Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2012 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыкальное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Добровольская Л.В. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КАЗАХСКОГО НАРОДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. VIII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ КАЗАХСКОГО НАРОДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Добровольская Лиана Валерьевна

преподаватель кафедры «Музыкальные дисциплины» СКГУ,

 г. Петропавловск, Республика Казахстан

E-mail: doliana@inbox.r

 

Преобразования, которые происходят в обществе, порождают новые требования к  системе образования в целом и  формирования духовного мира детей при подготовке в школе, в частности. Перед педагогикой в этой связи встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательных теорий. И здесь непреходящее значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам культуры.

Казахская этнопедагогика является составной частью педагогической науки, и объединяет в своем составе этнологию, этнопсихологию, этнокультуру, этнофилософию, выступая, как интегративная отрасль знания. Народная музыка, обладая большим интеллектуальным, мировоззренческим, и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами. Ещё Великие мыслители Востока, чье философское наследие смело можно отнести к наследию казахских философов, в связи с их проживанием на территории современного Казахстана: Аль-Фараби, Абдурахман Джами, Фарх ад-Дина ар-Разия, в своих трактатах о музыке подчеркивали, что она является не развлечением, а определенным способом человеческого общения и средством воспитания. Так Аль-Фараби — казахский философ, музыкант, подчеркивал в своих трактатах значение музыкального воспитания и его влияние на развитие ребенка. Он считал, что «…музыка наряду с наукой о числах, науках об измерении, и науке о звездах играет огромную воспитательную роль, потому, что эти науки воспитывают обучающихся, делают их более чуткими, указывают путь для дальнейшего познания». Выдающие философы прошлого, отмечая необходимость воспитывать подрастающее поколение с учетом народных музыкальных традиций, сами являлись продолжателями данных традиций. Аль-Фараби, например, играл на народных инструментах домбра, най [2, с. 147]. В работе с детьми особое значение имеет обращение к подлинным формам фольклора. Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. История развития педагогической культуры казахского народа уходит вглубь веков. Особое место в жизни казахского народа издавна принадлежало музыке, а именно, исполнительству на национальных музыкальных инструментах, которых у казахов более 20-ти. В традиционном искусстве казахского народа инструментальная музыка, со своим специфическим национальным жанром кюй,  воплотила всю полноту философского миропонимания — место человека в мире, его взаимоотношения с высшими силами, проблемы добра и зла. В определении профессора С. А. Узакбаевой «народная педагогика понимается как естественноисторический процесс, ведущий к формированию обычаев и традиции, которые в форме народного творчества передаются последующим поколениям» [4, с. 157]. Анализ многочисленных этнокультурных источников, научной литературы  по проблемам сохранения и преумножения традиций казахской музыкальной культуры (М. Х. Балтабаев, Р. Р. Джердималиева, М. Е. Ержанов, Ш. Б. Кульманова, К. Ж. Кожахметова, А. И. Мухамбетова, С. А. Узакбаева) позволил выделить те моменты, которые можно отнести к традиционным в системе музыкального воспитания казахских детей, сформированных веками: игра на национальных музыкальных инструментах; импровизационность, как основная форма музицирования на национальных музыкальных инструментах; диалог  в инструментальном исполнительстве, как форма соревнования между двумя или несколькими музыкантами. Важное качество бытования лучших образцов казахского фольклора — импровизационность — должна накладывать отпечаток на процесс освоения детьми песни, на формы ее разучивания: народные песни рекомендуется разучивать «с голоса», без сопровождения, включая элементы игры, ее инсценировки. Ребенок, почувствовав себя сопричастным к процессу создания и озвучивания песни, инструментального наигрыша, сочиняя собственные варианты мелодии, подголоски к ней, «составляя» композицию, исполнительский план песни, сможет проникнуться мыслью о том, что творчество неизвестных композиторов и исполнителей, народных образцов музыкального фольклора неразрывно в своем единстве. Исполнение фольклорных наигрышей и мелодий обогащает представления ребенка о роли и месте исполнителей в сохранении музыкального наследия. Постижение народной музыкальной культуры в школе идет по двум направлениям: во-первых, это изучение подлинных или стилизованных образцов народного фольклора; во-вторых, это знакомство с музыкальными произведениями композиторов, в которых ярко выражено фольклорное начало или использованы подлинные народные мелодии. Опора на отечественную музыкальную культуру делает естественным и органичным приобщение детей к музыкальному фольклору других народов мира, когда дети выявляют общность жизненного содержания образцов фольклора, «сходство и различие» родных напевов с фольклором других стран. Несмотря на то, что учебное время ограничено, можно реализовать много задач, включая полезные в начальной школе образцы литературного фольклора для детских импровизаций (речевых, пластических, инструментальных). Первые опыты приобщения ребенка к созданию своего «сочинения» в любой форме самовыражения дают положительные результаты и способствуют развитию устойчивого интереса детей к музыке. В начальной школе необходимо больше опираться на интуицию детей, на живой и увлекательный процесс их общения с музыкальным фольклором. Задачу по развитию личности ребенка помогают решить  музыкальные занятия, открывающие большие возможности для творческого развития школьников. Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Как утверждают выдающиеся психологи Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания школьников средствами музыкальных традиций — повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Начиная с самых доступных форм творческих заданий, младшие школьники без особого труда импровизируют движение. Для этого им достаточно представить себя действующим лицом той или иной песенки. Если же предлагается игра с заранее определенными правилами, то и здесь каждый, как того и требует природа фольклора, проявляет себя индивидуально, по-своему. Процесс «вхождения» ребенка в культуру предполагает не только наследование знаний, умений, а также формирования у него опыта ценностного отношения к миру, но и освоение традиций, которые связаны с национальными культурными особенностями того или иного народа [1, с. 50]. Казахстанский исследователь К. Ж. Кожахметова выделяет отдельно казахскую этническую педагогику и подчеркивает, что в русле данной отрасли знания исследуются особенности казахского этнического воспитания, исторически сложившегося в конкретных условиях проживания казахского этноса, на формирование которого оказала влияние его культура, быт, обычаи, традиции, язык, верования [3, с. 12]. Задача учителя музыки не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа. Учитель музыки, как детоводитель, в первичном значении этого слова, должен ориентировать школьников в мире музыки, привить им вкус и приобщить средствами искусства к высшим духовным ценностям, научить познавать Мир и формировать образ Мира средствами искусства. Освоение детьми традиций народной музыки, тогда, когда они впитывают дошедшие из глубины веков естественные ритмы, интонации, вписанные в «мир детства», лучшим образом позволяют реализовать искренние детские искания.

 

Список литературы:

1.        Виноградов Г. С. Народная педагогика. Иркутск. — 1974 — 90 с

2.        Добровольская Л. В., Тагильцева Н. Г. Идеи казахских философов прошлого в музыкальном воспитании школьников Республики Казахстан// Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры — № 1 (71) — 2010. С. 145—149.

3.        Кожахметова К. Ж. Поликультурное образование в условиях моноэтнического Казахстана: Проблемы и перспективы. [Текст] // К. Ж. Кожахметова //Поликультурное образование в условиях моноэтнического Казахстана: Проблемы и перспективы: сб. науч. тр. — Алматы,2007 — С. 10—19.

4.        Узакбаева С. А. Самобытная национальная культура как средство воспитания школьников. «Музыкальное образование в Казахстане» Хрестоматия, вып.1. Алматы. Компьютерно-издательский центр ОО »ДОИВА Медеуского р-на Алматы» 2007. — 272 с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.