Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 сентября 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Литература

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Образ Дона в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»

Филиппова  Дарья

Класс  11,  МБОУ  «Кадетская  школа»  г.  Сосногорска

Дмитриенко  Вера  Николаевна

научный  руководитель,  педагог  высшей  категории,  преподаватель  русского  языка,  МБОУ  «Кадетская  школа»  г.  Сосногорска

 

Ни  один  из  компонентов  природы  —  ни  лес,  ни  степь,  ни  ветер  —  не  занимает  в  русском  эпосе  такого  места,  как  реки.  В  народном  творчестве  реки  предстают  как  богатыри  старого  времени:  Днепр  Славутич,  Дон  Иванович,  Волга-матушка.  Рекам  приписывают  человеческие  чувства  и  поступки,  они  выступают  как  самостоятельные  герои.  Много  полноводных  рек  течет  на  просторах  России,  но  только  о  тихом  Доне  знает  весь  мир.  Роман  М.  Шолохова  «Тихий  Дон»  вошел  в  историю  русской  литературы  как  яркое  произведение,  раскрывающее  трагедию  донского  казачества  в  годы  рево­люции  и  гражданской  войны.  Эпопея  вмещает  события  целого  десятилетия  —  с  1912  по  1922  год.  И  река  Дон  является  участником  всех  событий,  потому  что  для  казачества  символ  родины  —  это  РЕКА  (Дон,  Кубань,  Терек,  Волга,  Амур).

Появилась  гипотеза:  если  Дон  полноправный  герой,  участник  событий,  значит,  со  временем  он  должен  меняться,  эволюционировать,  как  и  все  остальные  персонажи.  Так  возникла  тема  работы:  «Образ  Дона  в  романе  М.А.  Шолохова  «Тихий  Дон». 

Объектом  исследования  стала  река  Дон  в  романе  Шолохова  «Тихий  Дон».

Предмет  исследования  —  символика  Дона,  эволюция  образа,  типы  природоописаний.

Цель:  исследовать  роль  Дона  в  жизни  донского  казачества,  образ  Дона  в  романе.

Задачи  работы:  глубже  изучить  историю  казачества,  отражение  её  в  творчестве  писателя,  художественный  мир  М.  Шолохова;  провести  классификацию  природоописаний  с  Доном  в  романе  М.Шолохова;  объяснить  роль  образа  Дона  в  композиции  романа,  проанализировать  способы  создания  образа  Дона.

Анализируя  образа  Дона  в  романе,  я  обратилась  к  древнерусской  литературе  и  фольк­лору.  И  оказалось,  что  традиция  описания  великой  реки  сформировалась  в  русской  ли­тературе  давно.  Дон  упоминается  в  таких  памятниках  древнерусской  литературы,  как  «Слово  о  полку  Игореве»  (1187  г.),  «Задонщина»  (80-ые  г.  XIV  века)  и  др.  И  всегда  к  реке  обращались  с  почте­нием  «Великий  Дон,  быстрый  Дон»:  «Доне,  Доне,  быстрая  река,  ты  пробил  все  горы  каменные,  течешь  в  землю  Половецкую…  »  [4,  с.  166].

В  работе  я  опираюсь  на  классификацию  природоописаний,  которую  предложил  критик  П.  Бекедин.  На  первое  место  он  выносит  пейзаж,  который  является  изображением  реального  места  и  реального  времени  как  уточнения  обстоятельств  действия.  Вторая  функция  пейзажа  —  способность  подчеркнуть  внутреннее  состояние  героя,  находясь  в  полной  гармонии  с  ним.  Также  пейзаж  может  оттенить  то  или  иное  настроение  героя,  констатируя  с  ним.  Он  может  получить  символическое  значение,  предвосхищая  или  завершая  события.  Может  служить  разновидностью  ретардации  (замедленное  развитие  действий),  необходимой  автору  для  какого-либо  эстетического  эффекта.  И  наконец,  может  быть  действующим  лицом  произведения,  сюжет  которого  характеризуется  условностью  и  метафоричностью  [1,  с.  82]/

Читая  роман,  я  подсчитала,  сколько  раз  писатель  на  страницах  книги  упоминает  или  повествует  о  великой  реке  Дон.  Все  эти  эпизоды  по  значению  поделились  на  6  групп.

К  первой  группе  я  отнесла  отрывки,  которые  служат  способом  изображения  времени  и  места  действия.  Их  90.  Они  чаще  всего  краткие,  лаконичные,  в  двух-трех  словах  передают  необходимую  информацию:  «За  день  на  левую  сторону  Дона  были  переброшены  все  повстанческие  части  и  беженцы»  [8,  с.  284].

Вторая  группа,  в  которой  оказалось  15  отрывков,  не  просто  называет  место  и  время,  а  с  помощью  точных  и  ярких  определений  передает  всю  широту,  красоту  донской  земли:  «Позади,  за  Доном,  на  розовом  костре  зари  величаво  и  безмолвно  сгорали  леса,  луговины,  озера,  плешины  полян.  Краюхой  желтого  сотового  меда  лежало  песчаное  взгорье,  верблюжьи  горбы  бурунов  скупо  отсвечивали  бронзой»  [8,  с.  5],  «Небо,  горизонты,  день,  тонкоструйное  марево  —  всё  синее.  Дон  —  и  тот  отливает  не  присущей  ему  голубизной,  как  вогнутое  зеркало,  отражая  снежные  вершины  туч»  [8,  с.  26].Автор  не  просто  передает  красоту  природы,  он  показывает  её  глазами  героев.  И  мы  можем  сделать  вывод  —  казаки  любят  свою  землю  и  будут  её  защищать.

К  третьей  группе  относятся  отрывки,  которые  характеризуют  крестьянский  труд.  Пейзажей  таких  немало,  но  с  рекой  —  только  4.  Потому  что  труд  казака  —  земледелие.  М.Шолохов  постоянно  подчеркивает,  что  для  казаков  важнее  всего  их  земля  и  труд.  Крестьянский  труд  (пахота,  покос,  уборка  урожая),  полная  гармония  его  героев  с  окружающей  богатой  природой  Дона  рождают  мысли  о  вечности,  устойчивости  этого  мира;  мир  крестьянской  жизни  вписан  автором  в  живой  поток  бытия  природы:  «На  яме,  против  Черного  яра,  в  дрямах,  на  одиннадцатисаженной  глубине  давно  уже  стали  на  зимовку  сомы,  одна  бель  моталась  по  Дону  да  на  перемыках  шарахался  судак,  гоняясь  за  калинкой.  На  хрящу  легла  стерлядь.  Ждали  рыбаки  морозов  поядреней,  покрепче,  —  чтобы  по  первому  льду  пошарить  цапками,  полапать  красную  рыбу»  [8,  с.  355].  Если  труд  на  земле  является  естественным  состоянием  донских  казаков,  военная  служба  тоже,  а  вот  война  и  убийства  —  из  ряда  вон  выходящее.  И  эти,  порой  страшные  деяния,  оставили  отпечаток  на  природе.  Поэтому  четвертую  группу  природоописаний  мы  сопоставили  с  историческими  событиями.  (Таких  эпизодов  в  романе  —  18):«Лед  разом  взломало  на  протяжении  четырех  верст,  до  первого  от  хутора  колена.<···>на  Дону,  сотрясая  берега,  крушились,  сталкиваясь,  ледяные  поля»  [7,  с.  15].

Пятую  группу  составляют  эпизоды,  которыми  автор  хотел  показать  психологическое  состояние  главных  героев:  Григория,  Аксиньи,  Натальи,  Степана,  сопоставить  их  с  состоянием  в  природе.  Прослеживая  нелёгкую  судьбу  главного  героя  романа  Григория  Мелехова,  писатель  неоднократно  сравнивает  его  с  сильным  и  могучим  Доном,  его  душу  —  с  широкой  донской  степью,  а  порой,  показывая  его  одиноким,  как  «луна  на  ночном  небе».

«Ветер  нес  мельчайшую  водяную  пыль,  пресный  запах  с  Дона,  могущественным  потоком  устремлявшегося  в  низовья.  Григорий  перевел  взгляд  с  лица  Аксиньи  на  Дон.  Затопленные  водой  бледноствольные  тополя  качали  нагими  ветвями,  а  вербы,  опущенные  цветом  —  девичьими  сережками,  пышно  вздымались  над  водой,  как  легчайшие  диковинные  зеленые  облака  [8,  с.  233].  Такие  картины  автором  используются  двояко.

Во-первых,  с  помощью  них  можно  провести  психологическую  параллель  —  соответствие  состояния  человека  и  природы.  Ровный  психологический  настрой  передается  картиной  солнечного  дня,  жажда  обновления  —  картиной  утра,  психологический  кризис  —  картиной  грозы.

Во-вторых,  в  описаниях  природы  отражены  характер  и  настроение  действующих  лиц,  а  не  изображение  лика  природы,  поэтому  именно  этот  пейзаж  является  основным  среди  природоописаний,  так  как  главный  объект  любого  произведения  —  человек.  Например,  в  сцене,  когда  Наталья  решила  больше  не  прощать  Григория  и  не  рожать  ребенка,  дана  картина  природы  чистой,  обновленной  от  дождя  «…до  самого  Дона  перекинулась  горбатая  яркая  радуга»,  но  вдали  «поднимался  лиловый  столб  дыма,  почти  касаясь  верхушкой  распростертой  по  небу  радуги»  [8,  с.  420].  Так  и  в  душе  —  просветление  от  принятого  решения,  но  решение-то  грязное:  убить  дитя.

Таких  картин  природы  14.  Это  только  связанных  с  Доном,  а  еще  степь,  небо,  звезды,  цветы.  Читая  роман,  диву  даешься,  насколько  лиричен  был  М.  Шолохов.

К  шестой  группе  можно  отнести  эпизоды,  которые  имеют  символическое  значение.  Дон  —  символ  истории  России,  символ  казачества,  народа  и  выражение  идеи  текучести  времени:  «Неужели  вы  думаете,  Подтелков,  что  за  вами,  за  недоучкой  и  безграмотным  казаком,  пойдёт  Дон?  Если  пойдут,  так  кучка  оголтелых  казаков,  какие  от  дома  отбились!»  [7,  с.  485]. 

И  детали  Дона  имеют  символическое  значение:

·     хрупкий  лед  на  Дону  —  символ  неустойчивости,  ненадежности,

·     крутой  спуск  к  Дону  —  символ  переломных  событий  в  истории  народа, 

·     россыпь  ракушек  символизирует  народ, 

·     намелованные  волнами  гальки  обозначают  тяжёлые  испытания, 

·     вороненые  ряби  стремени  Дона  являются  символом  тех  событий,  которые  произойдут  в  жизни  казачества. 

В  результате  анализа  и  подсчетов  получился  146  эпизодов,  в  которых  присутствует  река  Дон.  (Таблица  1.)  Не  всегда  река  в  центре  внимания.  Есть  очень  лаконичные  и  краткие  ссылки  на  место  и  время,  один  лишь  взгляд  героя  на  Дон-змею  или  Дон  в  рытвинах.  Но  автор  хотел  подчеркнуть  таким  большим  количеством  эпизодов,  что  великий  Дон  занимал  в  жизни  казаков  значимое  место.

Таблица  1. 

Значение  и  кол-во  эпизодов,  в  которых  упоминается  река  Дон

 

Значение

Количество  эпизодов

1

Изображение  времени  и  места

90

2

Передача  всей  красоты  и  широты  донской  земли

15

3

Характеристика  крестьянского  труда

4

4

Отражение  исторических  событий

18

5

Психологическое  состояние  героев

14

6

Пейзаж-символ

5

 

 

Михаил  Шолохов  активно  использует  языковые,  художественные  и  синтаксические  средства  для  создания  образа  Дона.  Представим  некоторые  из  них.

Оксюморон  —  именно  с  него  начинается  наше  знакомство  с  книгой.  Название  «Тихий  Дон»  вызывает  целый  ассоциативный  ряд.  Это  и  сочетание  несочетаемого:  великая  могучая  река  не  может  быть  тихой,  и  донское  казачество,  душа  и  характер  которого  определены  этой  великой  рекой;  и  игра  звуков  «динь-дон»  —  звон  колоколов,  лязг  сабель  и  шпор  казаков  [5,  56].

Эпитетбелогребнистые  волны,  текучая  быстрина  Дона,  хрустальный  звон  льдинок  [8,  с.  452];  Дон,  взлохмаченный  ветром  [7,  с.  32];  радостный,  полноводный,  освобожденный  Дон  [7,  с.  167].

ОлицетворениеДон  идет  вразвалочку  [8,  с.  124];  Дон  стоял  нерушимо  [8,  с.  618];  Дон,  выгибаясь,  уходит  от  станицы  [7,  с.  132].

СравнениеДон  —  и  тот  отливает  не  присущей  ему  голубизной,  как  выгнутое  зеркало,  отражая  снежные  вершины  туч  [8,  с.  26].

Метафоралента  Дона  [8,  с.  362];  на  Дону  заедями  пенились  окраинцы,  лёд,  трупно  синея,  вздувался  [7,  с.  359].

То,  как  русский  писатель  М.Шолохов  показал  изменения  в  реке,  является  лучшим  подтверждением  мысли,  что  война  —  это  зло,  зло  для  всех.  Река,  ставшая  символ  жизни,  переплетается  с  судьбами  людей,  а  судьбы  людей  напоминают  эту  самую  полноводную  реку,  быстротечную,  со  своими  поворотами  и  порогами;  автору  удалось  создать  эпическое  полотно  о  судьбах  русского  народа  в  его  борьбе  за  свободу.

 

Список  литературы:

1.Бекедин  П.  Философия  в  образах//Современный  советский  роман.  Философский  аспект.  Л.,  1979,  —  с.  82—92.

2.Бирюков  Ф.Г.  О  подвиге  народном.  Жизнь  и  творчество  М.А.  Шолохова:  Книга  для  учащихся  старших  классов  средней  школы/Ф.Г.  Бирюков.  М.:  Просвещение,  1989.  —  207  с.

3.Бирюков  Ф.Г.  Художественные  открытия  Михаила  Шолохова/  Ф.Г.  Бирюков.  М.:  Современник,  1980.  —  368  с.

4.Древняя  русская  литература:  Хрестоматия  М.:  Просвещение,  1988.  —  429  с.

5.Сатарова  Л.Г.  Человек  и  природа  в  романе  М.  Шолохова  «Тихий  Дон»:  учебное  пособие  по  спецкурсу/Л.Г.  Сатарова.  Воронеж.:ВГПИ,1989.  —  84  с.

6.Шолохов  в  школе:  Книга  для  учителей/Авт.-сост.  Нянковский  М.А.  М.:  Дрофа,  2002.  —  320  С.

7.Шолохов  М.А.  Тихий  Дон.  Книги  1—2  М.:  Худож.  лит.,  1991.  —  606  с.

8.Шолохов  М.А.  Тихий  Дон.  Книги  3—4.  М.:  Худож.  лит.,  1991.  —718  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Комментарии (12)

# Виктор 01.10.2013 00:00
Умничка!Просто молодец!Великолепная работа!Читал просто взахлёб!
# ты меня знаешь 01.10.2013 00:00
норм так
# Илья 01.10.2013 00:00
отличная работа )) 5 баллов ))) все написано с большим умом ))))
# Вера 02.10.2013 00:00
Роман "Тихий Дон" - великолепнейшая книга о тяжелой судьбе донского казачества, а оказывается и о великой реке Дон. Спасибо!
# Даниил 03.10.2013 00:00
Я вполне согласен со всеми комментариями. Добавлять мне нечего.
# Валентина 03.10.2013 00:00
Даша, вы большая умничка, очень интересная работа! А как вы считали эпизоды? Значение их вы сами определяли? Спасибо!
# Андрей 03.10.2013 00:00
класссссссссссссссс
# Артем 05.10.2013 00:00
Проделана большая работа. Приятно было читать. Думаю, статья понравится жюри и займет призовое место!
# Даниил 05.10.2013 00:00
Молодцы! Представить не могу, сколько времени вы потратили на одни подсчеты эпизодов.<br />Желаю удачи и победы!
# Людмила 07.10.2013 00:00
С удовольствием прочитала Вашу работу!
# Егорка 16.10.2013 00:00
Ну так то всё не читал,но в основном понравилось,хоть я и не такой заядлый критик,желаю удачи идти дальше.
# Андрей 14.01.2016 00:00
Отличная работа! Столько подробностей, здорово!

Оставить комментарий