Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 06 ноября 2014 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Физическая культура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
КРАСОТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКОВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(25). URL: http://sibac.info/archive/guman/11(26).pdf (дата обращения: 12.11.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

КРАСОТА  ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО  ТЕЛА  ГЛАЗАМИ  ХУДОЖНИКОВ

Малашок  Полина  Викторовна

студент  3курса,  кафедры  финансов  и  банковского  дела,  Кемеровского  института  (филиала)  Российского  экономического  университета  им.  Г.В.  Плеханова,  РФ,  г.  Кемерово

E-mail:  

Григорьева  Светлана  Аркадьевна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  доцент  кафедры  физического  воспитания  Кемеровского  института(филиала)  Российского  экономического  университета  им.  Г.В.  Плеханова,  РФ,  г.  Кемерово

E-mail: 

 

Произведения  искусства,  посвященные  человеку,  его  телу,  являются  духовными  ценностями  физической  культуры  и  спорта  (живопись,  скульптура,  музыка,  кино).  Человек,  его  тело  всегда  был  и  остается  главной  темой  в  искусстве.  Известно,  что  идеалы  современной  молодёжи  являются  критерием  оценок  как  других  людей,  так  и  самих  себя.  Они  помогают  осознанию  различных  собственных  недостатков,  в  том  числе  и  телесных  (соматических),  способствуют  стремлению  преодолевать  трудности,  вызывают  потребность  в  физическом  самосовершенствовании.  Кроме  того,  произведения  искусства,  связанные  с  изображением  человеческого  тела,  способствуют  обогащению  духовного  потенциала  личности,  ориентируют  на  реализацию  общечеловеческих  ценностей,  таких  как  сопричастность,  милосердие,  уважение  соперника,  формирует  умение  вести  здоровый  образ  жизни,  развивает  культуру  поведения,  бережное  отношение  человека  к  своему  здоровью.  Человеческое  тело  с  давних  времён  является  объектом  искусства.  В  настоящее  время  изображениями  человеческого  тела  пестрят  обложки  журналов,  афиши  и  реклама.  Формы  и  линии  человеческого  тела  владели  умами  художников  и  скульпторов  всех  времен,  вдохновив  их  на  бесчисленное  множество  шедевров  мировой  художественной  культуры.  Идеал  физической  красоты  воспевался  в  каждой  эпохе  развития  человечества.  Но  красота  тела  в  разные  эпохи  воспринималась  совершенно  по-разному,  поэтому  и  изображения  человеческого  тела  кардинально  различаются,  к  примеру,  в  Древней  Греции  и  в  эпоху  Возрождения.  Почему?  Это  было  связано  с  религиозной  направленностью,  социальным  развитием  общества  и  рядом  других  причин.  Представление  об  идеале  физической  формы  человека  развивалось  вместе  с  самим  человеком.  Поэтому  мы  считаем  довольно  актуальным  рассмотрение  вопроса  эволюции  идеала  физической  красоты  тела  человека  в  работах  художников  различных  эпох  и  анализу  современного  восприятия  красоты  человеческого  тела.  Представление  о  красоте  человеческого  тела  периодически  менялись  в  истории  искусства.

В  древние  времена  люди  вели  кочевой  образ  жизни  в  поисках  пропитания  и  лучших  условий  для  выживания  и  редко  подолгу  задерживались  на  одном  месте.  Поэтому  так  мало  следов  древней  культуры  сохранилось  до  современной  действительности.  Но  всё  же  была  обнаружена  одна  из  главных  археологических  находок  того  времени,  возраста  более  25  тысяч  лет,  которая  и  по  сей  день  вызывает  неподдельных  интерес  ученых.  Статуэтка  женской  фигуры,  которая  в  науке  носит  название  «Венера  Виллендорфская»  (рис.  1).

 

Рисунок  1.  Венера  Виллендорфская

 

И  уже  в  этом,  столь  древнем  изображении  человеческого  тела  можно  заметить  некоторые  особенности.  Такие,  казалось  бы,  важные  части  человеческого  тела,  как  голова,  руки,  ноги  —  предельно  упрощены  создателем  скульптуры.  Однако,  другие  части  —  грудь,  живот,  бедра  женской  фигуры  сознательно  преувеличены.  Необходимо  найти  объяснение  такому  необычному  изображению  идеала  женской  фигуры.  В  давние  времена  главным  предназначением  женщины  являлось  продолжение  рода,  что  и  подчеркивается  формами  данной  скульптуры.  Одной  из  версий  создания  данной  фигурки  может  быть  инстинкт  древнего  человека  в  выборе  идеальной  женщины-матери.  К  тому  же  жизнь  людей  Древнего  мира  была  сложной  и  тяжелой,  поэтому  людям  приходилось,  не  жить,  а  выживать  в  условиях  жесткого  естественного  отбора  в  ледниковый  период,  при  скудости  пищи.  Поэтому,  не  исключено,  что  именно  такое  изображение  полных,  увеличенных  форм  считалось  символом  изобилия  и  плодородия.

Немного  позднее,  во  времена  Древней  Греции  изображения  человеческого  тела  меняются  в  кардинально  противоположную  сторону.  В  рамках  античной  культуры  получил  развитие  «культ  тела»,  возводящий  в  абсолют  человека,  внутреннюю  и  внешнюю  стороны  его  природного  естества.  Красивое  тело  было  предметом  гордости  его  обладателя.  И  для  развития  такой  культуры  были  весьма  веские  основания.  Греки  были  уверены,  что  Боги  принимают  образ  красивого  человека.  Чем  лучше  физически  выглядел  человек,  тем  ближе  считался  он  к  Богам.  Поэтому  так  высоко  ценилось  красивое  и  здоровое  тело.  В  храмах  Древней  Греции  располагались  статуи  Богов,  максимально  реалистичные  по  изображению,  настолько  идеальные,  что  паломники  храмов  верили,  что  эти  скульптуры  и  правда  являются  олицетворением  божественных  существ.  Примером  может  послужить  парные  скульптуры  под  названием  «Воины  из  Риаче»,  которые  относят  к  одним  из  лучших  образцов  древнегреческой  культуры  классического  периода,  сохранившихся  до  наших  времен  (Рис.  2).

 

Рисунок  2.  «Воины  из  Риаче»

 

Как  мы  можем  видеть,  статуи  иллюстрируют  воинов,  действительно  имеющих  спортивное  телосложение  и  рельефную  мускулатуру.  И  это  подтверждает  высокое  место  красивой  физической  формы  в  культуре  и  религии  Древних  Греков.

В  эпоху  Средневековья  восприятие  физической  красоты  тела  человека  снова  радикально  меняется.  Воспевание  красоты  тела,  так  популярное  в  античности  исчезает,  на  смену  ему  приходит  аскетизм,  пропагандирующий  отказ  от  радостей  жизни,  презрение  к  телу  и  его  красоте.  Так  как  в  Средние  века  в  силу  вступает  Христианская  религия,  то  главным  образом  для  поклонения  становится  Иисус  Христос.  Восхваляются  страдания  и  боль,  как  искупление  грехов  и  напоминание  о  страданиях  Христа,  ограничения  в  пище  и  посты.  Физическая  красота  тела  считалась  греховной  и  практически  не  изображалась  художниками  того  времени.  Тело  прикрывали  плотными,  темными,  мешковатыми  тканями,  которые  полностью  скрывали  фигуру  человека.  Примером  изображения  человека  того  времени  сожжет  быть  картина  известного  нидерландского  живописца  Яна  Ван  Эйка  «Стигматы  Святого  Франциска»  (Рис.  3):

 

Рисунок  3.  «Стигматы  Святого  Франциска»  Ян  Ван  Эйк

 

Как  можем  видеть,  церковь  и  суровая  жизнь  Средневековья  (болезни,  эпидемии)  диктовали  «идеальное»  видение  человеческого  тела:  аскетизм,  бледность  и  худоба.  Но  и  такое  физическое  состояние  человека  долго  не  продержалось  в  истории  искусства.

После  Средневековья  общество  вступает  в  новую  эпоху  —  эпоху  Возрождения,  когда  церковь  понемногу  начинает  терять  свою  неколебимую  власть,  а  в  жизнь  людей  все  больше  входит  светская  праздность.  Люди  заново  открывают  для  себя  красоту  античности.  Культура  Древней  Греции  становится  примером  для  художников  и  скульпторов  эпохи  Возрождения,  и  вместе  с  этим  возвращается  и  интерес  к  физической  красоте  человеческого  тела.  Обнаженные  фигуры  всё  чаще  появляются  на  светских  картинах  того  времени.  Идеал  человеческой  красоты  Возрождения  можно  рассмотреть  на  примере  работ  Микеланджело  —  одного  из  ярчайших  представителей  искусства  данной  эпохи,  изучавшего  строение  тела  и  стремившегося  показать  всю  его  физическую  красоту  (Рис.  4).

 

Рисунок  4.  Капелла  Медичи  церкви  Сан  Лоренцо,  Микеланджело

 

Скульптуры,  украшающие  усыпальницу  Медичи  и  работы  Микеланджело,  позволяют  нам  представить  идеальные  мужское  и  женское  тело  эпохи  Возрождения.  Женщина  того  времени  —  статная,  полнокровная,  «в  теле»,  с  широкими  плечами  и  бедрами  и  пышной  грудью.  Мужчина  же  обладает  спортивным  телосложением  с  четко  очерченными  мышцами.

И  снова  на  дворе  новая  временная  эпоха  —  эпоха  Просвещения,  когда  революция  в  науке  и  культуре  создает  переворот  в  умах  людей.  В  связи  с  этим,  изображения  человеческого  тела  так  же  подвергаются  изменениям.  В  то  время  главным  образом  идеализировалась  женщина,  поэтому  точно  можно  проследить  изменения  представления  красоты  женского  тела.  Для  примера  можно  рассмотреть  работу  кисти  великого  французского  живописца  эпохи  Просвещения  Жака  Луи  Давида  (рис.  5).

 

Рисунок  5.  Венера  и  грации  обманывают  Париса

 

Мы  можем  видеть,  что  если  во  время  Возрождения  идеальным  считалось  здоровое  и  мощное  женское  тело,  то  в  век  Просвещения  идеализировались  более  нежные  изящные  черты:  тонкие  запястья,  маленькие  ножки,  бледная  кожа  и  грациозная  фигура.  Именно  таких  женщин  идеализировали  и  восхваляли  в  те  времена.

В  XX  веке  уже  нет  единого  эталона  красоты  человеческого  тела.  Восприятие  «идеала»  меняется  настолько  быстро,  что  буквально  каждое  десятилетие  создается  новый  образ,  к  которому  стремятся  современники.  К  тому  же  наряду  с  такими  видами  искусства,  как  литература,  скульптура,  живопись,  в  XX  веке  появляется  и  развивается  такой  вид  искусства  как  кинематограф.  И  «идеальными»  становятся  не  только  персонажи,  изображенные  на  полотнах  и  высеченные  в  камне,  но  и  актеры  фильмов  того  времени.  Так,  в  начале  ХХ  столетия  в  идеал  был  возведен  высокий,  подтянутый  мужчина  (как  пример  —  американский  актер  итальянского  происхождения  Рудольф  Валентино  (рис.  6.).

 

Рисунок  6.  Рудольф  Валентино

 

Но  в  начале  21  века  более  популярны  становятся  мужчины  с  развитой,  а  иногда  и  с  гипертрофированной  мускулатурой.  Кумирами  миллионов  стали  Арнольд  Шварцнеггер,  Сильвестр  Сталлоне  и  другие  образцы  мужчин-«супергероев». 

Метаморфозы  идеалов  женского  тела  XX  века  проходили  еще  более  стремительно.  Мода  второго  десятилетия  XX  века  диктовала  свои  правила:  худощавую  фигуру,  хрупкость,  угловатость,  маленькая  грудь,  узкие  бедра,  фарфоровая  кожа,  длинные  ноги.

 

Рисунок  8.  Образ  женщины  20х  годов  прошлого  века

 

Но  мода  на  худобу  властвовала  недолго,  после  Второй  мировой  войны  положение  серьёзно  изменилось.  Эталоном  красоты  становятся  роскошные  формы  с  тонкой  талией  и  длинными  ногами.  И  женщины  по  всему  миру  начинают  подражать  Мерилин  Монро,  Бриджит  Бордо  и  Софи  Лорен.  В  60—70х  годах  прошлого  века  ужасы  войны  понемногу  забываются,  и  мода  на  излишнюю  стройность  снова  укрепляется  в  умах  девушек  по  всему  миру.  Начинается  так  называемая  эпоха  «супермоделей»,  которые  становятся  примером  для  подражания.  Они  диктуют  нам  параметры  90-60-90,  высокий  рост  и  длинные  ноги.  Кумирами  миллионов  девушек  становятся  Клаудиа  Шиффер,  Синди  Кроуфорд  и  другие  известные  модели.  Список  известных  «подиумных»  красавиц  пополняется  до  сих  пор.  Не  нужно  забывать  о  том,  что  в  России,  до  появления  европейских  мод,  красивой  считалась  женщина  «белолицая,  да  чернобровая,  да  румяная».  Ценилось  полная  женская  фигура  с  высоким  бюстом.  Примером  может  послужить  творчество  русского  живописца  Кузьмы  Сергеевича  Петрова-Водкина  (рис.  9).

 

Рисунок  9.  «Мать»  К.С.  Петров-Водкин

 

Заключение.   Что  можно  сказать  об  идеале  красоты  человеческого  тела  в  XXI  веке?  Нет  однозначного  ответа  на  этот  вопрос.  «Идеалы»  сегодня  меняются  практически  каждый  день,  так  быстро,  что  невозможно  предугадать,  какое  тело  будет  считаться  «красивым»  завтра.  Существует  много  различных  точек  зрения.  Существуют  ярые  сторонники  излишней  худобы,  кто-то  возводит  в  абсолют  пышные  формы.  Но  я  считаю,  что  самым  оптимальным  и  «идеальным»  вариантом  развития  физической  красоты  человеческого  тела  является  культ  здорового  образа  жизни,  который  начинает  возрождаться  в  наше  время.  И  пусть  сейчас  не  времена  Древней  Греции,  но  красивое,  стройное,  подтянутое,  спортивное  тело  и  в  наше  время  является  «визитной  карточкой»  и  одним  из  важных  факторов  гармоничного  развития  личности  человека.

 

Список  литературы:

1.Вельфин  Г.  Классическое  искусство.  М.:  Алетейя,  2004.  —  328  с.

2.Головашин  В.А  Очерки  истории  мировой  культуры  (культурология):  учебное  пособие.  Тамбов:  Издательство  ТГТУ,  2002.  —  180  с.

3.Жак  Ле  Гофф,  Николя  Трюон.  История  тела  в  Средние  века.  М.:  Текст,  2008.  —  192  с.

4.Каверин  Б.И.  Культурология:  учебное  пособие  для  вузов.  М.:Юнити-Дана,  2012.  —  288  с.

5.Скворцова  Е.М.  Теория  и  история  культуры:  учебник  для  вузов.  М.:  Юнити,  1999.  —  408  с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий