Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 8(178)
Рубрика журнала: Педагогика
Секция: Физическая культура
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются проблемы воспитания нравственной культуры в современной образовательной среде.
Ключевые слова: нравственная культура, физкультура, духовно-нравственное воспитание, качества.
С момента зарождения цивилизации спорт был инструментом демонстрации лучших духовных и физических качеств человека. Спорт был ритуальным языком обращения к богам. Спорт остановил войны. Спорт был инструментом для улучшения нравственности. Со спорта началось образование в древних «гимназиях». Физически неполноценный человек не считался способным на достойные дела. Наряду с обретением физического совершенства достойный гражданин древнего города должен был приобрести научную мудрость. Примерами могут служить Демосфен, Сократ, Аристотель, Гиппократ, Платон. Каждый раз, когда общество задумывалось о проблеме воспитания гармоничного человека, занятия спортом стали восприниматься не только как средство укрепления тела, но и как способ закалки духа. Спорт стал неотъемлемой частью образования как значимая часть всего комплекса социокультурного воспроизводства
Конец двадцатого и первые десятилетия двадцать первого века нивелировали духовное значение спорта. Спорт (особенно профессиональный спорт высоких достижений) утратил былое значение в процессе «воспитания человека». Физическое развитие и духовное совершенствование больше не гарантируют взаимозависимость.
В 2012 году, выступая на совещании по вопросам нравственного и патриотического воспитания, Президент России Владимир Владимирович Путин отметил: «Как исторический опыт, культурная самобытность, искажение национального, исторического, нравственного сознания привели к катастрофе целых государств. Невозможно создать здоровое общество, процветающую страну, следуя примитивным инстинктам нетерпимости, эгоизма и зависимости».
По сути, он сформулировал социальный заказ российского общества на существующую систему образования. Высшая школа здесь является завершающим этапом организованной образовательной системы, которая может повлиять на формирование не только необходимых профессиональных качеств студентов, но также на их культурное и нравственное содержание.
Существует множество путей формирования и развития нравственной культуры. Мы ставим перед собой задачу построить модель развития нравственной культуры студента вуза средствами физического воспитания.
Проблемы духовно-нравственного воспитания изучались классиками педагогики. Вопросы нравственного воспитания средствами физической культуры и спорта рассматривали Выдрин, Голощапов, Любишева и другие известные ученые. Они отметили, что физическая культура как часть общей культуры тесно связана с нравственной культурой и включает в себя образовательную и творческую деятельность, направленную на овладение ценностями, формирующими духовный мир и телесное развитие личности, определяющими ценности, мировоззрение, поступки, обеспечивая тем самым выбор действий и развитие.
Занимается различными видами занимаясь физической активностью, индивид вынужден подчиняться существующим правилам, что позволяет ему развивать организованность, дисциплину, способность контролировать свое поведение, формировать чувство коллективизма, гуманизма, дружбы, мужества, решительности, самообладания и разрешать конфликты мирным путем.
В последних российских публикациях ценностному содержанию коллективизма посвящено довольно большое количество работ (Давыдова, 2019; Гулянская, 2008; Костюк, 2013; Лебский, 2014; Ливач, 2010).
То последнее выступает системообразующим компонентом всего комплекса взаимозависимых духовных качеств индивида.
Именно командные виды спорта особенно эффективны в развитии нравственной культуры студентов.
Анализ современных работ по исследуемой проблеме позволил отметить содержание и условия формирования нравственных ценностей их личностей.
Современная нравственная культура имеет определенную структурную типологию.
Каждый тип нравственной культуры имеет свои собственные ценности, определяющие менталитет индивида.
В настоящее время духовно-нравственные аспекты существования современного общества становятся актуальными вопросами.
Физическая культура занимает видное место в ряде факторов, влияющих на формирование общества и личности.
Традиционное понимание сущности физической культуры как телесного и духовного феномена, осуществляемого в процессе двигательной активности с целью развития и улучшения физических возможностей человека на протяжении всей его жизни, его соматического развития, сегодня явно недостаточно.
Физическая культура человека — это, прежде всего, влияние на его духовный мир.
Результатом такого воздействия может и должно быть явление духовного, в том числе нравственного, развития личности.
Анализ терминальных ценностей по методу М. Рокича выявил их иерархию и ранг.
Опрошенные студенты ранжированы по значимости, здоровье, уверенность в себе, активная жизнь, развитие, наличие хороших и верных друзей, материально обеспеченная жизнь, интересная работа, что указывает на конкретную жизненную позицию и цели.
Приведенные выше результаты позволяют сделать вывод о том, что респонденты ориентированы на создание условий для комфортной личной жизни и в дальнейшем получение от нее удовлетворения за счет реализации себя и своих возможностей.
Такие ценности, как счастье других, красота природы и искусства, творчество, общественное признание, являются показателем ориентации личности на формирование внутренней нравственной целостности.
К несчастью, опрошенные студенты имеют низкие ранговые значения. Такое расположение этих ценностей свидетельствует о трудностях в процессе осознания респондентами своего внутреннего мира, ценностного отношения к миру и самим себе, довольно ограниченных ценностях личности.
Анализ инструментальных ценностей показал, что на первое место студенты ставят такие ценности, как независимость, смелость, самообладание, честность.
Терпимость, непримиримость к недостаткам других, ответственность и образованность помещены в заключительную часть рейтинговой таблицы.
Полученный тест И.М. Юсупова выявил низкие (в пределах 20%) эмпатические способности у студентов как экспериментальной, так и контрольной групп, что свидетельствует о безразличии, невнимании к своему окружению, нежелании понимать и принимать эмоциональное состояние других людей.
Это позволяет предположить, что такое отношение к окружающим формируется из-за слабо развитого социального общения этих студентов.
В силу своего возраста молодые люди недостаточно осведомлены о высших целях в жизни, а вместе с этим и о значении межличностных отношений.
В результате они часто не задумываются о своих поступках, равнодушны к чужим проблемам.
Результаты тестирования волевых качеств студентов показали, что в обеих группах респонденты выявили слабый уровень силы воли (в среднем около 32%).
Это проявляется в плохой самоорганизации, неспособности довести начатое дело до логического конца, отступлении перед возникающими в процессе осложнениями делать что-либо.
Данные теста свидетельствуют о том, что на данном этапе нравственного самосовершенствования студентов необходимо стимулировать потребностно-мотивационную сферу.
Достижение этого стимула возможно только путем включения студентов университета в деятельность, направленную на самообразование и самопознание.
При оценке толерантного отношения к окружающим, в том числе представителям других национальностей, было выявлено, что 25% студентов экспериментальной группы и 28% студентов контрольной группы не доверяют представителям других этнических групп.
И это неудивительно, поскольку оценка морально-этических характеристик личности студентов показала, что основная масса обследованных студентов испытывала значительные трудности в интерпретации ключевых понятий нравственной культуры.
Таким образом, мы видим, что не все студенты осознают важность гуманистических ценностей и нравственных поступков.
Но нравственная культура человека измеряется не только знаниями.
Это также измеряется поведением, поступками.
Моральный поступок - это действие, которое человек совершает по отношению к себе, другому человеку или обществу в целом, побуждаемое моральным мотивом.
По результатам тестирования по методике Бусса-Дюрки было установлено, что 42% студентов характеризуются как носители высокого уровня враждебности.
Отмечается, что они легко раздражаются, и, отстаивая свою точку зрения, не могут справиться с желанием причинить вред оппонентам.
50% респондентов заявили, что они иногда испытывали зависть и отвращение к другим, но, тем не менее, в большинстве случаев они были спокойны и у них не было врагов.
И только 8% респондентов выявили низкий уровень враждебности. Они не конфликтны, их трудно обидеть, и они, в свою очередь, не способны никого обидеть.
Данные, полученные с помощью индекса агрессивности, показали, что высокий уровень агрессии характерен для 37% опрошенных студентов.
Их основными характеристиками являются проявление раздражительности, злости по отношению к окружающим.
Выражение чувств в них происходит через грубость, использование ненормативной лексики.
Несогласных с их мнением студентов этой группы сразу переводят в разряд врагов. 53% респондентов показали средний уровень агрессии.
Они не способны ударить человека; они пытаются решить возможные проблемы «мирным путем».
Только 10% опрошенных нами студентов показали низкий уровень агрессивности.
Общение со сверстниками и другими людьми не приводит к раздражению.
Они снисходительны к недостаткам других людей, во время спора не срываются на крик или иную негативную реакцию.
Подводя итоги тестирования Бусса-Дюркейта, мы можем сделать следующий вывод.
Большинству изученных нами первокурсников Уральского государственного университета свойственны такие черты характера, как вспыльчивость, импульсивность, употребление ненормативной лексики, косвенное выражение агрессии, настороженность, замкнутость.
Согласно Фельдштейну, чтобы нивелировать такие проявления, молодежь должна быть вовлечена в социально признанные и социально одобряемые виды деятельности.
Принимая в них участие, ученик займет определенное социальное место, подтвердив свой новый социальный статус как среди сверстников, так и среди взрослых. Это позволит ему реализовать себя и создаст предпосылки для реализации своих потребностей.
1) создание условий для приобретения учащимися нравственных знаний и развития нравственных идей;
2) организация уроков физической культуры таким образом, чтобы она формировала потребность в действиях на основе моральных норм;
3) направленность занятий физкультурой на самосовершенствование личности, ее самопознание и самореализацию.
Физическая культура обладает большим потенциалом для овладения общечеловеческими ценностями, формирующими духовное и телесное развитие личности, определяющими ее ценностные ориентации и поступки.
Список литературы:
- Ашмарин, Б.А. (1990). Теория и методы физического воспитания.
- Давыдова, М. А. (2019). Ценности коллективизма и индивидуализма в молодежной среде (опыт эмпирического исследования) Ценности коллективизма и индивидуализма у молодежи.
- Фельдштейн Д.И. Психологические условия и механизмы воспитания подростков.
- Голощапов, Б. Р. (2002). История физической культуры и спорта.
- Гулянская, Е. А. (2008). Индивидуализм и коллективизм в системе ценностей организационной культуры
- Костюк, М. Е. (2013). Индивидуализм и коллективизм как базовые ценности человека и социума
- Кун, Л. (1982). Всеобщая история физической культуры и спорта.
- Лебский, А.В. (2014). Эволюция ценности коллективизма в опыте социально-философской рефлексии.
- Ливач, Э.А. (2010). Коллективизм и индивидуализм в системе ценностей студентов и курсантов.
- Лубышева, Л. И. (2010). Социология физической культуры и спорта.
- Николаева И.И. (2017). Особенности формирования духовно-нравственной культуры студента в поликультурной
- Румянцева Н.Л. (2012). Историческая эволюция индивидуализма и коллективизма как базовых ценностей человека и социума.
- Выдрин, В. М. (2006). История и методология науки о физической культуре.
Оставить комментарий