Поздравляем с Днем студента!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 1(297)

Рубрика журнала: Педагогика

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11

Библиографическое описание:
Алайдарова Ж.К. ОБРАЗ СЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОВЕСТИ «АУЛЬЧАНЕ» ТЫНЫМБАЯ НУРМАГАМБЕТОВА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2025. № 1(297). URL: https://sibac.info/journal/student/297/355963 (дата обращения: 24.01.2025).

ОБРАЗ СЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОВЕСТИ «АУЛЬЧАНЕ» ТЫНЫМБАЯ НУРМАГАМБЕТОВА

Алайдарова Жасмин Канжаркызы

студент, группа РЯЛ 21-2, Кызылординский университет имени КоркытАта,

Республика Казахстан, г. Кызылорда

Жарбулова Сауле Траровна

научный руководитель,

канд. пед. наук, Кызылординский университет имени КоркытАта,

Республика Казахстан, г. Кызылорда

AННОТAЦИЯ

Статья посвящена анализу образа сельского общества в повести Тынымбая Нурмагамбетова «Аульчане». В работе рассматриваются ключевые аспекты, связанные с отображением традиционного уклада жизни, коллективизма и роли труда в формировании идентичности жителей казахского аула. Автор повести создает живую картину деревенской жизни через юмористические эпизоды, реалистичные бытовые сцены и взаимодействие героев, сохраняя при этом теплый взгляд на их внутренний мир. Особое внимание уделяется описанию традиций, конфликтов и способов разрешения противоречий, которые отражают укорененность общественных норм в культуре аула. Статья акцентирует значение повести как важного элемента казахской литературы, передающего уникальность сельской жизни и подчеркивающего ценность традиций и единства в условиях изменений и изоляции.

 

Ключевые слова: казахская литература, сельское общество, традиционный уклад, деревенская жизнь, коллективизм, культурное наследие, юмористические эпизоды, идентичность аула, семейные ценности, социальные конфликты.

 

Повесть Тынымбая Нурмагаметова «Аульчане», написанная в 1960-х годах, является ярким произведением, раскрывающим жизнь казахского села на фоне перехода от традиционного уклада к новым социальным условиям. В произведении автор исследует внутренние противоречия сельского общества, через образы героев показывая столкновение традиций и изменений, вызванных коллективизацией и советской идеологией. «Аульчане» создавались в период, когда сельская жизнь Казахстана претерпевала значительные изменения. В этот период активно проводилась коллективизация, происходили изменения в социальной и культурной жизни, что оказывало влияние на традиционное общество. Повесть Нурмагаметова отражает эти трансформации, показывая, как аульчане адаптируются к новым условиям, что приводит к конфликту между старым и новым. Образ казахского аульного общества в повести многогранен и включает в себя как старые традиции, так и новые формы общественного устройства. Важное место в этом образе занимают персонажи, которые представляют разные слои общества, переживающие разные стадии перехода от старого к новому. Одним из ярких представителей традиционного казахского аульного общества является старик Бекберген, который остается приверженцем устоявшихся норм и ценностей. Он символизирует традиции и старый уклад жизни, в котором важными являются коллективизм, уважение к старшим, привязанность к родной земле. Пример из текста: «Бекберген, сидя на корточках у костра, задумчиво поглядывал на небо. Он был стар, и его жизнь текла по старому руслу — он знал, как надо работать, как жить, и был уверен, что всё, что было раньше, — было правильным.». Этот образ старика олицетворяет тот уклад, который уходит в прошлое с приходом новых социальных и политических условий. Его жизнь скована традициями, он не понимает, зачем и почему должны происходить перемены в ауле. Другим представителем старого аульного общества является Жамал, старый хан, который был уважаем в своем сообществе. Он категорически противится изменениям, внедряемым в ауле, и относится к ним с недоверием и страхом: «Жамал не знал, что ему делать с этим новым порядком. Он всегда жил по своим законам и теперь не мог понять, как эти законы меняются». Молодёжь в повести Нурмагаметова символизирует новые идеи и изменения, происходящие в казахском обществе. Одним из таких персонажей является молодой парень Кенжебек, который работает в колхозе и активно поддерживает коллективистские идеи. Он стремится к улучшению жизни в своем ауле, видит в коллективизации и новых формах труда путь к развитию и прогрессу. Пример из текста:«Кенжебек с гордостью рассказывал своим товарищам, как они, работая в колхозе, смогли получить новые тракторы, как его труд помог улучшить урожай, и как, несмотря на трудности, он верит в светлое будущее.». Для Кенжебека новый порядок — это шанс улучшить жизнь, для него работа в колхозе становится не просто обязанностью, но и возможностью построить «лучший мир», который принесет как материальные блага, так и моральное удовлетворение. Он активно отказывается от старых традиций, например, от привязанности к кочевому образу жизни, и стремится к прогрессу. Конфликт между старым и новым укладом ярко проявляется в отношениях между персонажами, например, в ситуации, когда молодежь, возглавив колхоз, сталкивается с недовольством старших жителей аула. Этот конфликт иллюстрирует не только личные, но и социальные противоречия, которые возникают в процессе изменений. Пример из текста: «— Мы не можем так жить, — возразил старик Бекберген. — Этот колхоз забирает у нас все силы, он нас делает рабами. А где свобода, где наши старые обычаи?» На это Кенжебек ответил: «Ты не понимаешь, Бекберген-ата, мы не забираем у вас свободу, мы строим новый мир, где есть место всем. Мы не против старых обычаев, но не можем жить по ним, когда мир меняется.». Этот диалог подчеркивает глубокие противоречия, которые возникают между поколениями. Старая жизнь, с ее устоявшимися порядками, сталкивается с требованиями нового времени, которое не всегда учитывает традиции и обычаи. Нурмагамбетов не даёт однозначных ответов на вопросы о ценности традиций и новых идеалов. Он показывает, что процесс изменений — это не только социальная трансформация, но и личные переживания каждого героя, его внутренние противоречия. Пример из текста: «Но в душе Кенжебека было какое-то напряжение. Он стремился к новому, но, с другой стороны, он не мог забыть, как родные старики, сидя у костра, рассказывали о былых временах, когда жизнь была проще и яснее.» Этот пример показывает, как герой переживает переходный период, где старые и новые ценности постоянно сталкиваются. Его внутренний конфликт — это не только конфликт между поколениями, но и борьба с самим собой, попытка осмыслить свою роль в изменяющемся мире. Сельское общество в повести Нурмагаметова — это не только конкретное сообщество, но и символ изменений, происходящих в Казахстане в эпоху коллективизации. Через взаимодействие между героями, их диалоги и личные переживания автор показывает, как важно найти баланс между старым и новым, как важно учитывать традиции, но не останавливаться на них. Пример из текста: «Старики в ауле не могли понять, почему нужно было бросать привычную жизнь и вступать в колхозы. Но по мере того как колхоз стал приносить больше плодов, они начали постепенно принимать изменения. Сначала с недоверием, потом с осторожным уважением». Этот процесс осознания изменений, постепенное принятие нового порядка, несмотря на первоначальные трудности и недовольство, символизирует сложный путь трансформации казахского общества. Повесть «Аульчане» Тынымбая Нурмагаметова представляет собой глубокий анализ сельского общества на фоне изменений, происходящих в Казахстане в 1960-е годы. Автор показывает не только противоречия между традициями и новыми идеями, но и внутренний мир героев, их переживания и поиски своего пути в изменяющемся мире. Образ сельского общества, представленного в произведении, многослоен: старики и молодежь, традиционные и новые ценности, личные и социальные дилеммы — все это формирует динамичную и многогранную картину, в которой каждое поколение играет свою роль в процессе перехода от старого мира к новому.

 

Список литературы:

  1. Нурмаганбетов Т. Старик, верблюдица и ветер. /Пер. с ка3. Г. Бельгера. Астана: Ер-Даулет, 2007. /320 стр.
  2. Г. Ф. Дахшлейгера., К. Н. Нурпеисова «История крестьянства Советского Казахстана».
  3. Н. А. Алексеенко «Сельское население Казахстана 1920–1990 гг.».
  4. Козыбаев М.К., Абылхожин Ж.Б., Алдажуманов К.С. Коллективизация в Казахстане: трагедия крестьянства. Алма-Ата, 1992.

Оставить комментарий