Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 февраля 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Литература

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

А. БЛОК В ТВОРЧЕСКОМ СОЗНАНИИ Б.ПАСТЕРНАКА (ЦИКЛ «КОГДА РАЗГУЛЯЕТСЯ», 4 ОТРЫВКА  «ВЕТЕР»)

Емельянова  Екатерина

класс  8  «Б»,  МАОУ  СОШ  №  1,  г. Мыски

Аксенова  Татьяна  Сергеевна

научный  руководитель,  педагог  высшей  категории,  преподаватель  русского  языка,  МАОУ  СОШ  №  1,  г.Мыски

 

Блок  —  это  человек  эпоха.  По  словам  Пастернака,  Блок  одна  из  вершин  не  только  русского,  но  и  европейского  символизма.

Борис  Пастернак  не  раз  обращался  к  размышлениям  о  Блоке:  «Блок  для  меня  всегда  будет  величайшим  из  непосредственных  предшественников»,  который,  как  и  Пушкин  в  19  веке,  победил  время  и  пространство,  потому  что  своим  творчеством  соединил  литературу  19  и  20  веков.

Изучив  критическую  литературу  по  творчеству  Бориса  Пастернака,  я  не  нашла  чёткого  ответа  на  вопрос-какое  значение  имеет  Блок  в  творческом  сознании  Пастернака?  Почему  Пастернак  обращался  к  размышлениям  о  личности  Блока?  В  некоторых  литературоведческих  работах  исследователи  обращаются  к  имени  Блока  и  рассматривают  его  роль  в  произведениях  Пастернака  поверхностно.  Например,  в  статье  «Ещё  раз  о  Блоке  и  Пастернаке»  Богомолов  Н.И.  рассматривается  влияние  урбанизма  Блока  на  лирику  Пастернака  [2].

В.С.  аевский  в  книге  «Пастернак-лирик»  упоминает  имя  Блока  в  связи  с  исследованием  истории  названия  романа  «Доктор  Живаго»  [1].

П.А.  Франк  в  статье  «Водяной  знак  »рассматривает  взаимность  мотива  вьюги  у  Блока  с  мотивом  дождя,  воды  у  Пастернака  [6].

Но,  моей  точки  зрения,  данная  проблема  имеет  право  существовать,  потому  что  имеются  несколько  оснований  для  нее  определения:

1.  Биографический  фактор.  В  начале  своего  творческого  пути  Пастернак,  создавая  доклад  «Символизм  и  бессмертие»,  мечтал  встретиться  с  А.  Блоком,  но  не  успел  этого  сделать  из-за  смерти  поэта.

2.  В  1913  году  Пастернак  работал  над  первым  сборником  стихов  «Близнец  в  тучах»,  который  состоял  всего  из  21  стихотворения.  На  странице  103  первого  тома  собрания  сочинений  Блока  (изд.  «Алконост  »1923  г.)  «Отсюда  пошёл  близнец  в  тучах…»

3.  В  автобиографическом  произведении  «Люди  и  положение»  в  главе  «Девятисотые  годы»  Пастернак  говорит  о  том,  личность  Блока  создаёт  у  него  впечатление  о  перевороте  жизни.  Пастернак  отмечает,  что  всю  свою  молодость  он  «прошёл  и  провёл»  с  Блоком.  «У  Блока  было  все,  что  создаёт  великого  поэта-огонь,  нежность,  свой  образ  мира,  свой  дар,  своя  судьба  ».

4.  В  одной  из  глав  романа  «Доктор  Живаго»  «Ёлка  у  Свентицких»  Пастернак  упоминает  имя  Блока:  «Блок-это  явление  рождества  во  всех  областях  русской  жизни…».  По  высказыванию  самого  Пастернака  роман  «Доктор  Живаго»  написан  вместо  статьи  к  блоковской  годовщине.

5.  В  самую  последнюю  книгу  стихов  «Когда  разгуляется»  (1956—1959  г.)  Пастернак  помещает  4  стихотворения  о  Блоке  под  общим  названием  «Ветер»,  которая,  по  мнению  исследователей,  является  продолжением  романа  «Доктор  Живаго»

Доказав  актуальность  сформулированной  мною  проблемы,  можно  определить  цель  моей  работы:  изучение  образа  Блока  в  поэзии  Пастернака  на  основе  цикла  «Ветер»  из  книги  стихов  «Когда  разгуляется».  Основанными  задачами  моей  работы  являются:

1.  Изучить  творчество  Пастернака  по  критической  литературе  и  автобиографическому  произведению  «Люди  и  положение»

2.  Проанализировать  4  стихотворения  «Ветер»,  посвящённые  Блоку. 

Для  этого  я  избрала  следующие  исследовательские  методы:

Анализ  4  стихотворений  о  Блоке.

Чтобы  раскрыть  образ  Блока  в  поэзии  Б.  Пастернака,  я  хочу  обратиться  к  книге  стихов  «Когда  разгуляется»  (1956—1959  гг.),  потому  что  именно  в  этой  книге  присутствуют  4  стихотворения,  с  общим  названием  «Ветер»,  которые  непосредственно  посвящены  А.  Блоку.  Стихотворения  датированы  1956  г,  а  именно  в  этот  год  отмечалось  35-летие  со  дня  смерти  поэта.

Эта  книга  является  итогом  жизни  Б.  Пастернака.  Она  имеет  особую  композицию.

В  центре  6  стихотворений  о  творчестве  —  здесь  же  и  Ветер  о  Блоке;

Творчество  всегда  связано  со  временем  и  вечной  природой  —  поэтому  первый  круг  обрамляют  стихи  о  природе;  настоящее  творчество  природа  —  вечны,  поэтому  внешний  круг  кольцевой  композиции  книги  составляют  стихи  о  вечности.  Первая  строчка  первого  стихотворения  книги  —  это  цель,  которую  ставит  перед  собой  поэт,  создавая  итоговую  в  своей  жизни  поэтическую  книгу.  Заметим,  что  творчество  связано  не  с  Маяковским,  Ахматовой  и  другими  поэтами,  которых  любил  Борис  Леонидович,  а  именно  с  Блоком.  Ведь  как  отмечает  упомянутый  нами  выше  В.С.  Баевский:  «На  протяжении  всего  творчества  Б.  Пастернак  отстранялся  от  символизма,  но  в  зрелом  творчестве  к  этому  литературному  течению,  возрождая  его  идеи»  [1].

В  книге  стихов  «Когда  разгуляется»  Пастернак  завершает,  закрепляет  рефлексию  о  Блоке,  создав  4  отрывка  с  общим  названием  «Ветер»,  которые  можно  назвать  цикл  о  Блоке.4  стихотворения  —  составляют  единство. 

Они  не  обходимы  друг  другу,  ни  дополняют  друг  другу  и  несут  единую  мысль  —  о  жизни,  творчестве  великого  поэта  ХХ  века.  Отрывки  как  будто  большое  произведение,  состоящее  из  отдельных  стихотворений

Стихотворения  объединены  единым  названием  «Ветер».  Ветер  —  устойчивый  блоковский  символ  —  становится  лейтмотивом  цикла,  постепенно  наращивая  дополнительные  значения.  Ветер  как  характеристика  творчества,  постоянный  образ  и  спутник  творческого  начала,  одновременно  вступает  и  как  стихия  природы,  Бытия,  жизни,  становления  индивидуальность-Блока-поэта.

Первое  стихотворение  можно  считать  введением.  На  первом  плане  не  Пастернак,  а  Блок. 

Пастернак  возвращает  Блока  из  бесследно  исчезнувших  в  огромном  бытии  поколений.  Поэт  ощущается  здесь,  с  ним.  Он  часть  истории,  он  рядом.

Пастернак  чувствует  необходимость  накопленного  опыта  Блока-поэта,  необходимость  цепочки  творения.  В  Блоке  Пастернаку  видится  тайна  колдовского  воздействия  на  потомков,  он  играет  потенциальную  роль  в  жизни  любого  художника.

Для  того  чтобы  выделить  особенность  личности  Блока,  его  творчества.  Пастернак  противопоставляет  два  мира  «небесный»  (высший),  к  которому  принадлежит  Блок,  и  «земной»,  которой  он  называет  «подхалимы».  Эти  миры  —  два  разных  плюса  между  двумя  плоскостями  бытия,  культуры,  искусства.  «Подхалимами»  Пастернак  называет  «не  настоящих»  поэтов  (советских),  они  представители  естественной  истории,  которая  движется  вперёд  скачками,  предоставляя  удел  «жизни  и  хвальбы»  немногим,  а  только  избранным.  Они  не  творчески,  они  мерзки  и  настоящий  поэт  им  не  нужен

Пафос  стихотворения  —  в  возобновлении  жизни  Блока.  Блок  назван  «вечным»,  а  значит  —  бессмертным.  Он  связан  с  небесным  —  он  идеал,  поэт-Христос,  но  одновременно  он  и  земной  человек,  он  живёт  среди  людей  и  для  них.  Пастернак  чувствует  свою  близость  к  Блоку.  Ветер  —  символ  мироощущения  Блока,  по  Пастернаку,  становится  символом  личной  судьбы  Блока,  его  жизнь,  бытия  поэта.

Первые  строки  второго  стихотворения,  где  речь  идёт  о  детстве  Блока,  это  не  картины  быта,  дома  в  имени  деда,  а  образ  ветра,  который  сопровождает  легкомысленного  мальчика  уже  в  детстве,  как  стихия,  неотъемлемый  образ  и  спутник  творчества. 

Этот  ветер  как  стихия  жизни  заставит  Блока  порвать  с  «бекетовской  культурой»  и  обрести  иной  образ  жизни  и  мышления,  стать  «вольнодумцем»,  «как  когда-то  его  дед  стал  якобинцем,  радикалом».

В  третьем  отрывке  блоковский  физический  труд  —  это  веселье,  озорство,  шалость,  однако  детство  Блока,  видится  нам,  отнюдь  не  идиллическим  периодам  жизни. 

Блок  пытается  выстроить  некое  отношение  с  социумом,  которое  заканчивается  неудачей.  Сначала  поэт  оставляет  косцов,  затем  деда  —  представителя  «бекетовской  культуры  »,  которые  перестают  его  устраивать,  потому  что  Блок  не  может  очертить  себе  определённое  поле  деятельности  и  привязать  себе  к  конкретной  задаче:

О  детство!  О  школы  морока!  [3]

Детство  —  это  некая  тёмная,  сумеречная  зона,  из  которой  Блок,  без  проводника,  интуитивно,  нашёл  выход.  В  этом  ему  помола  сила,  которая  пришла  сама,  поэт  доверился  ей  и  отдался.  Блок  в  свободном  пространстве  ощутил  гул  ветра:

А  к  вечеру  и  с  востока,

Обложены  север  и  юг.

И  ветер  жестокий  не  к  сроку

Влетает  и  режется  вдруг  [3].

Но  в  конце  стихотворения  появляются  опять  строчки,  возвращающие  нас  в  детство  Блока  в  родовое,  связанное  с  природой:

О  детство!  О  школы  морока!

О  песни  пололок  и  слуг!

Широко,  широко,  широко

Раскинулась  речка  и  луг  [3].

Как  указание  на  то,  что  культура  ХIX  века  —  генезис  детства,  а  вопреки  желанию  поэта,  навсегда  вошла  в  его  творчество.

В  следующем  отрывке  Пастернак  говорит  о  судьбе  поэта,  звезда  которого  уже  на  закате.

Все  оборачивается  против  него:  не  только  стихия,  которая  из  ветра  трансформируется  в  великую  бурю,  циклон,  но  и  «большая  столица»,  деревня,  село,  над  которыми  когда-то  горела  эта  звезда,  а  теперь:

Край  неба  так  ржав  и  багрян  [3].

Всё  под  властью  огромной  стихии,  которая  несёт  мировую  катастрофу,  глобальный  катаклизм  и  бытии.  Она  завладевает  вселенским  домом.  Стихия  —  это  стихия  революции:

Зловещ  горизонт  и  внезапен,

И  в  кровоподтёках  заря….[3].

По  Пастернаку,  эта  стихия  принесла  и  смерть  великому  поэту.  Но  эта  смерть  подлинная,  личная,  потому  она  венец  настоящей  жизни.

Финал  фрагмента  трагичен,  но  не  безысходен.  Ведь  поэт  не  озлоблен,  он  только  растерян,  ему  необходимо  время,  чтобы  постичь  результат  происходящего.  Снова  найти  музу.

Четыре  отрывка  о  Блоке  соотносятся  со  стихами  всей  книги  о  через  стихию  ветра  —  стихию  природы  и  творчества,  вечности.  Ветер  становится  стихией  бытия,  жизни,  причиной:  «круговращения  земного»,  «рождений,  скорбей  и  кончин»

Рассмотрев  4  стихотворения  о  Блоке  «Ветер»  являются  тематическим  единством.  Блок  или  поэт  вообще,  в  книге  Пастернака  выступает,  прежде  всего,  как  человек  искусства  —  поэт,  затем  кумир,  который  несёт  в  себе  черты  небесного  и  земного.

Блок  показан  от  детства,  юности,  затем  в  поисках  своей  стези,  от  поиска  к  творчеству  к  признанию,  а  от  признания  к  закату  эпохи.  Пастернак  утверждает,  что  после  Блока  остались  произведения,  которые  будут  служить  следующим  поколениям.  Этим  провозглашается  бессмертие  Блока  поэта.

Пастернак  следует  в  плане  творчества  за  Блоком,  проживая  жизнь  поэта.  Он  блоковский  последователь,  даже  когда  Пастернак  пишет  о  себе,  как  о  поэте,  мы  видим,  что  это  судьба  поэта  вообще  и  Блока  в  частности,  поэтому  всю  книгу  стихов  «Когда  разгуляется»  можно  назвать  «блоковской  ».

 

Список  литературы:

  1. Баевский  В.С.  Пастернак  —  лирик.  В  помощь  преподавателям,  старшеклассникам  и  абитуриентам  —  2-е  изд.  —  М.:  Изд-во  МГУ,  1999  —  112  с.
  2. Богомолов  Н.И.  Ещё  раз  о  Блоке  и  Пастернаке  //Новое  литературное  обозрение.  —  2000.  —  №  6.  —  С.  128—142.
  3. Пастернак  Б.  Собр.  Соч.  3  том.  Собр.  Соч.  В  5  т.  М.,  1989  —  с.  764—767.
  4. Пастернак  Е.Б.  Материалы  для  биографии  Б.  Пастернака.  Л.,  1996.  —  788  с.
  5. Пастернак  Е.Б.  Пастернак  о  Блоке  //  Блоковский  сборник  2.  Тарту,  1972.  —  231  с.
  6. Франк  П.А.  Водяной  знак  //  Литературное  образование.  —  1999.  —  №  2.  —  34  с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (5)

# Алексей 22.02.2013 22:53
Очень хорошая работа. Спасибо руководителю и Катерине.
# Алина 28.02.2013 16:18
Замечательная работа )
# Тимофей 28.02.2013 23:12
Отлично! Не читал но проголосую :D
# Тимофей 28.02.2013 23:19
А что, цифры с википедии лень было убрать :DDDD
# Алина 01.03.2013 00:47
[quote name="Тимофей"]А что, цифры с википедии лень было убрать :DDDD[/quote]<br />это не с википедии!

Оставить комментарий