Статья опубликована в рамках: XVI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 10 октября 2012 г.)
Наука: Филология
Секция: Литература народов стран зарубежья
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ДЕТСКИЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Ч. ДИККЕНСА
Камардина Юлия Сергеевна
канд. филол. наук, доцент Балашовского института
Саратовского государственного университета
имени Н.Г. Чернышевского, г. Балашов
E-mail: kamardina-yuliya@mail.ru
Мир детства сложен и содержит в себе разные миры. Это мир общения ребенка с людьми, мир социальных взаимоотношений. Интерес к детству и само понятие детства практически отсутствовало до XVIII века. Исследования ученых в области изобразительного искусства привели к выводу, что вплоть до XIII века искусство не обращалось к детям. Детские образы в живописи того времени встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах. Это ангелы, младенец Иисус и нагое дитя как символ души умершего. Изображение реальных детей долго отсутствовало в живописи. Если же в произведениях искусства и появлялись дети, то они изображались как уменьшенные взрослые. В средневековой литературе Западной Европы ребенок занимал место бедняка. В литературе классицизма детские образы еще не занимали сколько-нибудь значительного места, так как классицизм интересует всеобщее, образцовое в людях, и детство предстает как возрастное уклонение от нормы (незрелость), так же как сумасшествие — психическое отклонение от нормы (неразумие).
Повествуя об образах детства в зарубежной литературе и искусстве нового времени, И.С. Кон отмечает, что они меняются и развиваются. В реалистическом романе 1830—1850 годов, особенно у Ч. Диккенса, появляются образы бедных обездоленных детей, лишенных домашнего очага, жертв семейной и, особенно, школьной тирании, однако сами дети остаются одномерно наивными и невинными. Художественному исследованию подвергается семейное «гнездо» и выясняется, что под теплой оболочкой здесь часто скрываются жесткое рабство, гнет и лицемерие, калечащие ребенка.
ЧарльзДиккенс является «первооткрывателем детской темы в английской литературе». Он первым столь полно и глубоко исследует тему детства. «Диккенсовские» детские образы детально рассмотрены в ряде монографий некоторых писателей [1, с. 87].
О детских образах в творчестве ЧарльзаДиккенса уже достаточно сказано в зарубежном литературоведении. Созданные писателем образы, такие, как Оливер Твист, Николас Никльби, Нелли Трент, Поль и Флоренс Домби, Эмми Доррит, Барнеби Радж, Мартин Чезлвит, Пип, Дэвид Копперфилд навсегда вошли в мировую историю Детства. Эти персонажи поражают своей реалистичностью, узнаваемостью, и в то же время трогательностью, искренностью и лиризмом, а подчас и точно подмеченными комическими деталями. Во многом это связано с особым отношением ЧарльзаДиккенса к собственному детству, его воспоминаниям о той поре жизни. Не случайно А. Цвейг в статье «Диккенс» характеризует своего героя следующим образом: «…сам Диккенс — писатель, обессмертивший радости и печали своего детства, как никто другой» [4, с. 38].
Именно в «Оливере Твисте» героем становится ребенок — ЧарльзДиккенс одним из первых обратился к ребенку как к положительному герою, раскрывая его трагическую судьбу в буржуазном мире, изображая его трогательную непосредственность и отзывчивость.
В предисловии к «Оливеру Твисту» ЧарльзДиккенс впервые формулирует программу своего творчества, подчеркивая, что одна из задач его книги заключается в том, чтобы показать «суровую правду» и быть верным ей до конца — это главный принцип критического реализма [5, с. 104].
Второй период творчества ЧарльзаДиккенса охватывает 1842—1848 гг.,наиболее значимое произведение, созданное в это время — «Домби и сын». В этом романе реалистическое мастерство писателя достигает своего расцвета. Роман создавался в период наивысшего подъема чартизма в Англии и в разгар революционных событий в других странах [5, с. 106].
Несомненной удачей писателя следует считать образ маленького Поля Домби. Этот образ открыл новые горизонты в исследовании «детского взгляда на жизнь»; с покоряющим мастерством изображен характер Поля, его внутренний мир, глубина переживаний, инстинктивное неприятие лжи, лицемерия и ханжества. В семье Домби все подчинено суровым законам бесчеловечного мира капитала — на Поля возложены огромные надежды, но им не суждено сбыться — Поль умирает. Он — жертва «экономического» взгляда на жизнь. ЧарльзДиккенс развенчивает взгляд на ребенка как на потенциальную экономическую единицу — Поля ждало богатство и высокое положение, однако эгоизм и гордыня отца погубили его; для Мистера Домби Поль был лишь безропотным служителем интересам его процветающей фирмы.
50-е гг. — третий период творчества ЧарльзаДиккенса, когда он обращается к острым социальным проблемам эпохи, выступая преимущественно как сатирик. Галерею детских образов здесь продолжает Дэвид Копперфилд из одноименного романа, во многом автобиографического. Образ Дэвида лишен односторонности и прямолинейности, которые были присущи образу Оливера Твиста; писатель стремится показать героя в процессе становления и развития личности. Пройдя через сложные жизненные испытания, Дэвид не разочаровывается в жизни — он сохраняет доброту и отзывчивость, веру в людей. По своему построению и общему тону «Дэвид Копперфилд» отличается от остальных произведений ЧарльзаДиккенса 50-х годов — он написан в мягких лирических тонах, ему свойственен тонкий юмор. Это переходноепроизведение от ранних периодов творчества к более поздним [2, с. 85].
В 1853 г. ЧарльзДиккенс заканчивает роман «Холодный дом» — многопроблемное и многоплановое произведение, отличающееся смелостью и остротой социальных обобщений, большой впечатляющей силой сатирических образов. Тема романа — судебный процесс между представителями семейства Джарндис, и все действующие лица романа так или иначе замешаны в этот процесс. Свидетелями и участниками процесса становятся многие поколения Джарндисов, однако, когда судебное разбирательство заканчивается, выясняется, что наследства, из-за которого шел спор, не хватит даже на покрытие судебных издержек [2, с. 88].
Воздействие социальной обстановки на формирование характера ЧарльзДиккенс раскрывает в образе Ричарда — жизнерадостный и способный, он тоже втянут в процесс Джарндисов, и это роковым образом влияет на всю его последующую жизнь — он помешан на ожидании богатства, становится подозрительным, делает несчастной свою жену, подтачивает свое здоровье и ускоряет свою гибель. Мрачный колорит романа передает нарастающий пессимизм во взглядах писателя [3, с. 95].
Последний период творчества писателя относится к 60-м гг. XIX в., когда общий тон звучания его романов становится еще более пессимистичным — ЧарльзДиккенс утрачивает веру в возможность осуществления своего идеала в современных условиях. В эти годы созданы «Повесть о двух городах», «Большие надежды».
Деревенский мальчик Пип из «Больших надежд» в центре внимания автора на протяжении всего повествования. Характер Пипа динамичен — он в постоянном движении и изменении. Перед нами еще один «диккенсовский ребенок» со своими детскими выдумками (его надежды на крупное наследство), детской заносчивостью и детскими привязанностями (его отношение к малютке Эмили и Джо). Джо, муж сестры Пипа, кузнец — по сути тоже большой ребенок: его мечты о счастье непритязательны и умещаются в одно восклицание: «То-то будет расчудесно!» [3, с. 96].
Эволюция в понимании и изображении детей и детского характера прослеживается и на протяжении всего творчества в целом. В характере главных героев-детей внимание писателя сосредоточено не на том, что создает и формирует время, а на том, что оно выявляет уже существующее, но скрытое до определенного момента, поэтому кажется, что персонажи не испытывают ни влияния времени, ни меняющихся обстоятельств. Отсюда их изначальная и неизменная доброта.
Таким образом, ЧарльзДиккенс создал в своих произведениях замечательную галерею разных образов героев, среди которых важное место занимают детские образы; ребенок у ЧарльзаДиккенса — носитель лучших человеческих качеств: веры в правду и справедливость, бескорыстной доброты и самозабвенной любви. Стремясь доказать неизбежность победы добра над злом, ЧарльзДиккенс нередко противоречил главному принципу реализма — «показать суровую правду», но он делал это, стремясь вселить надежду в сердца людей. Гуманизм писателя, его страстное обличение социальной несправедливости, любовь и сочувствие к человеку делают книги Диккенса близкими самым широким кругом читателей в Англии и далеко за ее пределами.
Категория детства является ключевой в мировосприятии писателя XIX века, и это доказывают не только многочисленные герои его романов, но и образ детства, выявленный нами на основе анализа его произведений. Детство у ЧарльзаДиккенса это не просто ранний период человеческой жизни, а счастливая пора, воспоминания о которой скрашивают тяготы жизни.
Список литературы:
- Волконская М.В. Солидный подарок// Святочные рассказы. М.:Рудомино, 2001. — 118 с.
- Диккенс Ч. Рождественская песнь в прозе// Собр. соч.: В 30 т. Т. 12. М.: Художественная литература. 1999. — 101 с.
- Катарский И. «Диккенс в России», М., 2006. — 157 с.
- Тугушева М.П. Чарльз Диккенс: Очерк жизни и творчества. М.: Детская литература,1999. — 210 с.
- Цвейг А. Диккенс//Тайна Чарльза Диккенса. М.: Книжная палата, 2000. — 263 с.
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий