Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 ноября 2012 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Основы безопасности жизнедеятельности

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРАКТИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ ― ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Стасенков Олег

воспитанник 3 курса (9 класс), ГУО «Лицей при Гомельском инженерном институте» МЧС Республики Беларусь, Гомельский район, урочище Боровая

Крюк Денис Владимирович

научный руководитель, преподаватель специальных дисциплин, ГУО «Лицей при Гомельском инженерном институте» МЧС Республики Беларусь, Гомельский район, урочище Боровая

 

Наш век стремителен. Сегодня успех зависит, в том числе, и от скорости получения, анализа и применения на практике новых необходимых знаний. Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно когда он имеет возможность одновременно обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс обучения, который сам становится легче и интереснее.

Все многообразие информации, существующее об обеспечении безопасной жизнедеятельности, включает данные, которые требуются прямо сейчас, которыми было бы неплохо владеть и ряд информации, не требующей первостепенного внимания. Тренинг — это передача именно сейчас необходимого знания и развитие требуемых навыков за короткое время. Идея проведения практических тренингов по основам безопасной жизнедеятельности появилась потому, что обучение данному курсу в средних учебных заведениях дает максимум теоретических знаний и минимум практических знаний, которые со временем забываются.

Тренер — не значит преподаватель. Это человек, обладающий большим опытом, в нашем случае в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, чем пришедшие к нему на тренинг учащиеся: тренер — носитель скорее «проверенного», а не «правильного» знания. Тренер не пытается навязать всем учащимся единственный способ достижения поставленной цели, что в принципе и не возможно при ликвидации и предупреждении чрезвычайных ситуаций, а предлагает спектр возможных. В связи с этим, тренер-наставник ориентирован не столько на формальный «конечный результат» теоретические знания, сколько на то, чтобы запустить процесс приобретения учащимися опыта, который будет продолжаться и в реальной жизни, после окончания тренинга. Роль тренера заключается и в том, чтобы задавать вопросы. Вопрос — самый действенный инструмент, которым располагает тренер. Точный вопрос, заданный в нужный момент, содействует продвижению больше, чем любые способы руководства. Это подводит нас к другой составляющей тренинга — систематически способствовать реализации того, что ученику уже известно [1, с. 42].

Обучение выстраивается по схеме: опыт анализ выводы применение. На выходе учащийся получает навыки, которые может сразу использовать на практике. Также к отличительным чертам тренинга относят: учет потребностей ученика, личностных отличий обучающихся, особенностей чрезвычайных ситуаций с которыми приходится сталкиваться, новейших тенденций преподавания [2, с. 37].

Тренинг, как форма обучения основам безопасности жизнедеятельности, содержит множество возможностей. Кроме быстрого и эффективного освоения новых знаний, в нем можно многое попробовать непосредственно на занятии, «потрогать руками», проверить действенность приобретенных умений и получить рекомендации по улучшению результатов. Более того, в сравнении с традиционным образованием, тренинг эффективен тем, что информация полученная данным путем сохраняется в памяти учащихся на более длительный период в отличие от информации, полученной традиционными методами преподавания. Это подтверждается данными опроса учащихся, так при рассмотрении темы урока: «Опасные ситуации (дома, в школе), сообщение о помощи» основной целью ставиться усвоение алгоритма вызова специальных служб и способы сообщения о помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций. Нами для исследования были выбраны два класса с учащимися одного возраста. С одним из классов занятия проводились по обычной методике преподавания с применением современных средств обучения. Демонстрировались учебные видеоматериалы, теоретически излагался материал. По окончанию занятия для оценки эффективности усвоения материала мы выбрали самый популярный способ получения обратной связи от класса анкетирование. Его популярность объясняется минимальными временными затратами; как правило, заполнение анкеты (или опросного листа) не вызывает трудностей ни у учащихся, ни у организаторов тренинга.

Итоговые цифры усвоения материала были на уровне 50 % от числа учащихся. Со вторым классом мы провели занятия в виде разработанного нами практического тренинга. Каждый из обучающихся попробовал практически выполнить необходимые действия при вызове специальных служб. Учащимся выдавался телефон, они имитировали вызов специальных служб и сообщали о случившейся чрезвычайной ситуации (ситуации из реальной жизни с которыми сталкиваются спасатели МЧС).Итоговые цифры усвоения материала были на уровне 93 % от числа учащихся. Но на этом наши исследования не остановились, ровно через календарный месяц, мы провели у этих двух классов повторный контроль знаний по данной теме. Уровень знаний у класса, в котором занятия преподавались теоретически, снизился от 50 до 32 %.Уровень же знаний в классе, где проводился практический тренинг практически остался неизменным приблизительно 90 %. Данные исследования свидетельствуют о высокой эффективности практических тренингов по предмету: «Основы безопасной жизнедеятельности». Наш разум обладает невероятной способностью в нужный момент вспоминать то, о чем мы не помнили в течение долгого времени. Это явление подтверждает теорию, что если уж мы чему-то научились, то никогда этого не забудем.

Но как мы научились чему-то в первый раз? Мы просто занимались обычными делами, и случилось что-то, что имело для нас практическую ценность. И мозг запомнил эту информацию. Практическое, жизненное обучение существует потому, что наш ум постоянно обрабатывает информацию, стремясь понять смысл окружающего мира.

На наш взгляд применение практических тренингов соответствует всем семи принципам обучения, а именно: обучение основано на взаимоотношениях (учащийся тренер); обучение — естественный процесс (создание ситуаций необходимых для безопасности человека в повседневной жизни); обучение необходимо (для предупреждения и минимизации последствий от чрезвычайных ситуаций); обучение индивидуально; обучение — это работа (обучение требует работы, но ученик должен верить, что его усилия приведут к успешным действиям при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций); обучение заразительно (человек попадает в группу других людей, которые находят обучение интересным и необходимым); обучение тесно связано с практикой [3].

Разработанные нами на данные момент практические тренинги уже показали свою эффективность и при преподавании таких тем как: опасный газ; электрический ток источник опасности; системаоповещения людей о пожаре, автономный пожарный извещатель;действия в случае пожара;чрезвычайные ситуации природного характера; первичные средства пожаротушения.

В системе среднего образования при преподавании курса «Основ безопасной жизнедеятельности» чаще всего преобладает работа с теоретической информацией, получаемой на занятиях от учителя. В процессе тренингов важную роль приобретает личный опыт учащегося, а тренер же выступает в роли рекомендующего, советующего. Ученик и тренер становятся равноправными партнерами.

Анализ анкет учащихся и проведенные нами исследования позволяют сделать вывод о необходимости практических тренингов при преподавании курса «Основ безопасной жизнедеятельности».

 

Список литературы:

  1. Скоромная Ю.Е., Тренинг делового (профессионального) общения, М. Фонд мир,2009 128 с.
  2. Тренинг для тренеров на 100 %: Секреты интенсивного обучения, М. Альпина Бизнес Букс, 2006 246 с.
  3. [Электронный ресурс]. ― Режим доступа URL:http://www.elitarium.ru/2007/04/27/jeffektivnost_obuchenija.html
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (92)

# Светлана 23.11.2012 16:37
[quote name="Эдуард Викторович"][quote name="Masha"]Посмотрите как надо делать у девчонки,которая написала исследовательскую работу на тему безопасного пути из дома в школу.Девчонка в 5 классе,а уже знает как правильно делать,а вы,Олег,уже в 9 классе,пускай моя критика уже вылезла за рамки,но все таки не справились с поставленной задачей,а хотя у вас ее и не было. согласна с постами ниже (Alexandra и Alex)[/quote] В чем актуальность этой работы, выбор безопасного пути домой, вы хоть знакомы с понятием тезисы? Эту работу даже на конкурс рефератов бы не взяли, а вы? Вот когда дети на практических тренингах научаться четко и грамотно реагировать на опасные ситуации, вот вам актуальность![/quote]<br />Аплодирую стоя!!!!!!!
# Рам3ес 23.11.2012 17:45
Отпадная работа!По больше бы таких!!!!
# кульша 23.11.2012 18:07
очень неплохая работа
# РамЗес 23.11.2012 18:13
вполне нормально
# @ртём 23.11.2012 18:28
Работа классная мне понравилось, так держать. ЛИЦЕЙ FOREVER
# Des 24.11.2012 02:20
очень хорошая работа!!!!)
# Милана 24.11.2012 02:53
Работа очень скучная и пресная! вряд ли кто нибудь стал бы её читать!вы свое работай не заинтересовали, а это нужно делать что бы привлечь зрителя, работайте и дорабатывайте! а пока сыровато...
# Ольга Васильевна 24.11.2012 03:11
[quote name="Милана"]Работа очень скучная и пресная! вряд ли кто нибудь стал бы её читать!вы свое работай не заинтересовали, а это нужно делать что бы привлечь зрителя, работайте и дорабатывайте! а пока сыровато...[/quote]<br />[quote name="Милана"]Работа очень скучная и пресная! вряд ли кто нибудь стал бы её читать!вы свое работай не заинтересовали, а это нужно делать что бы привлечь зрителя, работайте и дорабатывайте! а пока сыровато...[/quote]<br />это не шоу, это научно-исследовательская работа,я [quote name="Милана"]Работа очень скучная и пресная! вряд ли кто нибудь стал бы её читать!вы свое работай не заинтересовали, а это нужно делать что бы привлечь зрителя, работайте и дорабатывайте! а пока сыровато...[/quote]<br />это Вам не шоу))))
# Алексей Иванович 24.11.2012 04:16
Извините ребята, но то, что здесь представлено научно - исследовательской работой назвать никак нельзя!
# Яна 24.11.2012 05:17
[quote name="Алексей Иванович"]Извините ребята, но то, что здесь представлено научно - исследовательской работой назвать никак нельзя![/quote]<br />Это суть работы для обычных пользователей ранее уже писали что сама работа гораздо больше. Очень грамотная работа вы не правы!!!
# Яна 24.11.2012 05:30
[quote name="Alex band"]что касается работы безопасного маршрута,это очень актуальная тема,на дорогах гибнут дети не только по вине водителей,но из-за собственной невнимательности.Если знать правильный маршрут и постоянно пользоваться им,то трагедий станет намного меньше."Эту работу даже на конкурс рефератов бы не взяли,"тут я с вами вообще не согласен.кто мы тут с вами,чтобы судить какую работу брать,а какую нет?[/quote]А в чем актуальность выбор безопасного маршрута??? да их всего несколько ну если сильно постараться то можно какой нибудь круг сделать, но это не означает что можно выбрать путь без дорог нужно быть внимательным, а под балконами ходить или по дворам тоже не безапасно....Девочка молодец старается, но слабо и неактуально... ну а что ей остается считать шаги....
# Яна 24.11.2012 05:42
[quote name="Милана"]Работа очень скучная и пресная! вряд ли кто нибудь стал бы её читать!вы свое работай не заинтересовали, а это нужно делать что бы привлечь зрителя, работайте и дорабатывайте! а пока сыровато...[/quote] Говорите за себя, Прочитала, понравилось, все предельно понятно Ребята молодцы!!!!
# Георгий 24.11.2012 06:22
Если чесно то правдо не очем. Ребят я пытался дочитать но увы понял что этого стоит не желать. Помойму немного нудновата. Но все равно маладцы.
# Ольга Васильевна 24.11.2012 06:26
[quote name="Георгий"]Если чесно то правдо не очем. Ребят я пытался дочитать но увы понял что этого стоит не желать. Помойму немного нудновата. Но все равно маладцы.[/quote] спасибо, но предложение построено- слабовато
# ставерок 24.11.2012 06:38
я не соглашусь с миланой она наверное не прочитатала все ... работа сделана очень даже хорошо .тем более если Денис Владимирович Крюк преподаватель он самый лучший научный руководитель по себе знаю благодаря его знаниям которые он вложил мне в голову у меня есть хорошая работа очень благодарен ему ...и ваообще лицей мчс рулит самое лучшее заведение республики беларусь
# BM ilfik 24.11.2012 19:07
не вижу собственной позиции автора,одни тезисы,да и тезисы не о чем.
# Нина 24.11.2012 20:20
привезите и покажите работу полностью,не все люди экстрасенсы.тут люди смотрят,что есть,а не то,что у вас дома.Я тоже могу такой нудный текст выложить и сказать,что дома у меня намного интереснее,правильное оформление,присутствует собственная позиция.Здесь собрание тезисов.ТЕЗИСЫ не являются ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТОЙ.Зачем писать тезисы,когда нет комментарий к ним.Автор не справился с поставленной задачей.Работа не тянет даже на голос.Видно друзья стараются.
# Ольга Васильевна 24.11.2012 20:40
[quote name="Нина"]привезите и покажите работу полностью,не все люди экстрасенсы.тут люди смотрят,что есть,а не то,что у вас дома.Я тоже могу такой нудный текст выложить и сказать,что дома у меня намного интереснее,правильное оформление,присутствует собственная позиция.Здесь собрание тезисов.ТЕЗИСЫ не являются ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТОЙ.Зачем писать тезисы,когда нет комментарий к ним.Автор не справился с поставленной задачей.Работа не тянет даже на голос.Видно друзья стараются.[/quote]<br />Уважаема Нина, позвольте узнать - в скольких конференция Вы участвовали? Сколько Ваших материалов опубликовано в сборниках научно-практических конференций? Если каждый выложит сюда научную работу, то ее точно никто читать не будет! Это ЗАОЧНАЯ конференция...Если бы была очная, то каждый бы участник готовил бы презентационный материал, яркие иллюстрации, представлял руководителю секции свою работу)
# Нина 24.11.2012 21:43
Почему-то другие выложили научную работу-пользователи прочитали.Я так поняла,что вы эту работу считаете неинтересной,раз говорите что ее бы точно никто читать не стал,если бы ее вы выложили полностью.Хм,не вижу смысле придавать значение вашим словам.правильно,дети не отвечают на комментарии,написанные вами.Вы сами себе противоречите.Простите,я потеряла интерес к этой беседе.
# Alex band 24.11.2012 21:44
Браво!
# Alex band 24.11.2012 21:49
Яна,вы тоже говорите за себя!Работа не отвечает по всем критериям исследовательской работы.Там кто-то говорил,что тут одни тезисы.Поэтому людям не нравится эта работа.Если бы вы обратили внимание свое,то бы заметили,что все пишут почти одни и те же замечания!
# Ольга Васильевна 24.11.2012 21:55
[quote name="Нина"]Почему-то другие выложили научную работу-пользователи прочитали.Я так поняла,что вы эту работу считаете неинтересной,раз говорите что ее бы точно никто читать не стал,если бы ее вы выложили полностью.Хм,не вижу смысле придавать значение вашим словам.правильно,дети не отвечают на комментарии,написанные вами.Вы сами себе противоречите.Простите,я потеряла интерес к этой беседе.[/quote]Вы считаете, что научно исследовательская работа содержанием 5-7 дистов - это действительно научно- исследовательская работа? Данная работа интересна, а читать 40 листов для многих непозволительная роскошь по времени,а читать не интересно из-за объема, тезисы должны иметь информативность, а диалог бы я с Вами продолжила, но Вы отказываетесь,значит,Вам нечего сказать, когда разработанные автором и его руководителем тренинги начнут использовать все учителя ОБЖ Республики Беларусь, тогда поговорим об актуальности))))
# Vova 24.11.2012 21:56
вот сколько я тут прочитав откликов,я заметил,что некоторые личности ХВАСТАЮТСЯ своим количеством научных работ! по-моему это НЕВЕЖЕСТВО.если ты принимал участие в других работах,это не значит,что слова человека,его мнение,не играют никакой роли,в данной теме.Вам написали,будьте ДОБРЫ,ответьте НОРМАЛЬНО,а не затрагивайте свои прежние заслуги.Для меня лично,они ничего не значат.Исследовательского я здесь ничего не вижу.Тезисы слабоваты.
# Нина 24.11.2012 22:03
Если человек прочитает весь найденный материал,усвоит его,то легко сформулирует его в кратком и доступном виде и это уже будет научной работой.Тут часть текста с книжки,мне оценивать автора книги,откуда данные тезисы?Или оценивать позицию автора этой работы? Так вот,тут нет его собственной мысли.То,чего много любят читатели.
# Ольга Васильевна 24.11.2012 22:05
[quote name="Vova"]вот сколько я тут прочитав откликов,я заметил,что некоторые личности ХВАСТАЮТСЯ своим количеством научных работ! по-моему это НЕВЕЖЕСТВО.если ты принимал участие в других работах,это не значит,что слова человека,его мнение,не играют никакой роли,в данной теме.Вам написали,будьте ДОБРЫ,ответьте НОРМАЛЬНО,а не затрагивайте свои прежние заслуги.Для меня лично,они ничего не значат.Исследовательского я здесь ничего не вижу.Тезисы слабоваты.[/quote]<br />Разработать свою методику проведения занятий по ОБЖ- это не исследовательская работа? я не хвастаюсь своим участием, а Вам можно было бы и на ВЫ, я все таки женщина, я знакома с автором статьи, это уникальный ребенок, а свои заслуги я ему не приписываю, Мне далеко уже за 40, написав о том, что я имею большой опыт участия в конференциях - я ни в коем случае не хвастаюсь, а целенаправленную атаку негативных комментариев на лидирующего ребенка проводит не зачем!!!
# Vova 24.11.2012 22:13
Я не затрагивал вашу личность...ну,если вы так подумали,извините.Я говорю прямо-не люблю хвастунов.
# Vova 24.11.2012 22:15
Глядя на эту работу,можно сказать,что каждый ребенок уникален...
# Ольга Васильевна 24.11.2012 22:17
[quote name="Нина"]Если человек прочитает весь найденный материал,усвоит его,то легко сформулирует его в кратком и доступном виде и это уже будет научной работой.Тут часть текста с книжки,мне оценивать автора книги,откуда данные тезисы?Или оценивать позицию автора этой работы? Так вот,тут нет его собственной мысли.То,чего много любят читатели.[/quote] То что Вы описали называется -плагиат т.е. прочитал и перефразировал, а то, что в работе на мой взгляд есть несколько предложений из источников литературы не является плохим показателем
# Alex band 25.11.2012 19:57
Почему на все замечания,отвечают только знакомые автора,данной работы?А сам автор не может защитить свою работу или он у вас такой уникальный,что нет свободного времени на обычных людей?
# Олег Стасенков 25.11.2012 20:53
Я здесь.Просто я очень занят новыми работами, если вам что-то не нравиться ваше мнение ни кому не интересно.
# Alex band 26.11.2012 03:39
никому пишется слитно
# Александра Ляшук 27.11.2012 03:14
я считаю нецелесообразным делать замечания автору этой работы, тем самым высказывая своё негативное мнение о нём. Давайте не будем забывать, что мы оцениваем работу , а не автора!!!!!!
# настя2303 27.11.2012 04:25
отлично)
# Милан 27.11.2012 04:48
Отличная работа!
# воробей 27.11.2012 04:48
стасик cool давай! :D
# Oksana 27.11.2012 05:17
Честно сказать, я вообще сторонний человек, относительно данной конференции и данных публикаций. <br />Но, по-моемУ скромному мнению, работа заслуживает уважения, так как заставляет глубоко задуматься о методах преподавания. <br />Практика для ребенка – это самое основное. Теорию можно не выучить, но когда ребенок проиграл ситуацию (на тренингах) несколько раз, то это все равно отложиться у него в памяти и в экстренной ситуации он «машинально» будет выполнять правильные действия по спасению. при этом он будет опираться на свой уже полученный опыт, а не вспоминать о том, что написано в учебнике.
# Oksana 27.11.2012 05:27
Хорошо подобранный, правильно скомпилированный. Статья заслуживает высшую оценку.<br />Необходимо учитывать, что статью написал студент 3 курса (9 класс), поэтому критикуя статью, вспомните - что Вы делали в 9 классе и какие статьи писали).<br />Я думаю? он учтет все Ваши пожелания в следующей работе.
# Oksana 27.11.2012 05:28
Дополнение: Хорошо подобранный, правильно скомпилированный материал
# viktor 27.11.2012 05:31
стасик,работа супер!!!!!
# major zohan 27.11.2012 05:39
прочитав эту централизованую работу, я сделал соответствующие выводы! Very good
# Олег Стасенков 27.11.2012 05:47
Спасибо за комментарии и голоса, за нами победа, мы еще раз показали свое единство и докажем всем критикам,что наши тренинги актуальны и все дети нашей страны и надеюсь не только нашей будут учиться по ним, и чрезвычайных ситуаций с негативными последствиями для здоровья молодых людей станет минимум!!! Служу Республики Беларусь!!!
# Денчик 27.11.2012 05:49
[quote name="Олег Стасенков"]Спасибо за комментарии и голоса, за нами победа, мы еще раз показали свое единство и докажем всем критикам,что наши тренинги актуальны и все дети нашей страны и надеюсь не только нашей будут учиться по ним, и чрезвычайных ситуаций с негативными последствиями для здоровья молодых людей станет минимум!!! Служу Республики Беларусь!!![/quote]<br />Ура товарищи!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Страницы

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.