Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2012 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыкальное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Мосиенко Д.М. У ИСТОКОВ КАЗАХСКОГО ОПЕРНОГО ТЕАТРА // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. VIII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

У ИСТОКОВ КАЗАХСКОГО ОПЕРНОГО ТЕАТРА

Мосиенко Дина Маратовна

преподаватель КазНУИ, г. Астана, Республика Казахстан

E-mail: dinamosienko@mail.ru

 

Несмотря на появление в последние годы оригинальных и интересных работ, в исследованиях о казахском театре по сей день отсутствует раздел, посвященный вопросу об истоках казахского оперного театра. Нам представляется, что этот обзор необходим с точки зрения обоснования достаточно органичного внедрения оперного жанра в музыкально-театральной жизни Казахстана.

Процесс формирования казахской народности и ее территории завершился к XV—XVI векам, но этноним слова «казах», как считают историки, появился значительно раньше. Одно из ранних значений слова описано В. Бартольди: «…казахом называли человека, отдалившегося от своего государства, племени, рода и вынужденного вести жизнь искателя приключений» [2, с. 142]. По «Тарих-и-Рашиди» и другим историческим источникам слово «казах» употреблялось для обозначения людей, состоявших в этнополитической группировке под предводительством ханов Джаныбека и Гирея. Позже, со времени укрепления их ханства, казахами стало называться все подвластное им население: Восточного Дашт-и-Кипчака и Семиречья.

Создание своего государства имело огромное значение для развития духовной культуры казахского народа. Именно в это время благодаря миссионерской деятельности проповедников из духовных центров Средней Азии (Бухары, Самарканда, Ташкента, Хорезма и Ферганы) ислам проникает во все слои казахского общества и выступает как наиболее влиятельная конфессия Казахского ханства. Утверждению ислама среди казахов способствовали два основных фактора: 1) идейная близость более раннего вероучения казахов — тенгризма и ислама; 2) изначальная поликонфессиональность и обусловленная этим природная веротерпимость казахского общества [3].

Религиозная сплоченность казахов открывала возможность для объединения на базе единых религиозных установок, а не на основе кровнородственных связей — жузах, что было эффективнее. Ислам сумел задать общий комплекс взглядов и идей, который способствовал развитию культуры, проводить политику единого образования и просвещения.

Духовная культура казахов была многообразна по формам и содержанию. Большое влияние, как отмечалось ранее, оказал религиозный фактор. Некоторые черты, характерные для культур мусульманского Востока, получает свое отражение и в казахской культуре. Так, концепция монотеизма определила один из самых существенных законов исламского зодчества: бесконечные вариации повторяющегося мотива — орнамент. Орнамент получил повсеместное распространение: казахи умело украшали свой быт растительными и геометрическими узорами. В представлении казахов орнамент нес информацию о строении и порядке в мире, «…орнаментальные мотивы…являлись своеобразными моделями мира» [1]. Важно отметить, что орнамент в какой-то мере отразил такую особенность мировосприятия казахов, как сосуществование в едином целом добра и зла: «Космос…организуется не как борьба противоположностей (характерная для европейской культуры), а как единство хаоса и гармонии:… равенство площадей узора и фона определяет их структурную и семантическую равноценность…» [1, с. 112].

Геометрические и растительные мотивы орнамента нашли широкое применение не только в декоративно-прикладном искусстве казахов, но и в казахском танце. Так, в движениях рук и ног использовались жесты: «жапырақ» — «листья», «гүл» — «цветок», «айшын гүл» — «лунный цветок» и др.

Принцип орнаментации — симметрия и ритмическое повторение определенных мотивов — нашел отражение и в музыкальной культуре, в частности, в кюях — казахских инструментальных пьесах. Но здесь важно подчеркнуть следующее: традиционная музыка казахов значительно отличается по своим жанрам, типам и видам от классической музыки, принятой в общеисламской музыкальной культуре. В Казахстане полностью отсутствует система макомат, ставшая своего рода символом арабо-мусульманской музыкальной культуры. Макомат, основанный на хроматических ладах, значительно повлиял на традиционную музыку узбеков, такжиков и других представителей среднеазиатского региона. В Казахстане, из-за отсутствия прямого арабо-мусульманского влияния, сохранилась традиционная музыка, в которой главенствует не хроматика, а диатоника. Итак, если для культур среднеазиатских стран было характерно такое явление восточной музыкальной классики, как система макомат, то для Казахстана — кюй, который по некоторым свои параметрам сходен с восточным макомом (и тому, и другому жанру свойственны близость в ладообразовании, ритмике, принципах монодического развертывания мелодического материала при развитой полифонической структуре ритмического и инструментального сопровождения) [1].

Эстетический мир кочевников «принял» преимущественно те виды искусства, результаты которых носят «идеальный» характер. У предков казахов и позже самих казахов ими стали поэзия и музыка. Духовную культуру казахов невозможно представить без творчества жырау — поэтов-импровизаторов. Жырау были главными идеологами Казахского ханства. В период становления ханства главенствующей в обществе и культуре была идея восхваления власти, и она с особой силой воспевалась в поэзии жырау. Выступления поэтов проходили на ханском совете или всенародном собрании и имели форму импровизационного поэтического размышления — толғау или посвящения — арнау. Свои суждения и мысли жырау облекали в речитативное пение под аккомпанемент кобыза или домбры. Речитативное пение значительно облегчало исполнение, давало возможность поэту соединить в единое целое Слово и Музыку. Сама манера исполнения сказителей эпоса отличалась высокой артистичностью. И здесь необходимо подчеркнуть, что эпическая повествовательность, неторопливость, свойственная, к примеру, исполнению русских былинных напевов, совершенно неприемлема для жырау. Они не просто перепевали большие эпические произведения, но и «входили в образы»: движениями, жестикуляцией, мимикой они изображали героев эпоса. Не случайно М. Ауэзов в творчестве жырау видел «зародыш театра». И, добавим мы, — путь к оперному действу.

Большой вклад в культуру Казахского ханства внесло творчество судей — биев-шешенов. Бии были заинтересованы в мирной жизни ханства с соседними государствами, участвуя в дипломатических миссиях. Такая деятельность требовала блестящего владения ораторским искусством, поэтому шешены обладали большим поэтическим талантом и были мастерами импровизации. Их публичные выступления на судебных разбирательствах нередко облекались в стихотворную форму. Как отмечают исследователи, творчество биев-шешенов ввело в литературу казахского народа первые образцы художественной прозы и диалогической формы повествования.

Но, пожалуй, одним из наиболее значительных явлений казахской устной поэтической традиции является импровизационно-состязательное искусство айтыс. В айтысе, как и в творчестве жырау, поэтическая импровизация рождается вместе с напевом. Основное содержание традиционного айтыса — превознесение собственного рода и высмеивание недостатков рода противников. Победа акына в состязании объяснялась как победа духов-покровителей его рода (позднее религиозный аспект айтыса исчезает). Айтыс требовал от участников молниеносной реакции, остроты и яркости в подаче своих мыслей. Музыкально-поэтические выступления акынов наблюдала и одновременно оценивала многочисленная публика. В этом смысле айтыс — характерный показатель национальной ментальности казахов. В отличии, например, от туркмен, для которых свойственна камерность, сдержанность в проявлении чувств, казахи темпераментны и динамичны в своих эмоциональных реакциях.

Айтыс стал залогом успешного развития казахского театра. Укажем на следующие элементы театральности музыкально-поэтического содержания. Во-первых, особая организация пространства. Разделение этого пространства на «сцену» (например, специально украшенная юрта) для выступления акынов и места для публики (слушатели айтыса) аналогично разделению на сценическую площадку и зрительный зал в театре. Во-вторых, поочередное выступление акынов построено по типу театрального диалога. И в третьих, возможно, в айтысе формировались интонационно-стилистические особенности казахской вокальной музыки. Однако музыкальная сторона этого поэтического состязания по сей день является недостаточно изученной исследователями.

Итак, в Казахстане в XV—XVI веках были созданы культурно-исторические предпосылки для становления и весьма успешного развития казахской оперы. Это, прежде всего, существующее уже несколько столетий искусство айтыса, с его регламентацией поведения не только исполнителей, но и слушателей. Последнее представляется нам очень важным в свете эффективности функционирования национальной оперы, т. к. благодаря айтысу, ранее неведомый казахам сценический жанр не вызвал у слушателей труднопреодолимого психологического барьера к восприятию, не потребовал решительной «перестройки» музыкального мышления. Важную роль в ассимиляции оперного жанра сыграло и импровизационное искусство жырау, объединившее в себе театральные и музыкально-поэтические элементы. Здесь же отметим, что столь значимое для казахской культуры явление кюя, на наш взгляд, не слишком ярко проявилось в опере. Скорее, кюй играет «декоративную», дивертисментную роль, не оказывая влияния на существо оперных стилей.

 

Список литературы:

1.        Аязбекова С. Картина мира этноса. Коркыт-ата и философия музыки казахов. — Алматы, 1999.

2.        История Казахстана. — Алматы, 2000.

3.        Серикбаева А. С. Кораническая традиция в казахской литературе. Дисс. …канд. фил. наук. — М., 2001.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.