Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 04 декабря 2014 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Физическая культура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ АКРОБАТОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(27). URL: https://sibac.info/archive/guman/12(27).pdf (дата обращения: 29.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ  АКРОБАТОВ  НА  РАЗЛИЧНЫХ  ЭТАПАХ  ПОДГОТОВКИ

Медведенко  Ксения  Сергеевна

магистрант  1  курса,  кафедра  ТиМ  гимнастики  КГУФКСТ,  РФ,  г.  Краснодар

Е-mail lokri2@mail.ru

Новицкая  Оксана  Викторовна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук  КГУФКСТ,  РФ,  г.  Краснодар

 

Статья  посвящена  музыкально-ритмическому  воспитанию  акробатов  на  начальном  этапе  и  этапе  спортивного  совершенствования.  Анализ  научно-методической  литературы  по  данному  вопросу  и  практика  спорта  показывают,  что  недостаточно  высокий  уровень  метроритмических  способностей  спортсменов  снижает  возможность  полного  раскрытия  образа  композиции,  в  то  время  как  регулярные  коррекционные  занятия  позволяют  достичь  запланированных  соревновательных  результатов.

В  научной  работе  разработаны  модифицированные  тесты:  «Определение  метрической  пульсации  и  сильной  доли»  и  «Воспроизведение  ритмического  рисунка».  По  результатам  констатирующего  эксперимента  проведен  сравнительный  анализ  акробатов  с  учетом  этапа  подготовки.  На  спортсменах,  показавших  средний  и  низкий  уровень  исследуемых  показателей,  апробирована  методика  включения  средств  музыкальной  выразительности  в  учебно-тренировочный  процесс.  К  музыкальным  заданиям  были  отнесены:  1)  метрические  упражнения  в  размере  2/4,  3/4,  4/4;  2)  соотношение  длительностей;  3)  использование  ритмокарточек;  4)  прохождение  ритмического  лабиринта;  5)  определение  ритмического  рисунка.  После  проведения  формирующего  эксперимента  было  сделано  повторное  тестирование  с  выявлением  динамики  исследуемых  показателей.

Для  тренеров-преподавателей  специализированных  детско-юношеских  спортивных  школ  были  предложены  практические  рекомендации.  Материал  статьи  обсуждался  на  кафедре  теории  и  методики  гимнастики  КГУФКСТ  в  рамках  научно-практической  конференции  студентов  и  молодых  ученых.

Актуальность  исследования.  Стремительное  развитие  современной  акробатики  сопровождается  снижением  возраста  победителей,  усложнением  соревновательных  программ  и  обострением  конкурентной  борьбы  на  крупнейших  соревнованиях.  В  этих  условиях  дальнейшее  повышение  артистизма  спортсменов  осуществляется  за  счет  точной  передачи  образа  соревновательной  композиции.

Мастерство  акробатов  напрямую  связано  с  музыкально-ритмическим  воспитанием,  способствующим  максимальной  реализации  спортсмена  на  соревновательном  помосте  [1].  В  связи  с  этим  встает  задача  музыкального  и  хореографического  образования.

Недостаточная  научно-методическая  разработанность  средств,  программ  и  технологий  коррекционной  работы  со  спортсменами-акробатами  по  музыкально-ритмическому  воспитанию  позволяют  считать  эту  проблему  актуальной  для  теории  и  практики  данного  вида  спорта.

Методы  исследования:  1)  анализ  научно-методической  литературы;  2)  тесты  для  определения  музыкальных  способностей;  3)  педагогический  эксперимент;  4)  экспертные  оценки;  5)  математическая  статистика.

Организация  исследования.  Исследование  проводилось  поэтапно  с  2008  по  2014  г.  на  базе  МБОУ  ДОД  СДЮСШ  №  1  МО  г.  Краснодара.  В  констатирующем  эксперименте  приняли  участие  26  акробатов,  а  в  формирующем  —  17.  Исследуемые  были  разделены  на  две  подгруппы:  1)  учащиеся  групп  спортивного  оздоровления  (СО)  и  начальной  подготовки  второго  года  обучения  (НП  —  2);  2)  спортсмены  групп  спортивного  совершенствования  первого  –  третьего  года  обучения  (СС  —  1—3)  и  высшего  спортивного  мастерства  (ВСМ).

Результаты  исследования.  С  целью  изучения  метроритмических  способностей  акробатов  были  разработаны  модифицированные  тесты:  «Определение  метрической  пульсации,  сильной  доли»  и  «Воспроизведение  ритмического  рисунка». 

В  первом  тесте  испытуемым  предлагалось  прослушать  польку  и  простучать  по  столу  метрическую  пульсацию  долей,  а  затем  определить  сильную  долю  музыкального  произведения.

Во  втором  тесте  акробатам  предлагалось  прослушать,  запомнить  и  воспроизвести,  простучав  в  ладоши,  ритмические  рисунки  трех  степеней  сложности:  ритмический  рисунок  №  1  включал  в  себя  четвертные  и  восьмые  длительности;  ритмический  рисунок  №  2  —  четвертные,  восьмые  и  шестнадцатые;  ритмический  рисунок  №  3  —  четвертные,  шестнадцатые  и  синкопу.

Оценивались  тесты  следующим  образом:  2  балла  —  за  точное  выполнение  задания;  1  балл  —  с  незначительными  ошибками;  0  баллов  —  с  грубыми  ошибками.  Далее  определялись  уровни:  низкий  от  0  до  0,6  баллов;  средний  —  от  0,7  до  1,3  баллов;  высокий  —  от  1,4  до  2,0  баллов.

Результаты  исследования  представлены  в  таблице  и  рисунках  1—2.

Таблица  1.

Средние  значения  и  уровни  метроритмических  данных  акробатов  на  различных  этапах  подготовки

Исследуемые  показатели

Первая  подгруппа

Вторая  подгруппа

СО

НП  —  2

СС  1—2

СС  3  -  ВСМ

Метрическая  пульсация

1,4  —  в.  ур.

1,6  —  в.  ур.

1,9  —  в.  ур.

2,0  —  в.  ур.

Сильная  доля

1,0  —  ср.  ур.

1,5  —  в.  ур.

1,6  —  в.  ур.

1,7  —  в.  ур.

Ритмический  рисунок  №  1

0,9  —  ср.  ур.

1,2  —  ср.  ур.

2,0  —  в.  ур.

2,0  —  в.  ур.

Ритмический  рисунок  №  2

0,4  —  н.  ур.

0,8  —  ср.  ур.

0,7  —  ср.  ур.

1,0  —  ср.  ур.

Ритмический  рисунок  №  3

0,1  —  н.  ур.

1,0  —  ср.  ур.

0,4  —  н.  ур.

1,5  —  в.  ур.

 

На  основании  полученных  данных  (таблица  1)  можно  констатировать,  что  акробатов  характеризует  высокий  уровень  определения  метрической  пульсации  (более  1,4  балла).  Мы  считаем,  что  данный  тест  был  преподнесен  в  игровой  форме,  что  способствовало  раскрытию  природных  метроритмических  данных.

 

Рисунок  1.  Средние  значения  метрических  данных  акробатов

 

Сравнительный  анализ  (рисунок  1)  показал,  что  у  занимающихся  групп  СС1-3-ВСМ  более  высокие  уровни  исследуемых  показателей.  Видимо,  это  связано  с  тем,  что  спортсмены  данной  подгруппы  занимаются  длительное  время  (8  и  более  лет),  и  соответственно,  за  время  обучения  изучают  большое  количество  разноплановых  композиций,  что  дает  им  возможность  более  тонко  чувствовать  музыку.

 

Рисунок  2.  Средние  значения  ритмических  данных  акробатов

 

Результаты  констатирующего  эксперимента  (рисунок  2)  показали,  что  независимо  от  уровня  спортивной  квалификации  при  выполнении  трех  предложенных  заданий  показатели  снижаются.  Данную  закономерность  можно  объяснить  усложнением  ритмических  рисунков. 

После  проведения  констатирующего  эксперимента  была  сделана  выборка  спортсменов,  имеющих  средний  и  низкий  уровень  исследуемых  показателей.  Далее  для  них  были  подобраны  средства  коррекции:

1.  Развитие  чувства  метра,  ощущения  сильных  и  слабых  долей  в  музыке  (метрические  упражнения  в  размере  2/4,  3/4,  4/4): 

а.  исследуемым  предлагалось  прослушать  музыкальный  фрагмент  в  размере  2/4,  затем  поставить  руки  на  пояс  и  двигаться  под  музыку,  выделяя  хлопком  в  ладоши  каждую  долю  [5].

б.  спортсменам  предлагалось  прослушать  музыкальный  фрагмент  в  размере  3/4.  Далее  испытуемым  было  предложено  поставить  руки  на  пояс  и  двигаться  4  такта  вперёд  по  кругу  и  4  такта  назад:  на  сильную  долю  делать  большой  шаг,  а  на  слабые  —  меленькие  шаги  на  носках. 

в.   акробатам  предлагалось  прослушать  музыкальный  фрагмент  в  размере  4/4,  затем  стоя  в  кругу,  испытуемые  на  сильные  доли  должны  были  ударять  мячом  о  пол,  на  слабые  доли  —  ловить  его  [2].

2.  Развитие  чувства  ритма: 

а.  «Соотношение  длительностей».  Спортсменам  было  объяснено  понятие  ритма  (ритмического  рисунка)  как  последовательности  звуков  разной  протяженности.  Испытуемым  была  представлена  таблица  с  названием  длительностей,  их  соотношением,  соответствующими  им  ритмослогами  и  движениями.

б.  «Использование  ритмокарточек».  Спортсменам  было  предложено  прослушать,  а  затем  спеть  со  словами  песни:  «Как  под  горкой»,  «Ласточка»,  «Загадка».  Испытуемые  определяли  наличие  длительностей  (четвертных,  восьмых,  половинных,  шестнадцатых)  и  выкладывали  на  доске  песню  с  помощью  ритмокарточек.  Далее  песня  исполнялась  ритмослогами  и  с  показом  движений  [4].

в.   «Прохождение  ритмического  лабиринта».  Акробатам  показывался  специальный  плакат.  Испытуемые,  следуя  стрелкам  на  плакате,  проговаривали  ритмослогами  и  показывали  движениями  каждую  ритмическую  группу  дважды.  Затем  ритмические  группы  проговаривались  в  обратном  порядке.

г.   «Определение  ритмического  рисунка».  Спортсменам  было  предложено  прослушать  музыкальную  пьесу  Р.  Санса  «Большие  колокола»  [3].  После  определения  длительностей,  испытуемым  было  предложено  двигаться  под  музыку  по  кругу,  проговаривая  ритм  ритмослогами  и  делая  движения:  на  половинных  длительностях  —  приставной  шаг,  на  четвертных  длительностях  —  шаг,  на  восьмых  длительностях  —  ходьба  на  носках.

Далее  было  проведено  контрольное  тестирование.  Результаты  формирующего  эксперимента  показали,  что  у  50  %  исследуемых  при  определении  сильной  доли  показатели  не  изменились.  Видимо,  это  связано  с  тем,  что  у  этих  спортсменов  метрические  данные  слабее  выражены  и  для  достижения  положительной  динамики  им  необходима  более  продолжительная  коррекционная  работа.

При  воспроизведении  ритмических  рисунков  положительная  динамика  отмечена  у  100%  при  выполнении  задания  №  1,  у  88  %  —  при  задании  №  2  и  у  61  %  —  при  задании  №  3.  Следует  отметить,  что  аналогичная  ситуация  наблюдалась  при  проведении  констатирующего  эксперимента.

Таким  образом,  апробированная  методика  позволила  спортсменам  более  точно  передавать  образ  композиции,  повысить  уровень  артистизма  и  выполнить  запланированные  соревновательные  результаты.

Выводы:

1.  Исследуемых  акробатов  первой  подгруппы  (СО  и  НП  —  2)  характеризуют:  высокий  уровень  определения  метрической  пульсации  (1,5  балла);  средние  уровени  определения  сильной  доли  (1,2  балла),  ритмического  рисунка  №  1  (1,0  балла);  низкие  уровни  ритмического  рисунка  №  2  (0,6  балла),  ритмического  рисунка  №  3  (0,5  балла). 

Акробатов  второй  подгруппы  (СС-1—3  и  ВСМ)  характеризуют:  высокие  уровни  определения  метрической  пульсации  (1,9  балла),  определения  сильной  доли  (1,6  балла),  ритмического  рисунка  №  1  (2,0  балла);  средние  уровни  ритмического  рисунка  №  2  (0,9  балла),  ритмического  рисунка  №  3  (0,9  балла).

2.  После  внедрения  в  учебно-тренировочный  процесс  и  предсоревновательную  подготовку  коррекционной  работы,  направленной  на  развитие  метроритмических  способностей  отмечается  положительная  динамика  исследуемых  показателей:  метрической  пульсации  на  1,5  балла,  сильной  доли  на  0,5  балл,  ритмического  рисунка  №  1  на  1,6  балла,  ритмического  рисунка  №  2  на  1,4  балла,  ритмического  рисунка  №  3  на  0,9  балла.

С  докладом  на  данную  тему  было  проведено  выступление  на  педагогическом  совете  в  ДШИ  ст.  Новотитаровская,  на  планерке  воспитателей  в  детском  саде  №  113  г.  Краснодара,  на  тренерском  совете  в  МБОУ  ДОД  СДЮСШ  №  1  МО  г.  Краснодара.  Коллеги  положительно  оценили  проделанную  работу  и  приняли  решение  о  внедрении  данной  методики  в  педагогический  процесс. 

 

Список  литературы:

1.Апраксина  О.А.  Методика  развития  музыкального  восприятия.  М.,  2005.  —  22  с.

2.Виноградов  Л.В.  Элементарное  музицирование:  пособие  для  учителя  1  класса.  Краснодар,  1997.  —  100  с.

3.Кузьминова  Е.Л.  Пути  развития  ритмики  в  России  /  Е.Л.  Кузьминова  Музыка  и  время,  2001.  —  С.  46—48.

4.Фролова  Ю.В.  Сольфеджио.  Подготовительный  класс:  учебное  пособие,  Ростов  н/Д:  Феникс,  2013.  —  С.  7—22.

5.Фролова  Ю.В.  Сольфеджио.  Первый  класс:  учебное  пособие.  Ростов  н/Д:  Феникс,  2012.  —  С.  18—21.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.