Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2012 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыкальное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Херувимова О.Ю. ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. VIII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Херувимова Ольга Юрьевна

педагог дополнительного образования детей высшей категории ГОУ ДОД Детско-юношеский Центр «Васильевский остров»,

 г. Санкт-Петербург

E-mail: olga-kheruvim@rambler.ru

 

В настоящее время в системе дополнительного образования детей педагоги сталкиваются с серьезной проблемой в работе с новыми вокально-хоровыми коллективами. Из-за того, что группы формируются из всех желающих, независимо от музыкальных данных, вкусов и интересов, резко усложняется задача создания единого певческого коллектива, способного петь целостно, однородно. Решение данной проблемы особенно важно, поскольку создание коллектива, умеющего петь согласованно, сглажено повышает способность воспитанников слышать, анализировать, критически относиться к качеству исполнения. Это ведет к становлению эстетического вкуса, формированию предпочтений и дальнейших интересов. Вокальное воспитание способствует развитию не только голосового аппарата, но и напрямую воздействует на мыслительные процессы, формирует речь, развивает самого человека, его отношение к себе и окружающим.

В музыкальной практике существует ряд методик работы с неподготовленными детьми. Наибольшего внимания заслуживают  «Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека» Д. Е. Огороднова и «Фонопедический метод» В. В. Емельянова. Эти методики преследуют одни задачи — воспитание певческого голоса у людей, в частности детей, различного уровня певческих навыков вплоть до их отсутствия. Каждая из них уникальна. Д. Е. Огороднов строит свою методику на новейших открытиях середины ХХ века в области интеллектуального развития. Он первым соединил пение с движением кисти (пластическое интонирование). Им разработана методика обучения пению на особых упражнениях, способствующих смешанному голосоведению (когда в пении одновременно участвуют головной и грудной резонаторы). В. В. Емельянов в работе с неподготовленными учащимися использует фонопедический метод. Фонопедия — постановка голоса речевого или певческого, применяемая к лицам с расстройствами голосообразования на начальном этапе работы. В. Емельянов использует упражнения, которые воздействуют на певческий аппарат (гортань, язык, нёбо, резонаторы) и развивают механическую функцию пения. Звуки таких упражнений не являются музыкальными (скрип, скрежет, рычание и т. п.), они полностью оторваны от эстетической части исполнительства и частично от образности.

При всей уникальности обеих методик, приемы которых  весьма полезны для развития вокала, они не предусматривают работу, связанную с воспитанием целостного певческого коллектива, имеющего ровный наполненный звук, тонкий и гибкий, способный передать тончайший нюанс. В. В. Емельянов в своей системе музыкального воспитания требует начинать развивать певческое вибрато с 5—7 лет [5 с. 177]. Певческое вибрато в столь раннем возрасте выглядит противоестественным и выигрышно исключительно в сольном исполнительстве. Вибрато в хоре может навредить ансамблю (однородности звучания), т. к. обладает индивидуальной частотой (от качания до тремоляции). Воспитание хористов по В. Емельянову формирует звук,  приближенный к тембру взрослого академического женского хора, что, на мой взгляд, несколько противоестественно. Д. Е. Огороднов не рекомендует заострять внимание на выравнивании звучности, считая, что это приведет к слабой артикуляции [6 с. 70]. Однако нельзя ни согласиться с первопроходцами русской профессиональной вокальной школы А. А. Алябьевым, А. Е. Варламовым, М. И. Глинкой, которые утверждают, что обучение пению должно строиться на выравнивании голоса по звукообразованию. Это — веками сложившаяся традиция русского хорового исполнительства, корнями уходит к древним церковным песнопениям.

«Мировая слава прошлого русского хорового искусства основывалась не только на содержательности хоровых композиций, творческом мастерстве хормейстеров, прекрасных голосах певцов, но и на умелой кропотливой работе по созданию филигранной хоровой звучности» (Д. Н. Ардентов) [7 с. 156]. Ровность звука, благородное звучание, высокий тон (высокая форманта), глубина и непринужденность — эстетические критерии качества звучания, дающие представление о красоте музыки. «Пение в благородном значении этого слова, есть язык сердца, чувства и страсти. Чтобы этот язык действовал сильно, надобно, чтобы произношение его было … руководимо хорошим вкусом» (А. Е. Варламов). Таким образом, для формирования целостного художественно-эстетического представления воспитанников необходима работа, направленная на выравнивание звучности, создания тонкого, полётного высокого певческого тона (форманты).

Для реализации вышеназванной задачи (формирование высокого тона, однородного звука в хоре), необходим следующий комплекс упражнений на развитие слуха, голоса, ладового чувства, дыхания, правильной вокализации:

·           Упражнения на выравнивание гласных звуков и певческую позицию;

·           Выработка активного короткого произнесения согласных звуков;

·           Дыхательные упражнения, способствующие глубокому певческому дыханию и правильному короткому звучанию;

·           Упражнения на ладовое чувство;

·           Упражнения на развитие микстового пения

Немаловажным в становлении вкуса воспитанников к музыке, в частности к тону, вокальной звучности, является слушание лучших образцов русской и зарубежной вокальной музыки в исполнении высоких голосов (сопрано) и детских хоровых коллективов. Этот эмпирический метод (от греческого «эмпейрос» — опыт), основанный на подражании, эффективен и при пении педагогом, при условии гибкого красивого голоса и тонкого слуха руководителя. Считается, что петь дирижер с воспитанниками не должен — признак дурного тона. Хочу опровергнуть данное убеждение. В процессе разучивания (не на концерте), это весьма эффективно. Вокальный опыт детей очень мал и показ педагога, исполнение произведения вместе с ними, дает ясную картину голосоведения, кульминационных точек, звукообразования и дыхания, а в целом формирует эстетический вкус, понимание прекрасного изнутри, проживание процесса творчества.

Упражнения на выравнивание гласных звуков и певческую позицию:

Термином певческая позиция характеризуется качество певческого звука. Различают высокую и низкую певческие позиции. Высокая образуется вследствие активизации верхних резонаторов. Формированию высокой позиции помогают вокальная настройка на средних и выше средних нотах диапазона и пение упражнений сверху вниз, при сохранении на нижних нотах головного звучания. Рекомендуется использовать упражнения с близкими по звукообразованию гласными (и, е, э), не позволять искусственно сгущать тембр (1).

 

 

Начинать распевание следует с ноты а(ля первой октавы) на гласный звук «у» или закрытый рот, с учетом, что подача звука идет к лицевым резонаторам. Здесь индивидуальный контроль необходим. Умение направлять звук в головной резонатор является основой высокой позиции (2). Фундамент однородного пения — чисто выстроенный унисон (согласованность в исполнении одной или нескольких нот). При работе с младшими школьниками, полезна песенка гласных звуков на одной или двух нотах (а, о, у, ы, э… я, ё, ю. и, е) при этом йотированные гласные следует петь как й-аааа, й-оооо, й-уууу, й-ээээ (3). Гласные звуки формировать округло («купол во рту», т. е. высокое нёбо). При активном раскрытии рта  посыл звука к верхним зубам на средних и высоких звуках диапазона. При таком звукоизвлечении голос будет всегда полетным и звонким.

 

 

Обязательным условием является умение слушать себя и окружающих, стремиться, чтобы голос максимально сливался с голосами других (если коллектив хорошо интонирует изначально) или с тоном фортепиано. При выравнивании звучности очень полезно петь негромко, но остро, «тоненько».

Выработка активного короткого произнесения согласных звуков

Игровая специфика работы с младшими школьниками требует определенных заданий. Интересным для детей оказываются задания на активизацию согласных звуков. Цель — научиться произносить согласные звуки ясно, четко, активно. Это могут быть упражнения на повторение произнесенного педагогом («Эхо») (4) или примеры на словотворчество («Самоваропарововозовертолет»)

Пропевание скороговорок с постепенным ускорением или произнесением их шёпотом (5) также активизирует артикуляцию.

 

 

Полезны упражнения на слоги бра-брэ-бри-бро-бру, зе-за-зи и пр.(6), а также народные потешки (7), чистоговорки (8) или стихи (например, А.Барто «Резиновая Зина»).

 

 

Следующий этап — произнесение короткого согласного в сочетании с длинным гласным. Упражнение «Море» (9). В этом упражнении учащимся объясняют, что согласный звук — это «стежок», которым сшита «ткань» из гласных звуков. А гласные при этом постепенно усиливают звучание, подобно накатывающимся волнам. Исполнять упражнение необходимо с широко открытым ртом.

 

 

 

Дыхательные упражнения, способствующие глубокому певческому дыханию и правильному короткому звучанию

Вокальная педагогика рассматривает в качестве наиболее целесообразного для пения грудобрюшное дыхание, а также варианты смешений грудного и брюшного дыхания [8 с. 58]. В детском возрасте часто встречается поверхностное дыхание (ключичное). Задача музыкального педагога научить воспитанников правильно дышать. Одновременно брать вдох («понюхать цветок»), без поднятия плеч, затем задержка дыхания, мобилизирующая весь аппарат певца к началу пения. Самым главным является выдох, он должен быть совершенно спокойным, без усилий и долгим. Характер дыхания отражается на характере исполнения.  Жесткое напряженное дыхание рождает напряженный, жесткий звук. Плавное, спокойное, легкое дыхание способствует достижению красивого, легкого звука. Объем дыхания у детей увеличивается во время игр, в процессе вокализации, пении длинных фраз, больших длительностей, вокализов (10).

Игра «Шарик»

Цель занятия: научить детей делать долгий спокойный выдох.

Встать ровно, в руках (между ладоней) держать воображаемый шарик. Затем в шарике образуется маленькая дырочка. На звук «с-с-с-с» шарик медленно сдувается. Задача воспитанников – максимально экономить выдох, постепенно приближая ладони друг к другу (шарик уменьшается).

 

 

Дыхание развивают и немузыкальные звуки, глиссандо (скольжение по участку диапазона), а также произнесение долгих согласных звуков. В младшем возрасте интересны игры на звукоподражание.

Занятие-игра «Прогулка» (для детей 6—7 лет)

Методический материал: использованы вибрационно-вокальные упражнения М. Лазарева, В. Емельянова.

Ход занятия: дети образуют круг, внимательно слушают рассказ учителя, выполняют соответствующие упражнения.

Таблица 1

Рассказ

Упражнение

Жила-была маленькая Лошадка. Она очень любила бегать. Вот так.

Дети быстро «щелкают» языком на полуулыбке (высоко).

Лошадка жила со своей мамой — доброй и красивой Лошадью. Ходила она так.

Дети медленно «щелкают» языком, вытянув губы (низко).

И очень часто Лошадка любила бегать с мамой наперегонки.

Поочередно высоко-низко, быстро-медленно «щелкать» языком.

Но однажды подул сильный ветер.

Активный долгий выдох через рот 4 раза.

Лошадка подошла к своей маме и спросила: «Можно мне погулять?»

«Щелкать» высоко. От нижнего звука «у» до верхнего «о» — «у — о»?

«Да куда же ты пойдешь? — ответила мама, — на улице сильный ветер».

От верхнего «о» к нижнему «у» «о – у».

Но Лошадка не послушалась и побежала

«Щелкать» высоко

Вдруг она увидела на полянке красивый цветок. «Ах, какая прелесть», — подумала Лошадка, подбежала к цветку и стала его нюхать.

Вдох через нос — легкий, бесшумный, выдох — через рот со звуком «а», медленно 4 раза

Только это был не цветок, а красивая бабочка. Она вспорхнула и улетела. А лошадка поскакала дальше.

«Щелкать» высоко.

Вдруг Лошадка услыхала странный звук.

Долгий звук “ш-ш-ш”

“Подойду-ка я поближе”, — решила Лошадка

“Щелкать” высоко

Это была большая змея, которая ползла по дереву, она очень напугала Лошадку

Звук «ш» короткий по 4 раза

Во время прогулки Лошадка слышала множество необычных звуков. Вот пробежал ежик.

Звук «ф» по 4 раза

Застрекотал кузнечик.

Звук «ц» по 4 раза

Пролетел жук

Звук «ж» продолжительный

За ним — комар

Звук «з» продолжительный

А ветер дул все сильнее и сильнее

Продолжительный выдох

Лошадка замерзла

Звук «брр» 4 раза

И побежала домой

«Щелкать» высоко

Навстречу Лошадке вышла ее добрая мама

«Щелкать» низко медленно

Она стала согревать Лошадку

Бесшумный выдох на ладоши через открытый рот 4 раза

Данная игра способствует активизации речевого аппарата, развивает дикцию и дыхание.

Для выработки короткого (люфт) дыхания полезно упражнение А. Н. Стрельниковой «Гарью пахнет». Это упражнение активизирует внимание исключительно на коротком вдохе, совершенно не думая о выдохе. Необходимо активно дышать, нюхать примерно 4 раза, затем делать небольшую передышку и повторять несколько раз. При таком вдохе происходят четкие сильные диафрагмальные сокращения, необходимые при пенииstaccatо (отрывисто).

При исполнении коротких четких звуков, детям необходимы образные сравнения: живот упругий, как мяч или на животе находится клапан-пищалка, который, если надавить, издает звук, как в мягкой игрушке и т. п.

Упражнения на ладовое чувство

На сегодняшний день остаются общепризнанными два лада: мажор и минор. Лад — это система устойчивых и неустойчивых нот, стремящихся в устойчивые. При работе с хором первостепенное значение имеет мажор, т. к. он способствует формированию светлого, «солнечного» звучания. Полезными оказываются любые упражнения на поступенное движение вверх и вниз (11), а также упражнения на опевание устойчивых ступеней лада (12).

 

 

Упражнения на развитие микстового пения

Микстовое, значит смешанное. В вокале это означает, что при пении необходимо одновременное использование головного и грудного резонаторов. За нижнюю часть диапазона голоса отвечает грудной резонатор, а за среднюю и высокую — головной. Соединение работы тех и других резонаторов дает насыщенный, тембрально окрашенный звук голоса. Микстовое пение в хоре дает ощущение полноты звука, объема, т. к. включает в себя огромный спектр обертонов. Становлению микстового звучания способствуют упражнения на выравнивание перехода из грудного звучания в головной, а также упражнения на соединение их одновременного звучания.

 

Певческий аппарат человека чрезвычайно сложен по своему устройству. Хотя мы различаем в нем отдельные звенья (систему дыхания, звукообразования, резонаторы, артикуляционный аппарат), действие их в певческом акте целостно. Как пишет Л. Б. Дмитриев, «певческий звук может сформироваться только тогда, когда все части голосового аппарата функционируют полноценно и координировано» [3 с. 347]. Но это лишь техническая составляющая. Над этим стоит эмоция, образ, сам творческий процесс, формирующий музыкальный вкус. В. М. Бехтерев, исследуя психологические подходы к музыкальному образованию, отмечал, что «чрезвычайно важно известным образом направлять развитие ребенка» [2 с. 3].

Музыкальное образование мыслилось ему как сложный процесс выработки и развития навыков, привычек, вкусов, приобретаемых в процессе музыкальной деятельности. В качестве первого условия развития ребенка, он рассматривал «устранение всего, что нарушает правильное развитие слуха». Развитие слуха, по его мнению, «должно играть в воспитании не меньшую, а скорее большую роль, нежели живопись, ибо музыка, начиная с раннего возраста уже способна возбуждать эстетическую эмоцию» [2 с. 5]

Используя данную методику, можно достичь высоких результатов в формировании певческого аппарата, умения слышать и слушать, качественно исполнять вокально-хоровые произведения богатым красками голосом.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что на  становление музыкальных вкусов и предпочтений ребенка влияет вокально-хоровое воспитание на всех этапах работы. Наивысшей точкой данного процесса считается филигранная работа над звучностью, однородностью, тембровой окрашенностью. Метод воспитания хорового коллектива базируется на основе синтеза слова и певческого звука. Именно тонкость и гибкость звука в хоровом коллективе способствуют становлению эстетического восприятия, чувства красоты и гармонии в младшем школьнике.

 

Список литературы:

1.        Багадуров В. А. «Вокальное воспитание детей». Изд. Академии пед. наук РСФСР, М., 1953

2.        Бехтерев В. М. «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней до его детства». М., 1916

3.        Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М., «Музыка», 1968

4.        Едунов С. М., Праслова Г. А. «Программы по музыке в контексте ведущих тенденций развития отечественного музыкального образования: история и современность», метод. пособие для учителей музыки, СПб, 2001

5.        Емельянов В. В. «Развитие голоса координация и тренинг». Изд.4, СПб, М, Краснодар, 2004

6.        Огороднов Д. Е. «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе». Метод. пособие, изд. 3-е, «Музична Україна», 1989

7.        «Русская хоровая культура. История. Традиции. Современные проблемы». Сб. научных трудов. СПб.: Академия культуры, 1995

8.        Самарин В. А. «Хороведение и хоровая аранжировка»Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.