Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65

Статья опубликована в рамках: III Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 27 декабря 2012 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Литература

Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

СТИХОТВОРЕНИЯ — ПЕРЕЛОЖЕНИЯ ОДЫ ГОРАЦИЯ «К МЕЛЬПОМЕНЕ» («ПАМЯТНИК») В РУССКОЙ ПОЭЗИИ XVIIIXX ВВ.

Бекиева Асиль Эльдаровна

11гум класс, Лицей № 39, Республика Дагестан, г. Махачкала

Гаджиев Муса Асильдрович

научный руководитель,канд. филол. наук, доцент кафедры русской литературы ДГУ, г. Махачкала.

 

Квинт Гораций Флакк (65 до н. э.—8 до н. э.) — древнеримский поэт «золотого века» римской литературы. Поэтическое завещание Горация — «Наука поэзии» — это размышление о поэтическом мастерстве, которое существенно повлияло на развитие европейской поэзии, сформировало представление о том, что арбитром прекрасного является ум: «Учитесь мыслить вы, затем писать».

В заключение третьей книги Гораций поставил свою знаменитую оду “Ad Melpomenem” («К Мельпомене»), в которой поднимается традиционная в европейской культуре тема поэта и поэзии. В переводе Ломоносова ода послужила основой стихотворениям множества русских поэтов, таких как Г.Р. Державин, В. Брюсов, А.С. Пушкин и др. Основные аспекты — это процесс творчества, его смысл и цель, взаимоотношения поэта с читателем и властью, с самим собой. Таким образом, среди поэтов разных эпох возникла традиция лирического изображения «нерукотворного» памятника, который как бы подводит итог творческой деятельности, в некотором смысле даже пророческого.

В данной работе мы попытаемся проследить за развитием темы поэта и поэзии в этих текстах, а также понять, чем отличается позиция авторов в понимании этой темы с течением времени.

Тема поэта и поэзии имеет глубокие исторические корни. Как отмечает исследователь, «Гораций первым, обобщая собственный опыт и опыт предшественников, запечатлел в стихотворении «Памятник» определенный исторический уровень и норму понимания дела поэта как общественного служения» [1, c. 428]. Каждый поэт так или иначе однажды задумывается о судьбе своих произведений, о месте своей поэзии в жизни общества и об ее ценности. Размышляя о своем творчестве, о заслугах перед потомками, перед своим временем, поэт стремится выделить в нем главное.

В русской поэзии традиция эта началась в 1745 году с перевода оды Горация «К Мельпомене» М.В. Ломоносовым. Великие мира сего — фараоны, римские и греческие правители — в древности стремились запечатлеть память о себе в зримых образах: огромных храмах, пирамидах, статуях. Первым о нетленности человеческого слова в своём стихотворении сказал Гораций, высоко оценив миссию поэта. Время показало, что он был прав в своей высокой оценке:

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Что бурный Аквилон сотреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность...

(перевод М.В. Ломоносова)

Начатое М.В. Ломоносовым подхватывают многие известные и даже малоизвестные русские поэты: от Г.Р. Державина в XVIII веке, А.С. Пушкина в XIX веке до В. Брюсова, В. Маяковского, А. Вознесенского, В. Высоцкого, Р. Гамзатова, М. Щербакова и многих других в XX веке. Это и дает нам право говорить о весьма определенной в русской поэзии горацианской традиции. Сразу оговоримся, что следует, как отмечают исследователи, различать как минимум двойственный характер данной традиции:

1.  традиция перевода

2.  традиция переложения, подражания, переосмысления.

Нас в данной работе интересует прежде всего именно традиция переложения горациевой оды.

В 1795 году другой русский поэт Г.Р. Державин осуществляет своеобразный перевод античного оригинала и называет свое стихотворение «Памятник». В нем русский поэт, как и Гораций, подчеркивает, что сам добился своей славы. Заканчивается стихотворение Державина обращением к творческому вдохновению в образе прекрасной женщины.

В 1836 году А.С. Пушкин создает свой знаменитый «Памятник». Чернышевский писал о том, что любопытно сравнивать, как Державин и Пушкин «видоизменяют существенную мысль Горациевой оды «Памятник», выставляя свои права на бессмертие. Гораций говорит: «Я считаю себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи»; Державин заменяет это другим: «Я считаю себя достойным славы за то, что говорил правду народу и царям»; Пушкин — «за то, что я благодетельно действовал на общество и защищал страдальцев» [5, c. 163]. Пушкинский «Памятник», несомненно, уже носит характер подражания и переосмысления одновременно. С одной стороны, А.С. Пушкин подключается к указанной нами выше традиции, что подчеркивается и латинским эпиграфом из Горация («Exegimonumentum»), а с другой стороны, переставляет акцент, создает свой совершенно концептуальный текст, по-своему гениальный:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Воззнесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Это стихотворение относится к позднему периоду пушкинской лирики, в который поэт подводит итог своей творческой деятельности, пытается проанализировать развитие одной из самых загадочных тем в русской и мировой литературной традиции — тему памяти потомков о личности и творчестве поэта, начатой Горацием.

Но с течением времени в различных переложениях «Памятника» многое претерпевает изменения. Каждый последующий поэт, создавший свой совершенно новый «Памятник», вкладывал в предназначение поэта свой смысл, каждый передал свой посыл, отличный от других. Если Г.Р. Державин, напомним, говорит о своем предназначении так: «…О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить…», а А.С. Пушкин считает делом своей жизни, что «чувства добрые (…) лирой пробуждал», что в свой «жестокий век восславил (…) Свободу и милость к падшим призывал», то, например, В. Брюсов уже пишет: «…За многих думал я, за всех знал муки страсти, Но станет ясно всем, что эта песнь о них…», Расул Гамзатов же видит смысл своего творчества в ином: «…Я в жизни не геройствовал лукаво, Но с подлостью я честно воевал И горской лирой мировую славу Аулу неизвестному снискал…».

«Заглавие «Памятник» прочно вошло в обиход как в научной, так и в популярной литературе, вне зависимости от того, какое название стихотворению дал поэт» [2].

Каждый поэт рано или поздно задается вопросом: «А что оставил потомкам Я?», и каждый приходит к своему пониманию предназначения поэта, его дарованию и доставшейся ему нелегкой, но великой доли. Как отмечает ученый, «…на этом фоне возрастает и роль заслуг поэта: от личностных у Горация и личностно-психологических у Державина, к народным, общественным, общечеловеческим у Пушкина…» [4].

Интересно проанализировать различные переложения оды Горация и сравнить, как каждый из поэтов оценивает свою значимость в обществе и память о своём творчестве.

В переводе М. Ломоносова об этом говорится так: «…Я буду возрастать повсюду славой, пока великий Рим владеет светом…»; у Г.Р. Державина читаем: «…Слух пройдет обо мне от Белых вод до Чёрных, где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал…», А.С. Пушкин пишет: «…Слух обо мне пройдет по всей Руси Великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык…», В. Брюсов: «…И станов всех бойцы, и люди разных вкусов, В каморке бедняка, и во дворе царя, Ликуя, назовут меня — Валерий Брюсов, О друге с дружбой говоря…», Р. Гамзатов: «…Пусть гордый финн не вспомнит мое имя, Не упомянет пусть меня калмык, Но горцы будут с песнями моими Веками жить, храня родной язык… И будут петь меня, пока поется, Хоть одному аварцу на земле…». В «Памятнике» Владимира Высоцкого утверждается мысль о том, что он — поэт, получивший признание народа и славу еще при жизни, и он пишет об этом как об «ахиллесовой пяте»: «…Но с тех пор, как считаюсь покойным, Охромили меня и согнули, к пьедесталу прибив «Ахиллес»…И не вытащить из постамента ахиллесову эту пяту…».

Если же обратить внимание на то, что же оказалось для русских поэтов самым значительным в поднятой Горацием теме, то можно увидеть, что все они в его оде прежде всего полюбили слова “Non omnis moriar” — «Я не умру весь». Эти слова есть и у Ломоносова: «Не вовсе я умру», и у Державина: «Так! — весь я не умру», и у Пушкина: «Нет, весь я не умру», и по этой духовной эстафете они дошли до Высоцкого. В резкой полемической форме слово живой появляется в финале его стихотворения. На протяжении всего произведения идёт борьба художника за жизнь; остро, полемично он отстаивает право быть живым, а примерно там, где должны быть слова «Весь я не умру», у Высоцкого сказано: «Но с тех пор, как считаюсь покойным...».

Итак, мы можем сделать вывод о том, что каждый поэт видит в славе что-то свое, кто-то горд тем, что признан, кого-то это тяготит при жизни и мешает жить так, как раньше. Поэт — это в первую очередь такой же обычный человек со своим пониманием жизни, эмоциями, страхами, характером, и все люди, как известно, разные, каждый человек — маленькая вселенная. Именно поэтому в каждой интерпретации «Памятника» мы видим какой-то яркий фрагмент, не совпадающий с предыдущими, уже имеющимися стихотворениями.

Необходимо отметить, что, начиная с перевода Ломоносова и заканчивая, например, песней-стихотворением «Воздвиг я памятник…» Михаила Щербакова постепенно исчезает, как бы растворяясь во времени, та торжественность, которая закладывалась Горацием в «Ad Melpomenem». Если Ломоносов еще пытается сохранить идею Горация, дальше же совершенно очевидно, что она существенно трансформируется, т. е. все берут только исходную идею, не обращая внимания на строфику и другие важные аспекты.

Стоит отметить важную особенность, которая заключается в том, что в какой-то момент часть текстов выступают переложениями уже не Горация, а стихотворения «Памятник» А.С. Пушкина, более того, можно даже говорить о совершенно неожиданном подходе, когда автор создает свой текст, в котором и стихотворение Горация, и стихотворение А.С. Пушкина отражаются лишь опосредованно, по неким формальным признакам.

Так, например, у И. Бродского есть стихотворение “Aere perennius”. Звучащее по латыни название «Долговечнее меди» есть не что другое, как вторая половина первого стиха оды «К Мельпомене» Горация. Это стихотворение Бродского не может относиться к традиции перевода. Стихотворение Бродского нельзя назвать переводом, так как ни один образ, ни один образ и слово этого его стихотворения предполагаемому оригиналу не соответствуют, за исключением названия, которое тоже не перевод, а прямая цитата. И все же он называет его второй половиной первого стиха оды Горация, зная, что у Пушкина уже есть “Exegi monumentum” — первая половина первого стиха. Видимо, все-таки можно утверждать, что для Бродского важно подчеркнуть включенность в горацианскую и в то же время пушкинскую традиции.

Почти такое же решение мы наблюдаем в случае со стихотворениями В. Высоцкого «Памятник» и М. Щербакова «Воздвиг я памятник…» — они абсолютно выбиваются из общего числа «Памятников», тем не менее через использование названия тоже включаются в эту традицию, пусть даже и опосредовано — связующим звеном является образ «памятника».

Исследуя данную тему, так или иначе мы пришли к тому, что главная идея Горация — это прославление имени поэта, но, если анализировать тексты, которые мы выбрали из множества существующих, то кажется интересным увидеть, как трансформируется изложение идей Горация по мере движения от XVIII в. к XX в. Одни прямо восходят к Горацию, и это очень сильная традиция, «горацианская», как ее назвали литературоведы, другие — к Пушкину.

Многочисленные подражания и переложения горациевой оды “Ad Melpomenem” создали в мировой и русской поэзии нечто вроде особого жанра, причем каждый поэт переводил-пересказывал исходный античный тест по-своему, течению или направлению в литературе и связанному с этим представлением о поэтическом бессмертии, соответственно эпохе. И тем не менее каждый «Памятник» — это прежде всего мысль о будущем как главном условии посмертной славы поэта.

Non omnis moriar, multaque pars mei vitabit Libitinam.

Я умру не весь, моя большая часть спасется. Quintus Horatius Flaccus “Carmina III”

 

Список литературы:

  1. Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1833—1836): Монография. Л., 1982.
  2. Мусорина Л.А. Расхождения с оригиналом в переводах XXXоды Горация, выполненных с академической целью. Новосибирск, 2001.
  3. Новиков Вл.И. В Союзе писателей не состоял…: Писатель Владимир Высоцкий. М., 1990.
  4. Фокин А.А «Новые заметки для Памятника» (О стихотворении И. Бродского “Aereperennius”) // [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://krishnahouse.narod.ru/zam.html
  5. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. Т. 3. М., 1947.
  6. Щербаков М. Воздвиг я памятник // [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://www.bards.ru/archives/part.php?id=12154
  7. [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://www.horatius.ru/
Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Комментарии (39)

# Патя 06.01.2013 04:34
Невероятно сложная работа, но читала с огромным удовольствием, спасибо Вам Асиль, жду еще таких же глубоких работ
# Diana 06.01.2013 04:48
Действительно, тема интересная, но нелегкая для школьника,к тому же работа написана замечательно. Автор большая молодец!
# напуля 06.01.2013 05:54
МОЛОДЕЦ ,АСИЛЬ .ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА *)<br />работа написано замечательно
# напуля 06.01.2013 06:00
ОЛОДЕЦ ,АСИЛЬ .ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА *)
# напуля 06.01.2013 06:02
Молодец,очень интересная работа
# марина 06.01.2013 06:04
мне понравилось !!!!!!!!!!
# Алексей 06.01.2013 06:16
Здорово! Получил удовольствие от прочтения. Спасибо, Асиль.
# ася 06.01.2013 06:37
Отличная работа. Самое главное не скучная. Спасибо автору!
# Гаджи 06.01.2013 06:40
Шикарная работа!!!Асиль молодца)))
# Гаджи 06.01.2013 08:58
Очень хорошая, грамотная работа.<br />Автор справился с работой на 5+, не смотря на то что сам автор, ученица 11 класса, и тема не самая легкая! Очень достойная работа. Я восхищен! Надеюсь в скором времени Бекиева Асиль напишет еще несколько работ буду рад читать их!
# Cаша. 08.01.2013 03:51
Мне нравится!) Голосую за
# Bella 08.01.2013 23:00
В первую очередь,хотелось бы отметить глубину , с которой автор подошел к описанию довольно сложной и философской темы - места поэта в своем собственном произведении, в своем детище.Удалось деликатно подчеркнуть личность и гуманистическую позицию поэтов,отразившуюся в их творчестве не проявляя чрезмерного эгоцентризма. Во-вторых, спасибо автору за проявленную объективность и привлечение поэтов разных эпох в качестве образцов преемственности в рамках освященной темы. Это , несомненно , придало работе полноту и завершенность.
# Ула ахай 09.01.2013 02:02
кошмар
# Ула ахай 09.01.2013 02:08
кошмар какая хорошая работа т.е
# Татьяна 09.01.2013 09:17
Уважаемые комментаторы! Не компрометируйте, пожалуйста научного руководителя статьи подобными так называемыми "комментариями", не сводите обсуждение работ к профанации.Ваши отзывы - это или, мягко говоря, неискренние дифирамбы,безграмотные и часто голословные, или, как в комментарии<br />#12 Bella,просто абсолютно бессвязный набор слов.
# Марьям 09.01.2013 18:48
Прочитав данную работу, не перестаю удивляться насколько грамотно, четко, и в то же время доходчиво, Асиль умеет выражать свои мысли и это, несомненно, заслуживает уважения.Зная сколько сил, нервов и бессонных ночей отдано написанию этой работы, могу с уверенностью сказать- это того стоило, она великолепна!
# Айна 09.01.2013 21:28
Понравилась работа,как было отмечено в предыдущем отзыве, написана просто и ясно, глубокий анализ стихотворений. Стоит отметить также то,что в традицию включили некоторых современных поэтов.Ново и интересно.
# Victoria 09.01.2013 21:47
Читала легко и с удовольствием. Насыщенная, интересная работа. Грамотная, но не скучная, без сухих формулировок. Желаю успехов в дальнейшем
# Юрий 09.01.2013 21:54
Айна, поясните, как это возможно, как вы пишете "в традицию включить!! некоторых современных поэтов"? И каких современных поэтов вы имеете в виду?
# Сабина 09.01.2013 22:13
Эта работа открыла для меня много нового .Несмотря на всю сложность этой темы , автор сумел весьма доступно и доходчиво объяснить и показать с помощью цитирования связь стихотворений поэтов 18-20веков с одой Горация.На мой взгляд тема поэта и поэзии путем глубоких рассуждений была раскрыта .Статья по праву заслуживает высокую оценку!!!!
# Айна 09.01.2013 22:15
Юрий, имела в виду Щербакова и Высоцкого.
# Марина 09.01.2013 22:33
абсолютно согласна с Беллой. мне все понравилось
# Амина 09.01.2013 22:35
Прочла работу. Присутствует введение, указаны аспекты проблемы. Мысли излагаются последовательно, без употребления тавтологии, достаточно умно. Автор старается донести до нас актуальность данной проблемы, заинтересовать нас . И , думаю, тема для работы подобрана верно. Ведь ,обсуждая оду Горация, можно было поговорить об отношении автора к своему произведению, о доле значимости произведения в Древнем Риме да и об отношении, собственно, современников к выбранной Горацием теме поэтов и их поэзии. Тем не менее, автор пожелала обратить наше внимание на то, КАК за определенные промежутки времени менялось отношение писателей, а главным образом, наших, отечественных, к поднятой Горацием теме, КАК они переделывали ее, сохраняя ее сущность. Также, стоит выделить то, что автор сравнивает различные переложения оды, акцентируя наше внимание на различном оценивании русских писателей себя и своей поэзии. И, считаю, что автор справилась с поставленной для себя целью. Читать было интересно, не скучно. В новинку. Никто не будет оплакивать зря потраченное время.
# Юрий 09.01.2013 23:02
Айна, уточните у учителя русского языка. что означает словосочетание "современный поэт". Амина,а как понять ваш перлы - "доля! значимости произведения в Древнем Риме" и "тема для работы подобрана верно"?
# Патя 09.01.2013 23:17
Юрий уточните Ваше отношение к данной работе, просто интересно послушать
# Амина 10.01.2013 00:17
Юрий, вы такой забавненький, ожидаем отзыв
# Патя 10.01.2013 00:23
Да, действительно ожидаем отзыв, просто столько сказано к комментариям других людей, а точка зрения Юрия остается загадкой
# Рая 10.01.2013 23:23
Не пойму, что за баталии в комментариях.. Достойная работа)
# Виктория 12.01.2013 04:09
Отличная статья, узнала много нового. Спасибо автору, желаю успехов! :)
# Сюзанна 12.01.2013 04:33
Тема сложная, Вы с в легкой форме смогли все разъяснить, работа достойная наивысшей оценки! Вы большая молодец! Желаю дальнейших успехов)
# Юрий 12.01.2013 18:53
Цитирую Амина: "Юрий, вы такой забавненький, ожидаем отзыв". Амина, подобный фривольный тон по отношению к оппоненту более уместен на сайте знакомств, а не на данной дискуссионной площадке.Что же касается моего отзыва на вашу работу, то скажу следующее: добротная стандартная лингвистическая статья, написанная в сухом академическом стиле.Работа скорее студенческая, чем школьная.
# Патя 12.01.2013 22:25
Стандартная??? в сухом стиле??? что Вы имели виду?
# Юрий 12.01.2013 23:20
Я всего лишь констатировал очевидный факт, и ничего обидного для Вас в моём комментарии нет.В работе, с моей точки зрения,не чувствуется личность автора, поэтому она и производит впечатление казённо-суховатой.
# Патя 13.01.2013 01:09
Спасибо, да действительно, для меня обидного ничего нет, ну эта Ваша точка зрения, а меня работа впечатлила
# Юрий 13.01.2013 01:55
Я лишь высказал свою объективную точку зрения, а Вам, конечно, трудно быть непредвзятой, и это понятно: хотите поддержать автора работы.
# Патя 13.01.2013 01:58
НЕ, не совсем, я сама как то писала работу и участвовала в этой конференции,поэтому часто посещаю, читаю работы и Асиль работа меня впечатлила
# Сабина 13.01.2013 04:09
На мой взгляд выход за пределы школьной программы наоборот усиливает интерес к работе
# Anton 13.01.2013 04:34
Согласен с Сюзанной(#30). Вы большая молодец! Вовсе не суховатая работа, как раз таки видно, что работал с текстами и анализировал ученик 11 класса, а не преподаватель, как это часто случается. Повторюсь, достойная работа, интересная, грамотно подобранный материал, легко читается, доступна для понимания и заслуживает высокой оценки! Желаю Вам успехов!
# Мухаммад 13.01.2013 06:44
МашАллах, МашАллах, достойная работа. Чувствуется личность автора. Меня это радует. Желаю вам успехов и крепкого имана.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом