Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XII Международной научно-практической конференции «Проба пера» (Россия, г. Новосибирск, 26 января 2015 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОРГАННОЕ  ТВОРЧЕСТВО  ИОГАННА  СЕБАСТЬЯНА  БАХА

Пьянова  Яна

класс  5   специализации  «Теория  музыки»,  МАОУДОД  «ДШИ  №  46»,  РФ,  г.  Кемерово

Заиграева  Валентина  Афанасьевна

научный  руководитель,   преподаватель  теоретических  дисциплин  МАОУ  ДОД  «ДШИ  №  46»,  РФ,  г.  Кемерово

 

Введение

Орган  —  любимый  инструмент  Баха,  постоянный  спутник  его  жизни.

С  ранних  лет  Бах  ощущал  призванием  органное  поприще,  неустанно  учился  искусству  органной  импровизации,  явившейся  основой  его  композиторского  мастерства.  В  Арнштадте  Бах  сам  начинает  работать  органистом,  и,  несомненно,  уже  там  пробует  сочинять  для  органа,  хотя  его  хоральные  обработки,  смущавшие  арнштадтских  прихожан  своей  необычностью,  и  не  дошли  до  нас.  В  должности  органиста  композитор  служил  в  Веймаре,  где  полностью  сформировался  его  самобытный  органный  стиль.  Именно  там  создано  большинство  органных  сочинений:  токката  и  фуга  d-moll,  токката,  adagio  и  фуга  g-moll,  пассакалия  c-moll  и  многие  другие. 

 

Рисунок  1.  Бах  И.С.  за  органом

 

Традиции  немецкого  органного  искусства.  Хоральные  прелюдии.

В  органном  творчестве  И.С.  Баха  можно  выделить  две  жанровые  разновидности:

·     Хоральные  прелюдии,  как  преимущественно  небольшие  композиции;

·     «Малые»  полифонические  циклы,  как  произведения  крупной  формы.  Они  состоят  из  какой-либо  вступительной  пьесы  и  фуги.

Бах  написал  более  150  хоральных  прелюдий,  большинство  их  которых  заключено  в  четырех  сборниках.  Особое  место  среди  них  занимает  «Органная  книжечка»  —  самый  ранний  (1714—16),  состоящий  из  45  обработок.  Позднее  появился  сборник  «Клавирные  упражнения»,  включавший  21  обработку,  некоторые  из  них  рассчитаны  на  органное  исполнение.  Следующее  собрание  —  из  шести  пьес  —  известно  под  названием  «Шюблеровских  хоралов»  (по  имени  издателя  и  органиста  Шюблера,  ученика  Баха).  Последний  сборник  хоральных  обработок  —  «18  хоралов»  —  композитор  подготовил  к  печати  незадолго  до  смерти.

Прелюдия  Es-dur.

Ее  музыка  носит  величаво-спокойный,  просветленный  характер,  развивается  плавно  и  неторопливо.  Тема  хорала  довольно  однообразна  в  ритмическом  и  мелодическом  отношении.  Она  основана  на  движении  по  устойчивым  ступеням  лада  с  многократными  повторениями  одного  звука.  Однако  Бах  начинает  свою  прелюдию  не  с  хоральной  мелодии,  а  с  собственной  темы  —  более  напевной,  гибкой  и  подвижной,  и  вместе  с  тем  родственной  хоралу.

 

хоральная прелюдия Es-dur

Рисунок  2.  Бах  И.С.  Прелюдия  Es - dur   для  органа

 

Развиваясь,  эта  тема  непрерывно  обогащается  интонационно  и  ритмически.  В  ней  возникают  широкораспевные  фразы,  расширяется  диапазон.  Наряду  с  этим  в  ней  обостряется  неустойчивость,  секвентно  повторяется  мотив  вздоха,  который  становится  средством  нагнетания  экспрессии.

Тональный  план  прелюдии  охватывает  родственные  бемольные  тональности.  Ладотональное  развитие  направленно  от  светлых  мажорных  красок  к  более  темному  минорному  колориту  в  середине,  а  затем  к  возвращению  исходного  светлого  звучания.

Разреженная,  ясная  фактура  прелюдии  основана  на  двух  основных  мелодических  линиях,  далеко  отстающих  друг  от  друга.  Средние  голоса,  где  излагаемая  тема  хорала,  включаются  позднее  и  также  обладают  мелодической  самостоятельностью.

Двухчастные  полифонические  циклы.

Двухчастные  композиции,  состоящие  из  какой-нибудь  вступительной  пьесы:  прелюдии,  фантазии,  токкаты  и  фуги,  встречались  уже  у  композиторов  добаховского  поколения,  но  тогда  они  были  скорее  исключением,  чем  правилом.  Преобладали  либо  самостоятельные,  не  связанные  друг  с  другом  фуги,  токкаты,  фантазии,  либо  одночастные  композиции  смешанного  типа.  В  них  свободно  сочетались  прелюдийно-импровизационные  и  фугированные  эпизоды.  Бах  нарушил  эту  традицию,  разграничив  контрастные  сферы  в  двух  отдельных,  но  органично  взаимосвязанных  частях  полифонического  цикла.

Токката  и  фуга  d-moll.

Единство  композиции  вытекает  из  многосторонних  внутренних  связей  токкаты  и  фуги.  Музыка  токкаты  производит  впечатление  могучей  силы,  мятежности.  Величавая  патетика  захватывает  с  первых  же  звуков  вступления  —  небольшого,  но  очень  эффектного,  задающего  тон  всему  дальнейшему.  Тема  вступления  начинается  как  бы  сразу  с  кульминации,  в  мощном  органом  унисоне.  Она  основана  на  декламационных,  ораторских,  призывных  интонациях,  которые  благодаря  сильной  звучности  и  многозначительным  паузам  звучат  очень  внушительно.

Те  же  интонации  лежат  в  основе  темы  фуги  —  спуск  по  гамме  минорного  лада  от  V  ступени  к  вводному  тону.  Благодаря  безостановочному  остинатному  бегу  шестнадцатых  музыка  фуги  имеет  характер  активный,  энергичный,  моторный.  В  ее  теме  есть  явное  сходство  и  со  вторым  разделом  токкаты  —  наличие  скрытого  двухголосия,  многократное  повторение  звука  «ля»,  одинаковый  ритмичный  рисунок.  По-существу,  обе  темы  воспринимаются  как  два  варианта  одного  тематического  материала.  Тема  фуги  —  как  зеркальное  отражение  второго  раздела  токкаты.

 

органная токката d-moll

Рисунок  3.  Бах  И.С.  Токката  и  фуга  d - moll   для  органа

 

Токката,  adagio  и  фуга  C-dur.

Основной  принцип  построения  токкаты  —  импровизационность.  Она  состоит  из  нескольких  относительно  завершенных  разделов,  которые  отличаются  друг  от  друга  типом  мелодического  движения.  Вместе  с  тем,  в  токкате  есть  ясная  объединяющая  логика:  неуклонное  нарастание  от  начала  к  концу  —  заключительной  величественной  вершине.

В  adagio  все  контрастно  по  отношению  к  токкате:  минорная  тональность,  камерность  звучания  —  в  духе  хоральных  прелюдий,  однотипная  фактура  на  всем  протяжении,  однородный  тематизм,  отсутствие  виртуозного  блеска,  ярких  кульминационных  взлетов.  На  всем  протяжении  adagio  сохраняется  настроение  глубокой  сосредоточенности.

Большая  четырехголосная  фуга  написана  на  тему  широкой  протяженности.  Она  диатонична,  строится  на  танцевальных  оборотах,  которые  в  сочетании  с  размером  6/8  придают  музыке  сходство  с  жигой.  Тема  проводится  одиннадцать  раз:  семь  раз  в  экспозиции,  три  раза  в  разработке  и  один  раз  в  репризе.  Таким  образом,  большую  часть  разработки  занимают  интермедии.

Заключение

Бах  был  гением  такого  масштаба,  что  даже  сегодня  кажется  явлением  непревзойденным,  исключительным.  Его  творчество  поистине  неисчерпаемо:  после  «открытия»  баховской  музыки  в  XIX  столетии  интерес  к  ней  неуклонно  возрастает,  произведения  Баха  завоевывают  аудиторию  даже  среди  слушателей,  которые  обычно  не  проявляют  интереса  к  «серьезному»  искусству.

 

Список  литературы:

1.Алдошина  И.,  Притте  Р.  Музыкальная  Акустика».  СПб.:  Композитор,  2006.  —  720  с.

2.Бодки  Э.  Интерпретация  клавирных  произведений  И.С.  Баха.  М.:  Музыка,  1989.  —  388  с.

3.Друскин  М.С.  Иоганн  Себастьян  Бах.  М.:  Музыка,  1982.  —  383  с.

4.Кудряшов  А.Ю.  Теория  музыкального  содержания.  Художественные  идеи  XVII—XX  вв.  СПб.:  Лань,  2006.  —  432  с.

5.Лобанова  М.Н.  Музыкальный  стиль  и  жанр:  история  и  современность.  М.:  Сов.  Композитор,  1990.  —  312  с.

6.Махов  А.Е.  Musika  Literaria:  Идея  словесной  музыки  в  европейской  поэтике.  М.:  Intrada,  2005.  —  430  с.

7.Мильнштейн  А.Е.  Хорошо  темперированный  клавир  И.С.  Баха  и  особенности  его  исполнения.  М.:  Классика  XXI,  2004.  —  352  с.

8.Пальмова  В.А.  Средневековые  реминисценции  в  фугах  И.С.  Баха//  Культура  барокко.  Екатеринбург,  2000.  —  70  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (34)

# Галина 04.02.2015 00:00
Яна,молодец!Хороший дебют!Так держать!Ждём других работ!Удачи!!!
# Екатерина 04.02.2015 00:00
Отличная работа! Творческих успехов! Удачи!
# Валентина 05.02.2015 00:00
Молодец! Хорошая работа, интересно читается.
# Анастасия 06.02.2015 00:00
Отлично! Всё просто безупречно! Молодец! Так держать!
# Анна 07.02.2015 00:00
Яна, молодец! Интересная работа. Хотелось бы ещё посмотреть на твои деяния
# Сергей 09.02.2015 00:00
Очень хорошая работа. Многим будет полезна!!!
# кристина 09.02.2015 00:00
Молодец, отличная работа
# Семён 09.02.2015 00:00
Статья понравилась! Интересная и полезная!!!
# Анжелика 09.02.2015 00:00
Отлична работа!Краткая,а главное содержательная.В настоящее время длинное чтение многих отталкивает банальным отсутствием времени.Приятно осознавать,что еще есть молодые таланты настолько увлекающиеся классической музыкой и её композиторами.Молодец,Яна!Продолжай в том же духе!
# Валентина 09.02.2015 00:00
Хорошая статья!
# Валентина 09.02.2015 00:00
Яна!Молодец!Так держать!!!
# Валентина 09.02.2015 00:00
Молодец!Отличная статья!
# Валера 09.02.2015 00:00
Отличная работа!!!! Тема органа полностью раскрыта
# Борис 09.02.2015 00:00
Лаконично! Интересно! Понятно! Очень хорошая работа!
# Надежда Михайловна 09.02.2015 00:00
Так профессионально написана статья, что не подумаешь, что это писала школьница! Мои студенты, которые гораздо старше, не всегда способны так написать! ))
# Надежда Михайловна 09.02.2015 00:00
Молодец! Очень хорошая статья!
# Н. Имеретинская 09.02.2015 00:00
Уже не одно столетие творчеством И.С. Баха восхищаются миллионы людей! Спасибо, за актуальную тему работы! За такую интересную и грамотную статью - только победа!!!
# Ирина 09.02.2015 00:00
Молодец, девочка! Хорошо, что ещё есть в новом поколении такие увлечённые и профессионально ориентированные подростки. Так держать! Победы!
# Андрей 09.02.2015 00:00
Очень интересная статья. много интересных фактов, всё понятно даже непрофессионалу.
# Мария 09.02.2015 00:00
Прочитала большинство конкурсных работ. Эта понравилась больше всех! Яна - ты молодец!
# Алексей 09.02.2015 00:00
С удовльствием прочитал! Отлично!!!
# Денис 10.02.2015 00:00
Очень интересно! До прочтения этой работы, не знал некоторых фактов из творческой жизни Баха. Спасибо за новые знания! Будем ждать новых статей по теории музыки.
# Анюта 10.02.2015 00:00
Очень талантливо написано! Сразу видно, что девочка любит своё дело и полностью им увлечена! Успехов тебе в твоих делах! И победы!
# Gena 10.02.2015 00:00
Кратко! Грамотно! Лаконично! Поздравляю, у тебя лучшая статья! :-)
# Диана 10.02.2015 00:00
Мне всё очень понравилось. И изложение, и научный подход, и работа с литературой! Даже рисунки и иллюстрации очень грамотно подобраны! Материал изложен доступно, понятно и очень интересно! Так держать! Успехов тебе и побед! Яна - ты молодец!!!
# Mariya 10.02.2015 00:00
Яна большая умничка! Здорово, что ещё есть такие ребята, которые занимаются такого рода деятельностью! Успеха тебе и победы!
# егор доскаль 10.02.2015 00:00
класс
# Валентина 10.02.2015 00:00
Хорошая статья! Всё выстроено по плану.Много интересных фактов.Молодец!
# Полина Бокова ДШИ46 10.02.2015 00:00
Прекрасно! Читала с огромным удовольствием! Молодчина у тебя талант!
# Катя Ч 10.02.2015 00:00
С удовольствием прочитала!!!!! Молодец Яна!!!
# Катя Ч 10.02.2015 00:00
Очень понравилось!!!!! Яна молодец!!!
# Катя Ч 10.02.2015 00:00
Яна молодец!!!!
# Евгения 10.02.2015 00:00
Отличная статья! Яна молодец! Удачи и новых творческих начинаний!
# Елена 15.02.2015 00:00
мне понравилось!

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.