Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 15 августа 2016 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть 1, Сборник статей конференции часть 2

Библиографическое описание:
Кравченко К.А., Беляев А.В. АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО РИСУНКУ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XXXVII междунар. науч.-практ. конф. № 8(30). Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 57-61.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

АНАЛИЗ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО РИСУНКУ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Кравченко Ксения Алексеевна

ассистент кафедры рисунка, живописи и художественного образования Института искусств Новосибирского государственного педагогического университета,

РФ, г. Новосибирск

Беляев Андрей Валентинович

ассистент кафедры рисунка, живописи и художественного образования Института искусств Новосибирского государственного педагогического университета,

РФ, г. Новосибирск

THE ANALYSIS OF TRAINING PROGRAMS ON DRAWING AT ART FACULTIES OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Ksenia Kravchenko

candidate of pedagogical sciences, associate professor of Novosibirsk state pedagogical university,

Russia, Novosibirsk

Andrey Belyaev

assistant to department of drawing, painting and art education of Institute of arts of Novosibirsk state pedagogical university,

Russia, г. Новосибирск

 

АННОТАЦИЯ

В статье акцентируется необходимость коррекции учебных программ по академическому рисунку в соответствии с современными требованиями подготовки квалифицированного выпускника.

ABSTRACT

In article need of correction of training programs on the academic drawing according to modern requirements of training of the qualified graduate is accented.

 

Ключевые слова: академический рисунок, художественно-педагогическое образование, технико-аналитическое познание, эстетическое понимание.

Keywords: academic drawing, art pedagogical education, technical and analytical knowledge, esthetic understanding.

 

Известно, что любая учебная программа опирается на комплекс современных научных знаний по дисциплине. Поэтому в зависимости от уровня накопленных знаний меняется и понятие о сущности и функциональном назначении рисунка как учебного предмета, изменяется и понимание самого термина «рисунок». Художники-педагоги рассматривают рисунок как основное средство профессиональной подго­товки квалифицированного учителя изобразительного искусства.

В наше время рисунок рассматривается как процесс познания и образного отражения реальной действительности [3]. В связи с расширением задач рисования в школе, где основное внимание уделяется художественному и эстетическому развитию подрастающе­го поколения, рисование как учебный предмет изменило свое содер­жание и название. На смену преподаванию рисования в школе при­шло преподавание изобразительного искусства [1]. Вследствие этого и понятие рисунка требует более четкого и конкретного определе­ния. Рисунок – это не только изобразительный образ предмета, но процесс анализа формы в пространстве, всякое упорядочение формы, а также выявление выразительных художественно-эстетических качеств натуры.

Следовательно, и учебная программа по рисунку должна макси­мально полно отражать современное понимание процесса рисования как активного художественно-аналитического освоения окружающей дейст­вительности и адекватного отображения ее в процессе создания выразительного гармоничного художественного образа [2].

Современные программы учебных дисциплин разрабатываются коллективом преподавателей конкретной кафедры на основе положений Федерального государственного образовательного стандарта, который определяет требования к качеству подготовки выпускника (его общекультурные и профессиональные компетенции) [6].

Современные программы предусматривают установки на технико-аналитическое познание окружающей действительности и, вместе с тем, в них подчеркивается необходимость образного обобщения, что, конечно, является необходимым условием творческой работы рисующего. Но при анализе проблем преподавания рисун­ка намечается негативная тенденция абсолютизации эмоциональных начал, которые часто противопоставляются аналитическим началам, что в корне противоречит логике и приводит к субъективности при разработке содержания программ по академическому рисунку.

На протяжении всех лет обучения на художественных факультетах в педвузах студенты работают над натюрмортом, рисунком гипсовых моделей головы и фигуры человека, портретом, одетой и обнаженной натурой. Причем все задания по рисунку расположены в таком порядке, что за ними следует подобная тематика по курсу скульптуры и живописи.

Изложение лекционного материала по соответствующим разделам академического рисунка не всегда присутствует в структуре учебных программ, хотя должно быть помещено, по меньшей мере, в начале каждого цикла новых заданий. Вместе с теоретической разработкой путей совершенствования системы обучения академическому рисунку на художественных факультетах педагогических вузов необходим постоянный активный поиск практического решения данной проблемы, что предполагает рассмотрение сущности теории и практики пространственно-ритмического рисунка, имеющего свои особенности в отношении как композиционного, так и объемно-пространственного конструктивного построения формы. Однако изучение специфики пространственно-ритмического рисунка выпадает из системы знаний, которые студенты получают в педвузе, осваивается лишь ряд общих закономерностей построения и выполнения конструктивного рисунка, а исследования показывают, что необходимы и более глубокие научно-теоретические знания из области академического рисунка, чтобы компенсировать сокращение аудиторных часов без ущерба качеству обучения.

В практической части программы не предусматриваются задания, направленные на решение задач гармонизации формы в пространстве, что заметно снижает возможности более точной передачи пропорций натуры, ее динамики и характерных особенностей формы, а также более полного понимания закономерностей и принципов создания изображения в академическом рисунке.

Практические задания по рисунку направлены в основном на технико-аналитическое освоение натуры. В этом контексте нам представляется уместным акцентировать в учебном процессе теоретическое и практическое освоение особенностей, аналитических и эстетических закономерностей пространственно-ритмического рисунка. Например, вполне реально предусматривать в академическом рисунке задачи практического знакомства студентов с ритмической организацией натурной формы в пространстве в процессе выполнения кратковременно-тренировочных упражнений.

Анализ показал, что весь учебный материал имеет учебно-методическую направленность: даются основные понятия, основы изобразительной грамоты и технические возможности изображения. В своей основе учебный материал предусматривает установку на технико-аналитическое познание натуры, а также декларирует необходимость образного обобщения, то есть нацеливает студентов на объективное постижение основ изобразительной деятельности [3].

Вместе с тем более широкие возможности глубокого аналитического понимания сущности изобразительной деятельности по гармонизации формы натуры в пространстве на занятиях по рисунку в действующей учебной программе не предусматриваются. Нет и целостной системы по методике формирования гармоничного выразительного образа натурной постановки. Количество учебных часов по академическому рисунку также не позволяет на должном уровне формировать профессиональные качества будущих художников-педагогов.

Пособия и программы по академическому рисунку, по которым в настоящее время работают художественные факультеты педвузов, ориентированы на усредненного по профессиональным параметрам выпускника и предполагают в основном выполнение длительных упражнений. Студенты сталкиваются со сложным комплексом учебных задач, присущих длительной работе с натуры и не разрешаемых ими постепенно, в процессе специальных кратковременно-тренировочных упражнений [5].

В целом недооценивается методика преподавания академического рисунка, учебные задания от первого до последнего курса состоят из перечня конкретных натурных постановок, которые иногда ничем не отличаются друг от друга. Конкретных теоретических и практических задач, которые бы в своей последовательности составляли систематический курс обучения рисунку, программы не содержат, что является серьезным препятствием для повышения эффективности обучения студентов. В программах не предусматриваются разнообразные по форме, видам умственной деятельности кратковременные упражнения, дублируются учебные задания, недостаточно продуманы органическая связь, последовательность изучения и практического освоения нового материала, то есть не всегда соблюдаются дидактические требования. При этом весь процесс обучения академическому рисунку базируется на основных принципах реализма и большой работы с натуры, акцентирование в учебном процессе глубокого аналитического понимания закономерностей гармонизации формы поддерживается слабо [4].

Таким образом, следует отметить, что действующие учебные программы по рисунку помогают педагогу успешно вести педагоги­ческую и методическую работу, однако нацеливают студентов в основном на освоение практических умений и навыков рисования, или, наоборот, на создание эмоциональности изображения, и недостаточно ориентированы на изучение теоретических основ академического рисунка, способов гармонизации натурной формы в рисунке.

 

Список литературы:

  1. Ломов С.П., Медведев Л.Г. Изобразительное искусство как фактор формирования научного мировоззрения школьников // Философия образования. 2015. № 6 (63). С. 168–180.
  2. Медведев Л.Г. О состоянии художественного образования // Профессиональное образование. Столица, 2014. – № 8. – С. 14–16.
  3. Медведев Л.Г. Академический рисунок в процессе художественного образования. – Омск, 2008.
  4. Медведев Л.Г. Художественное образование в социокультурном пространстве // Педагогический журнал Башкортостана, 2014. – № 3 (52). – С. 46–52.
  5. Медведев Л.Г., Шаляпин О.В. О концепции развития непрерывного профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире, 2012. – № 3. – С. 75–82.
  6. Шаляпин О.В. Педагогика портретного искусства (педагогические принципы портретного образа в системе подготовки художника-педагога): дис. ... д-ра пед. наук. – М., 2011. – 370 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий