Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2012 г.)

Наука: Филология

Секция: Литература народов стран зарубежья

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Камардина Ю.С. ВИКТОРИАНСКАЯ ЭПОХА В РОМАНЕ Ч. ДИККЕНСА «ЖИЗНЬ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ НИКОЛАСА НИКЛЬБИ» // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. VIII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ВИКТОРИАНСКАЯ ЭПОХА В РОМАНЕ Ч. ДИККЕНСА «ЖИЗНЬ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ НИКОЛАСА НИКЛЬБИ»

Камардина Юлия Сергеевна

канд. филол. наук, преподаватель БИ СГУ, г. Балашов

E-mail: kamardina-yuliya@mail.ru

 

В 30-е годы XIX века английская литература вступает в период нового подъема, который достигает наиболее высокого уровня в 40-х и начале 50-х годов. К этому времени относится расцвет реализма Ч. Диккенса, У. Теккерея и других мастеров социального романа и революционной поэзии и публицистики писателей-чартистов. Это были крупнейшие достижения английской демократической культуры прошлого столетия, формировавшейся в атмосфере напряженнейшей социальной и идеологической борьбы эпохи чартизма. Однако многочисленные буржуазные историки литературы пытаются, вразрез с фактами, обойти противоречия тогдашней общественной жизни Англии, отразившиеся и в оживлении борьбы направлений в литературе того времени [3, с. 53]. Пользуясь общим понятием литературы так называемого «викторианского века», хронологически совпадающего с годами правления королевы Виктории (1837—1901), они создают, по сути, искаженную картину литературного процесса, прибегая при этом к помощи различных доводов.

Викторианство обычно ассоциируется со стабильностью и процветанием, незыблемостью традиций. Оплотом общества в то время считалась семья. Пример в этом подавала сама королева Виктория, чей брак с принцем Альбертом был очень счастливым. Особое значение придавалось дому, который в эту эпоху призван был отражать не только благосостояние семьи, но и представления о покое и семейном счастье. Большая семья, громадный дом и строгие правила поведения в обществе становятся своеобразными символами эпохи [2, с. 79].

По произведениям Ч. Диккенса мы можем судить, и достаточно точно, о социальной жизни Англии XIX века. И не только об официальной жизни Англии и ее истории, и не только о парламентской борьбе и рабочем движении, но и мелких, как будто не входящих в «большую историю» подробностях. По романам мы можем судить о состоянии железных дорог в то время, о характере биржевых операций в лондонском Сити, о тюрьмах, о театрах, о рынках и увеселительных заведениях, о видах трактиров, ресторанов и гостиниц старой Англии. Произведения Ч. Диккенса — это энциклопедия того времени: различные классы, характеры, возрасты; жизнь богачей и бедняков; фигуры актера, представителя аристократии и человека без определенных занятий, бедной швеи и светской барышни, фабриканта и рабочего — таков мир романов того времени, писателей викторианской эпохи.

Наблюдательный художник, Ч. Диккенс чутко откликается на волнующие события социально политической жизни. Изображая безотрадную участь простых людей тружеников, их нужду и страдания, он стремится понять причину невыносимого положения «низов», найти пути разрешения вопиющего противоречия между бедностью и богатством. Противоречивы и его поиски средств к искоренению «социального зла». Свой писательский долг он видит в том, чтобы побудить общество провести спасительные реформы, и возлагает большие надежды на общественную благотворительность.

Жизнь большого города (главным образом Лондона) — одна из ведущих тем всего творчества Ч. Диккенса. Это не случайно. Именно в крупных промышленных городах и в первую очередь в Лондоне выступают наиболее обнажено противоречия капиталистического строя. Здесь налицо, казалось бы, все плоды буржуазной цивилизации, созданные для человека, — великолепные заморские ткани, яства, рассчитанные на самый изысканный вкус, драгоценные камни, хрусталь и фарфор, изящные, ласкающие глаз предметы роскоши и рядом с ними — усовершенствованные орудия разрушения, насилия и убийства, кандалы и гробы.

В «Жизнь и приключения Николаса Никльби» Лондон [5, с. 546] сначала предстаёт как «фон» для образа злодея Ральфа. Это мрачный квартал бедноты, носящий ироническое название «Гольден — сквер» (GoldenSquare), то есть «Золотая площадь». Здесь проживает нищая богема — экзотические иностранцы, добывающие себе пропитание музыкой. К ним Ральф никакого отношения не имеет. Но он специально выбрал этот убогий квартал, чтобы прибедняться — уже в этом выборе жилья заметно его сходство с бальзаковским Гобсеком. Ч. Диккенс рисует этот район Лондона как место, где убивается природа: здесь «чахнет искривлённое деревце, которое притворяется, будто хочет произвести на свет несколько листиков поздней осенью» [1, с. 33] (a crippled tree, that makes a show of putting forth a few leaves).

Писатель находит убогие кварталы даже и вблизи от центральных районов столицы, например, от квартала, где расположены парламент и Вестминстерский собор. Это «узкий и грязный район — святилище менееважных членов парламента» [1, с. 35] (a narrow and dirty region, the sanctuary of the smaller members of Parliament). Признаки грязи и узости контрастируют с едко ироническим обозначением квартала как «святилища» —отношение Диккенса к парламенту, где он работал в юности как журналист, всегда было резко критическим. Из этого квартала выделяется «пропитанное запахом депутаций и делегатов» здание с пышным названием Манчестер-Билдингс. Его писатель сатирически сравнивает с «вершой для ловли угрей, из которой нет выхода, кроме одного неудобного отверстия». Этот дом составляет как бы часть личности парламентария Грегсбери, типичного демагога. По ходу романа писатель знакомит нас ещё со многими улицами, кварталами и домами столицы, обнаруживая превосходное знание топографических реалий мегаполиса [4, Том 5, с. 499—505; Том 6, с. 503—508].

Мотив суетности специально не подчёркивается писателем в «Николасе Никльби», но он заметен особенно при изображении многих его персонажей, живущих в Лондоне — это ростовщик Ральф, его собрат по профессии Артур Грайд, сэр Хоук, парламентарий Грегсбери, семья Кенвигзов, сборщик налогов Лилливик, кутила Манталини и другие. Но этим отрицательным типам противостоят лондонцы «положительные» — сам Николас, его сестра, братья Чирибл, клерки Ноггс и Линкинуотер, мисс Ла Криви.

Для Ч. Диккенса люди из народа — пусть и обездоленные, униженные — не маленькие люди. Писателя восхищает их нравственное величие, душевная красота и чистота помыслов. Когда же речь заходит о представителях «высшего света», он не преминет подчеркнуть, что у них нет и в помине доброты и отзывчивости простых людей. Людей из народа он противопоставляет аристократам и буржуа. В сатирических тонах изображает писатель духовную ограниченность и скудость чувств «мещан во дворянстве», их тяготение ко всему великосветскому «романтическому» и «фешенебельному». Молодые люди прикидываютсяразочарованными, мрачными, загадочными, разыгрывают из себя «байронических» героев, молодые девицы на выданье делают вид, будто самое упоминание о таких прозаических вещах, как пища, претит им.

Положительный герой Ч. Диккенса всегда полон готовности прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. Ньюмен Ноггс делится последним с Николасом Никльби, а его семью поддерживает мисс Ла Криви, которая сама едва сводит концы с концами. Эти скромные, незаметные люди проявляют подлинную силу духа, благородство чувств. Николас — смел, честен, непримирим ко всякому злу. Возмущенный жестокостью Сквирса по отношению к мальчикам, Николас избивает его; рискуя жизнью, он вступается за честь сестры и дает жестокий урок светскому хлыщу Хоуку.

Диккенс очень ценил привязанность простых людей к домашнему очагу, подчас даже преувеличенно восхищался этой их чертой, что давало повод обвинять писателя в воспевании мещанского уюта. Тем не менее диккенсовский культ семьи имеет свою сильную сторону — в нем содержится прямая полемика с пресловутыми теоретиками мальтузианства; писатель прославляет здоровые человеческие чувства — материнскую любовь, семейную привязанность. В портретной галерее, созданной Ч. Диккенсом, большое место отведено лицам, принадлежащим к господствующим классам. Низкая страсть к наживе наиболее ярко выражена в образах романа «Жизнь и приключения Николас Никльби». Деньги составляют единственную цель существования Ральфа Никльби; они придают силу даже такому ничтожеству, как ростовщик Грайд; семейство Кенвигзовпресмыкается перед холостым дядюшкой в надежде, что он завещает им свои деньги.

Ч. Диккенс уже в ранних романах показал распад семьи в условиях капиталистического общества, где с семейных отношений был сорван их «трогательно-сентиментальный покров» и они были сведены к «чисто денежным отношениям». Ральф Никльби женился, рассчитывая присвоить состояние жены; Грайд, сластолюбивый старик, намеревался, по сути дела, купить себе молодую жену; Квилп, благодаря браку, породнился со знатным семейством, которое пошло на это из самых меркантильных соображений. Образ капиталиста в произведениях Ч. Диккенса этого периода творчества подчас еще не достаточно глубок, изображение деятельности буржуа еще не передает ее действительных масштабов. Диапазон и сфера действий Ральфа Никльби или Грайда довольно скромны. Особенно показателен в этом отношении образ ростовщика Квилпа.

В образах буржуазных дельцов Ч. Диккенс выделяет еще одну типическую черту — их лицемерие. Так, Сквирс, совершая все свои гнусные «деяния», старается уверить окружающих, будто он печется лишь о благе общества. У себя дома, перед женой и новым помощником он ломает комедию, взывая к небу, к совести и т. п.; а отец Мадлены Брей лицемерит даже перед самим собой, внушая себе будто он выдает дочь замуж за старика Грайда не из корысти, а исключительно ради ее благополучия.

В романах Диккенса, как и в тогдашней английской жизни, аристократам принадлежит второе место после буржуазии. Диккенс подчеркивает их пустоту, бессодержательность, приверженность к показному блеску.

 

Список литературы:

1.        Диккенс Ч. Жизнь и приключения Николаса Никльби: пер. с англ. А. В. Кривцовой // Собр. соч. в 30 томах — М.: 1958. — Т. 6. — 869 с.

2.        История XIX века / под ред. Э. Лависса, А. Рамбо. — М.: Соцэкгиз, 1937. — Т. 4. — 404 с.

3.        История английской литературы. / под ред. М.Н. Черневича  —  М., 1983. Т. 3. — 443 с.

4.        Ланн Е. Комментарий // Ч. Диккенс. Собр. соч. в 30 томах. — М.: Гослитизд., 1958. — Т. 5,6.

5.        Ackroyd P. London: The Biography — L.: Chatto and Windus, 2000. — 800 p.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.