Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2012 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Теория и история искусства

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Бабошина О.Н. ЦЕРКОВЬ СЕНТ-ОГАСТИН КАК ОБРАЗЕЦ НОРМАННСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ АНГЛИИ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. VIII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ЦЕРКОВЬ СЕНТ-ОГАСТИН КАК ОБРАЗЕЦ НОРМАННСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ АНГЛИИ

Бабошина Ольга Николаевна

аспирант Московского Государственного Академического Художественного Института им. В. И. Сурикова, г. Москва

E-mail: Olia-home@yandex.ru

 

Будучи местом погребения Августина — «апостола Англии» и первого новообращенного в христианство англосаксонского короля, Сент-Огастин был одним из наиболее важных монастырей в стране. Во времена Завоевания церковь в Сент-Огастине состояла из первоначальной церкви святых апостолов Петра и Павла, возведенной Августином сразу после 597 года и сформировавшей неф, церкви святой Марии примерно того же времени, сформировавшей западный рукав, и объединяющей их ротонды, возведенной аббатом Вулфриком, вероятно, после 1049 года. Постройку Вулфрика можно рассматривать как попытку объединения двух существующих церквей в некое большее единое целое.

Более наглядного контраста со стилем норманн не могло и быть. Скотланд, первый норманнский аббат, приняв должность в 1070 году и посетив Рим до 1073 года, начал целиком уничтожать англосаксонскую церковь и строить новую. После смерти Скотланда в 1087 году, восточная часть церкви была освящена в 1091 году Гандальфом, епископом Рочестерским, неф был возведен под руководством преемника Сконтланда Видо(1087—99), а западные башни – во времена Хью(1099—1124) или уже после него.

 

Рисунок 1. Церковь Сент-Огастин.

 

Новая церковь вписана в границы расположения ранних построек (рис.1). Восточный рукав англосаксонской церкви святой Марии утерян, но возможно он располагался приблизительно так же, как и апсида норманнского строения, склеп которого был посвящен деве Марии, в то время как церковь святых Петра и Павла занимала восточную половину нефа, и его западная часть была примерно той же длины. Было бы заблуждением развивать это соответствие дальше, особенно потому, что ротонда не совпадает со средокрестием, и признаки старых построек в новом сооружении необычны для норманнских перестроек. Вся конструкция была уничтожена после Реформации, за исключением западных частей северного придела нефа и северо-западной башни, которые сохранялись до XIX столетия.

В склепе имелась крытая внутренняя галерея с тремя часовнями, расположенными веером, центральная из которых в плане имела форму подковы. Стены галереи покоились на опорах, формирующих четыре узких прямых пролета, а центральное пространство было разделено натрое двумя рядами высоких колонн. Пролеты, образованные этими колоннами, квадратные, что можно объяснить узостью пролетов в главной аркаде. Две восточные колонны больше остальных и имеют разные основания. Это отличие, возможно, обусловлено стремлением расположить более сложный рисунок свода, который, судя по всему, был в апсиде, или обозначить важное пространство вокруг колонн, поскольку аббат Скотланд был погребен между ними и стеной апсиды. Эти три типа объяснения: эстетическое, практическое и символическое — зачастую важны для понимания норманнских крупных церквей, и, конечно же, всегда возможно, что все три применимы в данном случае. Следующий ярус церкви полностью утерян, но его план может быть реконструирован по тем же самым внешним границам, что и склеп. Учитывая единообразие и небольшие размеры столбов в склепе, можно заключить, что и галерея опиралась на такие же единообразные колонны. На мысль о колоннах небольшого размера наводит также тот факт, что пролеты склепа узкие, что не оставляет достаточного пространства для столбов обычных размеров.

Каждый рукав трансепта включает в себя апсиду в восточной стене и не содержит никаких других характерных особенностей. В южном рукаве есть некоторое количество захоронений, которые можно идентифицировать благодаря свинцовым мемориальным дощечкам XII века, похожим на дощечки саксонских королей, что использовались норманнами в аббатстве в далеком прошлом. Тем самым становится более убедительной версия о том, что в церкви святых апостолов Петра и Павла были захоронены короли в южной крытой галерее. Благодаря раскопкам в нефе было установлено, что, по крайней мере, в позднем средневековье алтарная преграда находилась в первом пролете к западу от средокрестия, а перегородка, отделяющая клирос от нефа, располагалась между столбами второго пролета, с алтарем в нефе на запад от него [5, c. 14—17]. Неф был двенадцатипролетным с двумя башнями над самым западным пролетом. Галерея покоилась на составных опорах с тремя полустолбами и кубической капителью на каждой поверхности софита, которую можно сравнить с сохранившейся до нашего времени стеной северного придела, у которой сохранились и внешние стены галереи (рис.2).

 

Рисунок 2. Стена северного придела церкви Сент-Огастин.

 

В западном конце девятипролетного нефа располагалась пара больших башен. Рисунок северо-западной башни, которая просуществовала до 1822 года, свидетельствует о том, что она была сильно орнаментирована. Это позволяет предположить, что строительство была завершено к середине XII столетия [10, c. 88—111].

Церковь в Сент-Огастине напоминает собор Кентербери тем, что также включает в себя склеп, две западные башни и кубические капители, в то время как формы столбов и приделов подобны тем, которые находятся в Сент-Этьене, вследствие чего, вероятно, были заимствованы из собора. Различия заключаются, главным образом, в наличии крытой внутренней галереи и трансепта без трибуны галереи, как в аббатсвте Бэтл. В то время как его восточный рукав той же длины, что и собор, неф в Сент-Огастине гораздо длиннее. Единообразие колонн в восточном рукаве Сент-Огастина, вероятно заимствовано из восточного рукава Сен-Бенуа-сюр-Луар сразу после 1067 года. Там есть галерея в апсиде и прямые пролеты, поддерживаемые колоннами, но опоры указывают на прилегающие часовни на хорде, в то время как восточный рукав Санкт-Марии-им-Капитоль в Кельне примерно 1050 годов включает в себя непрерывную последовательность столбов. Конфигурацию колонн в восточном конце склепа можно сравнить с конфигурацией колонн в Руане, особенно отличаются две колонны на востоке: наклоном в Руане, размером в Сент-Огастине [6, c. 84—86]. Таким образом, церковь в Сент-Огастине представляет тот тип здания, который принадлежит норманнской традиции, свойственной скорее восточной, нежели западной половине герцогства.

 

Список литературы:

1.        Барлоу Ф. Вильгельм I и нормандское завоевание Англии. СПб., 2007.

2.        Кидсон П. История английской архитектуры. М., 2003.

3.        Bayle M. L’Architecture Normand au Moyen Age. Caen, 2001.

4.        Chibnall M. Anglo-Norman England 1066—1166. Oxford, 1986.

5.        Clapham A. St Augustine’s Abbey. Canterbury, 1977.

6.        Gem R. Canterbury and the Cushion. London, 1987.

7.        Gem R. The Origins of the Early Romanesque Architecture of England. London, 1973.

8.         Grant L.M. Architectural Relationships between England and Normandy, 1100—1204. London, 1994.

9.         Little B. Architecture in Norman Britain. London, 1985.

10.      McAleer J. P. The Ethelbert Tower of St Augustine’s Abbey, Canterbury. Canterbury, 1987.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий