Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 мая 2018 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Романова А.М. ДРАМАТУРГИЯ ОПЕРЫ «ШЫВАРМАНЬ» Ф.С. ВАСИЛЬЕВА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(65). URL: https://sibac.info/archive/guman/5(65).pdf (дата обращения: 09.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ДРАМАТУРГИЯ ОПЕРЫ «ШЫВАРМАНЬ» Ф.С. ВАСИЛЬЕВА

Романова Анна Михайловна

студент специальности «Музыкально-театральное искусство» БОУ ВО «ЧГИКИ» Минкультуры Чувашии

РФ, г. Чебоксары

Гайбурова Надежда Владимировна

научный руководитель,

концертмейстер, преподаватель кафедры вокального искусства, БОУ ВО «ЧГИКИ» Минкультуры Чувашии

РФ, г. Чебоксары

В историю чувашской культуры Федор Васильев вошел как театральный композитор. По его произведениям поставлено восемнадцать драматических спектаклей. Ф. Васильев – автор пяти опер, трех балетов, двух музыкальных комедий. Большинство из них получило сценическое воплощение. С его именем связано появление первой национальной репертуарной оперы и балета.

Обучался Ф. Васильев у знаменитых музыкантов своего времени: Г.И. Литинского, Р.Х. Яхина, А.С. Лемана.

Немалую роль в жизни Федора Васильева сыграл Н.Г. Жиганов. Именно под руководством татарского композитора Ф. Васильев начал сочинение оперы «Шывармань», одновременно являвшейся и его дипломной работой. Назиб Гаязович лично просил Александра Алги выступить в роли либреттиста оперы.

«Шывармань» («Водяная мельница») – опера в 3-х действиях, была написана композитором Ф.С. Васильевым в 1957 году [3, с. 80]. В поисках сюжета композитор изучил многие произведения чувашских поэтов и писателей; особенно его заинтересовала поэма народного поэта Чувашии А. Алги. В основе ее лежала легенда, согласно которой, в дар богам, чтобы вода не прорывала плотину мельницы, приносили самую красивую девушку.

В опере, так же как и в поэме, действуют не персонажи из легенды, а реальные люди чувашской деревни накануне революции 1905 г.: сельский кулак Арлан – владелец водяной мельницы; девушка-сирота, батрачка Арлана, красавица Сарби; Атнер – вожак сельской бедноты, друг детства и возлюбленный Сарби.

Для сценической драматургии оперы характерно сочетание двух сюжетных линий – драмы народа и личной драмы Сарби. Протест крестьян, вызванный бесправным положением, постепенное «прозревание» и стремление их к борьбе – основная сюжетная линия либретто. Во взаимосвязи с социальной драмой, развивается линия личной драмы простой девушки. Общественные коллизии определяют пути развития личных отношений героев. Это делает оперу динамичной, эмоционально насыщенной, позволяет композитору использовать различные драматургические приемы и средства выразительности, свойственные лирико-психологическим операм.

В центре оперы «Шывармань» обездоленный, возмущенный несправедливостью народ, поднимающийся на борьбу за свои права. Образ народа дан в развитии. Стержневыми моментами в его характеристике являются первая, третья и пятая картины оперы, между которыми имеются тесные сюжетные и музыкальные связи. Впечатляюща характеристика народа в экспозиции. Поражают масштабы и развернутость хоровой композиции «Шумят  леса», ее мелодическое богатство, ее музыкально-тематический материал построен по принципу сквозного развития. Музыка по характеру задумчивая, сдержанная, в ней и печаль, и народное горе, в ней и внутренняя сила, отрицание безнадежности и покорности. Это сосредоточенное раздумье народа о своей судьбе, о жизненной доле, о мучительном поиске выхода. Это раздумье перерастает к концу в возмущение и готовность к борьбе. Возмущенный жестоким обращением с людьми, главный герой Атнер выступает на защиту униженного и оскорбленного народа. Он обращается к односельчанам с призывом бороться за землю, за свои права. Наиболее сознательная часть крестьян поддерживает его. Эта сцена – важная в сознании народного характера – активизирует развитие музыкально – драматического действия. В ней образ Атнера особенно слит с образом народа.

В финале оперы народ, узнав о злодеянии Арлана, расправляется с ним и оплакивает гибель красавицы Сарби. Это способствует объединению народа, и он поднимается на борьбу за землю, за хлеб, за волю. Могучая сила, скрытая в хоре первой картины «Шумят леса» прорывается и в финальном хоре народа, вставшего на защиту своих интересов. Драматические сцены занимают главное место в показе народной линии оперы. Но их дополняют и обогащают жанрово – бытовые сцены, раскрывающие духовное богатство народа. Несмотря на тяжелое положение, в народе живет и чувство юмора. Бодрость, жизнерадостность раскрываются в череде плясовых  песен шуточного характера. В них проявляется мелодическое своеобразие, эмоциональная яркость чувашских народных песен.

Использование жанровых особенностей чувашской народной песни – важный драматургический прием в создании образа народа. Здесь преломились особенности игровых, хоровых, плясовых, протяжных, лирических напевов. Различная эмоционально – образная направленность хоровых номеров и сцен явилась отражением многоплановости оперного действия. Песенно-хоровые номера задают эмоциональный тон картине, а также выступают в роли психологического фона [5, с. 32].

Развитие сюжета идет таким образом, что наряду с широким показом массовых сцен, каждый герой охарактеризован достаточно полно. Особо выделяется образ Сарби, в котором композитор художественно правдиво передал не только мягкость, нежность, но и силу характера героини. Драма Сарби – один из стержневых моментов оперы. Стремление девушки к счастью задушено действительностью, и кульминацией ее протеста становится ее гибель.

Создавая образы, композитор четко разделил средства музыкальной выразительности: положительные герои в основном охарактеризованы через закругленную вокальную форму (песня, ария, монолог), отрицательные – прежде всего посредством речитатива и оркестра. Композитор старается найти для каждого персонажа свою сферу интонаций, соответствующую его характеру, с каждым из них связан определенный тип мелодии. Каждый такой приём музыкального развития направлен на раскрытие сценического образа героев.

22 мая 1960 года в Чувашском музыкально – драматическом театре им. К. Иванова состоялась премьера оперы «Шывармань». Она была посвящена знаменательной дате – 40-летию Чувашской АССР. Дирижер Л.О Волынский. Режиссер Б.С. Марков. Художник П.Д Дмитриев. Главные партии исполняли: Сарби – Р.Н. Ахметбекова; Атнер – М.И. Денисов; Арлан – В.И. Елфимов. Следующая постановка состоялась 4, 17 апреля 1981 г. Дирижер – Г.С. Максимов. Режиссер – А.Г. Васильев. Художник – Н.П. Максимов. Главные партии исполняли: Сарби – А.В. Зинкина; Атнер – Ю.А. Прокопьев; Арлан – А.В. Ковалев. Премьера 12 декабря 1987 г. была посвящена «70-летию Великого Октября». Дирижер – Ш.К. Мегрелишвили. Режиссер И.А. Дмитриев. Художник С.К. Кошкин. Главные партии исполняли: Сарби – З.Н. Прокопьева; Атнер – Ю.А. Прокопьев, Арлан – А.В. Ковалев [4, с. 56].

23 Ноября 2010 г. в рамках 20-го Международного оперного фестиваля имени М.Д. Михайлова состоялась премьера 4-й постановки оперы «Шывармань», внимание режиссера данной постановки акцентировалось на воплощении народной обрядовости и лирико-психологические драмы героев. Опера была поставлена в 2-х актах, режиссер – М.Ю. Жучин, дирижер – О.С. Нестерова, художник – В.В. Федоров. Главные исполнители: Сарби – Т.В. Прытченкова, Атнер – Н.Н. Иванов, Арлан – К. Москалев.

Ф. Васильев в опере «Шывармань» более свободно использует приемы тематического развития. Он обостряет контраст между сценами, картинами, резко противопоставляет образы. Мелодический материал ярок, образы сценичны, композиция драматургически цельна и компактна. Успех оперы объясняется простотой и искренностью выражения чувств героев, большой мелодичностью музыки, тесной связью ее с фольклорными истоками.

 

Список литературы:

  1. Эррэ Т.А. Чувашская опера. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1979. – 128 с.
  2. Абруков Т.А. «Я буквально пропитан народной музыкой» (Ф. С. Васильев). Шывармань // Чувашская энциклопедия. – т. 4. – С. 655 – 656
  3. Мастера музыкального искусства. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009. – С. 75 – 86
  4. Марков Б.С. Мой театр. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1995. – 97 с.
  5. Илюхин Ю.А. «Развитие чувашской советской музыки в 1960-1967 гг. // Учёные записки. – Выпуск 50. – г. Чебоксары, 1970. – С. 28 – 72
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.