Статья опубликована в рамках: XVI Международной научно-практической конференции «Проба пера» (Россия, г. Новосибирск, 27 мая 2015 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Литература
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ОБРАЗ ЗАЩИТНИКА СТАЛИНГРАДА В ОЧЕРКЕ В. ГРОССМАНА «НАПРАВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО УДАРА»
Баландин Юрий
Класс 8 «А», МОУ лицей № 1, РФ, г. Волгоград
Кухарь Наталья Вячеславовна
научный руководитель, учитель русского языка высшей квалификационной категории МОУ лицея № 1, РФ, г. Волгоград
Тема Великой Отечественной войны находит широкое отражение в литературе. Предметом изображения писателей являлись и являются до сих пор важнейшие этапы войны, повлиявшие на ход истории. Одним из таких этапов стала Сталинградская битва. О героическом подвиге народа созданы не только рассказы, повести, романы, но и произведения малых эпических форм — очерки и публицистические статьи.
Фронтовые очерки, с одной стороны, характеризует строгая документальность, приверженность к конкретным фактам, а с другой, интерес писателя к героическому характеру, формам воссоздания образа героя [2, с. 7]. Так, в очерках К. Симонова, В. Гроссмана, Б. Полевого,
В. Коротеева перед нами не столько изложение исторических фактов, сколько изображение человека в центре событий, его силы духа и безграничного желания победить врага [3, с. 137].
Предметом нашего исследования стал очерк В. Гроссмана «Направление главного удара». Объектом исследования — художественные средства создания образа героя.
Сталинградские очерки В. Гроссмана и сейчас актуальны, так как «эти очерки — отличная проза, упругая, динамичная, передающая напряжение битвы невероятным разнообразием красок и звуков» [2, с. 56]. Произведения В. Гроссмана характеризуют яркая образность, анафаричность речи, наличие метафор, сравнений и исторических параллелей.
Цель нашей работы — выявление средств художественной выразительности, при помощи которых создаётся образ героя-защитника Сталинграда в очерке В. Гроссмана «Направление главного удара».
«Направление главного удара» — один из самых известных очерков, написанный в сентябре 1942 года, в разгар битвы за Сталинград. Гроссман образно и эмоционально повествует о знаменитой сибирской 308-й стрелковой дивизии полковника Гуртьева, стоявшей на направлении главного удара противника: «Ночью сибирские полки дивизии заняли оборону… Ей предстояло стать перед этим заводом и стоять насмерть». Автор использует анафору не только для усиления напряжённости повествования, изображения силы и мощи сибирских полков, но и старается донести до читателя ответственность каждого человека за свою улицу, свой город, свою страну: «За спиной была холодная темная Волга. Да, за спиной была ледяная темная Волга, за спиной была судьба России». Именно многочисленные анафоры очерка усиливают его идейную направленность.
Так, в тексте очерка нами отмечено большое количество анафор. Например: «за спиной была Волга — за спиной была судьба России», «здесь был собран весь дьявольский арсенал — здесь автоматчиков снабдили разрывными пулями — здесь была собрана германская артиллерия — здесь бросали мины…», «сибиряки — народ…» и другие. Рождается и новое понимание героизма: «Героизм стал бытом, героизм стал стилем этих людей, героизм сделался будничной, каждодневной привычкой. Героизм всюду и во всем». Гроссман показывает войну как ежедневный, напряженный физический и душевный труд: «Здесь, на направлении главного удара германских сил, не слышно было в короткие минуты отдыха ни песни, ни гармоники, ни веселого легкого слова. Здесь люди выдерживали сверхчеловеческое напряжение».
Но герой, защищавший Сталинград, имеет и конкретные черты: «народный характер, высокое сознание великой ответственности, угрюмое, кряжистое сибирское упорство, отличная военная и политическая подготовка и суровая дисциплина». Именно поэтому так подробно рассказывает Гроссман о жизненном пути командира дивизии — полковника Гуртьева: «Двадцать восемь лет своей жизни посвятил полковник военному делу, воевал и учил командиров. Два сына его лейтенантами ушли на войну… Он верил в стойкость, в силу сибирских полков… И все же с волнением поглядывал полковник на лица бойцов, вышедших на главный рубеж, на направление главного удара». Даже характеры других командиров показывает глазами Гуртьева: «Гуртьев верил в своих командиров».
Для передачи читателю силы и мощи защитников Сталинграда Гроссман использует приём контраста, антитезу: «Казалось, все живое должно быть сломлено, уничтожено, а сибирская дивизия, закопавшись в землю, не согнулась, не сломалась, а вела огонь, упрямая, бессмертная». Автор убеждает нас, что именно героизм сибиряков помог противостоять удару противника на главном направлении, где против одной дивизии сражались три немецких: «Три немецкие дивизии, 94-я, 305-я, 389-я, дрались против сибиряков. Пяти тысяч немецких жизней стоило сто семнадцать пехотных атак. Сибиряки выдержали это сверхчеловеческое напряжение».
Гимном мужеству и стойкости всех защитников Сталинграда звучат слова В. Гроссмана о легендарной 308-й стрелковой сибирской дивизии, высеченные на каменной стене на Мамаевом кургане: «Железный ветер бил в лицо, и они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватило противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?»
В. Гроссман создал удивительный по своей силе и моще образ защитника Сталинграда. Я горжусь тем, что живу в городе-герое Волгограде, каждый день соприкасаюсь с его славной историей. Тысячи русских солдат-освободителей лежат в Сталинградской земле. Каждый из них — герой!
Итак, фронтовой очерк Василия Гроссмана «Направление главного удара» воссоздает образ героя, защищавшего Сталинград. Героический характер и силу духа героя-защитника автор показывает, используя такие средства художественной изобразительности, как метафоры, эпитеты, сравнения, анафору, антитезу и контраст.
Результатом нашей работы стала таблица «Словесные средства художественной изобразительности» и буклет «Защитники Сталинграда:
308-я стрелковая сибирская дивизия».
Таблица 1.
Словесные средства художественной изобразительности
Средства художест венной изобрази тельности |
Примеры |
Метафоры |
Громады цехов, горы стальных стволов, вопль воздуха, ад немецкой воздушной армии, заливали железом, прикрывала стальным плащом, на диво слаженный организм, пребывание в аду, бодали дорогу, хаос дыма, огня и грохота, рваное пламя, внутренние пружины, кривая немецкого напора, лом танкового металла, обезумевший воздух, раскаленный бомбой, горящая земля, шипенье мин, вой снарядов, шипенье бомб, скрипящий рев, протяжный визг, истерзанный металл. |
Эпитеты |
Суров и строг вид завода, в мощных стенах, ледяная темная волга, могучие трубы, огневая тяжесть, визжащий металл, дьявольский арсенал, народ коренастый, строгий, молчаливый, надежный, кряжистый, смертная оборона, военная правда, неукротимая сила духа, крепкая воля, острая мысль, спокойная храбрость, несгибаемая воля, великий рубеж, безобразные ямы, железный ветер, суеверный страх, вопящие голоса, необычайная тишина, сверхчеловеческие усилия, жестокий опыт, глубокий мрак, глазастые пушки, железная сила, краснощекая толстуха, несгибаемое упорство, пробивные части, настоящие люди, решительный штурм. |
Сравнения |
Грохот был плотен, как земля. Как тяжелые и частые удары молота, обрушивались на землю фугасные бомбы. Корежила, как картон. Артиллерия, словно меч. Держа их под мышками, как хлебы. Все дрались так, как рыжий великан-танкист. |
Анафора |
За спиной была холодная темная Волга. Да, за спиной была ледяная темная Волга, за спиной была судьба России. Героизм стал бытом, героизм стал стилем этих людей, героизм сделался будничной, каждодневной привычкой. Здесь был собран весь дьявольский арсенал — здесь автоматчиков снабдили разрывными пулями — здесь была собрана германская артиллерия — здесь бросали мины… |
Антитеза, контраст |
Казалось, все живое должно быть сломлено, уничтожено, а сибирская дивизия, закопавшись в землю, не согнулась, не сломалась, а вела огонь, упрямая, бессмертная. Три немецкие дивизии, 94-я, 305-я, 389-я, дрались против сибиряков. Пяти тысяч немецких жизней стоило сто семнадцать пехотных атак. |
Список литературы:
- Гроссман В. Направление главного удара // Память Сталинграда: Антология художественных произведений о Сталинградской битве в 3-х т. Т.2 2-е изд., с изменениями Волгоград: Управление печати и информации, 1993. — С. 195—203.
- Прокурова Н.С. Подвиг Сталинграда в жизни и литературе. Волгоград, 2010. — 252 с.
- Прокурова Н.С. К проблеме документа и факта в литературе о Сталинграде// Вестник ВолГУ. Серия 8. Выпуск 3. 2003—2004. — С. 137—143.
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий