Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Проба пера» (Россия, г. Новосибирск, 25 ноября 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЛИРИЧЕСКИЕ  ОБРАЗЫ  В  ОПЕРЕ  «ЕВГЕНИЙ  ОНЕГИН»

Прокопышина  Екатерина

класс  7  специализации  «Теория  музыки»,  МАОУДО  «Детская  школа  искусств»  №  46, 
РФ,  г.  Кемерово

Заиграева  Валентина  Афанасьевна

научный  руководитель,  преподаватель  теоретических  дисциплин  МАОУДО  «Детская  школа  искусств»  №  46,

РФ,  г.  Кемерово

 

Введение.  История  создания  и  её  значение  в  творчестве.

Сочинение  оперы  было  начато  Чайковским  в  Москве,  завершено  в  Италии  в  Сан-Ремо  в  1878  г.  Она  по  праву  заняла  место  в  ряду  выдающихся  произведений  русского  классического  искусства  XIX  века,  открыв  своим  появлением  новые  широкие  горизонты  для  развития  реалистических  традиций  в  русском  музыкальном  театре.  Значительная  часть  музыки  написана  в  подмосковном  имении  его  друга  К.С.  Шиловского  в  окружении  природы.  Первая  постановка  оперы  представляла  собой  ученический  спектакль  студентов  Московской  консерватории  в  Малом  театре  17  марта  1879  г.  под  управлением  Н.Г.  Рубинштейна.  В  Большом  театре  в  Москве  премьера  состоялась  11  января  1881  г.  под  управлением  Э.  Бевиньяни  (П.Хохлов  –  Онегин,  Д.  Усатов  –  Ленский).  19  октября  1884  г.  петербургская  премьера  прошла  в  Мариинском  театре  под  управлением  Э.  Направника.  Исполнители:  Э.  Павловская  –  Татьяна,  М.  Славина  –  Ольга,  И.  Прянишников  –  Онегин,  М.  Михайлов  –  Ленский.  В  то  время  была  мода  защищать  пушкинский  роман  от  посягательств  композиторов,  но  имя  Чайковского  произносилось  многими  с  большим  уважением.  С  90-х  гг.  опера  входит  в  репертуар  всех  русских  оперных  сцен  и  многих  театров  мира. 

  1. Жанр  оперы.  Драматургия.

Упоминая  о  лирических  героях,  нужно  наконец  назвать  и  жанр  оперы.  Его  название  несколько  необычно,  это  даже  не  опера,  а  обыкновенно  –  «лирические  сцены».  А  такое  наименование  «Евгению  Онегину»  дал  сам  композитор.  Действительно,  драматургия  оперы  представляет  собою  семь  картин  или  семь  сцен,  каждая  из  которых  несёт  в  себе  свою  образную  сферу,  события  и  определённый  замысел.

Первая  картина  после  элегического  оркестрового  вступления  вводит  нас  в  обстановку  дома  Лариных,  в  ней  же  происходит  знакомство  со  всеми  главными  персонажами  в  опере.  Оканчивается  она  на  вершине  романтических  иллюзий,  любви  и  дружбы  в  интимной  беседе  главных  персонажей.  Здесь  же  зарождается  чувства  Татьяны  и  открывается  широта  и  глубина  чувства  Ленского. 

Вторая  картина  –  сцена  Татьяны  с  Няней  и  сцена  письма.  Имеет  картина  четыре  стадии,  их  взаимосвязь  явна,  благодаря  ей  единство  картины  не  разрушается.  Эта  картина  –  уже  явное  признание  Татьяны,  завершающееся  «рассветом»  –  яркой  картиной  описания  природы. 

Третья  картина  –  третья  лирическая  сцена.  Это  долгожданная  встреча  влюбленной  героини  с  любимым  –  диалог  Онегина  и  Татьяны,  в  которой  Онегин  ставит  точку  на  признаниях  Татьяны.  Эту  сцену  называют  –  сценой  «ликвидации  письма».  Драма  начинает  жить  именно  здесь:  Онегин,  иронизируя  над  юношеским  признанием  Татьяны,  насмехается  над  самым  человеческим  чувством.

Четвертая  картина  –  самая  сложная  и  замечательная  по  музыкально-драматургическому  замыслу.  Здесь  начинается  крушение  «онегианства»  –  культа  иронии.  Развитие  драмы  вплетается  в  весёлый  бал.  Катастрофа  в  этой  картине  захватывает  с  равной  силой  как  Ленского,  так  и  Татьяну. 

Пятая  картина  –  продолжение  четвёртой  картины  –  сцена  дуэли.  Все  сходства  направлены  на  осуществление  драматургического  действия.  Но  трагедия  Ленского  не  обрывается  здесь,  она  будто  ждёт  своего  часа,  чтобы  вселиться  снова  в  кого-нибудь  и  находит  своё  место  в  сердце  Онегина  в  шестой  картине. 

Шестая  картина  –  столичный  бал,  встреча  Онегина  с  Татьяной  Греминой.  Зарождение  его  чувства  и  драмы. 

Седьмая  картина  -  с  удвоенной  силой  любовь  становится  мукой  не  только  для  Татьяны,  но  и  для  Евгения.  В  строении  картины  есть  свой  смысл  –  раскрытие  истинной  правды  чувствовании  героя.  Завершает  оперу  мучительно  –  скорбный  вопль  Онегина:  «Позор!..  Тоска!..  О,  жалкий  жребий  мой!»

  1. Лирические  образы  в  опере.  Образ  Татьяны.

Развитие  образа  через  сольные  и  ансамблевые  номера.

По  сути,  образ  Татьяны  появился  самым  первым  в  опере:  во  вступлении  звучит  ее  элегическая  секвенция.  Затем  в  дуэте  –  первом  номере  оперы  –  вступает  Татьяна.  Следующим  развернутым  представлением  Татьяны  становится  вторая  картина  –  диалоги  с  Няней  и  сцена  письма.  Отсюда  началось  развитие  образа,  его  «разработка»;  она  влюблена.  В  третьей  картине  Татьяну  характеризуют  вступление  (героиня  вбегает  в  сад,  ожидая  Онегина)  и  речитатив  «Здесь  он…».  Она  перевоплощается,  становится  взволнованной,  страстной,  даже  внешне.  Это  единственный  случай,  когда  Татьяна  вырывается  из  рамок  своей  сдержанности  окончательно.  Не  случайно  вся  эта  картина  окаймлена  хором  девушек,  беззаботным,  спокойным.  Вероятно,  Чайковский  использовал  его  с  целью  показать  холодность  Онегина  и  вернуть  всё  и  всех  на  свои  места.  Стоит  отметить  то,  что  в  четвертой  картине  Татьяна  не  имеет  сольных  номеров,  лишь  участвует  в  квартете  в  финале  сцены:  «Потрясена  я,  ум  не  может…».  Но  вступлением  к  четвертой  картине  Чайковский  напоминает  о  Татьяне;  оно  построено  на  её  теме  из  сцены  письма  «Кто  ты:  мой  ангел  ли  хранитель…».  Ведь  именины  у  Татьяны,  и,  чтобы  окончательно  не  выделять  ссору  Ленского  и  Онегина,  Чайковский  роль  поздравления  Татьяны  вручает  французу  Трике.  Прошло  время,  и  мы  видим  нашу  героиню  уже  во  всей  красе  в  шестой  картине  на  балу,  её  балу,  княгини  Греминой.  В  картине  она  представлена  лишь  речитативными  репликами,  всё  остальное,  что  мы  узнаём  о  ней  -  узнаём  через  косвенную  характеристику  (Онегина,  гостей  и  Гремина).  Она  недоступна,  но  мы  всё  же  знаем,  что  она  любит  Онегина  (удалилась  с  бала  от  изумительного  волнения).  Он  покорен.  И  в  следующей  седьмой  картине  Онегин  предстаёт  перед  нами  уже  в  роли  страстного  любовника,  но  Татьяна  тверда,  хотя  в  порывах  признаётся  ему  в  своей  любви.  Шестая-седьмая  картины  –  это  своеобразная  реприза  в  раскрытии  образа  Татьяны  –  то  же  волнение  в  шестой  и  та  же  безысходность  в  седьмой  картине.  Исходя  из  того  разделения  на  экспозицию,  разработку  и  репризу  образов,  можно  обнаружить,  что  образ  Татьяны  развивался  по  замкнутому  кругу,  но  не  просто  так  –  ведь  внутри  него  созрела  её  большая  любовь.

Лейтмотивы.

Говоря  об  интонациях  Татьяны,  нельзя  забыть  об  очень  важном  явлении  –  лейтмотивной  системе,  тем  более  что  вся  её  сфера  связана  с  главной  героиней.  Выделяют  в  опере  три  лейтмотива:  первый  –  элегичный,  секвенция  Татьяны;  второй  –  тема  любви  Татьяны;  третий  –  тема  волнений.  Первое  –  в  основе  каждого  из  лейтмотивов  лежит  секвенция  как  принцип  развития.  Второе  –  каждому  присуща  секундовая  интонация.  И  третье  –  скрипкам  поручено  их  исполнение  (соло).  Секвенция  Татьяны  впервые  появляется  во  вступлении  к  опере;  тема  волнений  –  вступление  ко  второй  картине  в  сочетании  с  секвенцией  Татьяны;  тема  любви  во  второй  картине  «Ах,  Няня,  Няня,  я  страдаю…».

Драма  Татьяны.

Драма  Татьяны  сложна.  Ведь  на  протяжении  всей  оперы  слушатель  невольно  болеет  за  неё  и  жаждет  счастливого  конца.  Но  драма  Татьяны  не  в  «неравном»  браке,  а  в  первичной  ошибке  того  искреннего  чувства,  которое  по  сути  было  растоптано.  Судьба  Татьяны  –  худшая,  чем  судьба  Ленского.  Жить  страдая,  жить  воспоминаниями  больнее,  чем  умереть.  В  Татьяне  всё  красиво,  всё  глубоко,  по-русски  человечно.  Судьба  её  заключена  в  идее  верности  чувству,  уже  не  в  стремлении  к  его  ненасытности.

Татьяна  как  лирический  персонаж  в  опере.  Выводы.

Итак,  Татьяна  –  яркий  лирический  образ  в  опере.  Благодаря  чему  мы  приходим  к  такому  выводу:  1)  на  протяжении  оперы  Татьяна  любит  и  страдает;  2)  истоки  её  интонационной  характеристики  перешли  из  лирической  песни-романса  XIX  века;  3)  Татьяна  -  реальный,  типичный  образ  той  эпохи;  4)  родство  с  образом  Ленского  –  ярким  лирическим  персонажем.

Образ  Ленского.  Секста  Ленского  и  его  интонации.

Проблема  секстовости,  как  интонации,  доминирующей  в  «Евгении  Онегине»  в  различного  рода  образованиях,  впервые  была  поставлена  и  раскрыта  Асафьевым.  Он  доказал  непосредственные  связи  этого  явления  с  расцветом  в  XIX  веке  лиричных  форм  музыки,  европейской  песни  и  культивированием  романса.  Секста  Ленского  для  Асафьева  играет  огромную  роль,  как  структурно-композиционную,  так  и  драматургическую.  Существенные  дополнения  в  разработку  этой  проблемы  внёс  Мазоль.  В  своей  работе  «Роль  секстовости  в  лирической  мелодике»  он  доказывает  значение  её  не  только  в  вокальных  лирических  формах,  но  и  в  иностранной  музыке  XIX  века  –  в  фортепианных  пьесах  Шопена.  Об  этом  свидетельствует  необычная  популярность  концерта  в  то  время.  В  последствии  эти  же  интонации  появляются  у  Гурилева.  «Секста  Ленского»  интонационно  родственна  теме  романа  Гурилева  и  теме  концерта  Шопена.  Чайковский  заимствовал  от  их  оборота  экспрессивное  движение  мелодии  от  верхней  тоники  и  терции  минорного  лада  плюс  интонационная  напряженность  оборота  –  ми-фа#-соль-фа#-ми.  Всё  ведёт  к  тому,  что  Чайковский  в  монологе  поэта  стремился  дать  обобщение  выразительных  средств  музыкального  романса.  По  мысли  Чайковского,  его  романтик  –  Ленский  –  современник  и  Шопена  и  Гурилева.  Кантилена  господствует  в  партиях  Ленского,  а  секста  –  самый  яркий  интервал,  характеристика  образа,  поэтому  на  ней  стоило  остановиться.

В  чем  трагедия  Ленского?

Вероятность  трагедии  этого  героя  ясна  –  он  погиб;  но  его  чувство  переселилось  в  Онегина.  Трагедия,  вероятно,  даже  не  в  смерти.  Трагедия  этих  людей  в  отрешенности  от  земного  мира,  они  мечтатели,  но  когда  «спускаются  с  небес»  и  видят  всю  ничтожность  мира,  его  отчужденность  от  высоких  чувств,  они  не  выживают  и  гибнут  во  всех  смыслах.  Музыковеды  отмечают,  что  трагедия  Татьяны  гораздо  сложнее  трагедии  Ленского.  Не  было  бы  трагедии,  если  бы  Ольга  оценила  заслужено  любовь  Поэта.  Но  этого  не  произошло,  потому  что  Ольге  никогда  не  понять  Ленского.  Он  любил  слепо  и  преданно,  и  погиб  по  своей  глупой  ревности  во  имя  возвышенных  идеалов.

Символичность  Ленского  у  Чайковского.

Ленский  у  Чайковского  –  фигура  символическая.  Он  определяет  смысл,  центр  оперы.  Нет  точных  данных  о  времени  зарождения  темы  Ленского  у  Чайковского,  но  вероятно  его  появление,  предшествовала  работе  над  оперой.  Образ  Ленского  был  исключительно  важен  Чайковскому.  Он  явился  квинтэссенцией  русского  романтизма. 

Общность  Ленского  и  Татьяны.

Общность  Ленского  и  Татьяны  заключена  в  следующем:

  1. Оба  героя  –  лирические 
  2. Родство  интонационной  сферы
  3. Объединяет  драма  в  любви
  4. Чайковский  выделял  Ленского,  а  Пушкин  –  Татьяну
  5. Стилизация  героев  –  Ленский  и  Татьяна 

Различие  их  в  том,  что  Татьяна  сумела  противостоять  непониманию  и  победила.

Чайковский  нашёл  новый,  иной  путь,  благодаря  которому  опера  живет,  она  глубоко  индивидуальна.

 

Список  литературы:

  1. Асафьев  Б.В.  Лирические  сцены  Чайковского.  М.:  Музгиз,  1944.  –  155  с.
  2. Гозенпуд  А.А.  Краткий  оперный  словарь.  Киев:  Музычна  Украйина,  1986.  –  295  с.
  3. Козлова  Н.П.  Русская  музыкальная  литература:  учеб.  пособие.  М.:  Музыка,  2010.  –  224  с.
  4. Смирнова  Э.С.  Русская  музыкальная  литература:  учеб.  пособие.  М.:  Музыка,  2002.  –  141  с. 
  5. Фрид  Э.Л.  Русская  музыкальная  литература:  учеб.  пособие.  Л.:  Музыка,  1986.  –  344  с. 
  6. Цуккерман  В.А.  Выразительные  средства  лирики  Чайковского.  М.:  Музыка,  1971.  –  245  с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (4)

# Ольга Прокопышина 01.12.2015 00:00
Все круто! Я тебя очень люблю! Ты молодчина! Удачи!
# Анна Секлецова 06.12.2015 00:00
Умничка! Очень понравилась статья! Материал подобран качественно! Кратко и содержательно!
# Maria 06.12.2015 00:00
Катя, с интересом прочитала работу! Удачи!
# Мариана 06.12.2015 00:00
Статья мне понравилась. Тема полностью раскрыта да к тому же очень подробно! Несмотря на молодость автора, сущности столь сложных героев прочувствованы. Для себя я узнала много нового об одной из своих любимых опер, так что спасибо вам, Екатерина, и удачи!

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.