Статья опубликована в рамках: LXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 мая 2018 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Тюмерова О.В. КАМЕРНО-ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ФИЛИППА МИРОНОВИЧА ЛУКИНА. ПЕРВЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(65). URL: https://sibac.info/archive/guman/5(65).pdf (дата обращения: 29.01.2020)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КАМЕРНО-ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ФИЛИППА МИРОНОВИЧА ЛУКИНА. ПЕРВЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ

Тюмерова Ольга Васильевна

студент направления подготовки «Вокальное искусство», БОУ ВО «Чувашский государственный институт культуры и искусств» Минкультуры Чувашии,

РФ, г. Чебоксары

Научный руководитель Гайбурова Надежда Владимировна

концертмейстер, старший преподаватель кафедры вокального искусства БОУ ВО «Чувашский государственный институт культуры и искусств» Минкультуры Чувашии

РФ, г. Чебоксары

«Краем ста тысяч песен» называют Чувашию, и не зря: неслучайно чувашские композиторы пишут очень много вокальной музыки - сольные и хоровые песни, романсы. Любовь народа к композитору приходит не сразу. Для того, чтобы заслужить столь высокого признания, художественного таланта и трудолюбия ещё мало. Нужно иметь нечто большее. Это, во-первых, тонкое чувства духа времени, связь творчества с судьбой народа. Во-вторых, стремление к искреннему и бережному использованию музыкально-эстетических традиций родного народа, созданию таких произведений, в общении с которыми люди могли бы найти нравственно-эстетические идеалы. Именно счастливое совпадение идеалов, композитора и народа, делает песни бессмертными, любимыми, жизненно-важными для каждого любителя и ценителя музыки. Всё это целиком относится к творчеству Филиппа Мироновича Лукина.

Филипп Лукин - лауреат Государственной премии СССР, народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств Чувашской и Дагестанской АССР, кавалер орденов «Знак почёта», Трудового красного знамени.

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла талантливому чувашскому пареньку светлый путь к большому искусству. Пятнадцати лет он приезжает в столицу республики Чебоксары учиться музыке, в 1932 году заканчивает Чувашский музыкальный техникум по специальности хормейстера и начинает работать хористом и дирижёром в Чувашском государственном хоре.

Первые его песни появились в республиканской печати и были исполнены в 1930 году. На путь сочинения юного музыканта направили, как он сам много раз рассказывал, Фёдор Павлов и Владимир Кривоносов.

С 1935 по 1942 г. Лукин продолжает образование в Московской консерватории и, окончив её, уезжает работать на родину, где становится художественным руководителем и главным дирижёром Чувашского ансамбля песни и танца.

Предвоенное десятилетие им создано около десятка хоровых песен без аккомпанементов, которые печатались на страницах газет, звучали на концертах.

За 33 года им написано более 300 произведений, в том числе хоры, сочинения для солистов и вокальных ансамблей, миниатюры для скрипки, виолончели, духовых инструментов, музыка к драматическим спектаклям. Филипп Миронович - подлинный мастер современной чувашской песни. В его многочисленных песнях органически сочетаются глубоконациональная основа с широким претворением традиций русской классической и советской музыки. Именно поэтому они так популярны у чувашского народа, музыка его талантлива, органична, красива.

Его жизнерадостные, исполненные светлой лирики песни, прочно вошли в репертуар профессиональных и самодеятельных хоровых коллективов республики. С неизменным успехом они исполняются на концертных площадках солистами Чувашской филармонии и музыкального театра, учащимися и студентами музыкальных учебных заведений, участниками художественной самодеятельности, звучат в передачах Чувашского радио и телевидения.

Уже в ранних сочинениях Лукина ощущаются природное мелодическое дарование композитора и его стремление воплотить в песне мысли и чувства советских людей. Молодой композитор пробует свои силы в различных жанрах вокальной музыки. Он пишет хоровые произведения, массовые и сольные песни, обрабатывает народные мелодии.

В годы Великой Отечественной войны Ф.М. Лукин написал ряд созвучных времени песен.

К наиболее удачным сочинениям этого рода, созданным в эти годы, следует отнести песни «Шурă роза» (Белая роза) и «Ҫамрăксен юрри» (Песня молодёжи), «Песня борьбы», «Друзьям-фронтовикам», «Песня военной девушки» - патриотические произведения, зовущие на борьбу против врага. Значительна песня Лукина «Герой Иван Поляков», посвящённая земляку композитора – Полякову, заслуженному Герою Советского Союза [4, с. 65].

Вместе с ансамблем Лукин неоднократно выезжал на фронты великой отечественной войны, дав для бойцов советской армии более 120 концертов.

С годами всё ярче и сильнее проявляется лирическое дарование Лукина. Напевная лирическая песня народного характера становится его излюбленным жанром.

Победоносное завершение войны вдохновило композитора на создание новых песен. В его «Песне о Волге», «Когда заря занялась» - ещё слышны отзвуки недавних битв. Первая песня воспевает могучую русскую реку Волгу и героических защитников Сталинграда.

В послевоенное время творческий авторитет Ф.М. Лукина быстро крепнет. 22 марта 1948 года коллеги избирают его председателем правления союза композиторов Чувашии.

В послевоенные годы была создана «Застольная» Ф. Лукина (на слова В. Веселова), написанная для голоса в сопровождении рояля, рисует картину колхозного осеннего праздника. «Ярко национальный характер мелодии, тонкая, прозрачная гармонизация, простота и искренность чувства выделяют эту небольшую пьесу в число интересных страниц советской вокальной лирики», - так охарактеризована эта песня в центральной прессе (Приложение к журналу «Советская музыка», 1951, №3). Одна за другой появляются песни, прославляющие могущество родины, прекрасную советскую молодёжь, привольную колхозную жизнь, замечательных советских людей, героев труда.

Красотой мелодических образов пленяют песни: «Юрататăп, çĕршывăм, сана!» (Люблю тебя, Отчизна - мать!), Атăлпа Сĕве хушшисем» (Лирическая молодёжная), «Ялан юрлать чĕре» (Полна моя душа), «Ҫутă ĕмĕт» (Светлая мечта), «Сирень» и многие другие, ставшие любимыми песнями чувашской молодёжи [5, с. 21].

Среди произведений, написанных Ф. Лукиным в этот период, лучшие песни - «Нам счастье Сталиным дано», «Песня о Москве», «Застольная» и «Песня о счастливой дружбе». За эти песни Филипп Лукин был удостоен Сталинской премии. Во всесоюзной газете о нём пишется: «Талантливый чувашский композитор, автор многих удачных песен и хоров на современные темы».

Жизнерадостная светлая песня «Нам счастье Сталиным дано» (слова В. Урдаша), написанная с искренним воодушевлением, вошла в репертуар Чувашского ансамбля песни и пляски и быстро завоевала признание широких масс. Её подхватили десятки самодеятельных коллективов, и вскоре она стала подлинно-народной.

«Песня о Москве» (слова П. Хузангая) впервые прозвучала на вечерах чувашской литературы в Москве 1950 года.

Светла по настроению, изящна по мелодическому рисунку «Песня о счастливой дружбе» (слова А. Давыдова). Простыми выразительными средствами композитор передаёт глубокие лирические чувства, раскрывает богатый духовный мир советской молодёжи.

Особую страницу в творчестве Лукина занимают его романсы и песни-романсы, отличающиеся ярким национальным колоритом («Счастливый вечер», «Проторю я тропку», «Весенний вечер», «Выйди к Волге, дорогая», «Песня любви», «Из-за тебя одной», «Любимой» и др.). Творческое использование композитором национальных особенностей чувашской народной песни (интонационный строй, своеобразная ладо - ритмическая структура) обогащает традиционные формы романса.

Другим источником песен Лукина являются чувашские песни-хороводные, игровые, шуточные. В них воплощены жизнерадостное мироощущение, кипучая энергия. Так, в песне «Волжская молодёжь» композитор использовал форму такмака - чувашской песни-частушки, исполняемой с инструментальным сопровождением.

Филипп Лукин - композитор-мелодист. Мелодика его песен широка, естественна, распевна, обладая вместе с тем яркой национальной окраской. В этом отношении очень интересна песня Ф. Лукина на слова В. Васильева «Выйди к Волге, дорогая».

Особое место в творчестве Ф. Лукина занимает тема реки Волги, которая всегда была для чувашей символом братского единения с русскими. Широко и величаво льются эти напевы, выражая чувство гордого восхищения родным краем («На волжских просторах», «Песня о Волге», «На волжском берегу», «Песня сердца»).

В отдельных произведениях чувашского мастера ощущается и драматический психологизм. Хоровая баллада «Хлеб» для смешанного хора подчёркивает два контрастных музыкальных образа: первый связан с воспоминанием о войне, второй - с мирным настоящим.

Никто из чувашских композиторов не написал столько массовых песен, сколько Ф. Лукин. Духом современности проникнуты его популярные сочинения: «Отчизне», «За прочный мир», «Трудовые маяки», «От всей души». Из хоровых произведений были значительны: «Минута молчания», «Молодёжно-хороводная», «Песней порадуем друзей».

Свыше 80 песен подарил композитор детям: «Мы советские дети», «Марш пионеров», «Жаворонок», «Весна». Лучшие из них переведены на русский язык.

По просьбе хмелеводов Марпосадского района Ф. Лукин написал песню о чувашских хмелеводах на стихи Николая Сандрова. Впервые ее исполнил Мефодий Денисов. Эта песня и сейчас звучит по радио, звучала на фестивалях песни во многих городах России, Украины, Белоруссии.

Большим музыкальным событием в 1973 году в Чебоксарах стал авторский концерт Филиппа Мироновича Лукина, организованный Чувашским комитетом по телевидению и радиовещанию. Концертный зал музыкального училища до отказа заполнили горячие поклонники творчества композитора. На сцене выступали хор Комитета по телевидению и радиовещанию Совета Министров Чувашской АССР и хор Чувашского государственного ансамбля песни и танца. Мощно и торжественно звучала песня «Дума о Ленине» (дирижёр заслуженный артист РСФСР А. Орлов-Шузьм) и «В семье единой» (дирижёр заслуженный деятель искусств ЧАССР Г. Лебедев). Лауреат государственной премии имени К. Иванова А. Ковалёв с воодушевлением спел «Пою, Россия, о тебе». Ансамбль скрипачей Чебоксарской детской музыкальной школы С. Максимова исполнил лирическую пьесу «Адажио». Две песни о Чебоксарах исполнил заслуженный артист ЧАССР М. Кольцов.

Большую работу ведёт Лукин по собиранию и изучению народных песен. Им записано около 100 напевов; многие из них обработаны композитором для хорового и сольного исполнения. Из инструментальных произведений Лукина следует отметить «Элегию», «Андантино» для скрипки с роялем.

Композитор принимает активное участие в создании театральной музыки. Спектакли Чувашского академического театра «Иван Кадыков» А. Колгана, «В деревне» Ф. Павлова, «Кремень» А. Эсхеля, «Энтип» В. Ржанова, «Голубое озеро» Л. Родионова идут с его музыкальным оформлением.

Ф. Лукин настойчиво работал над совершенствованием мастерства. Темы его последних сочинений - Родина (цикл песен «Родная сторона», «Воспоминание», «Люблю тебя родная мать», «Родной город Чебоксары») и социалистический труд («На колхозном поле», «Песня колхозных девушек», «Слава земледельцам», «Богатое поле»).

Песни Ф. Лукина, исполненные Тамарой Ивановной Чумаковой: «Кӳлĕ хĕрринче» («Около озера») слова И. Тукташа, «Атăлпала Сĕве хушшисем» («Между Волгой и Сурой» Г. Краснова, «Ах, пĕлесчĕ» («Ах, узнать бы») А. Артемьева, «Ҫутă ĕмĕт» («Светлая мечта») Н. Сандрова, «Гитара» П. Ялгира. Песни Лукина в её исполнении проникали в сердца слушателей и надолго оставались в их памяти [4, с. 94].

В годы стройки тракторного завода написана песня «Наша гордость». Эта песня о людях, своими руками творящих чудо, написанное с поэтом Давыдовым - Анатри. Разучил его солист музыкального театра Пётр Заломнов и впервые исполнил перед строителями в обеденный перерыв. Слушатели наградили их аплодисментами.

Каждое утро раздаются позывные Чувашского республиканского радио: Это «Песня молодёжи» Ф. Лукина. Слушая её, сразу чувствуешь, что написана она волжанином, тонко чувствующим природу и умеющим передать её средствами самобытного музыкального языка. Своеобразный голос композитора вливается в мощный хоровой разлив песенной России.

К 40-летию композитор создал новую балладу для большого смешанного хора на стихи В. Ахуна «Бессмертие павших сыновей». Подлинно народны поэтические образы произведения: Как к живым существам обращается мать к ветру, волнам, родникам, чтобы поведали они, где её сыновья. В музыке баллады передано чувство горя, выражена душевная боль. Распевные обороты мелодии вносят в звучание теплоту, речевые - придают музыкальному произведению черты мужественности.

В музыкальном искусстве Чувашии жанр песни играет особую роль. И по возрасту, и по достижениям, Ф.М. Лукина можно назвать продолжателем дела первых композиторов Чувашии. Он на основе синтеза народно-песенных традиций и интонационно - образного арсенала советской песни постепенно вырабатывает свой, индивидуальный жанрово-стилевой комплекс, оказывающий влияние и на творчество других создателей чувашской песни. Мастеру удавались свежие мелодические находки. Ими отмечены среди произведений последних лет, например, маршево - патриотическая песня («Дорога партии - дорога народа»), гимническая («Слава Октябрю»,) лирические («Калина на поляне», «Стая белых лебедей») и некоторые другие [5, с. 29].

Ф.М Лукин формировался как композитор на протяжении 30-50-х годов под непосредственным влиянием утвердившейся тогда и пережившей своё «золотое» время советской массовой песни. Как и многие другие, он мог бы, вслед за Дунаевским, назвать себя «певцом советского преуспеяния», композитором, воспевающим по преимуществу праздничные стороны быта советского народа. Действительно, творческие интересы Лукина обращены преимущественно к чувствам радостного подъёма, счастья, влюблённости, восхищение прекрасным, благодарности родине за благополучие народа, вырванного Октябрьской революцией из бесправия и нищеты. Лишь песни о борьбе за мир имеют иную эмоциональную окраску. Их интонации, как и в аналогичных произведениях русских советских авторов, несут тревогу, суровость. Среди произведений этого периода преобладают песни о любви: Ҫук пуль çав сан пикки тĕнчере»; о счастливой жизни: «Пирĕн телей», «Телей юрри»,» Уяв юрри»; о новостройках («Ҫĕне ГЭС - Аслă Атăл çинче», «Ӳсет тăван заводăмăр»), о мире, дружбе народов: «Ҫĕнтерӳпе çĕкленне халăх», Атăлран Дунай таран». Привлекают Ф. Лукина поэтические образы («Ěç илемĕ», «Эпир ĕçе тухсасăн», «Пĕрче», «Уяв кĕвви»). Не чужда ему тема прекрасного в природе и в народном искусстве («Шăпчăк», «Юратмасăр юрă çуралмасть»), народной этике («Пире тăван хисеплеть»).

Определяя жанровую природу произведений Ф.М. Лукина, нельзя не отметить господства вокально-песенного начала в виде элементов маршеобразности («Атăлран Дунай таран», «Эпир-Ильич мăнукĕсем»). Другой источник ощущения «вокальности» в музыке Лукина - романсовость. Из жанров танцевального происхождения в его творчестве - вальсовые песенки («Ăшă çумăр», «Икĕ пуç кăшăле»).

Вот, что рассказывает поэт Юрий Семендер в воспоминаниях о Филиппе Лукине: «Работая рука об руку с Филиппом Лукиным четверть века, мы написали более 30-ти песен. Написанная в 1983 году песня «Ӳçланкăри палан» быстро вошла в репертуар известных чувашских артистов. Впервые её исполнила солистка академической капеллы Тамара Гурьева, потом солистка Чувашского академического ансамбля песни и пляски Зоя Лисицина. В исполнении народной артистки Чувашии Тамары Чумаковой эта песня записана на плёнку. Алевтина Сергеева-Зинкина исполнила в Московской консерватории на авторском вечере посвящённому Филиппу Лукину. Зоя Андреева, Зоя Афанасьева, Валентина Смирнова эту же песню много раз исполняли на сцене. При каждом выступлении она имела большой успех. Не так уж много прошло времени, но «Ӳçланкăри палан» стала любимой песней не только у чувашей, но и у русских, татар. И другие песни, написанные мной с Филиппом Мироновичем, оставили глубокий след в песенном искусстве. Песню «Ҫĕрĕм - шывăм, Чăвашен» с любовью исполнили наши баритоны Мефодий Денисов, Пётр Заломнов, Виталий Петров. Песни «Эпир ĕçе тухсассăн», «Паттăр Андриан», исполнили хоры на праздниках песни и труда. Песни «Ункă шывĕ и «Кĕтерне» стали любимыми у народного артиста Алексея Орлова.

С 1954 года в Чувашии регулярно проводятся республиканские смотры-конкурсы, где Филипп Миронович являлся главным дирижёром большого сводного хора. Ф. Лукин – непременный председатель жюри республиканских конкурсов художественной самодеятельности.

Ф.М. Лукин ушёл из жизни в 1994 году.

«Вдохновение» - так назвали кинематографы Свердловского телевидения свой фильм о жизни и творчестве Филиппа Лукина, приуроченного к 70- летию. Широко показан в фильме родной композитору Чувашский край, величавый разлив Волги, Чебоксары.

Музыкальная сторона фильма отразила различные жанровые и эмоциональные грани творчество композитора. Прозвучали произведения для голоса и фортепиано, голоса и оркестра хора, сочинение для гобоя, была показана хореографическая симфоническая картина. К участию в фильме-концерте были привлечены известные чувашские музыканты-исполнители.

Другой фильм «Поющее сердце», посвящённый творчеству Лукина показала Чебоксарская студия телевидения. Воссоздать творческий мир композитора, найти истоки его вдохновения - такую задачу поставил автор сценария. Точно и ёмко выражена здесь главная суть песенного дара Филиппа Лукина. А с экрана звучат слова: «Чувашия - край ста тысяч песен. Из глубины веков пришли они к нам… Великий Октябрь осуществил свои мечты. Мы строим новую жизнь и во весь голос поём свои песни. У песни Ф. Лукина - счастливая судьба».

Приём такого сопоставления вносит мысль о социальной значимости творчества композитора, помогает зрителю увидеть связь творца музыки с эпохой, с делами народными. Песни, которые звучат в фильме, - яркая характеристика песенного таланта Филиппа Лукина. Особенно сильное впечатление оставляет «Пою, Россия, о тебе».

Песни композитора выражают состояние духа своего народа - такова точка зрения автора фильма.

Композиторское наследие Ф.М. Лукина велико. «За 50 лет творческой деятельности мною создано более 700 произведений», - писал он. В течение нескольких десятилетий он сохраняет позиции одного из ведущих мастеров песенной лирики.  Лирика его песен, таких, как «Ҫутă ĕмĕт», «Уçланкăри палан», «Хăмла пахчи» и десятки других - свежа и вряд ли потускнеет при хорошем исполнении. Они несут глубокие сильные чувства, величавы и благородны, духовны и эстетически богаты. Он добивался, чтобы в Чувашии шло развитие современного музыкального искусства, поддерживал ростки талантов, творчество профессиональных и самодеятельных коллективов. Его произведения исполняются и издаются не только в Чувашии, но и в Москве и других городах, о них пишут исследования музыковеды. Он преданно служил не только искусству, но и своим искусством – родному народу и обществу, олицетворением которого было государство, республика и, несомненно,- коммунистическая идеология. Вот что сказал о нём доктор искусствоведения М.Г. Кондратьев: «В пределах культурного пространства Чувашии Ф. Лукин контролировал события, направлял их. За пределами - он был послом её культуры, соединяющим культурную жизнь родной республики с общественной. Как в творчестве, так и в публицистике Филипп Лукин отразил основные идеи, тенденции и заблуждения эпохи, её идеологическую пирамиду. В свою очередь и музыкальная культура Чувашии отразила и свойства личности, в том числе и односторонности самого Ф. Лукина. Несомненно, что влияние истинных ценностей из наследия этого человека большого музыкального таланта и общественного темперамента, огромной энергии и широкой души будет распространяться и на культуру Чувашии XXI в.»

 

Список литературы:

  1. Лукин Ф. М. Размышление о песне // Советская Чувашия, 1978. 22июля.
  2. Лукин Ф.М. Несколько слов о текстах песен. Мысли композитора // Молодой коммунист, 1961. 22 января.
  3. Потапова Л. Филипп Лукин // Композиторы Российской Федерации. / Сборник статей. – Вып. 1. – М.: Советский композитор, 1981. – С. 206 – 226.
  4. Кондратьев М. Г. О песенном творчестве чувашских композиторов в 70-е годы // Вопросы мастерства в современном чувашском искусстве. – Чебоксары, 1981. – С. 63 – 103.
  5. Кондратьев М.Г. Песенное творчество чувашских композиторов в 80-е годы. Очерк первый: Песенное творчество Ф.М. Лукина // Вопросы современного художественного творчества. – Чебоксары, 1990. – С. 18 – 33.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий