Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 ноября 2012 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Музыка
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
РОДОСЛОВНАЯ ЭЛЕКТРОННЫХ КЛАВИШ
Корнева Анжелика
класс 5 «Д», МБОУ СОШ № 124, г. Самара
Гундорова Елена Юрьевна
научный руководитель, канд. пед. наук, педагог высшей категории, учитель музыки, МБОУ СОШ № 124, г. Самара
Крупнейший современный немецкий композитор Карлнхайнц Штокхаузен считает, что в XXвеке наступила «эра космической музыки», которой соответствует «музыка электронная». Рождению электронной музыки помогло создание и внедрение в музыкальное искусство технических новшеств, связанных с электроникой и электроакустикой. В последнее десятилетие наблюдается активное наступление «электронных клавиш». Стали популярными синтезаторы. Ими пользуются не только профессиональные музыканты, но даже дети, которым часто дарят их в качестве игрушки.
Что такое синтезатор? На этот вопрос мы попросили ответить одноклассников. Большая часть ребят ответила кратко — «музыкальный инструмент», ещё одна часть сверстников уточнила, что это «музыкальный инструмент, похожий на пианино». Несколько учащихся определили синтезатор, как «электронное пианино», что близко по смыслу ко второй группе ответов. Один человек отметил, что синтезатор — «электрический инструмент», другой — «электронный инструмент». В то же время были единичные ответы, где дети писали, что синтезатор — это «музыкальный предмет», «вещь», «машина». Лишь трое из опрошенных отметили его возможности — «издавать звуки других музыкальных инструментов».
Мы решили найти ответ на вопрос в словарях. Оказалось, что ни в одном из них, в том числе и музыкальном, такого определения нет. Поэтому мы обратились к Интернету. Вот какое определение даёт свободная энциклопедия «Википедия»: «Синтезатор — электронный музыкальный инструмент, создающий (синтезирующий) звук при помощи одного или нескольких генераторов звуковых волн. Требуемое звучание достигается за счёт изменения свойств электрического сигнала (в аналоговых синтезаторах) или же методом настройки параметров центрального процессора (в цифровых синтезаторах). Синтезатор, выполненный в виде корпуса с клавиатурой, называется клавишным синтезатором и т. д.» [9]. Это определение сложно и большинству непонятно, особенно детям. Термины, которые здесь используются, больше подходят для описания свойств и функций машины.
Что же такое синтезатор: музыкальный инструмент или машина? Так возникла идея провести исследование на эту тему. Противоречие между популярностью синтезатора и недостаточностью информации о нём, показывает актуальность выбранной темы. Мы предположили, что синтезатор соединяет в себе музыкальный инструмент и машину. В этом состоитгипотеза нашего исследования.
Объект исследования: музыкальные инструменты и машины.
Предмет исследования: клавишный синтезатор.
Цель исследования: определение понятия «синтезатор» на основе сравнительного изучения и установления родства клавишного синтезатора с музыкальным инструментарием и машинами.
Задачи исследования:
1.Провести анализ источников (литературы и электронных ресурсов) по теме исследования.
2.Изучить историю развития клавишного музыкального инструментария.
3.Провести сравнительно-сопоставительный анализ строения, принципов звукоизвлечения, особенностей, свойств группы клавишных музыкальных инструментов.
4.Провести историко-культурологический анализ музыкальных машин и выявить среди них предшественников синтезатора.
5.Дать характеристику синтезатору, сопоставив его с клавишным музыкальным инструментарием и машинами.
Методы исследования: анализ литературы; сравнительно-сопоставительный, логический, историко-культурологический, метод опроса, анкетирование.
ГЛАВА 1.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И МАШИНЫ–ПРЕДШЕСТВЕННИКИ СИНТЕЗАТОРА
1.1. Виды, особенности и проблемы клавишных инструментов
Группа клавишных музыкальных инструментов многочисленна, интересна и разнообразна. В неё входят: фортепиано, клавикорд, клавесин, орган, фисгармония, аккордеон, челеста, мелодическая гармоника и другие. Самый «старый» из них — орган, а самый «молодой» — мелодическая гармоника. Объединяет в одну группу все вышеперечисленные инструменты — клавиша (от лат. clavis— ключ). В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой под клавишей понимается «пластинка, удар по которой приводит в движение рычаги механизма» [6, с. 275]. Действительно, клавиша является ключом, дающим возможность извлекать звук. Объединенные в систему клавиши образуют клавиатуру. Она может быть статической или динамической. Статическая клавиатура определяет положение клавиши (нажата или отпущена), динамическая — в том числе, и силу нажатия, от которого зависит уровень громкости звучания инструмента. Клавиатуры органа, аккордеона, клавесина и фисгармонии — статические, фортепиано, клавикорда и челесты — динамические. Существуют клавиатуры, как для рук, так и для ног (педальная клавиатура). У органа и клавесина могут быть несколько клавиатур. Тогда они называются «мануалами».
В результате сравнения и сопоставления инструментов друг с другом, мы разбили все клавишные инструменты на 3 группы в соответствии с их внешним обликом, строением, принципами звукоизвлечения: струнные клавишные (клавикорд, фортепиано, клавесин и его разновидности); ударно-клавишные (челеста); духовые клавишные (орган, фисгармония, аккордеон, мелодическая гармоника).
Объединяющим началом группы струнных клавишных инструментов является струна. От её длины и толщины зависит тон звука — высокий или низкий. Чтобы заставить струну звучать (вибрировать) придумали различные механизмы. В клавикорде звук образуется в результате удара металлических штифтов с плоской головкой (тангента) о струну, а у фортепиано — удара молоточка. В семействе клавесинов (в Англии — вёрджинел, в Италии — клавичембало, во Франции — спинет) струны приводятся в звучание щипком. При нажатии клавиши стержень из вороньего пера зацепляет соответствующую струну.
Самым совершенным инструментом из группы струнных клавишных во всём мире признается фортепиано. Фортепиано делятся на рояли — инструменты с горизонтальным расположением струн — и пианино (итал. pianino — маленькое фортепиано) с вертикальным. Название инструмента произошло от итальянского forte — «громко» и piano — «тихо». Фортепиано решило проблемы динамически однообразного (как у клавесина), а также слишком тихого и быстро затухающего (как у клавикорда) звука. Считается, что этот инструмент в 1709 году изобрел итальянец Бартоломео Кристофори.
Недостатком всех струнных инструментов является постоянно ослабевающее натяжение струн, поэтому их нужно регулярно настраивать. Периодичность настройки зависит от класса инструмента, качества его изготовления, его возраста, условий содержания и эксплуатации.
К ударно-клавишной группе относится челеста (итал. celesta — «небесная») — небольшой музыкальный инструмент, внешне похожий на пианино, звучащий наподобие колокольчиков. Звук извлекается молоточками, которые ударяют по стальным пластинкам, укреплённым на деревянных резонаторах. Механизм молоточков напоминает фортепианный, но более упрощён.
Особенностьюизвлечения звука в духовых клавишных инструментах (орган, фисгармония, аккордеон, мелодическая гармоника) является создание воздушной струи, которая либо вдувается в механизм как в мелодической гармонике, либо нагнетается в специальные трубки или меха при нажатии клавиши как в органе, аккордеоне и т. п., либо накачивается двумя ножными педалями как в фисгармонии. В рамках данного исследования особенный интерес для нас представляют орган и аккордеон. Остановимся более подробно на них, ибо именно эти инструменты первыми начали синтезировать звук.
Орган признан «королём инструментов». Он не только самый крупногабаритный по размеру. «Его величество» обладает богатыми тембровыми и динамическими оттенками. Он снабжён многочисленными музыкально-исполнительскими средствами. Порой его звучание напоминает симфонический оркестр. Органист играет на органе, сидя за исполнительским пультом или столом. На исполнительском пульте находятся несколько клавиатур (мануалов), расположенных одна над другой, а внизу — ножная клавиатура, с помощью которой извлекаются самые низкие звуки. В органе звучат металлические трубы. Число их доходит в некоторых разновидностях до 30 000. Каждой клавише соответствует несколько десятков, а то и сотен труб, издающих звук одной высоты, но разного тембра. Их можно включать и выключать регистровыми ручками, т. е. синтезировать звук. Играют на таком инструменте только мастера-профессионалы.
Принципиально отличающимся звукоизвлечением, приемами игры и положением исполнительского аппарата при внешней схожести клавиатур является аккордеон. В 1829 году это название дал венский органный мастер К. Дамиан усовершенствованной им гармонике. Характерным признаком аккордеона является фортепианная клавиатура для правой руки, кнопочная — для левой руки. Кнопочная клавиатура имеет 6—7 рядов. В первом и втором рядах — отдельные басовые звуки, в остальных — готовые аккорды (отсюда и название инструмента). Кроме того, как и в органе, аккордеон имеет ряд регистров-переключателей, которые дают возможность менять тембр инструмента или удваивать звуки в октаву, т. е. синтезировать звук. Портативность инструмента позволяет выступать музыкантам в практически любом месте.
1.2. Музыкальные машины: экскурс технических достижений в истории культуры
Человек с давних пор начал задумываться о таких инструментах, которые могли бы максимально облегчить человеку воспроизведение музыки. Примерно в 1600 году Афанасий Кирхер написал книгу, в которой изложил принципы «автоматического сочинения музыки».
В XVIIIвеке появилась шарманка. Мелодия и аккомпанемент «натыкивались» специальными шпильками на валик, который при вращении открывал доступ к нужным трубам. Музыканту оставалось только крутить ручку, и записанная на валике музыка начинала звучать. Вот с каких времён пошла традиция выступать под фонограмму «минус один»!
В 1897 году Волей изобрёл пианолу (знаменитое механическое пианино). В пианоле использовались валики с перфолентой. Расположение дырочки на ленте соответствовало ноте, а длина дырочки — продолжительности этой ноты. Когда валик прокручивался, соответствующие дырочкам молоточки били по струнам пианолы. Подобная техника позволяла записывать довольно сложные пьесы, как из классического, так и из популярного репертуара. Многие джазовые пианисты начала ХХ века не умели читать ноты и не имели граммофона, поэтому учились играть, по сто раз подряд прокручивая одну и ту же пьесу на пианоле.
В своей конструкции музыкальные инструменты всегда опирались на передовые достижения научно-технической мысли, поэтому здесь не могли остаться незамеченными и явления, связанные с электричеством. Первый электроклавесин, где для звукоизвлечения использовалось статическое электричество, был построен во Франции еще в 1759 г.
В XIXвеке успешные опыты по генерированию звука с помощью электричества дали толчок активным поискам в конструировании электромузыкальных инструментов. Среди их многочисленных и предшественников: телармониум Т. Кэхилла (1906 г.) — огромный в 200 тонн аппарат, предназначавшийся для распространения музыки по сети абонентов телефонной станции Чикаго; терменвокс Л. Термена (1920 г.) — первый электроинструмент, выпущенный серийно; оптический синтезатор Е. Мурзина (1964 г.), где звук можно было нарисовать на стекле.
Первый, по сути, синтезатор был создан американцем Тадеушем Кэхиллом. В 1897 году он запатентовал и в 1906 году представил в окончательном виде огромный агрегат под названием телармониум. Он имел огромные размеры и весил, как мы уже отмечали, 200 тонн. Клавиатура включала в себя семь октав по 36 нот в октаве, что конечно, добавляло возможностей для музыкального интонирования, но ужасно раздражало пианистов-исполнителей. Играть на телармониуме можно было только в четыре руки. Кроме того этот инструмент издавал много постороннего шума и создавал помехи в телефонной цепи, чем вызывал большое неудовольствие пользователей.
После телармониума появился электронный орган, звук в котором воспроизводился благодаря встроенным металлическим дискам и электромагнитным катушкам. Эта модель получила название Hammond. Другие виды электрооргана использовали электричество лишь для нагнетания воздуха или для механизма клапанов, то есть сам принцип извлечения звука не изменился — движение воздуха в трубах так же продолжало извлекать звуки.
Постепенно звуки были систематизированы, аппараты научились эти звуки не только подавать, но и воспроизводить, а впоследствии и создавать, то есть искусственно синтезировать звуки, похожие на те, которые воспроизводят другие предметы.
Первым электроинструментом был терменвокс, названный по имени своего создателя — русского физика-изобретателя Л.С. Термен. У терменвокса нет ни клавиш, ни струн. Их роль выполняет металлический стержень-антенна. Звук извлекается путем перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Звук у терменвокса необыкновенный — космический. А процесс музицирования напоминает колдовство: исполнитель совершает движения в воздухе руками, а из динамиков выходит музыка.
Первая модель синтезатора АНС была изобретена в 1958 году Е. Мурзиным. Более всего этот изобретатель любил музыку Александра Николаевича Скрябина. И свой инструмент он назвал в его честь. АНС — это аббревиатура имени, отчества и фамилии композитора.
Развитию электронной музыки способствовало появление в середине 50-х годов в Америке первых суммирующих синтезаторов (Марк-1, Марк-2), благодаря которым работа над звуковым материалом несколько упростилась.
Что же такое синтезатор? Этому посвящена следующая глава нашего исследования.
ГЛАВА 2.
ЧТО ТАКОЕ СИНТЕЗАТОР?
2.1. Характеристика клавишного синтезатора
Задачей данной главы является установление истины: чем же является клавишный синтезатор — музыкальным инструментом или машиной? Для решения задачи мы сравним изучаемый предмет с выделенными нами в предыдущих параграфах клавишными инструментами и музыкальными машинами. Критериями сравнения будут следующие: внешний вид, принцип извлечения звука, возможности и функции инструмента (машины). 1 параграф будет посвящён сравнению синтезатора с клавишными музыкальными инструментами, 2 — с музыкальными машинами.
Роднит синтезатор с группой клавишных музыкальных инструментов — клавиша. Количество клавиш у синтезатора зависит от его разновидности. Клавиши объединены в клавиатуру, которая здесь может быть как статическая, так и динамическая.
С появлением синтезатора сбылась мечта композиторов, исполнителей, и просто любителей музицировать. Он способен воспроизводить звучание любого инструмента! Многотембровость или политембровость является одним из самых положительных свойств синтезатора. С помощью заветной кнопки «ИНСТРУМЕНТ» [VOICE] можно выбрать тот инструмент, на котором вам хочется сейчас играть. И этот выбор может сделать любой любитель музыки, освоивший азы игры на синтезаторе, а не только органисты или аккордеонисты. Но для того, чтобы полноценно играть на синтезаторе, нужно иметь навыки игры на фортепиано.
Современный синтезатор имеет возможность не только воспроизводить звучание любого инструмента из группы струнных клавишных (клавикорд, фортепиано, клавесин и его разновидности), но и исправлять недостатки того или иного инструмента. Например, звук клавесина — резкий, но тихий, в синтезаторе может быть увеличен за счёт встроенных в него усилителя и динамиков. В тоже время, усилители и динамики дают возможность, по желанию музыканта, уменьшить звук, сделав его еле слышным, или совсем убрать, прослушивая свою игру в наушниках, никому при этом не мешая. Быстро затухающий звук, характерный для клавикорда, может быть продлён в синтезаторе до бесконечности. Для этого в синтезаторе существует, так называемая, функция «ПРОДЛЕВАТЬ» [SUSTAIN]. Она работает по подобию педали на фортепиано, и служит для продления звучания уже после того, как музыкант отпустил клавишу.
Придать клавиатуре синтезатора чувствительность фортепиано помогает функция «ПРИКОСНОВЕНИЕ» [TOUCH]. При резком нажатии на клавишу звук получится резким и громким, а при плавном нажатии — тихим. Синтезатор перенял у струны естественное затухание звука. Клавиша ещё нажата, но звук медленно угасает. Это позволяет имитировать клавесин и фортепиано. Решена проблема, как фортепиано, так и всех струнных по постоянной, из-за ослабевающего натяжения струн, настройке инструмента. Звук синтезатора, имитирующего любой из струнных клавишных инструментов (клавесина, фортепиано, рояля и др.), идеально настроен и звучит выше всяких похвал.
Музыка, воссоздаваемая на синтезаторе, может переливаться разными красками. Достигается этот эффект с помощью разных функций. Функция «ДВОЙНОЙ» [DUAL] — смешивание двух голосов, позволяет при нажатии на одну клавишу услышать звук, например, скрипки и флейты одновременно. С помощью функции «ЛЕВЫЙ» [LEFT], мы можем придать левой стороне клавиатуры голос одного инструмента, а правой — другого. Синтезатор безгранично расширил возможности составления звуков. Он может воспроизводить не только музыкальные инструменты, но и самые различные звуки и шумы, например, ветер в печной трубе, морской прибой, дождь. «Сейчас можно пропеть «тембром ветра» или «тембром гудящих телеграфных проводов» двух-трехголосную хоровую песню, даже фугу, шум набегающих на берег морских волн может быть интонационно «уточнён» и включен в партитуру наряду с любым инструментом оркестра. Неслыханные тембры уводят наше воображение в причудливые миры фантастики, в космическое пространство» [5, с. 92].
Очень удобной в аккордеоне является кнопочная клавиатура левой руки. С её помощью, нажав лишь одну кнопку, можно воспроизвести сразу аккорд. Изобретатели синтезатора пошли дальше, создав функцию автоаккомпанемента. Благодаря этой функции можно включать музыкальное сопровождение аккордов, играемых левой рукой в выбранном стиле или жанре. Стилей в синтезаторе великое множество. Достаточно нажать кнопку «СТИЛЬ» [STYLE], выбрать нужный стиль и включить автоаккомпанемент. Даже не умея играть, можно сопровождать мелодию насыщенным и эффектным сопровождением, что очень нравиться начинающим исполнителям музыки.
Удобность использования аккордеона, т. к. он небольшой, портативный, создавало преимущества перед другими музыкальными инструментами. Это достоинство было учтено изобретателями. Современный синтезатор, как и аккордеон, мобильный, удобный, небольшой, что позволяет его использовать в любом месте и перемещать его пожеланию, не испытывая при этом трудностей, как, например, при передвижении фортепиано или рояля.
Как показывает проведённое нами исследование, клавишный синтезатор, интегрировал в себя всё лучшее, что было когда-либо изобретено в сфере клавишного музыкального инструментария, во многом устранил недостатки тех или иных инструментов. Более того клавишный синтезатор по праву может называться музыкальным инструментом. Синтезатор — самый молодой и в то же время самый многофункциональный, многоплановый, универсальный инструмент.
2.2. Синтезатор и музыкальные машины: прошлое и настоящее
В конце XXвека сбылась мечта А. Кирхера, которой вот уже 400 лет, об автоматическом сочинении музыки. В настоящее время существуют компьютерные программы, создающие самостоятельно музыкальные произведения. Правда, ценность таких сочинений невысока. Интерес они представляют с точки зрения эксперимента.
Фонограммы, которые, по сути, впервые воспроизводила шарманка, сейчас записываются с помощью синтезатора, потому что у него есть «ПАМЯТЬ» [MEMORY].
В синтезаторе существует функция «МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ» [SONG], которая напоминает нам о механическом пианино — пианоле. В памяти синтезатора, как и в пианоле, находится набор музыкальных произведений, с помощью которых можно учиться играть. В зависимости от задачи, которая ставится перед обучающимся, можно учиться играть то левой, то правой рукой, то обеими руками, пока не достигнешь совершенства.
Из аппаратов, использующих электричество, пожалуй, особо следует выделить орган Хаммонда. Его внешний вид, более чем пианино, похож на современный клавишный синтезатор. В нем имеется клавиатура, а на его панели расположен ряд кнопок для управления, напоминающие исполнительский пульт или стол настоящего органа.
Музыкант любого уровня, в том числе начального уровня подготовки, может сегодня создавать развёрнутые, многообразные по характеру звучания электронные композиции. Почему? Да потому что появился синтезатор. По тонкости и управляемости синтезатор превосходит любой инструмент. Задачи музыканта не ограничиваются здесь, как было ранее, воспроизведением готового нотного текста. Они включают в себя, помимо чисто исполнительской функции, еще и функции инструментовщика (выбор тембра), аранжировщика (уточнение фактуры, выбор автоаккомпанемента и определение мест ритмических отыгрышей), звукорежиссёра (установка правильного баланса голосов фактуры, подбор звуковых эффектов) и редактора (корректировка вносимого в память инструмента или компьютера звучания и уточнение нотной записи музыки). Творчество музыканта, таким образом, становится не только более многогранным и увлекательным, в тоже время простым и продуктивным.
В настоящее у электронной музыки появилась фантастическая технология. Профессиональному композитору сегодня не нужен ни симфонический оркестр, ни исполнители-солисты, чтобы озвучить свою музыку. Ибо синтезатор может их заменить, и доставить радость создателю музыки — услышать практически сразу написанное им музыкальное произведение.
Принципиальная новизна синтезатора заключается в том, что используемые в нем клавиши, соединены с музыкально-специализированным персональным компьютером, который служит для воспроизведения звука при помощи электричества. А значит, именно машина создаёт музыкальные звуки. Значит, синтезатор воспринял самые лучшие технические характеристики от музыкальных машин. Специфика синтезатора обусловлена большим количеством информации, заложенной в него производителем. Следовательно, синтезатор совмещает в себе два различных аппарата: традиционный музыкальный инструмент (хотя и с большим набором разнообразных тембров) и специализированный компьютер.
Определения «синтезатор» в словарях русского языка ещё нет. Однако клавишный синтезатор может по праву занять одно из почётных мест среди клавишных музыкальных инструментов, образовав новую группу электронных клавишных музыкально-компьютерных инструментов.
Заключение
Вся история музыки — это непрерывный процесс, непосредственно связанный с созданием и усовершенствованием музыкальных инструментов. Такие открытия, как электричество, полупроводники, а также компьютерные технологии дали возможность изобретать музыкальные машины и инструменты нового типа. Синтезатор — результат такого процесса.
Как показывает проведённое нами исследование, клавишный синтезатор, интегрировал в себя всё лучшее, что было когда-либо изобретено в сфере клавишного музыкального инструментария. Он небольшой, удобный, портативный; имеет послушную клавиатуру, которая может быть как статической, так и динамической; может управлять звуком, его чувствительностью, динамикой; идеально настроенный; способен воспроизводить звучание любого инструмента; играть соло, в ансамбле, с автоаккомпанементом, звучать как оркестр; использовать спецэффекты, подражая различным звукам и шумам. Поэтому клавишный синтезатор по праву может называться универсальным музыкальным инструментом.
Использование вышеназванных технических открытий и, самое главное, компьютерных технологий, позволили синтезатору как машине иметь память, а значит, создавая, сохранять музыку или композицию, записывать фонограммы, учиться играть с помощью встроенных программ. Специфика синтезатора обусловлена большим количеством информации, заложенной в него производителем. Следовательно, синтезатор совмещает в себе два различных аппарата: традиционный музыкальный инструмент и специализированный компьютер.
Сформулированное нами определение следующее. Клавишный синтезатор ― это универсальный электронный клавишный музыкально-компьютерный инструмент, обладающий многотембровостью, полифункциональностью, генерирующий звук с помощью электричества.
Список литературы:
- Березовчук Л.Н.Музыка и мы: самоучитель элементарной теории музыки / Л.Н. Березовчук. — СПб: «бояныч», «Бланка», 1995. — 288 с.
- Булучевский Ю.С.Краткий музыкальный словарь для учащихся / Ю.С. Булучевский, В.С. Фомин. — 9-е изд., доп. — Л.: Музыка, 1989. — 344 с.
- Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов: кн. Для учащихся ст. классов / С.С. Газарян. — М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
- Зильберквит М.Фортепиано: биографии музыкальных инструментов / М. Зильберквит // Музыка и ты: Альманах для школьников. — Вып. 3. — М.: Сов. Композитор, 1983. — С. 13—17.
- Кабалевский Д.Б.Музыкальное воспитание и технические средства распространения музыки / Д.Б. Кабалевский. Воспитание ума и сердца. — М.: Просвещение, 1981.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., доп. —М.: ООО «А ТЕМП», 2007. —944 стр.
- Семенюк А.А.Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся / А.А. Семенюк, М.А. Матющина. —М.: Просвещение, 2001. —557 с.
- Шилов В.Л. Словарь компьютерно-музыкальных терминов / В.Л. Шилов, Шаров А.А. —М.: Современная музыка, 2003. —400 с.
- [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Синтезатор
- [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.synth-music.ru/o_sintezatore/history.php
дипломов
Комментарии (7)
Оставить комментарий