Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VII Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 18 апреля 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Литература

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РАЗМЫШЛЯЯ  НАД  ПРОЧИТАННЫМ…

Смирнов  Вадим  Алексеевич

РФ  Забайкальский  край,  Карымский  район,  МОУ  «Средняя  общеобразовательная  школа  №  3  п.  Дарасун»,  10  «Б»  класс.

Беспалова  Лидия  Константиновна

научный  руководитель,  учитель  высшей  квалификационной  категории,  учитель  русского  яыка  и  литературы

 

Устремляя  свой  взгляд  в  будущее,  человек  чаще  задумывается  о  космических  путешествиях,  прогрессе  робототехники,  уходе  в  виртуальную  реальность.  К  сожалению,  куда  реже  вспоминает  о  таких  неизменных  атрибутах  собственной  жизни,  как  культура,  мораль,  духовность:  намного  приятнее  рисовать  в  воображении  картины  техногенного  рая  и  сохранять  уверенность  в  том,  что  изменение  мира  вокруг  нас  если  и  повлияет  на  образ  мысли,  то  только  в  лучшую  сторону.  И  большинство  фантастов,  рисуя  упадок  будущего,  акцентируют  внимание  на  наркотиках,  ужасных  хакерах,  войне  корпораций,  всеобщего  зомбирования  человека,  закрепляя  тезис  о  том,  что  все  беды,  которые  повлечет  за  собой  прогресс,  будут  точно  так  же  связаны  с  техникой,  как  и  все  блага,  которые  он  даст.  Но  многие  ли  из  нас  задумались,  что  станет  с  человеком  в  мире,  в  котором  кроме  техники  нет  ничего?

Рассказ  «Свеча  горела»  М.  Гелприна  выглядит  классической  антиутопией  и  позволяет  заглянуть  в  мир  будущего  на  двести  лет  вперед.  Мир,  в  котором  люди  полностью  перестали  читать,  а  гуманитарные  науки  больше  не  преподают  в  школах:  все  вытеснил  технический  прогресс.  Автор  ставит  своей  целью  подчеркнуть  те  негативные  стороны  компьютеризации,  о  которых  большинство  не  задумывается,  так  как  не  привыкло  думать.  Писатель  рисует  такую  картину  будущего,  которую  очень  не  хотел  бы  видеть,  потому  что  это  страшное  будущее.  «Свеча  горела»  —  это  рассказ-предупреждение.  Но  если  разобраться  подробнее,  то  окажется,  что  господин  Гелприн,  мягко  говоря,  перегнул  палку  в  своем  стремлении  предостеречь  нас  от  ужасной  беды,  под  названием  «упадок  духовности». 

За  основу  произведения  автор  взял  давно  известную  проблему  культурно  богатого  меньшинства  и  возвел  ее  в  абсолют:  вместо  нескольких  процентов  читающих  людей,  остался  лишь  один.  Он  бывший  учитель  литературы,  Андрей  Петрович,  услуги  которого  больше  не  нужны  никому  вокруг.  Он  вынужден  продавать  свои  книги,  чтобы  хоть  как-то  выживать  в  футуристическом  мире  победы  разума  над  чувством.  Он  испытывает  те  же  проблемы,  что  и  многие  люди  сейчас:  непонятость,  невозможность  применить  свои  знания,  отчуждение  от  окружающих,  только  это  все  очень  гиперболизировано. 

В  реальной  жизни  проглядывается  и  типаж  его  ученика  в  лице  робота-гувернера  Максима,  основным  дефектом  которого  окружающие  посчитали  тягу  к  духовному  обогащению,  точно  так  же,  как  и  в  современной  реальной  жизни.  Людям,  стремящимся  к  высокому,  духовному,  сегодня  часто  навешивают  ярлык  «странных».  Без  сомнения,  писатель  взял  одну  из  черт  настоящего  мира  и  гиперболизировал  до  такой  степени,  что  в  своем  произведении  превратил  ее  в  настоящий  апокалипсис  души.

Тогда  возникает  вопрос:  как  же  люди  докатились  до  такой  жизни?  Ответ  автора:  «им  стало  некогда  читать».  Согласитесь,  звучит,  по  меньшей  мере,  глупо.  Писатели  перестали  работать,  потому  что  это  стало  невыгодно?  Известно,  что  писатель  пишет  не  потому,  что  это  ему  выгодно,  а  потому,  что  не  писать  он  не  может.  А  чтобы  заработать,  можно  заняться  журналистикой.  Электронные  книги  не  привлекли  интерес?  Достаточно  посмотреть  на  статистику  посещения  книжных  сайтов,  чтобы  убедиться  в  обратном.  Не  будем  забывать  и  о  том,  что  даже  у  самой  непопулярной  вещи,  какой  Гелприн  рисует  литературу  в  рассказе,  найдутся  фанаты,  которые  будут  любить  ее  исключительно  за  непопулярность.  Поэтому  выходит  парадоксальная  картина:  автор  пытается  предупредить  нас  о  том,  чего  быть  не  может. 

Но  при  этом  рассказ  достаточно  актуален  и  освещает  важную  тему,  это  духовная  убогость  человечества.  Мало  того,  многие  из  нас  могут  ассоциировать  себя  с  безработным  учителем,  кто-то  решит  сравнить  себя  с  роботом,  который  обрел  жажду  знаний,  но  большинство  все  равно  будут  теми  самыми  «неуспевающими  читать»  людьми,  которым,  по  большому  счету,  нет  дела  до  абстрактных  вопросов  нравственного  роста.  Именно  таких  людей  автор  и  пытается  своим  рассказом  предостеречь  от  умственного  оскудения.

  Но  предупреждение  это,  мягко  говоря,  разрушил  сам  писатель  тем,  что,  понимая  или  не  понимая,  отразил  картину  не  какого-то  конкретного  исторического  периода,  а  всей  истории  человечества.  Культура,  духовность  и  мораль  всегда  были  достоянием  меньшинства,  в  то  время  как  остальные  оставались  в  рамках  примитивных  бытовых  материй.  Еще  один  из  семи  мудрецов  Древней  Греции  Биант  Приенский  говорил:  «Худших  везде  большинство»  [1,  стр.  61].  Так  было  в  Древнем  Риме,  так  же  продолжалось  и  в  Средние  века,  а  позже  в  эпоху  Просвещения.  До  начала  XX  века  большинство  людей  не  умели  читать,  а  значительная  часть  умевших  была  далека  от  литературы.  С  ростом  численности  населения  планеты  количество  читающего  населения  выросло,  но  увеличилось  и  количество  тех,  кто  предпочитал  кино  или  театр.  Общество  в  целом,  как  и  большая  часть  индивидов,  придавало  не  такую  особую  значимость  духовным  ценностям,  но  несмотря  на  это  ценности  никуда  не  исчезли,  оставшись  важными  для  определенной  группы  людей.  Если  картина  не  менялась  уже  несколько  тысячелетий,  почему  она  должна  измениться  за  пару  веков?

Да,  художественное  преувеличение  добавляет  рассказу  драматизм:  дети,  читающие  Пастернака  в  качестве  пароля,  очеловеченный  робот  отправляется  в  утиль,  учитель  пытается  покончить  с  жизнью  —  все  это  очень  сильные  моменты.  Но  с  таким  же  успехом  можно  написать  книгу  о  том,  как  землю  захватили  разумные  кофемолки,  и  плакать,  когда  они  начнут  перемалывать  взбунтовавшихся  людей:  грустно,  но  только  если  дать  автору  аванс  доверия.  Вас  тронет  этот  рассказ,  если  вы  поверите  в  то,  что  там  написано.  В  противном  случае,  он  покажется  вам  просто  фальшивым. 

В  оправдание  писателя  можно  сказать,  что  без  ярких  эпитетов  передать  свою  мысль  в  таком  коротком  тексте  просто  не  удалось  бы.  Чтобы  заострить  внимание  на  поднимаемой  проблеме,  необходимо  подогреть  интерес,  вызвать  сильные  эмоции  у  читателя,  и  с  этой  задачей  рассказ  справляется  хорошо.  Заставляет  ли  он  задуматься?  Да,  но  в  процессе  размышлений  приходишь  к  выводу  о  том,  что  тебя  снова  пытаются  обмануть,  на  этот  раз  литераторы. 

В  любом  случае,  прочесть  произведение  Майка  Гелприна  стоит.  Оно  достаточно  оригинально,  недалеко  от  реальности,  содержит  весомые  мысли.  Но  при  этом  рассказ  глубоко  условен,  поэтому  почерпнуть  для  себя  что-то  новое  и  интересное  сможет  лишь  человек  неискушенный.  Рассказ  однозначно  придется  по  вкусу  тем,  кто  стремится  выделиться,  крича  на  каждом  углу  об  упадке  духовности.  Но  ни  на  что  большее  он  претендовать  не  может  в  силу  очень  утрированного  содержания  и  отсутствия  убедительных  доводов  считать  предупреждение  Гелприна  реальным. 

 

Список  литературы:

  1. Зарецкая  Д.М.  Хрестоматия  по  мировой  художественной  культуре.  Изд.  «Книголюб».  Москва  2000.  —  342  стр.
  2. Майк  Гелприн.  Свеча  горела.  Проза  —  Самое  интересное  в  блогах.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=227084137428426&id=215179905285516  (Дата  обращения  12.03.12).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.