Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 30 сентября 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыкальное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Гусева А.Л. ФЕНОМЕН МУЗЫКАЛЬНОСТИ: ОТДЕЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МУЗЫКОВЕДЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 9(28). – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ФЕНОМЕН  МУЗЫКАЛЬНОСТИ:  ОТДЕЛЬНЫЕ  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  И  МУЗЫКОВЕДЧЕСКИЕ  ВЗГЛЯДЫ  НА  ПРОБЛЕМУ

Гусева  Анна  Леонидовна

аспирант  первого  года  обучения  кафедры  теории  музыки

Национальная  музыкальная  Академия  Украины  имени  П.И.  Чайковского,  Киев

E-mailagusieva88@gmail.com

 

THE  PHENOMEN  OF  MUSICALITY:  SELECTED  PSYCHOLOGICAL  AND  MUSICOLOGICAL  PERSPECTIVE  ON  THE  PROBLEM

Gusieva  Anna

post-graduate  National  Music  Academy  of  Ukraine  named  P.I.  Chaykovsky,  (first  year)  of  the  Department  of  theory  music,  Kiev

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  исследуются  отдельные  теоретические  вопросы  понятия  музыкальности,  его  природы  и  особенности. 

ABSTRACT

The  article  explores  some  theoretical  issues  of  the  concept  of  musicality,  it’s  nature  and  characteristics.

 

Ключевые  слова:  музыкальность;  природа,  специфика,  феномен  музыкальности;  эмпатия;  музыкальная  одаренность;  музыкальные  способности.

Keywords:  musicality;  the  nature,  specificity,  the  phenomen  of  musicality;  empathy;  musical  talent,  musical  ability.

 

Природа  щедро  одарила  человека.  Она  подарила  ему  все  для  того,  чтобы  видеть,  чувствовать,  ощущать  окружающий  мир.  Она  позволила  ему  воспринимать  все  обилие  существующих  вокруг  звуков.  Прислушиваясь  к  своему  собственному  голосу,  мелодиям  птиц  и  языку  животных,  загадочным  шуршаниям  леса,  листьев  и  завыванию  ветра,  люди  учились  различать  интонацию,  высоту,  длительность.  Из  необходимости  и  умения  слушать  и  слышать  возникала  Музыкальность  —  природой  данное  человеку  качество,  свойство,  сформировавшееся  в  длительном  процессе  формирования  человечества. 

Феномен  музыкальности  исследуется  музыковедами  и  психологами  более  сотни  лет,  но  до  сих  пор  отсутствует  единое  определение  этого  понятия.  В  научных  трудах  нашего  времени  была  намечена  тенденция  толкования  музыкальности  как  комплекса  личностных  качеств,  развивающегося  в  процессе  возникновения,  сотворения  и  овладения  музыкального  искусства.  Музыкальность  —  это  система  врожденных  задатков,  которые  обеспечивают  возможность  формирования  в  человеке  музыкального  вкуса,  способности  комплексного  восприятия  музыки,  подготовки  из  него  профессионального  музыканта.  По  данным  современной  музыкальной  психологии,  задатки  музыкальности  свойственны  каждому  человеку,  хотя  иногда  они  остаются  недостаточно  развитыми.

Содержание  понятия  «музыкальность»  охватывает  различные  признаки:  от  способов  дифференциации  музыкальных  звуков  до  высших  творческих  проявлений,  ибо  музыкальное  искусство  является  многосоставным  и  чрезвычайно  разнообразным.  Под  влиянием  музыки  у  человека  возникает  особая  эмоционально-слуховая  восприимчивость,  которая  в  процессе  музыкального  развития  усиливается  и  дифференцируется.  Музыкальность  обозначается  единством  биологических  и  социальных  элементов,  так  как  ее  качество  непосредственно  зависит  от  совмещения  особых  способностей  и  личностных  качеств  человека,  а  также  от  его  ориентированности  в  музыкальных  направлениях  общества.  Из  этого  следует,  что  музыкальность  выступает  как  нетипичная  форма  ориентировки  в  музыкальных  явлениях.

Музыкальность  подвергают  анализу  и  в  качестве  совокупности  музыкальных  способностей,  и  как  компонент  музыкального  таланта,  и  как  своеобразное  соединение  музыкальных  способностей  и  общих  качеств  личности,  требующихся  для  занятий  музыкой,  и  как  независимый  комплекс  индивидуальных  психологических  свойств.

Понятие  «музыкальность»  в  литературу  было  введено  Б.М.  Тепловым  и  определялось  таким  образом:  «Переживание  музыки  как  выражения  некоторого  содержания».  Здесь  речь  идет  о  способности  остро  схватывать  эмоционально-смысловую  сторону  музыки.  Б.М.  Теплов  подчеркивает,  что  экспансивное  переживание  будет  музыкальным  тогда,  когда  есть  «переживание  выразительного  значения  музыкальных  образов,  а  не  просто  эмоциональная  реакция  во  время  восприятия  музыки».  Иначе  говоря,  музыкальность  связана  не  с  возникающими  внезапно  настроениями  во  время  прослушивания  какой-либо  мелодии,  а  со  смысловой  взволнованностью  выразительной  функции  образной  фигуры  [4,  с.  53—54].

В  психологической  литературе  также  разрабатывалось  понятие  музыкальности,  однако  в  качестве  ее  главного  качества  у  разных  авторов  были  всевозможные  психологические  характеристики.  Так,  музыкальность  определяли  способностью  к  смещению  такой  информации  о  предмете,  когда  раскрываются  значительные  внутренние  связи  между  фигурами,  а  также  связи,  которые  способны  обеспечить  эмоционально-художественное  взаимопроникновение  того  или  иного  звучания.  Д.К.  Кирнарская  в  качестве  фундамента  музыкальности  называла  способность  к  освоению  и  постижению  связанных  между  собой  закономерностей  организации  звука  в  их  эстетической  цельности  [1,  с.  136].  Некоторые  авторы  считают,  что  системообразующим  фактором  музыкальности  может  являться  способность  формировать  музыкальный  образ  [1,  с.  234].  Структурирование  музыкального  материала  привело  к  определению  музыкальности  как  способности  формирования  эстетического  вкуса,  творческого  и  оригинального  проникновения  в  художественную  суть  музыки,  понимания  и  оценивания  ее  эстетических  свойств,  исполнения  музыки  на  высоком  профессиональном  уровне,  а  также  создания  новой  композиции.  Бесспорной  составляющей  частью  музыкальности  называют  музыкальные  способности.

М.С.  Старчеус,  изучая  понятие  «музыкальность»,  обращает  внимание  на  то,  что  отдельные  ученые-психологи  именуют  музыкальностью  некое  качество  восприятия,  особое  свойство,  переживание  или  исполнение  музыки,  а  другие  видят  в  ней  личностную  характеристику  в  индивидуально-психологическом  аспекте,  что  может  выражаться  в  интуитивной  глубине  и  незримости  эмоционального  смыслового  переживания  музыки,  в  исполнительской  трактовке  музыкальных  произведений. 

М.С.  Старчеус  разделяет  три  возможных  подхода  к  анализу  феномена  музыкальности,  исходя  из  различных  способов  понимания  музыки  в  разных  цивилизацияхТакие  подходы  оказываются  всего  лишь  «проекцией  профессиональной  компетенции  и  внутренней  позиции  исследователей,  из  которой  они  исходили  при  изучении  или  истолковании  феномена  музыкальности»  [2,  с.  94].

Приверженцы  первого  подхода  анализировали  музыкальность  прежде  всего  с  точки  зрения  обучения  профессионального  музыкального  исполнительства.  На  протяжения  многих  лет  возможный  подход  исследователей  к  рассмотрению  комплекса  музыкальности  и  включающихся  в  неё  общих  и  частных  музыкальных  способностей  был  обусловлен  задачами  профессиональной  деятельности  и  её  отдельными  элементами  (способностью,  действием,  навыками  и  умениями).

Представленный  подход  оказывается  одновременно  конкретным  и  крайне  условным,  так  как  является  наиболее  развитым  сегодня  во  всех  отношениях  с  позиции  требований  профессиональной  музыкальной  деятельности.

Сторонники  второго  подхода  подвергали  разбору  феномен  музыкальности  как  одну  из  вероятных  конфигураций  духовно-познавательной  творческой  деятельности.  Так,  музыкальность  становится,  в  первую  очередь,  способностью  воспринимать  музыку  как  трактовку  мира  и  жизни,  как  специальное  свойство  мировоззрения  и  как  проявление  неординарного  музыкального  сознания,  которое  можно  сравнить  с  интеллектом  в  широчайшем  смысле  этого  понятия.  Представители  третьего  подхода  анализируют  музыкальность  как  средство  и  вид  музыкальной  коммуникации  между  людьми  и  разными  поколениями  в  обычаях  устного  любительского  «музицирования».  Похожее  доступное  «музицирование»  наблюдается  в  фольклоре  многих  народов  мира.  Как  способ  выражения  себя  самого  и  понимания  других  музыкальность  здесь  является  чем-то  вроде  свойственного  человеку  субъективного  ощущения  «родного»  музыкального  языка,  а  также  субъективного  стиля  музыкальной  речи.

М.С.  Старчеус  пишет:  «Если  мы  признаем,  что  «музицирование»  есть  общечеловеческая  потребность,  то  рассуждения  о  наличии  музыкальных  способностей  становятся  важны  лишь  для  профессиональной  ориентации  человека.  Во  всех  иных  случаях  музыкальные  способности  должны  рассматриваться  как  некая  объективная  данность,  которая  есть  у  каждого,  но  в  разной  степени.  Минимальную  их  степень  нельзя  отрицать  у  любого  человека»  [3,  с.  127].

Известный  болгарский  ученый,  педагог-музыкант  Г.  Стоянова  утверждает,  что  суть  музыкальности  не  раскрывается  без  личностно-ориентированной  особенности  изучения  интонационной  природы  музыки  как  особого  вида  искусства.  Г.  Стоянова  пришла  к  выводу,  что  искусство  вообще  и  музыка  в  частности  есть  человеческая  форма  общения  по  типу  человек  —  художественный  образ  [3,  с.  12—13].

Музыкальные  художественные  образы  —  это  живые,  вдохновляющие,  активно  и  динамично  прогрессирующие  явления,  с  которыми  человек  взаимодействует  духовно  и  невербально.  Одной  из  наиболее  важных  составляющих  является  эмпатия  (сочувствие,  эмоциональное  распознание).  Все  это  открывает  возможность  называть  эмоциональный  отголосок  на  музыку  художественной  эмпатией  и  определить  её  основным  индикатором  музыкальности.

Художественная  музыкальная  эмпатийность  может  проявляться  в  качестве  личностной  реакции  на  исходную  выразительность  музыкально-художественного  «ядра».  Это  интонация,  которая  в  дальнейшем  развивается  до  уровня  уяснения  интонационной  семантики  музыкально-художественного  образа.

Личность  может  эмоционально  отзываться  только  на  знакомые  и  образно  родные  интонации.  Именно  поэтому  музыкальность  не  безлична,  ибо  абстрактной  музыкальности  не  существует,  так  как  она  всегда  индивидуальна,  уникальна  и  личностна.

Подводя  итоги,  необходимо  отметить,  что  теоретический  анализ  свидетельствует  о  наличии  в  научной  литературе  проблемы  психологического  содержания  музыкальности  и,  главное,  эмоциональной  чуткости  на  музыку  как  основы  основ  музыкальности  [1,  с.  235].  Свойства  понятия  музыкальности,  которые  были  предложены  Б.М.  Тепловым,  не  дают  целостной  картины  о  данном  феномене  —  определение  музыкальности  незначительно  дифференцировано,  мало  известны  психологические  связи  данного  образования,  устройства  его  возникновения,  меры  его  диагностики,  в  результате  чего  поднимается  вопрос  о  его  экспериментальном  изучении  и  фиксации  внимания.  На  сегодняшний  день  остаются  плохо  изученными  вопросы  о  нахождении  музыкальности  в  иерархии  эмоциональности,  в  природе  детерминации  феномена,  а  также  о  факторах,  как  внешних,  так  и  внутренних,  которые  способствуют  развитию  музыкальности.  Многие  экспериментально-теоретические  труды  в  направлении  изучения  музыкальности  выделяют  параметры  для  сравнения,  с  помощью  которых  сопоставляют  индивидуальные  особенности  двух  групп  —  музыкантов  и  «немузыкантов».  Из  этого  следует,  что  полученные  сведения  рассматриваются  учеными  как  предпосылки  музыкального  таланта.  В  целом,  опираясь  на  известное  определение  музыкальности  как  компонента  музыкальной  даровитости,  «который  необходим  для  занятия  именно  музыкальной  деятельностью,  в  отличие  от  всякой  другой,  и  притом  необходим  для  любого  вида  музыкальной  деятельности»,  возникает  вопрос  рассмотрения  наиболее  характерных  аспектов  феномена  музыкальности.  Ее  зачастую  определяемую  как  «Музыкальность  с  большой  буквы»,  музыкальность  в  среде  профессиональных  музыкантов,  ту  степень  музыкальности  творческой  личности,  которая  выделяет  его  из  довольно  узкого  круга  музыкантов-профессионалов,  делая  его  тем  самым  знаковой  фигурой  музыкального  искусства  своего  времени,  а  также  в  более  широком  историческом  контексте.  Из  всего  вышесказанного  видно,  что  исследование  феномена  музыкальности  безгранично. 

 

Список  литературы

1.Адмакина  Т.А.  Психологическое  содержание  эмоциональной  отзывчивости  на  музыку.  Дис…докт.наук…/  Т.А.  Адмакина.  СПб.,  2010.  —  640  с. 

2.Кирнарская  Д.К.  Психология  специальных  способностей.  Музыкальные  способности.  М.:  Таланты  —  ХХ1  век,  —  2004.  —  495  с.

3.Старчеус  М.С.  Слух  музыканта:  психолого-педагогические  проблемы  становления  и  совершенствования.  Дис…докт.наук…  /  М.С.  Старчеус.  М.,  2003.  —  639  с.

4.Стоянова  Г.  Художественная  эмпатия  —  индикатор  профессионального  уровня  педагога-музыканта  /Г.  Стоянова  //  Методологические  проблемы  музыкальной  педагогики:  материалы  межреспуб.  науч.-практ.  конференции.  М.,  1991.  —  С.  12—13.

5.Теплов  Б.М.  Психология  музыкальных  способностей.  М.  Издательство  Академии  педагогических  наук.  М.,  1985.  —  329  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# Лика 14.04.2016 06:05
очень полезная статья спасибо!

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.