Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 ноября 2012 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Основы безопасности жизнедеятельности

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРАКТИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ ― ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Стасенков Олег

воспитанник 3 курса (9 класс), ГУО «Лицей при Гомельском инженерном институте» МЧС Республики Беларусь, Гомельский район, урочище Боровая

Крюк Денис Владимирович

научный руководитель, преподаватель специальных дисциплин, ГУО «Лицей при Гомельском инженерном институте» МЧС Республики Беларусь, Гомельский район, урочище Боровая

 

Наш век стремителен. Сегодня успех зависит, в том числе, и от скорости получения, анализа и применения на практике новых необходимых знаний. Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно когда он имеет возможность одновременно обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс обучения, который сам становится легче и интереснее.

Все многообразие информации, существующее об обеспечении безопасной жизнедеятельности, включает данные, которые требуются прямо сейчас, которыми было бы неплохо владеть и ряд информации, не требующей первостепенного внимания. Тренинг — это передача именно сейчас необходимого знания и развитие требуемых навыков за короткое время. Идея проведения практических тренингов по основам безопасной жизнедеятельности появилась потому, что обучение данному курсу в средних учебных заведениях дает максимум теоретических знаний и минимум практических знаний, которые со временем забываются.

Тренер — не значит преподаватель. Это человек, обладающий большим опытом, в нашем случае в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем пришедшие к нему на тренинг учащиеся: тренер — носитель скорее «проверенного», а не «правильного» знания. Тренер не пытается навязать всем учащимся единственный способ достижения поставленной цели, что в принципе и не возможно при ликвидации и предупреждении чрезвычайных ситуаций, а предлагает спектр возможных. В связи с этим, тренер-наставник ориентирован не столько на формальный «конечный результат» теоретические знания, сколько на то, чтобы запустить процесс приобретения учащимися опыта, который будет продолжаться и в реальной жизни, после окончания тренинга. Роль тренера заключается и в том, чтобы задавать вопросы. Вопрос — самый действенный инструмент, которым располагает тренер. Точный вопрос, заданный в нужный момент, содействует продвижению больше, чем любые способы руководства. Это подводит нас к другой составляющей тренинга — систематически способствовать реализации того, что ученику уже известно [1, с. 42].

Обучение выстраивается по схеме: опыт анализ выводы применение. На выходе учащийся получает навыки, которые может сразу использовать на практике. Также к отличительным чертам тренинга относят: учет потребностей ученика, личностных отличий обучающихся, особенностей чрезвычайных ситуаций с которыми приходится сталкиваться, новейших тенденций преподавания [2, с. 37].

Тренинг, как форма обучения основам безопасности жизнедеятельности, содержит множество возможностей. Кроме быстрого и эффективного освоения новых знаний, в нем можно многое попробовать непосредственно на занятии, «потрогать руками», проверить действенность приобретенных умений и получить рекомендации по улучшению результатов. Более того, в сравнении с традиционным образованием, тренинг эффективен тем, что информация полученная данным путем сохраняется в памяти учащихся на более длительный период в отличие от информации, полученной традиционными методами преподавания. Это подтверждается данными опроса учащихся, так при рассмотрении темы урока: «Опасные ситуации (дома, в школе), сообщение о помощи» основной целью ставиться усвоение алгоритма вызова специальных служб и способы сообщения о помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций. Нами для исследования были выбраны два класса с учащимися одного возраста. С одним из классов занятия проводились по обычной методике преподавания с применением современных средств обучения. Демонстрировались учебные видеоматериалы, теоретически излагался материал. По окончанию занятия для оценки эффективности усвоения материала мы выбрали самый популярный способ получения обратной связи от класса анкетирование. Его популярность объясняется минимальными временными затратами; как правило, заполнение анкеты (или опросного листа) не вызывает трудностей ни у учащихся, ни у организаторов тренинга.

Итоговые цифры усвоения материала были на уровне 50 % от числа учащихся. Со вторым классом мы провели занятия в виде разработанного нами практического тренинга. Каждый из обучающихся попробовал практически выполнить необходимые действия при вызове специальных служб. Учащимся выдавался телефон, они имитировали вызов специальных служб и сообщали о случившейся чрезвычайной ситуации (ситуации из реальной жизни с которыми сталкиваются спасатели МЧС).Итоговые цифры усвоения материала были на уровне 93 % от числа учащихся. Но на этом наши исследования не остановились, ровно через календарный месяц, мы провели у этих двух классов повторный контроль знаний по данной теме. Уровень знаний у класса, в котором занятия преподавались теоретически, снизился от 50 до 32 %.Уровень же знаний в классе, где проводился практический тренинг практически остался неизменным приблизительно 90 %. Данные исследования свидетельствуют о высокой эффективности практических тренингов по предмету: «Основы безопасной жизнедеятельности». Наш разум обладает невероятной способностью в нужный момент вспоминать то, о чем мы не помнили в течение долгого времени. Это явление подтверждает теорию, что если уж мы чему-то научились, то никогда этого не забудем.

Но как мы научились чему-то в первый раз? Мы просто занимались обычными делами, и случилось что-то, что имело для нас практическую ценность. И мозг запомнил эту информацию. Практическое, жизненное обучение существует потому, что наш ум постоянно обрабатывает информацию, стремясь понять смысл окружающего мира.

На наш взгляд применение практических тренингов соответствует всем семи принципам обучения, а именно: обучение основано на взаимоотношениях (учащийся тренер); обучение — естественный процесс (создание ситуаций необходимых для безопасности человека в повседневной жизни); обучение необходимо (для предупреждения и минимизации последствий от чрезвычайных ситуаций); обучение индивидуально; обучение — это работа (обучение требует работы, но ученик должен верить, что его усилия приведут к успешным действиям при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций); обучение заразительно (человек попадает в группу других людей, которые находят обучение интересным и необходимым); обучение тесно связано с практикой [3].

Разработанные нами на данные момент практические тренинги уже показали свою эффективность и при преподавании таких тем как: опасный газ; электрический ток источник опасности; системаоповещения людей о пожаре, автономный пожарный извещатель;действия в случае пожара;чрезвычайные ситуации природного характера; первичные средства пожаротушения.

В системе среднего образования при преподавании курса «Основ безопасной жизнедеятельности» чаще всего преобладает работа с теоретической информацией, получаемой на занятиях от учителя. В процессе тренингов важную роль приобретает личный опыт учащегося, а тренер же выступает в роли рекомендующего, советующего. Ученик и тренер становятся равноправными партнерами.

Анализ анкет учащихся и проведенные нами исследования позволяют сделать вывод о необходимости практических тренингов при преподавании курса «Основ безопасной жизнедеятельности».

 

Список литературы:

  1. Скоромная Ю.Е., Тренинг делового (профессионального) общения, М. Фонд мир,2009 128 с.
  2. Тренинг для тренеров на 100 %: Секреты интенсивного обучения, М. Альпина Бизнес Букс, 2006 246 с.
  3. [Электронный ресурс]. ― Режим доступа URL:http://www.elitarium.ru/2007/04/27/jeffektivnost_obuchenija.html
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (92)

# Светлана 20.11.2012 23:51
актуальная работа, практические тренинги важны
# Яна 21.11.2012 03:41
[quote name="Светлана"]актуальная работа, практические тренинги важны[/quote]<br />Полностью поддерживаю, актуально, я думаю это наиболее эффективный способ при обучении. Автор молодец грамотно четко легко читаемо!
# Василий 21.11.2012 04:00
спасибо автору за доступность изложенного материала!
# Антон 21.11.2012 04:10
Очень полезная статья. Спасибо автору и научному руководителю.
# Дарья 21.11.2012 04:25
Очень понравилось!Автор и научный руководитель молодцы,спасибо!
# Екатерина 21.11.2012 04:27
Полезная информация от компетентных лиц
# Рома 21.11.2012 08:29
очень полезная информация. Автору и научному руководителю спасибо:)
# Сергей 21.11.2012 08:36
спасибо автору и руководителю! содержательная информация. читать очень интересно!
# Елена 21.11.2012 16:51
Отличная работа!!! Огромное спасибо авторам за проделанный труд.Тренинги это очень актуальный метод в процессе обучения нынешнего поколения.
# Kristi2010by 22.11.2012 02:05
очень занимательная статься))понравилась)))спасибо авторам))
# Надежда Андреевна 22.11.2012 02:06
Нужная, полезная и очень своевременная работа. Неплохо бы взять на вооружение всем преподавателям ОБЖ. В наше беспокойное время очень важно уметь быстро сориентироваться и не растеряться в экстримальной ситуации и иметь необходимые навыки для оказания помощи людям. Спасибо!
# Татьяна 22.11.2012 02:36
Тренер-это специалист,преподаватель,за плечами которого есть собственные практические успехи,позволяющие сделать тренинги реальным процессом обмена опытом,источником приобретения знаний и навыков,способствующей быстрейшему достижению поставленных целей.Проводиться в разных процессах знаний и Ваш практический тренинг замечателен и главное доступен не только для ваших воспитанников,но и учащихся школ.Желаю успехов!!!
# xEtr1k 22.11.2012 02:39
Полезная информация!
# Николай 22.11.2012 05:58
информация очень правильная. извлек из нее много интересного.
# Кирилл 22.11.2012 05:59
Очень полезная информация и актуальная тема
# Михаил Осипов 22.11.2012 06:05
Всем привет! Что хочется сказать, работа наполнена связью с практикой, что не молавожно в современных рыночных отношениях, я думаю у него при хороших спонсорах, должна быть хорошая стартовая дорожка, будем верить в победу на конференции =)
# Миша Барка 22.11.2012 06:59
Спасибо за информацию! мне интересна эта тема.
# Таня 22.11.2012 08:11
Очень актуальная,интересная тема!Спасибо автору и руководителю!
# Галина 22.11.2012 16:17
Все очень правильно написано, автор статьи молодец!!! Десять баллов!!!
# Елена 22.11.2012 17:31
Верно! Автор молодец!
# G@ri4ek 22.11.2012 17:43
Очень хорошая работа! Видно что составители поработали!!!
# Игар 22.11.2012 17:52
Супер!!!
# Галина 22.11.2012 18:21
Отлично написано, все понятно и интересно.
# Аlex band 22.11.2012 18:32
не вижу исследовательской работы,один текст,оформления нет,актуальность вообще не нашел,правильно говорят,людям лень читать то,чего много.а здесь все кратко.Я хотел свою работу отправить,только боюсь плагиатства.статья интересная,но вода одним словом.сплошной текст вы бы хотя бы цель поставили,а затем доказывали. здесь повествование,я реферат так пишу,а исследовательская работа совсем другая,я понимаю 9 класс,не то,что я доцент...
# G@ri4ek 22.11.2012 18:56
[quote name="Аlex band"]не вижу исследовательской работы,один текст,оформления нет,актуальность вообще не нашел,правильно говорят,людям лень читать то,чего много.а здесь все кратко.Я хотел свою работу отправить,только боюсь плагиатства.статья интересная,но вода одним словом.сплошной текст вы бы хотя бы цель поставили,а затем доказывали. здесь повествование,я реферат так пишу,а исследовательская работа совсем другая,я понимаю 9 класс,не то,что я доцент...[/quote]<br />Ненравится Довай Досвиданиия!!!!!
# Alexandra 22.11.2012 21:54
оформления нет,работа только для реферата,одна писанина,собственной позиции нету одни цитирования,половина читателей даже не вчитывались,готова поспорить...Вы пишете очень актуальная ,в комментах,а в чем актуальность???В том-то и дело,что ее нету.Alex band прав,работа не тянет на исследовательскую.
# Pavluxa 22.11.2012 22:08
Работа хорошая.Информация нужная и полезная.Тема интересная и все по существу
# Masha 22.11.2012 22:08
Посмотрите как надо делать у девчонки,которая написала исследовательскую работу на тему безопасного пути из дома в школу.Девчонка в 5 классе,а уже знает как правильно делать,а вы,Олег,уже в 9 классе,пускай моя критика уже вылезла за рамки,но все таки не справились с поставленной задачей,а хотя у вас ее и не было. согласна с постами ниже (Alexandra и Alex)
# Ильдар 23.11.2012 01:35
Тебе не кажется что мало очень? можно и побольше было написать, тем это больше похоже на школьный реферат чем на исследовательскую работу. лично мое мнение, получилось мало, плохо и читать очень нудно. ставлю дислайк.
# Джузеппа 23.11.2012 01:38
нету основной идеи или просто автор не смог донести до читателя той информации,о которой идет речь в заглавии
# Hard 23.11.2012 01:39
На мой взгляд такую работу даже стыдно выставлять куда-либо дальше, надеюсь мои комментарии учтут и не воспринят за оскорбление, в дальнейшем хочу сказать автору, что в исследовательской работе нужен не голый текст,который даже нудно читать, а всяческие примеры,доказательства,таблицы,диаграммы,дабы привлечь читателей ,извините но этот текст кроме скуки у меня больше ничего не вызывает.И думаю голоса без подтасовки не обошлись. Тема исследовательской работы актуальна,против ничего не имею, но больше 2-ки поставить не могу.Обычный школьный реферат.
# Я Антонио Бандерас 23.11.2012 01:41
тема нудная,работа не очень.Ребят,вы чего читать не умеете?<br />Там одна вода.Да и то,все с книги.Это не исследовательская работа
# Secret 23.11.2012 01:44
согласен с ниже перечисленными комментариями,думаю автор с недостаточной серьезности отнесся к исследовательской работе.-
# Physics 23.11.2012 01:49
Плохо очень даже...
# учкудук приколоца 23.11.2012 01:49
блин,сколько я здесь работ просмотрел,ни одно не вызвало чувство написать комментарии.Работа не вызывает никаких чувств у читателей,которые прочли.Мне здесь минуты 2 хватило чтобы прочесть.Она маленькая.А вызывает такое огромное количество голосов.В чем актуальность люди? Актуально,читаемо,доступно это как вообще?
# Woods 23.11.2012 01:54
Где актуальность? Где научная работа? Почему вообще в виде реферата пишешь?
# Эдуард Викторович 23.11.2012 03:42
ОТВЕТ КРИТИКАМ: Вы пишите такое не осознав, что это конференция, а не выставка научных работ. Автор выложил сюда лишь тезисы о своей работе. Сама работа состоит из порядка чем 40 листов, где описаны цели и задачи, работа проводится и дальше с изучением и апробацией каждого нового тренинга по обж. Вот это- труд, вот это работа- на разработку и апробацию каждого тренинга уходит не менее месяца, внесение поправок и изменений в ход тренинга трудоемкий процесс. В научных конференциях, мало кто огромное внимание иллюстративности.
# Эдуард Викторович 23.11.2012 03:49
В работе имеются и графики и диаграммы исследования, но выкладывать их сюда и тем более печатать в сборнике, я не вижу смысла, у меня порядка 100 публикаций и порядка 50 сборников научно- практических конференций, где опубликованы 1000 тезисов и так вот комментировать работу может только неуч, [quote name="Hard"]На мой взгляд такую работу даже стыдно выставлять куда-либо дальше, мнадеюсь мои комментарии учтут и не воспринят за оскорбление, в дальнейшем хочу сказать автору, что в исследовательской работе нужен не голый текст,который даже нудно читать, а всяческие примеры,доказательства,таблицы,диаграммы,дабы привлечь читателей ,извините но этот текст кроме скуки у меня больше ничего не вызывает.И думаю голоса без подтасовки не обошлись. Тема исследовательской работы актуальна,против ничего не имею, но больше 2-ки поставить не могу.Обычный школьный реферат.[/quote]
# Эдуард Викторович 23.11.2012 03:52
[quote name="Masha"]Посмотрите как надо делать у девчонки,которая написала исследовательскую работу на тему безопасного пути из дома в школу.Девчонка в 5 классе,а уже знает как правильно делать,а вы,Олег,уже в 9 классе,пускай моя критика уже вылезла за рамки,но все таки не справились с поставленной задачей,а хотя у вас ее и не было. согласна с постами ниже (Alexandra и Alex)[/quote] В чем актуальность этой работы, выбор безопасного пути домой, вы хоть знакомы с понятием тезисы? Эту работу даже на конкурс рефератов бы не взяли, а вы? Вот когда дети на практических тренингах научаться четко и грамотно реагировать на опасные ситуации, вот вам актуальность!
# Alex band 23.11.2012 04:12
я оцениваю то,что здесь есть
# Елизавета 23.11.2012 04:12
Не соглашусь. Работа как раз представлена в виде тезисов - мы читаем все самое главное. В то же время, есть указания на станицы в основной работе. Саму же работу считаю актуальной - тренинги в наше время стали менее популярными, однако такая серьезная тема, как безопасность жизнедеятельности требует постоянной практики. Итог - я за!!!
# Эдуард Викторович 23.11.2012 04:17
[quote name="Alex band"]я оцениваю то,что здесь есть[/quote] так это тезисы!!!!
# Alex band 23.11.2012 04:18
что касается работы безопасного маршрута,это очень актуальная тема,на дорогах гибнут дети не только по вине водителей,но из-за собственной невнимательности.Если знать правильный маршрут и постоянно пользоваться им,то трагедий станет намного меньше."Эту работу даже на конкурс рефератов бы не взяли,"тут я с вами вообще не согласен.кто мы тут с вами,чтобы судить какую работу брать,а какую нет?
# Эдуард Викторович 23.11.2012 04:22
[quote name="Alex band"]что касается работы безопасного маршрута,это очень актуальная тема,на дорогах гибнут дети не только по вине водителей,но из-за собственной невнимательности.Если знать правильный маршрут и постоянно пользоваться им,то трагедий станет намного меньше."Эту работу даже на конкурс рефератов бы не взяли,"тут я с вами вообще не согласен.кто мы тут с вами,чтобы судить какую работу брать,а какую нет?[/quote]Я ни в коем случае не против этой работы,я просто говорю о идеях, идея безопасного маршрута важна и она доступна, каждый из нас выбирает свой путь, мы можем проложить безопасный, а в итоге когда спешить будем пойдем по кратчайшему пути и не безопасному пути((((
# Эдуард Викторович 23.11.2012 04:51
[quote name="Masha"]Посмотрите как надо делать у девчонки,которая написала исследовательскую работу на тему безопасного пути из дома в школу.Девчонка в 5 классе,а уже знает как правильно делать,а вы,Олег,уже в 9 классе,пускай моя критика уже вылезла за рамки,но все таки не справились с поставленной задачей,а хотя у вас ее и не было. согласна с постами ниже (Alexandra и Alex)[/quote]<br /><br />Действительно, у девочки 5 класса нужно поучится, как переходить дорогу)))) Маша, не в обиду сказано - вы учитесь там же?? в 5-м классе??? Ну ей Богу - смешно!
# Nikitaki 23.11.2012 05:22
Я немогу понять, почему вы почти все ищите недостатки, по-моему мнению, эта работа достойна похвал, маленьких, но все, же похвал.
# Кандидат наук 23.11.2012 06:23
А я хочу,чтобы мой ребенок практически научился позвонить в экстренные службы, оказать первую доврачебную помощь, грамотно действовал в случае опасности, работа актуальна +5
# Наталья Сергеевна 23.11.2012 15:57
Спасибо за статью! Очень актуально и познавательно!
# Яна 23.11.2012 16:13
[quote name="Аlex band"]не вижу исследовательской работы,один текст,оформления нет,актуальность вообще не нашел,правильно говорят,людям лень читать то,чего много.а здесь все кратко.Я хотел свою работу отправить,только боюсь плагиатства.статья интересная,но вода одним словом.сплошной текст вы бы хотя бы цель поставили,а затем доказывали. здесь повествование,я реферат так пишу,а исследовательская работа совсем другая,я понимаю 9 класс,не то,что я доцент...[/quote]<br />Ключевое слово я доцент, хотел отправить работу но не отправил((( Людям лень читать то чего нет А здесь все по сути и для того чтобы понять актуальность информации достаточно!!!
# Яна 23.11.2012 16:22
[quote name="Alexandra"]оформления нет,работа только для реферата,одна писанина,собственной позиции нету одни цитирования,половина читателей даже не вчитывались,готова поспорить...Вы пишете очень актуальная ,в комментах,а в чем актуальность???В том-то и дело,что ее нету.Alex band прав,работа не тянет на исследовательскую.[/quote] Наверное одна из таких читательниц, которая забыла прочесть, а смогла прочитать только один предыдущий коментарий на который ссылается! Актуальность в том что проведение тренингов эффективно, а если наши дети усваивают лучше это уже результат!!! Наверное вам об этом еще рано думать((((

Страницы

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.