Статья опубликована в рамках: XVII Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 17 декабря 2018 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
В статье рассматривается проблема развития композиционного мышления учащихся на занятиях по изобразительному искусству в общеобразовательной школе, которая рассматривается в контексте создания благоприятных педагогических условий, которые наиболее благотворно влияют на процесс развития композиционного мышления учащихся.
Школьное образование обеспечивает учащихся системой знаний, и вооружает школьников продуктивными способами, умениями, которые ученик сможет применить на практике, преобразовать их и самостоятельно выработать новые знания в деятельности. Поэтому правильно организованный педагогический процесс, должен представлять собой систему реализации данных требований.
В деятельности общеобразовательного учреждения приоритетным является создание таких педагогических условий, обеспечивающих развитие личности с учетом ее внутренних мотивов познания, основываясь на учебно-исследовательской деятельности [1].
По мнению В.И. Андреева педагогические условия являются результатом целенаправленного отбора, констатирования и применения элементов содержания и методов, организационных форм [2, 3].
Е.В. Яковлев понимает педагогические условия как совокупность мер педагогического процесса, который направлен на повышение эффективности [4, с. 158].
Н.А. Яковлева, А.Я. Найн и другие исследователи определяют педагогические условия как совокупность (возможности) педагогического процесса [4, 6].
Под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность педагогических мер и требований, которые способствуют развитию композиционного мышления учащихся на занятиях по изобразительному искусству в общеобразовательной школе, а так же содержание и организацию образовательного процесса, от которого зависит эффективность развития композиционного мышления учащихся. Педагогические условия – обстоятельства, которые способствуют или противодействуют педагогическому процессу. Из вышесказанного следует, что педагогические условия создаются сознательно в процессе обучения и способствуют наиболее эффективному протекании данного процесса.
Сложность педагогического процесса заключается в невозможности предусмотреть все воздействующие закономерностями. Ю.К. Бабанский выделил закономерности обучения целостного педагогического процесса как зависимости от потребностей общества, процессов образования, развития и воспитания, а также возможностей учеников и внешних условий [2].
В.А. Сластенен отмечает, что в процессе обучения проявляются действие закона перехода количественного в качественное, к качественным изменениям относятся убеждения, ценности, мотивы, установки, потребности, умения и навыки. Целенаправленность, последовательность и плановость решения творческих задач проявляется по прошествии определенного времени, лишь в результате многократного повторения действий [7].
Успешный процесс образования предполагает сочетание теории и практики ученика, что в дальнейшем приобретает динамическую неравномерную целостность.
На основании теории обучения, современной педагогической концепции были составлены педагогические условия, способствующие развитию композиционного мышления учащихся на занятиях по изобразительному искусству в общеобразовательной школе. Анализ особенностей организации образовательного процесса, учет специфики общеобразовательной школы, дает возможность выделения конкретных педагогических условий, реализация которых, способствует успешному развитию композиционного мышления учащихся общеобразовательной школы.
Для формирования социального заказа следует рассмотреть комплексы педагогических условий, которые формируют компетенции учеников:
- Организация стимулирующей среды для формирования информационно-исследовательской компетенций;
- Сотрудничество педагога и ученика;
К первому комплексу относится создание стимулирующей среды, представляет собой побудительную причину, мотивацию, которая приводит ученика в состояние заинтересованности именно в выполнении. Выбор стимула, прежде всего, следует опираться на достигнутый уровень развития учеников. Как известно более 70 % зависит от мотивации. Мотив выступает побудительной причиной, поводом к какому‑либо действию. Большую роль в формировании позитивной мотивации у школьников на уроках по изобразительному искусству играет прием стимулирования интересов к решению творческих задач, в котором критерии выступают потребность к самовыражению в работе и самостоятельное ведение работы.
Второе условие – сотрудничество педагога и ученика. Педагогическое взаимодействие, основанное на совместной деятельности (взаимоотношение, взаимоприятие и т. д.) учителя и ученика на уроке, а также и вне.
Н.Н. Тулькибаева и З.М. Большакова выделяют разные типы взаимодействий педагога и учащегося: объектно-субъектный, субъект-субъектный, личностно-субъектный и личностно-личностный [8, с. 26].
Более широкое понятие термину «педагогические условия» дают Е.В. Яковлев и Н.О. Яковлева – это совокупность мер педагогического процесса, направленного на повышение его эффективности. Условия всегда являются внешними факторами по отношению к предмету [9, с. 55].
Следовательно, можно сформулировать - понятие «педагогические условия» как совокупность мер, направленных на достижение поставленных целей, взаимодействующих и взаимозаменяемых друг друга.
Достаточное условие – это комплекс объектов (вещей, состояния, взаимодействия) из наличия которых с необходимостью следует существование данного явления.
Из опыта практической работы, для того чтобы организация уроков по предмету изобразительное искусство была успешной необходимо создать специальные системы педагогических условий, которые влияют на развитие художественного творчества учеников. В эту систему входят обязательные условия:
- Развитие мотивации и интереса к изучению изобразительного искусства;
- Сочетание систематического контроля с педагогически целесообразной помощью ученикам на занятиях по изобразительному искусству;
- Последовательное усложнение изобразительной деятельности, постепенное усвоение теоретических знаний на практике;
- Обучение изобразительному, народному, декоративно-прикладному языку искусства и языку дизайна;
- Освоение средств художественной выразительности пластических искусств:
- Систематизированное целенаправленное использование искусствоведческих рассказов или бесед, которые активизируют внимание школьника на работу мысли, эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
- Отбор наглядного материала для изучения;
- Использование современных методов на занятиях по изобразительному искусству, а также специальных наглядных пособий;
- Активное изучение натуры предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных по руководством педагога, т. е. выполнение наблюдения, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти;
- Присутствие на уроках проблемных и импровизационных задач;
- Применение разнообразных художественных техник и задач;
- Смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года;
- Должны сочетаться индивидуальные и коллективные формы работы:
- Систематическая взаимосвязь между разделами учебного предмета «изобразительное искусство» и другими школьными предметами в школе.
Дисциплина изобразительное искусство является одним из основных дисциплин в школьном образовании, которая изучается на протяжении многих веков. Поэтому существует много суждений на тему роли и места изобразительного искусства в системе образования. Следует считать, что изобразительное искусство в школе является не только основной художественной дисциплиной, а также выступает одним из важнейших компонентов развития умственных способностей ученика, которая выходит. Итак, ФГОСТ выдвигает несколько целей преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе, которые можно сформулировать как одну цель – формирование и развитие визуально-пространственного мышления школьников как форма эмоционально-ценностного и эстетического освоения мира, которая дает возможность самовыразиться и ориентироваться в художественном мире и нравственном пространстве культуры, школьный курс дисциплины изобразительное искусство готовит подготовленного зрителя
Основные задачи предмета изобразительное искусство в средней общеобразовательной школе:
- обучить основам изобразительной грамотности, сформировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению;
- воспитать эмоционально-эстетическое отношения к произведениям искусства;
- развить художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственное представление и изобразительные способности.
Развитие композиционного мышления и изучение композиции на уроках изобразительного искусства позволит решить задачи и приблизить к цели. Для этого стоит модернизировать педагогические условия, которые смогут в наиболее полной мере развить композиционное мышление школьников и достичь цели.
Но стоит учитывать психолого-педагогические условия, которые предполагают эмоциональный комфорт и благоприятный психологический климат в коллективе, характеризуют взаимно уважительное общение и сосуществование педагога и учащихся, а также педагогический такт, создание «ситуации успеха», и сплоченность класса, система стимулирования мотивации учения [10].
Таким образом, для развития композиционного мышления учащихся общеобразовательной школы с углубленным изучением художественных дисциплин на занятиях по изобразительному искусству наиболее целесообразными становятся следующие педагогические условия:
- Мотивационная заинтересованность ученика на занятиях по изобразительному искусству. Мотивация формирует у учеников приемы самостоятельного приобретения знаний. Мотив – побуждает человека к действию, без мотива человек не знает почему он стремиться к определенной цели. Мотивация позволяет ученику получать удовольствие от самой деятельности непосредственно от ее результата.
- Личность педагога, его качества. В идеале педагог должен обладать такими качествами как: объективные – знание преподаваемого предмета, а также научная подготовка по родственным предметам; знание методологии предмета и возрастной психологии. Субъективные – преподавательское искусство и педагогический талант. Личностные – объективность, добросовестность, увлечение преподаваемого предмета, любовь к детям, выдержка, стойкость и т. д.
- Методы и приемы обучения:
- Применение проблемного обучения. Внедрение творческих, исследовательских и проблемных задач в уроки по изобразительному искусству, сопровождающихся выполнением образцов предоставление педагогически целесообразной самостоятельности. Следует включать задачи на импровизацию. Применение на уроках проектного метода обучения – стимулирует интерес учеников к обозначенным проблемам, происходит освоение определенной суммой знаний и решение проблем.
- Применение развивающего обучения. Постепенное усложнение содержания заданий и упражнений так же немаловажное условие, которое обеспечивает перспективы развития композиционного мышления. Начинать следует с внешних приемов, побуждающих его сосредоточиться и далее постепенно обучить активности управления своей изобразительной деятельностью. При усложнении учебного материала на каждом этапе следует учитывать возрастные особенности для развития композиционного мышления, что обеспечивает эффективность освоения учениками композиционной грамоты.
- Смена поэтапного формирования умственных действий. Для развития композиционного мышления в процессе обучения изобразительной деятельности в общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов важна смена видов изобразительной деятельности – обучение живописи натюрморта, пейзажа, портрета, декоративно-прикладного искусства. Освоение композиционной грамоты должно происходить поэтапно: от овладения умением анализировать натуру, через процесс формирования замысла, следует постепенно переходить к формированию умений реализовывать их в практической работе по созданию образа в изображении.
- Педагогически целесообразная помощь в сочетании с систематическим контролем в изобразительной деятельностью школьников – данное условие позволяет ученику соотносить планы и цели с результатами. Одним из факторов повышения развития композиционного мышления является привлечение к контролю на уроках изобразительного искусства учеников, т. е. включение элементов взаимоконтроля, что дает возможность видеть результаты, достижения и недостатки не только своей деятельности, но и одноклассников. Что в свою очередь дает возможность находить пути их исправления.
- Отбор для изучения изобразительного искусства определенных произведений – определяется принципами: художественно-эстетическая ценность произведения; виды и жанры изобразительного искусства, технология художественной обработки. В соответствии с возрастом и учебными задачами, происходит отбор произведений изобразительного искусства для примеров и ознакомления с основными правилами, приемами и средствами композиции, особенностями композиционного решения картины.
- Применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими – выбор художественных материалов зависит от конкретной задачи. В общеобразовательной школе это важное условие развития художественного творчества детей. Для выполнения заданий ученикам предлагается такие материалы как карандаш, акварель или гуашь, цветные мелки, черная тушь, тонированная бумага и др., выбор, которого зависит от конкретной задачи. В начальных классах учитель обучает и предлагает тот или иной художественный материал. С переходом в старшие классы и накоплением опыта изобразительной деятельности, к выбору материала привлекаются сами ученики.
- Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимосвязей между разделами учебного предмета «Изобразительное искусство», между этими и другими школьными дисциплинами, интегрированное обучение искусству в школе - взаимосвязь всех предметов которым обучается ученик с изобразительной деятельностью. Данное условие имеет эффективное значение обучения изобразительного искусства и создает комплексный подход к обучению. Могут проводиться в виде циклов, возможны в сочетании с уроками труда, литературы, музыки, природоведения (лепка героев сказок, фигур животных, затем их рисование, прослушивание музыкальных произведений, создающих эти образы и т. п.) [37].
- Применение домашнего задания на поиск композиционного решения для наиболее выразительного образа;
- Создание благоприятной психологической атмосферы и предметно-эстетической среды в кабинете по изобразительному искусству.
Из вышесказанного, становится ясно, что для развития композиционного мышления у учащихся общеобразовательной школы на занятиях по изобразительному искусству необходимо создание оптимальных педагогических условий:
- мотивация учащихся на занятиях по изобразительному искусству в общеобразовательной школе;
- личность педагога и его качества;
- методы и приемы обучения на занятиях по изобразительному искусству в общеобразовательной школе;
- принципы обучения;
- создание благоприятной психологической атмосферы и предметно-эстетической среды в кабинете изобразительного искусства.
В заключение можно отметить, что положительная мотивация учеников является наибольшим стимулом для поддержания устойчивого интереса к изобразительной деятельности в школе. А поэтапное и систематичное усвоение умственных действий позволяет приблизиться к цели. Уроки изобразительного искусства являются первой ступенью художественного образования учащихся.
Список литературы:
- Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. [Текст] / Е.И. Игнатьев - изд. 2-ое, доп., - М.: Просвещение, 1961
- Кардовский Д.Н. Пособие по рисованию / Под общ. ред. проф. Кардовского Д.Н. и др.. М.: Изд-во: «В. Шевчук», 2006ю – 208с.: ил.
- Кардовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. – М.: АХ СССР, 1960. – 340 с.
- Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве // Вопросы философии. 1967,№106.
- Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – 2-е изд., стер.. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 176 с.
- Кравченко К.А. Организация учебно-изобразительного процесса младших школьников // Инновации в науке: научный журнал. – № 2(63). – Новосибирск., Изд. АНС «СибАК», 2017. – С. 33-35.
- Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник. 3-е издание, перераб. и доп., М.: АГАР, 1998. – 336 с: ил.
- Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальных классах. 3-4 кл.: [Текст] Учеб.пособ.для общеобр.завед-й. В 2-х ч. Ч. II: «Волшебный мир». – М.: Дрофа, 1997.
- Кузин В.С. Психология живописи [Текст]: учебное пособие для вузов / В.С. Кузин. – 4-е изд., испр. – Москва: ООО ОНИКС 21 век, 2005. - 304 с.: ил.
- Матасов Ю.Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы. - Л.: ЛГПИ, 1986.
- Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационного исследования / А.Я. Найн // Педагогика. – 1995. – № 5. – С. 44–49.
- Никитенков С.А., Композиционное мышление как фактор творческого развития студентов художественно-графического факультета: дис. канд. пед. наук / С.А. Никитенков – Липецк.: 2000.- 239с.
дипломов
Оставить комментарий