Статья опубликована в рамках: XXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 09 октября 2014 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Музыка
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ДОРОГА К СЕРДЦУ ИЛИ СПАСИТЕ НАШИ ДУШИ
Бергалиева Екатерина Лицзеевна
студент 3 курса музыкального факультета МПГУ, РФ, г. Москва
E-mail: vankatrin@mail.ru
Митриковская Нина Пимоновна
доцент кафедры музыкальных инструментов музыкального факультета МПГУ, РФ, г. Москва
«Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души…»
Максим Горький
«Пиши — пиши, думай, размышляй…» — с этими словами профессор оставил меня, совершенно сбитую с толку, с книгами в руках, наедине со своими мыслями. Признаюсь, мне стало страшно, словно все невидимые силы уставились на меня, ожидая моего падения, не успев стать свидетелями взлета. О чем писать? О чем размышлять? Чего от меня ждут? Что хотят найти во мне? Где найти силы и вдохновение? Как сделать то, чего ты раньше никогда не делал? Как войти в доселе незнакомый мир с высоко поднятой головой и постараться не уронить себя?
За эти несколько дней я прочла научных статей самых разных исследователей больше, чем за всю свою жизнь. Одни мне казались слишком сложными, другие слишком непонятными. Я чувствовала, как много я еще не знаю, и сколько интересного и нового мне предстоит еще узнать. Все эти научные работы, которые я изучаю — это колоссальный труд умнейших людей, все эти страницы наполнены многолетней мудростью. Мне следует искать помощи у тех, кто намного старше и умней меня, мне следует искать вдохновения в словах, которые несут мне знания. Но как же начать? Как побороть свое сомнение? Где найти стартовую точку?
Я нашла то, что искала в строчках статьи Г.М. Цыпина «Научно-исследовательская работа как процесс: психологический аспект» [5, с. 358]. И решила начать с первых строчек этого труда, которые полностью отражают мое нынешнее состояние, я словно увидала в нем себя. В самом начале своей статьи автор говорит о молодых музыкантах, которые до сих пор учились играть на музыкальных инструментах, петь, а теперь их усадили за стол, дали в руки перо и бумагу и заставили делать то, чего они никогда не делали раньше, чему их никто никогда не учил — заниматься научной деятельностью. Это же я! Я — молодой будущий специалист, который получает абсолютно новую профессию. Это я всю свою недолгую жизнь обучалась совершенно другому. Я мечтала о другой судьбе, изучала другие дисциплины. Это я — сомневающаяся и потерянная — я сейчас ищу в себе силы перед моим первым трудом. Автор предупреждает меня и об этом: начинать новую большую работу всегда очень тяжело. «Между мною и письменным столом образуется поле, заряженное враждебным мне электричеством…»Что-то нечто подобное ощущаю сейчас и я. Ничего не приходит в голову, все мысли как назло разлетаются, как осенние листья при малейшем дуновении ветра. Появляются не мысли — появляются новые вопросы… «Задавайте в этой жизни правильные вопросы. И не задавайте, если не хотите услышать на них ответ» — эти слова одного мудреца постоянно звучат в моей голове всякий раз, когда я собираюсь задать вопрос…
«Вы уверены, что Вы — счастливы?» — спрашивает в своем эссе «Искусство и общество» Э. Злотина [2] — «Вы уверены, что Вам ничего больше не нужно для счастья? Что Вы занимаетесь любимым делом, что это именно Ваша жизнь?»
Нынешний век — время технического прогресса? Нет, наше время — скорей век безразличия и равнодушия друг к другу. Человек постепенно закрывается внутри себя, ему становится неинтересен внешний мир. Он существует в собственном мире, перестает общаться с людьми, утрачивает свои коммуникативные навыки. Ему больше никто не нужен, он начинает думать лишь о себе. Человек пытается отгородиться от всего мира, становится равнодушным к происходящему вокруг. Нам больше не нужны наши родные и близкие, мы разучились любить и строить семьи — настоящие счастливые семьи! Мы перестали заботиться друг о друге, любить друг друга. Но когда нас не замечают, обходят заботой и вниманием — мы гордо обижаемся, даже не замечая, что это — результат нашего невнимания и незаботы. Мы думаем, что мы самые умные и мудрые, нашу эрудицию заменила Википедия, наши эмоции теперь мы выражаем знаками препинания. «Мы всячески защищаем себя, стараемся как можно прочнее изолироваться от окружающей среды. Охраняемые дома, закрытые на двадцать замков с зарешеченными окнами, и нашпигованные системами сигнализации, чтобы нас никто не потревожил; машины с тонированными стеклами, чтобы нас никто не видел; виртуальное общение по телефону и компьютеру, чтобы мы могли в любой момент отключиться, если почувствуем, что к нам «лезут в душу». Мы все время живем в состоянии страха и недоверия к другим людям» — говорит Злотина («Искусство и общество»). Мы думаем, что они ничем не лучше нас, они ничем не полезны для нас, и мы больше не хотим тратить на них свое время. Известный кинорежиссер Стенли Кубрик сказал: «Самое страшное во Вселенной не то, что она враждебна, а то, что она безразлична…»
Но как бы людям не хотелось верить в то, что они особенны и отличны от остальных, они не могут жить в одиночку, не могут жить вне общества. Нам нужно все время контактировать с другими людьми, делиться информацией, обмениваться энергией. Мы и не подозреваем, какого великого наслаждения мы лишаем сами себя — простого человеческого диалога. В наш век информации и новых технологий — общение между людьми становится все больше опосредованным. А ведь это такое счастье! — видеть человека, слышать его, следить за его жестами, наблюдать за его мимикой. «Ты себе не представляешь, какое это удовольствие — просто разговаривать с человеком!» — сказал мне однажды мой друг — «Как жаль, что никто этого больше не ценит…» Люди настолько погружены в работу, в зарабатывание денег, в погоне за ненужными нам вещами, что забывают о близких людях рядом, забывают о простых прелестях жизни. Вот несколько строк из статьи американского острослова и сатирика 80-х годов прошлого века Джорджа Карлина, которую он написал после смерти своей жены:
«…Парадоксом нашего времени является то, что мы имеем высокие строения, но низкую терпимость, широкие магистрали, но узкие взгляды.
Тратим больше, но имеем меньше, покупаем больше, но радуемся меньше.
Имеем большие дома, но меньшие семьи, лучшие удобства, но меньше времени.
Имеем лучшее образование, но меньше разума, …лучшую медицину, но хуже здоровье…
…Это время быстрого питания и плохого пищеварения, больших людей и мелких душ, быстрой прибыли и трудных взаимоотношений.
Время роста семейных доходов и роста числа разводов, красивых домов и разрушенных домашних очагов….» [3]
Но все же давайте будем честными сами с собой, давайте признаем — мы уже не можем вернуться в прошлое, мы уже не можем жить без технического прогресса. Время идет вперед и мы бессильны остановить его ход. Мы настолько привыкли к так называемому «комфорту», что вряд ли теперь откажемся от умных телефонов и компьютеров. Весь технический прогресс направлен на то, чтобы освободить человека от ненужной каждодневной и тяжелой работы, ускорить процессы мышления, сократить расстояния. И, по сути, это должно дать человеку больше свободного времени. Значит ли это, что мы можем больше мыслить и думать, творить и любить? Значит ли это, что мы можем с большей пользой проводить наши дни? Быть с нашими любимыми и близкими? Быть счастливыми? Создавать великие шедевры в любой области для последующих поколений и желать рассказать им о том, как мы живем сейчас и что мы чувствуем?
Думаете, что это никому не нужно? Что никто не хочет быть счастливым? Что в наше время, время информации, компьютеров, финансов и точных наук уровень духовной культуры резко упал? Нет талантов и гениев? Нет тонкой публики и ценителей? Думаете, что это никчемное погибшее общество уже не спасти, что от наших богатейших и глубочайших душ остались одни лохмотья? Возможно, отчасти вы правы. Но мы сами создали это. Мы — люди — сами позволили этому случиться.
Но погодите! Так просто сдаться? Ведь это не конец! Не все потеряно! На свете есть еще таланты и гении, способные своими мыслями и поступками изменить этот черствый компьютерный мир к лучшему, люди, способные создавать невиданные доселе шедевры. Нет зрителей и слушателей? Мы — служители прекрасного — должны этим заниматься: ценителей нужно воспитывать, знатоков нужно выращивать. Нам надлежит приложить все свои силы, чтобы разбудить дремлющие сознания, чтобы достучаться до застывших человеческих душ. Но вот только как это сделать? Как растопить лед, покрывающий наши сердца? Как показать людям, что можно быть намного счастливей? Куда идти? К чему стремиться? С чего начать, когда эмоциональный диапазон у нас и наших детей стал как у чайной ложки? Когда они ничего не чувствуют не потому, что они такие жестокосердные, а потому, что у них никакой необходимости испытывать эмоции? А ведь это очень важно — чувствовать! Эмоции и чувства, говорит Алла Торопова, это наш двигатель, источник всех наших проявлений [4, с. 72]. И они существуют не просто так, их функция — досознательная оценка и регулирование ситуации, которая происходит мгновенно, не какими-то логическими или исследовательскими путями, а именно на уровне интуиции. Разум еще не осознал, что происходит, а эмоции уже нас направляют: мы внезапно взрываемся гневом, еще не успев подумать о том, что надо разозлиться. С помощью чувств и эмоций человек способен выживать и взаимодействовать с другими людьми. Однако в наши дни, часто при отсутствии необходимости общаться с живыми людьми, функция эмоций и чувств становится ненужной. Сами эмоции и чувства постепенно атрофируются, эмоциональный интеллект оскудевает, а значит, беднеет и весь когнитивный интеллект человека в целом. Обеднение эмоционального интеллекта может повлиять не только на духовное здоровье, но и на физическое самочувствие человека. Страдает не только духовная сфера человека, но и любая сфера его деятельности. Общество эмоционально- и чувственно-неразвитых людей опасно само для себя, говорит Торопова. Чтобы поддерживать когнитивный интеллект в добром здравии, нужно развивать все его стороны, особенно стремительно скудеющий на сегодняшний день эмоциональный интеллект, помогать пополнять его и пользоваться эмоциональным багажом. Искусство, занятия искусством и его шедевры как раз обращены к эмоциям и чувствам человека. Одна женщина ни с того ни с сего захотела обучаться у меня игре на скрипке. Она полностью осознавала, что овладеть искусством игры на скрипке на хорошем уровне уже не сможет и все равно собиралась тратить на занятия свое время и деньги. «Что вы хотите найти в моих уроках?» — спросила я и была поражена ответом. «Желание жить — ответила мне моя будущая ученица. — У меня четыре высших образования, я зарабатываю большие деньги, но внутри меня все равно пустота и нет никакого желания что-то делать дальше. Я помню моих друзей. Когда мы были молоды — а это были как раз девяностые — мы много работали, пытались выжить, выкручивались, как могли. А теперь все мои друзья стали заниматься потихоньку искусством — один пишет картины, другой коллекционирует антиквариат, третий начал писать стихи, четвертый играет на гитаре… Душа изголодалась по прекрасному… Когда взрослеешь — приходишь к творчеству все равно…»
Душа изголодалась по прекрасному… Алла Владимировна Торопова рассказывает в своей книге «Музыкальная психология и психология музыкального образования» о том, как творчество естественно и энергетически необходимо для человека. Творить и испытывать потребность творить может только человек. Искусство и занятия искусством направлены на то, чтобы привести человека в состояние эйфории, радости от процесса творчества, радости от созерцания, радости от того, что что-то получается — автор назвала это энерговыигрыш. От любого творческого прорыва сам организм творца или общество получает энергетический дар или энерговыигрыш. Это появление внутренней энергии, мы ощущаем невероятный прилив сил, у нас открывается «второе дыхание». Нам нравятся одни люди больше, чем другие, потому что при общении с ними происходит обмен энергией, и если эта энергия хорошая, положительная — это выигрыш, если нет — проигрыш. Нам нравится заниматься одним делом больше, чем другим, потому что мы получаем от этого дела энерговыигрыш, а от другого — нет. И занятия искусством обеспечивают этот душевный подъем, это ощущение счастья и эйфории как ничто другое. Артисты всегда волнуются перед выходом на сцену. Никто никогда не узнает, сколько было «хождений из угла в угол» в поисках нужного состояния, нужных приемов, эффектов, оттенков, мазков, движений, прикосновений, но никогда и ни за что ни один настоящий (я подчеркиваю — настоящий!) артист не променяет эти ощущения от выхода на сцену на что-то другое. Они готовы отдать людям всего себя, все свои силы для того, чтобы получить от зрителей обратный эффект — их реакцию и признание. Происходит обмен энергией — своего рода общение со слушателями и зрителями. И эти ощущения настолько сильно дают им понять глубину и красочность жизни, что они готовы отдать все за то, чтобы пережить их еще раз, чтобы вернуться в это приподнятое состояние духа снова. И ничто на свете не может заменить эти ощущения, потому что это — счастье! Это их счастье! Это — признание того, что дело их жизни находит отклик в человеческих душах, это — общение с людьми. И наше счастье тоже заключается в общении и творчестве! Все искусство, и любые его виды – живопись, скульптура, архитектура и так далее — это не что иное, как разговор без слов, обмен энергией, общение через звуки, линии, цвет, камни, общение через расстояния и время, это желание донести до людей свои эмоции и чувства. Посмотрите на старейшие здания, возведенные несколько веков назад — древние дворцы, средневековые башни, замки, храмы, музеи. Они заключают в себе все мастерство и мудрость искуснейших зодчих и обычных каменщиков. Вспомните шедевры живописи — мы восхищаемся ими, восторгаемся подбором красок, чистотой линий, трепетом полутонов, прикосновением кисти к холсту. Вспомните музыку, особенно музыку! — в ее созвучиях, аккордах, мотивах, попевках, мелодиях, гармониях сокрыты все самые сокровенные мысли и разнообразнейшие оттенки человеческой души, все переживания и волнения — от тихой колыбельной и до страстных признаний, от грызущей тоски до героических призывов. В плане эмоциональности и чувствительности музыка занимает особое место в искусстве. Ее воздействие на человека нельзя недооценить, поскольку, — как считает Б.М. Теплов, — эмоции — есть содержание музыки. Музыкальные переживания — это результат музыкального восприятия образа на фоне эмоционального бессознательного опыта личности. Развитие музыкального переживания — это работа над развитием интеллекта, причем интеллекта особенного, мыслящего не вербальными понятиями, а музыкальными образами, это работа над развитием чувств, а значит, это — воспитание человека, работа над душой человека [4, стр. 82].
Музыка неразрывна с нашей жизнью. Она воздействует на самые потаенные закоулки нашей души. Она имеет особую силу — утверждает Г.Ф. Гегель [1]. В своем труде «Характер содержания в музыке» он говорит о том, что среди всех других искусств музыка заключает в себе наибольшие возможности освободиться от любой реальности. Давайте представим себе — живопись, ваяние, поэзия и музыка. Если мы выделим «зерно» или сущность, или материал, или способ выражения (как угодно) этих видов искусства, на мой взгляд, это будут цвет, линия, слово и звук… Конечно, эти «зерна» не существуют каждый по отдельности. Они соединяются между собой, образуя между собой самые невероятные сочетания, давая возможность художникам создать из них удивительные произведения. Самое сложное и разнообразное из всех видов искусства для восприятия — музыка. Потому что цвет и линия — это более вербальные способы воздействия, чем звук. Полотна, здания и скульптуры изображают конкретно одно мгновение, схваченное взглядом творца, запечатленное им во времени и застывшее в пространстве. Они могут выражать одно или несколько чувств и эмоций всегда, в какое время вы бы на них не взглянули. Они самостоятельны и закончены внутри себя. Слово тоже может очень конкретно привязать нас к одной эмоции, навязать нам свое значение, не давая простора для фантазии, очень определенно и точно обозначая то или иное чувство. А музыка может затронуть душу человека там, куда не дотянется ни цвет, ни линия, ни слово, потому как звук более близок нашей простой сущности, чем материал других искусств. Звуки окружают нас повсюду в нашей жизни. Даже за пределами искусства — отмечает Гегель — мы пользуемся звуками в качестве междометий, чтобы выразить чувство удивления или боли, радости или тоски. Звук не застывает в пространстве, не имеет определенной фигуры, не сохраняет устойчивости. Он принадлежит идеальной сфере, духовной сфере — времени. Время звука — это и есть время слушателя, время души слушателя, и поэтому музыка проникает в уникальный внутренний мир человека и воздействует на него там. Музыка захватывает слушателя и ведет его сознание за собой - мы бросаемся в пляс, когда слышим танцевальную музыку, или расправляем плечи, когда звучит торжественный марш. Музыка всегда разная, она состоит из переживаний композитора, зависит от характера и мировоззрения исполнителя, от настроения слушателя, Музыка все время подвижна и изменчива, музыка — это движение, это полет мысли. И в душе каждого слушателя она оживает по своему, она особенна для каждой личности. Она вызывает такие ощущения, которые очень трудно подвергнуть описанию. Никакое слово не окажется точным, полным и верным изображением того чувства, которое может вызвать в человеке музыка. И сложнейшая задача музыки состоит в том, чтобы суметь воплотить в звуках эту скрытую в себе жизнь, чтобы она стала близкой для души всякого слушателя. «В абстрактной внутренней жизни» — говорит Гегель — «ближайшей особенностью, с которой связана музыка, является чувство… Именно эта сфера принадлежит музыке. Именно здесь музыка дает простор для выражения всех особенных чувств — и все оттенки радости, веселья, шутки, каприза, восторга и ликования души, все градации страха подавленности, печали, жалобы, горя, скорби, тоски и т. д. и, наконец, благоговения, преклонения и любви… » [1].
Из всех видов искусства музыка наиболее свободна и наименее зависима от внешнего элемента — говорит нам Гегель. Она напрямую связана с человеческой душой и настроением, потому как без внутренней силы и энергии, которые наполняют мелодией наши сердца, музыка превратилась бы в бессмысленный набор нот. Содержанием музыки является чувство, а способом выражения оного — мимолетный, не застывающий звук. Музыка с ее движением проникает во все средоточия души, она способна овладеть сознанием. Уникальная сила музыки заключается в стихии звука, в которой раскрывается это искусство. Она приводит наш внутренний мир, нашу душу в движение при помощи развития мелодии во времени, а определенное расположение звуков, как сильное выразительно средство, наполняет наши сердца уже тем или иным смыслом. Музыка пробуждает наши дремлющие чувства, она выносит их на поверхность сознания в процессе восприятия музыки. Развивать любовь и потребность в музыке значит совершенствовать душу человека. Музыка ведет к познанию и самопознанию человеческих чувств, что дает возможность услышать не только себя, но также чувства и переживания других людей. А это приводит к полезному взаимодействию друг с другом, более полному и живому общению, сбалансированности общего интеллекта, развитию внутреннего мира личности и его отношения к миру и окружающим его людям — говорит Торопова. При помощи музыки мы должны научиться быть чуткими и отзывчивыми. При помощи искусства мы можем спасти наши зачерствевшие сердца от невозмутимо шагающего вперед технического прогресса. Это и есть путь к замерзшим человеческим душам — научить их чувствам и эмоциям. Чувствовать — значит, жить в полную силу, это значит, быть счастливым!
Учиться быть счастливым — никогда не поздно. Порой кажется, что выхода из темницы собственных мыслей не найти. В бесконечных сомнениях, раздумьях и размышлениях находятся все новые вопросы, на которые никто никогда не сможет дать определенный ответ. «Ищите, и обрящете». Нужно лишь суметь найти свой путь, применить полученные знания в нужном русле, искренне желать изменить этот мир к лучшему. Нужно ценить каждое мгновение, каждый вздох, научиться слышать себя и других, научиться любить, а значит, понимать, и конечно же быть любимыми и понятыми в ответ. В конце концов, все наши действия, старания, стремления и поиски направлены в одну сторону — мы все хотим быть нужными, мы все, без исключения, хотим быть счастливыми…
Список литературы:
- Гегель Г.Ф. «Характер содержания в музыке» [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://esthetiks.ru/t3-o3-gl2-1-b-harakter-soderzhaniya-v-muzyike.html. (дата обращения: 13.04.2014).
- Злотина Э. «Искусство и общество» [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://vk.com/note1546872_9794472. (дата обращения: 13.04.2014).
- Карлин Дж. «Когда захватывает дух. Путь к себе» [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://naturalworld.ru/article_djordj-karlin-kogda-zahvativaet-duh.htm. (дата обращения: 13.04.2014).
- Торопова А.В. «Музыкальная психология и психология музыкального образования»; издание 3-е, исправленное и дополненное; М., 2010; — стр. 71—85
- Цыпин Г.М. «Научно-исследовательская работа как процесс: психологический аспект»// Абдуллин Э.Б. — Методология педагогики музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений, 3-е издание, исправленное и дополненное; Москва, Издательство «Гном», 2010. — стр. 358.
дипломов
Оставить комментарий