [3]. 

Он  не  верит,  что  болезнь  —  это  то,  что  может  помешать  ему  в  жизни,  он  искренне  верит,  что  когда  вырастет,  то  будет  жить  как  все:  у  него  будет  машина  или  мотоцикл,  интересная  работа  (книги  будет  писать).  Это  говорит,  с  одной  стороны,  о  том,  что  герой  —  сильная  личность,  считающая,  что  имея  желание,  можно  добиться  чего  угодно.  С  другой,  —  Ромка  не  видит  ничего  страшного  в  своей  болезни,  не  понимает,  какие  серьезные  сложности  она  может  представлять  в  будущем,  ведь  у  него  есть  более  важные  дела:  защищать  маму,  помогать  девочке  Сойке.

Герой  не  считает  свою  жизнь  плохой  и  скучной,  благодаря  живому  воображению  и  книгам,  ему  хорошо  на  его  «капитанском  мостике».  Однако  только  с  появлением  настоящего  друга  Ромка  становится  поистине  счастлив.  Друг  Ромки  —  Сережа  Сидоров  —  не  просто  мальчишка.  Он  полностью  меняет  жизнь  «балконного  жителя»,  но  не  только  тем,  что  гуляет  с  ним,  не  стесняется  носить  коляску,  катать  его  по  улицам,  но  и  потому,  что  раскрывает  ему  свою  волшебную  тайну:  он  умеет  превращаться  в  самолет.

С  самого  начала  произведения  автор  намекает  на  то,  что  должно  произойти,  как  должен  излечиться  Ромка:  «Один  молодой  врач  говорил,  что  тут  много  зависит  от  моей  силы  воли,  от  самовнушения.  «Заставь,  —  говорит,  —  себя  подняться».  Один  раз  даже  заорал  на  меня  неожиданно:  «А  ну,  встать!  Немедленно!..»  А  я  моргаю:  как  это  встать,  если  невозможно?»  [3].  Но,  действительно,  герой  сможет  встать  на  ноги,  когда  у  него  появится  действительно  сильный  импульс:  спасение  жизни  лучшего  друга. 

Сережу  и  Ромку  сближает  и  то,  что  у  них  неполные  семьи.  И  каждый  жалеет  другого,  считает  себя  счастливее.  У  Сережи  нет  матери,  она  умерла  три  года  назад,  а  у  Ромки  —  отца,  он  умер,  когда  мальчишке  было  всего  два  года.  В.П.  Крапивин  как  бы  переосмысливает  все  те  проблемы,  которые  ставит  А.П.  Гайдар  в  своей  повести.  Так,  если  А.П.  Гайдар  не  рассматривает  детально  отношения  мальчишки  в  семье  и  выводит  на  первый  план  отношения  мальчишки  со  сверстниками,  то  В.П.  Крапивин  считает  и  те,  и  другие  отношения  равноценными,  и  уделяет  достаточное  внимание  рассмотрению  и  тех,  и  других  взаимоотношений.

И  Сережа,  и  Ромка,  подобно  Тимуру,  способны  на  серьезные  взрослые  поступки:  Сережа  жертвует  своей  жизнью  ради  спасения  людей.  Однако  В.П.  Крапивин  сохраняет  именно  прелесть  мальчишества  (в  то  время  как  А.П.  Гайдар  делает  из  Тимура  уже  почти  взрослого  человека).  В  повести  А.П.  Гайдара  повествование  максимально  объективизировано,  а  повесть  «Самолет  по  имени  Сережка»  выстроена  как  дневниковые  записи  мальчишки  Ромки.  Такая  организация  повествования  максимально  ориентирована  на  читателя-подростка.  Она  предельно  ясно  обнажает  душу  героя.

В  повести  В.П.  Крапивина  практически  отсутствуют  отрицательные  образы  (исключением  является  ухажер  матери  Ромы  —  Верховцев).  Скорее  всего,  автор  поддерживает  мнение  писателей  XIX  столетия  о  том,  что  все  мальчишки  от  природы  благородны  и  честны,  и  в  то  же  время  не  интересуется  тем,  как  может  измениться  мальчишка,  если  на  него  оказывают  дурное  влияние  взрослые.  Все  внимания  писателя  сосредоточено  на  изучении  психологии  ребенка-инвалида  и  его  отношений  с  ровесниками.

В  повести  В.П.  Крапивина  перед  нами,  с  одной  стороны,  мальчишка-подросток,  который  любит  дурачиться,  играть  в  солдатиков,  но,  с  другой  стороны,  в  его  поведении  появляются  черты  взрослого  юноши:  Роме  нравится  девочка  Сойка,  он  сгорает  от  ревности,  когда  она  больше  внимания  уделяет  его  другу  Сережке.  Писатели  предшествующих  периодов,  в  том  числе  и  А.П.  Гайдар,  не  уделяют  теме  любви  большого  внимания:  Тимур  и  Женя  —  просто  друзья.

Для  В.П.  Крапивина  становится  важным  и  то,  каким  вырос  мальчишка.  Он  показывает,  что  даже  с  возрастом,  добившись  всего,  чего  Ромка  хотел  (нормальной  жизни:  он  женат  и  у  него  есть  дочка  Наташа),  в  душе  он  продолжает  быть  все  тем  же  мальчишкой,  каким  был  в  детстве.  По-прежнему  он  скучает  по  Сереже,  видится  с  ним  по  ночам.

В.П.  Крапивин,  подобно  А.П.  Гайдару  оставляет  свою  повесть  на  точке,  предполагающей  продолжение  приключений  мальчишек,  но  в  то  же  время  ему  важно  показать,  что  все  закончится  хорошо,  и  никто  не  погибнет:  «Вот  и  все.  Теперь  вы  сами  видите,  что  слухи  оказались  пустыми.  А  слезы  —  напрасными.  «Сказка  стала  сильнее  слез».  Никто  не  разбился  до  смерти.  Никто.  Честное  слово...»  [3].

Некоторые  литературоведы,  изучающие  творчество  В.П.  Крапивина,  сомневаются  в  том,  что  такая  концовка  действует  на  читателя  должным  образом:  «Жестокая  действительность,  сталкиваясь  с  иррациональным  и  добрым,  зачастую  начинает  привносить  в  сказку  свои  суровые  законы.  И  трагический  финал  повести  о  самолете  Сережке  суть  следствие  такого  вот  столкновения  реальностей.  И  пусть,  сказочное  и  светлое,  как  будто  спохватившись,  все  же  вроде  бы  одерживает  верх,  и  автор  неоднократно  повторяет,  что  «никто  не  разбился»,  однако  чувство  неоднозначности  концовки,  «открытости»  финала  не  покидает  читателя»  [1].  Следовательно,  подобная  концовка  может  по-разному  восприниматься  разными  людьми.  Но  многоточие  в  конце  фразы  Ромки  обещает  юному  читателю  скорое  продолжение  истории.

Однако  как  бы  то  ни  было,  приемы,  использованные  В.П.  Крапивиным  в  его  фантастической  повести  «Самолет  по  имени  Сережка»:  повествование  от  первого  лица,  интерес  к  психологии  ребенка,  потерявшего  одного  из  родителей,  героический  поступок,  совершенный  ради  спасения  жизни  кого-либо  —  найдут  отражение  и  дальнейшее  развитие  в  произведениях  авторов  последующих  десятилетий. 

 

Список  литературы:

  1. Байкалов  Д.  Люди  живых  миров  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://rusf.ru/vk  (дата  обращения  20.04.2015).
  2. Вслух  про  себя/  сб.  статей  и  очерков  советских  детских  писателей  М.:  Детская  литература,  1978.
  3. Гайдар  А.П.  Тимур  и  его  команда  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://lib.ru/GOLIKOW/timur.txt  (дата  обращения  20.04.2015).
  4. Зубарева  Е.Е.  Детская  литература:  учебник  М.:  Просвещение,  2004.
  5. Крапивин  В.П.  Самолет  по  имени  Сережка  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://lib.ru/KRAPIWIN/airplane.txt  (дата  обращения  19.04.2015).
  6. Лупанова  И.П.  Полвека.  Советская  русская  литература  1917—1967  М.:  Детская  литература,  1969.
  7. Русские  детские  писатели  XX  века:  Библиографический  словарь  /  под  ред.  Арзамасцевой  И.Н.  М.:  Флинта,  1997.

 

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# Илья 29.03.2019 04:16
В книге дочь Ромы звали Надя, а не Наташа.

Оставить комментарий