Телефон: +7 (383)-312-14-32

Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 15 августа 2016 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть 1, Сборник статей конференции часть 2

Библиографическое описание:
Шаляпин О.В., Беляев А.В. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 8(30). Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 87-91.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

Шаляпин Олег Васильевич

ассистент кафедры рисунка, живописи и художественного образования Института искусств Новосибирского государственного педагогического университета,

РФ, г. Новосибирск

Беляев Андрей Валентинович

ассистент кафедры рисунка, живописи и художественного образования Института искусств Новосибирского государственного педагогического университета,

РФ, г. Новосибирск

THE MAIN OBJECTIVES OF TRAINING IN DRAWING AT CHILDREN'S ART SCHOOL

Oleg Shalyapin

doctor of pedagogical sciences, professor of Novosibirsk state pedagogical university,

Russia, Novosibirsk

Andrey Belyaev

assistant to department of drawing, painting and art education of Institute of arts of Novosibirsk state pedagogical university,

Russia, г. Novosibirsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются особенности обучения рисунку в младших классах детской художественной школы. Определены основные пути развития конструктивного мышления учащихся в процессе рисования.

ABSTRACT

In article features of training in drawing in elementary grades of children's art school are analyzed. The main ways of development of constructive thinking of pupils in the course of drawing are defined.

 

Ключевые слова: рисунок, конструктивное мышление, практические умения и навыки.

Keywords: drawing, constructive thinking, practical skills.

 

Детская художественная школа является начальной ступенью в системе многоуровневого художественного образования, где обучение направлено на начальную предпрофессиональную подготовку [5]. Это определяет общую направленность и содержание обучения такому базовому предмету, как рисунок, обучение которому предполагает развитие профессиональных качеств ученика, таких как художественное восприятие, конструктивное мышление, художественно-практическая компетентность, подразумевающая овладение практическими умениями и навыками рисования.

Развитие конструктивного мышления учащихся детской художественной школы на занятиях по рисунку определяется развитием способностей использовать теоретические и методологические знания, способствующие активизации познавательной деятельности и позволяющие самостоятельно открывать для себя существующие закономерности изображения [2]. Так, в младших классах художественной школы этот процесс сводится к изучению закономерностей построения объемной формы геометрических тел в пространстве, а также изучению конструктивных особенностей предметов быта. При этом качественным изменением в процессе обучения считается переход от обыденного восприятия мира к научному его пониманию, т. е. системе мышления, классифицирующей предметы и явления по определенным общим и специфическим для них признакам.

Однако на практике наблюдаются определенные трудности, возникающие у учащихся, имеющих небольшой опыт работы и недостаточно развитое пространственно-конструктивное мышление, что выражается в затруднениях проводить анализ конструкции объекта для рисования. Ученик не может уловить пространственные и конструктивные взаимосвязи, ему видятся только очертания предмета и пропорциональные характеристики, а между тем при построении сложного по структуре объекта необходимо легко ориентироваться в реальном пространстве и пространстве листа бумаги, оперировать исходными геометрическими телами, из которых состоит сложный объект. Более того, необходимо мысленно представлять объект с разных сторон, чтобы построение было обосновано. Но, проблема заключается в том, что ученик не может осознать, следовательно, не может увидеть невидимые глазу внутренние связи, т. к. их можно только представить посредством абстрагирования [6].

Чтобы активизировать способность учащихся самостоятельно мыслить объемно-пространственными и конструктивными категориями, необходимо произвести «смысловую» привязку в пространстве группы объемных тел друг к другу и к целому. Для этого необходимо сформировать у учащихся правильное «видение натуры», научить анализировать сложную конструктивную форму, а затем выработать и грамотное построение конструктивной формы на плоскости – это и есть первоочередные задачи обучения рисунку в детской художественной школе [1].

Характерными признаками сложной объемной формы предметов является конструкция и пропорции. Чтобы правильно передать эти характерные признаки при построении в рисунке, учащемуся необходимо знать законы линейной и воздушной перспективы, иметь развитое чувство пропорций и на их основе убедительно передать объемно-пространственную конструктивную форму объектов [4].

В процессе рисования ученик начинает понимать, что поверхностное срисовывание всего того, что видит глаз (внешнего контура, деталей, светлых и темных пятен), никогда не приводит к правильному изображению. Из этого следует, что прежде чем изображать предмет, надо разобраться в конструктивном строении формы.

В основе конструкции лежит взаимодействие простых геометрических объемных форм, поэтому целесообразно на начальном этапе обучения на основе построения объемных геометрических тел на изобразительной плоскости изучать объемно-пространственные свойства и готовится к дальнейшему пониманию конструкции сложных объемных форм.

Понимание сквозной конструкции объемной формы приводит к логическому анализу предмета, что позволит представить предмет в виде нескольких пространственных образов имеющих линейно-пластический характер и выявляющих месторасположение в пространстве невидимых ребер и конструктивных точек. При этом знания и понятия о точках, линиях, плоских геометрических фигурах и объемных формах, приобретенные в школе на занятиях по геометрии, должны быть применены в рисунке – это основа понимания конструкции предметов и их графического изображения [7].

Пространственный образ, выражающий конструкцию предмета, существует на изобразительной плоскости в виде сквозного линейно-конструктивного рисунка, находящегося в прямой зависимости от системы абстрактной геометрической схемы. Формы предметов и их величины зрительно изменяются в зависимости от положения в пространстве и расстояния по отношению к зрителю. Эти изменения форм и величин происходят по определенным законам, которые изложены в системе линейной перспективы.

Понимание вышеизложенных положений рисунка составляет основу процесса обучения в детской художественной школе.

Следует отметить, что на всех этапах обучения рисунку должны применяться различные методы и приемы построения изображения, и их сочетание в зависимости от общих и локальных задач рисования.

Это и метод конструктивно-пространственного анализа, который включает в себя умение видеть и понимать конструктивные особенности строения той или иной формы, а также изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости листа бумаги, и метод схематизации – упрощение сложной формы объекта, включающее в себя ориентирование по координатам и применение при построении вспомогательных осевых линий.

Исходя из этого, можно определить основные параметры художественно-практических компетенций учащихся по рисунку: представление модели с различных точек зрения, представление конструктивных особенностей предметов для изображения, передача пропорциональных отношений в рисунке, представление об изобразительных и выразительных возможностях линии и тона, степень законченности рисунка. Кроме этого, важным показателем является способность рисующего осознанно соотносить изобразительные действия с поставленной задачей [3].

Для достижения этих показателей необходимо тщательно разрабатывать систему заданий и упражнений по рисунку, логически выстроенных по принципу от «простого к сложному». В систему заданий и упражнений должны входить кратковременно-тренировочные упражнения, направленные на изучение конкретных композиционных, конструктивных, тональных закономерностей натурной постановки.

Длительные практические упражнения – основа обучения рисунку в детской художественной школе, так как в процессе его выполнения происходит изучение методической последовательности работы, прохождение всех этапов рисования, понимание степени законченности учебного рисунка. При выполнении длительной работы ученики должны решить поставленные задачи: композиционное размещение на плоскости листа; выявление пропорциональных отношений; построение конструкции предметов с учетом линейной перспективы; определение общего тона постановки (передача общих больших тоновых отношений); моделировка объемной формы предметов; обобщающий этап (подчинение всех частей изображения целому) [8].

Таким образом, построение методики обучения рисунку в детской художественной школе базируется на принципах конструктивного рисования и требует развития профессиональных художественных компетенций учащихся, необходимых для дальнейшего обучения в художественных учебных заведениях.

 

Список литературы:

  1. Ломов С.П., Медведев Л.Г. Изобразительное искусство как фактор формирования научного мировоззрения школьников // Философия образования. 2015. № 6 (63). С. 168–180.
  2. Лыкова Е.С. Изображение натюрморта школьниками младших классов // Образование и наука. 2014. № 8 (117). С. 136–148.
  3. Лыкова Е.С. Критерии оценки детского рисунка // Омский научный вестник. 2015. № 4 (141). С. 177–180.
  4. Медведев Л.Г. Академический рисунок в процессе художественного образования. – Омск, 2008. – 290 с.
  5. Медведев Л.Г. Изобразительное искусство в современном образовательном процессе // Современные тенденции развития изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна. Сборник статей. ФГБОУ ВПО «НГПУ», 2015. – С. 20–25.
  6. Медведев Л.Г., Чекалева Н.В. Педагогика детского изобразительного творчества // Омский научный вестник, серия «Общество. История. Современность». 2012. № 2 (106). – С. 233–235.
  7. Медведев Л.Г. Эстетическое воспитание в процессе художественного образования. – Омск. – 2015. – 214 с.
  8. Медведев Л.Г., Ломов С.П. К вопросу о композиционной грамоте // Философия образования. 2016. № 1 (64). С. 210–218.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом