Статья опубликована в рамках: XXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 09 октября 2014 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Музыка
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
НОТНЫЙ СБОРНИК ПРАВОСЛАВНОГО РУССКОГО ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ ЛОНДОНСКОГО ИЗДАНИЯ КАК ВЕХА В ИСТОРИИ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ ХХ В.
Строкочинская Анна Сергеевна
студент 4 курса, музыкальное отделение АОКИК, РФ, г. Благовещенск
E-mail: seda06@mail.ru
Глазко Светлана Викторовна
научный руководитель, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин АОКИК, РФ, г. Благовещенск
В развитии русской церковно-певческой культуры в первые десятилетия XX века сложилась катастрофическая ситуация (в русле определённых исторических событий). Однако в этот же период времени в странах Европы и в Америке РПЦ не испытывала давления властей, что существенно облегчало отправление церковных обрядов со всеми составляющими. Концерты духовной музыки, распространение церковных хоров и различных светских хоровых коллективов за границей знакомили иностранцев с русской православной культурой, способствуя правильному пониманию там наших богослужебных традиций.
Только после Поместного Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося в 1988 году в связи с празднованием Тысячелетия Крещения Руси, начинается период активного возрождения церковно-певческих традиций. С открытием в России большого количества новых церковных приходов и воссозданием духовных школ в этой ситуации особенно актуальным становится опыт сохранения и развития богослужебно-певческой традиции Русской Православной Церкви.
Историю богослужебного пения русской православной церкви, по мнению И.А. Гарднера, можно разделить на две эпохи по четыре периода в каждой:
· Эпоху господства (судя по письменным памятникам певческого искусства) одноголосного (унисонного) богослужебного пения и вообще пения, не испытавшего на себе западных светских влияний. Она продолжалась от начала организованной христианской церкви на Руси до середины XVII-го века и характеризуется наличием певческих памятников исключительно с безлинейной («крюковой») нотацией.
· Эпоху господства многоголосого хорового пения по западному, часто светскому, образцу, начавшуюся в середине XVII-го века и продолжающуюся по сей день. Общим объединяющим признаком для периодов этой эпохи служит почти полное вытеснение безлинейных нотаций линейными, сначала с квадратной формой нотных головок, а затем — с овальной их формой, типичными для современной нотной системы для инструментальной и вокальной музыки. Эта традиция практически продолжалась и в эмиграции [1, с. 33].
Нам думается, что выход в свет «Нотного Сборника Православного Русского Церковного Пения» Лондонского издания 1962 г. выпадает на пятый период второй эпохи (ведь история не стоит на месте, и, следовательно, нуждается в осмыслении). Идея его создания появилась во второй половине 50-х годов прошлого столетия. Так называемый «Лондонский Сборник» был составлен редакционной коллегией общества ревнителей православного церковного пения и изначально был задуман в четырех томах:
1 том, изданный в 1962 году (1-е издание) Колледжем Веры в Лондоне, содержит песнопения Божественной литургии (обработки традиционных распевов, обиходное многоголосие);
2 том — песнопения Всенощного бдения, в двух книгах:
1-я книга, в которую вошли неизменяемые песнопения Всенощного бдения, была издана в 1972 году;
2-я книга, которая должна была содержать изменяемые песнопения Всенощного бдения и Октоиха, не была издана;
также не вышли в свет последующие 3 том, который должен был содержать песнопения Триоди Постной и Цветной;
4 том — праздники, таинства, требы и т. д.
Поводом к созданию сборника послужило несколько причин:
· дать профессионально составленное собрание доступных самым разным хорам более или менее известных произведений;
· интенсивный интерес иностранцев к русскому церковному пению;
· плачевное состояние нотной литературы для церковных хоров (при условии существования людей, обладающих большими собраниями подобного рода партитур, но весьма неохотно дающих их регентам, что, объяснимо, если принять во внимание разбросанность русских церковных хоров по всем странам мира);
· неизвестность произведений современных тогда авторов, что создавало впечатление неспособности эмиграция дать что-либо новое для церковно-хорового дела;
· застой в репертуаре и, как следствие, полное отсутствие воспитания вкуса у молодого поколения.
«К нашему церковному пению, этому жизненному нерву богослужения, неотъемлемому его элементу, — подходят обычно только с обще-музыкальной точки зрения, не учитывая того, что музыкальный элемент — это только одна из составных частей церковного пения, который эта область сакрального искусства далеко не исчерпывается» [там же, 12].
Однако, в течение работы по изданию, сразу же после выхода в свет 1 тома выяснилось, что задачи Сборника гораздо шире, чем это предполагалось вначале. Оказалось, что в СССР имеются большие мощные церковные хоры, предпочитающие репертуар не 1890-х, а 1915 года — А. Кастальского, П. Чеснокова, С. Рахманинова и др. Были такие коллективы и в эмиграции (главным образом в США), отличающиеся мощностью и высокими техническим качествами. Причём некоторые хоры были составленные из иностранцев, но исполняли исключительно русский репертуар (и маленькие приходские, и кафедрально-соборного типа).
Сборник был издан и напечатан Колледжем Веры в Лондоне. По внешним качествам это издание превосходило все бывшие за истекшие 170 лет печатные издания церковных нот: идеальная печать, выполненная по всем правилам нотной графики, коленкоровый вишнево-красный переплет с золотым тиснением.
В Лондонское издание вошли произведения, созданные в России в XIX — нач. ХХ веков (А. Архангельский, Д. Бортнянский, Виноградов, Г. Ломакин, Г. Львовский, Л. Львов, А. Гречанинов, А. Кастальский, Компанейский, П. и А. Чесноковы, С. Рахманинов), а также — написанные после 1945 г (И. Гарднер (Мюнхен), А. Жаворонков, Н. Кедров-отец, Н. Кедров-сын, М. Ковалевский (Париж), А. Красностовский (Хельсинки), В. Лабинский (Париж), С. Оболенский (СССР), М. Осоргин-отец, Н. Осоргин-сын (Париж), В. Поль (Париж), А. Рудинов (США) и др.).
Составителями сборника была проделана громадная работа: повсюду разыскивались желаемые партитуры, к сотрудничеству приглашались деятели из разных стран, материал отбирался и чётко переписывался для гравера. Всё это самоотверженно выполнил А.П. Жаворонков, трудами которого сборник многим обязан выходом в свет. Собственно редакционную работу по отобранию, группировке (и отчасти по изменению первоначальной авторской музыкальной редакции) выполнил Н.Н. Кедров, руководствуясь своим художественным музыкальным чутьем и церковно-певческим вкусом. Сложную административную часть и изыскание средств для издания взял на себя В.Н. Раевский, скончавшийся за несколько недель до выхода в свет первого тома сборника. Средства для издания дал Колледж Веры в Англии через Г. Вараха.
Таким образом, осмысление культурного наследия русской эмиграции, значительную часть которого составляли музыканты, представляется весьма важным. Русская Церковь в изгнании с самого начала являла собой реальную силу и отличалась «исключительной жизненностью» [3, с. 227], стала подлинным «центром культурной и благотворительной деятельности» [3, с. 227], русской эмиграции. Среди огромного количества уехавших из России было немало специалистов по церковному пению: регентов, певчих, уставщиков, людей, профессиональных музыкантов. Эти силы «питали» клиросы вновь образованных приходов Русской Православной Церкви в Европе. В этой связи весьма показательным является тот факт, что в 1995 году на Сергиевском подворье в Париже состоялся Съезд ревнителей Православного церковного пения. На нем, впервые, собрались регенты, певчие, композиторы и других деятелей православного церковного пения, живущих в Западной Европе. Главной темой съезда стала «оценка пройденного пути». Одно из мнений, прозвучавших на этом собрании, заключалось в следующем:
эмиграция сохранила церковность пения в силу того, что все дети, которые рождались там, приходили на клирос (чего не было, естественно, в Советском Союзе). И поэтому в 1990-е годы было ясно, что эмиграция может чему-то научить людей в России, а именно – церковности, которая была воспринята с молоком матери [7, с. 138]. По мнению протоиерея Михаил Фортунато, «главная заслуга эмигрантской церковно-певческой традиции — свидетельство Православия в западном мире» [8, с. 155].
К созданию сборника Православного русского церковного пения Лондонского издания причастны представители первой и второй волн эмиграции (в период от Первой мировой войны до конца 1960-х годов), проживавшие в основном в европейских странах (Франция, Англия, Германия, Чехия). Однако всех их объединяла ностальгия по родине и страстное желание упрочить за границей национальные основы духовной культуры, сохранить родной язык и традиции. Выходцы из России создавали за рубежом учебные заведения (школы и ВУЗы), книжные издательства, устраивали съезды интеллигенции и учёных. А РПЦ проводила огромную просветительскую работу.
Означенный нотный сборник отражает истинное положение русского церковного пения (парижской группы регентов) к 1962 году, по коему о нём, о его музыкальном и стилистическом уровне судили иностранцы, все более интересующиеся в ХХ веке русским сакральным искусством. Сборник способствовал систематизации уставных распевов и певческих образцов, объединив усилия отечественных музыкантов и регентов, находящихся вне территории России. И, несмотря на то, что вопрос о месте, которое должно отводиться песнопениям в духовной практике, не имеет однозначного ответа, можно констатировать, что он явился хорошим подспорьем всем ратующим за развитие отечественной культуры и чуть ли не знаковым событием.
А если отвечать на вопрос, что может дать русская эмиграция сегодня своим собратьям по церковному пению в России, можно сказать: непрерывность традиции, зрелость и ответственность перед собой, Церковью, будущим церковно-певческого дела, наконец, опыт единения, консолидации сил.
Список литературы:
- Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: В 2 т. / Московская Духовная Академия. Сергиев Посад, — 1998. — Т. 1. — 592 с.; — Т. 2. — 640 с.
- Денисов И.Г. Форум церковного искусства // Российская музыкальная газета. — 2004. — № 11. — С. 7.
- Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. Paris: YMCA-press, 1991. — 368 с.
- Нотный сборник Православного русского церковного пения. Т. 1: Божественная Литургия. Лондон, 1962. — 362 с.
- Нотный сборник Православного русского церковного пения. Т. 2: Всенощное бдение. Лондон, 1962. — 154 с.
- Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Республика, 1995. — 512 с.
- Свято-Сергиевское Подворье в Париже: К 75-летию со дня основания /Сост. К.К. Давыдов, С.Н. Ершова, А.П. Козырев, А.А. Корольков, Н.М. Осоргин. Париж: Приход храма прп. Сергия; СПб.: Изд-во Алетейя, 1999. — 256 с.
- Фортунато М., прот. Богослужение должно быть живым // Музыкальная академия. — 1999. — № 4. — С. 151—157.
дипломов
Оставить комментарий