Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXIII Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 17 июня 2024 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогическое мастерство и профессиональное саморазвитие педагога: проблемы и перспективы развития

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Альянова С.Ю. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. LXXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 6(80). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 82-89.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Альянова Светлана Юрьевна

воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №18,

РФ, г. Комсомольск-на-Амуре

В современном мире повышается значение качества образования как важнейшего фактора качества жизни. Проблема качества дошкольного образования напрямую зависит от организации образования в ДОУ. Именно эта проблема в последние годы приобрела не только актуальный, но и «остросюжетный» характер, так как перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит непростая, нелегкая задача – построить свою работу так, чтобы она не только обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства, но, и чтобы она содержала в себе «доказательства» успешности педагогической работы над вышеописанными целями.

Каждое дошкольное образовательное учреждение должно сегодня постоянно отмечать свою привлекательность и необходимость, занять индивидуальную «нишу» в общем образовательном пространстве. А это достигается, прежде всего, высоким качеством дошкольного образования, которое, в свою очередь, достигается путем рейтинга. Многие современные педагоги России и педагоги зарубежных стран признали, что моделирование именно актуального образовательного пространства является одним из условий достижения качества дошкольного образовательного процесса и становления личности здорового и гармонично развитого ребенка.

Определение педагогических условий для реализации практико-ориентированной модели формирования танцевальных умений у детей старшего дошкольного возраста как раз и обусловлено требованиями, современного общества не только к дополнительному дошкольному образованию, но и к тенденции изменения содержания дошкольного образования в целом, результаты которого необходимо предъявлять почти каждому педагогу на отчетных мероприятиях различного уровня. Даже не являясь педагогом дополнительного образования, профессиональным хореографом, но при наличии определенных знаний и умений в этой области позволят, как воспитателю группы, наметить пути развития детей в области танцевального искусства.

 

Рисунок 1. Танцевальный коллектив МДОУ №18

 

Традиционно выделяют следующие условия становления хореографических умений детей старшего дошкольного возраста:

- отбор хореографического материала в соответствии с возрастными, психофизиологическими особенностями детей;

- обучение по принципу «от простого к сложному»;

- использование реквизитов для тренировки и отработки движений;

- учет гендерного принципа и индивидуальных особенностей детей.

Все эти условия понятны и разъяснены многими специалистами в области хореографии.

Учитывая вышеперечисленные факты целесообразно рассмотреть следующий комплекс педагогических условий, которым можно руководствоваться, решая цели и задачи развитию хореографических умений детей в дошкольном образовательном учреждении:

- разнообразие типов и видов хореографических занятий;

- использование танцевального репертуара, основанного на сюжетно-игровом и образном принципе с учетом его художественно-воспитательной ценности;

- использование элементов и танцевальных связок, использующихся в различных направлениях хореографического искусства (бального, классического, и современного танца);

- использование высокого музыкального искусства, корректно адаптированного для детей;

- предъявления требований к форме для занятий;

- создание условий для демонстрации своих умений как альтернативного способа оценки хореографических достижений дошкольников.

Рассмотрим сущность каждого условия.

Разнообразие типов и видов хореографических занятий.  Хореографическое занятие - отрезок учебного процесса, или времени, который может быть организован в музыкальном зале ДОУ, где в течение 25-30 минут происходит изучение танцевального материала, отработка тренировочных упражнений, элементов хореографической азбуки, закрепление уже выученных движений, репетиции к выступлениям на мероприятиях различного уровня. Особенностью разработанной практико-ориентированной модели является использование различных типов хореографических занятий с детьми дошкольного возраста. Наряду с традиционными типами занятий: вводно-ознакомительным, учебным, контрольным, в процессе хореографического обучения дошкольников использовались хореографические занятия, в основе которых лежит деление танцевальных движений на доминанты. Каждая из доминант выступает как отдельный вид занятия, в котором преимущество отдается решению задач определенного направления работы по становлению хореографических умений. Так, например, целые циклы занятий были посвящены отработке только пластичности движений, становлению танцевальной осанки, упражнениям в акробатических умениях, развитию силы и выносливости. Еще один тип хореографического занятия, который необходимо использовать, это музыкально-ритмический тип. Он способствует более глубокому восприятию музыкальных произведений различного характера, развитие силы движений, чувства ритма в процессе работы под музыкальное сопровождение. Когда детьми полностью разучен и освоен танцевальный материал, можно проводить, так называемые, эстетические занятия. Они развивают эстетические чувства, художественный вкус и интерес к смежным видам искусств, формирует навыки культуры поведения, культуры одежды, прививает интерес к танцевальному творчеству. Обычно репетиции танцевальных номеров, заявленных ДОУ на танцевальные конкурсы и соревнования, после полного запоминания всех хореографических движений, осуществляются спиной к зеркалу для того, чтобы дети смогли спокойно ориентироваться в пространстве без наблюдения за своей хореографией в отражении. На эстетических занятиях необходимо целенаправленно разворачивать танцующих детей к зеркалу с целью воспитания чувства гордости за свои хореографические умения и за общие хореографические достижения всей танцевальной группы.

Использование танцевального репертуара, основанного на сюжетно-игровом и образном принципе с учетом его художественно-воспитательной ценности. Большое значение в решении проблемы качественного развития танцевальных умений у старших дошкольников имеет высокое качество преподаваемого педагогом материала. Материал составляет основу любого занятия. Он должен быть направлен на формирование художественно-интеллектуального уровня подготовки дошкольника, а также на формирование его исполнительских умений в ходе занятия. Учебный танцевальный материал обязан обладать глубокой степенью содержательности, а также объемистостью и многообразием. Источниками танцевального репертуара для успешного становления хореографических умений старших дошкольников должны служить: детские произведения (мультфильмы, детские фильмы, детские песни), образы природы, народное творчество, окружающий мир, история и культура России.

Использование элементов и танцевальных связок, использующихся в различных направлениях хореографического искусства (бального, классического, современного танца, танца с элементами акробатики). «Равномерное» включение в репертуар дошкольников элементы азбуки классических танцев, бальных и современных танцев, а также танцев с элементами акробатики позволит более точно формировать представление о многообразии рисунков танца, умение выполнять перестроения, развивать умение свободно владеть своим телом, выразительно и эмоционально выполнять танцевальные движения и т.п.

 

Рисунок 2. Образ для современного танца «Метель»

 

Использование высокого музыкального искусства, корректно адаптированного для детей. Возникновение танца трудно было бы представить вне музыки, а успех детей в хореографии трудно представить без «высокого» музыкального искусства. Сам по себе факт разделения границ «высокого» и «низкого» музыкального искусства должен учитываться любым педагогом, ставящим перед собой задачи по формированию хореографических умений детей. Размышляя о художественной культуре наших дней, невозможно не заметить, что качественные музыкальные произведения все реже используются для постановки танцев. Звуковая среда, в которой живет современный дошкольник вызывает опасения.

 

Рисунок 3. Выступление с классическим танцем (балет) на конкурсе «Маленькая фея»

 

Сегодня отчетливо просматриваются признаки оттеснения и подавления классической музыки массовой потребительской культурой. Более того, на концертных программах многие зрители часто становятся свидетелем того, как массовая музыка «рядится» у других хореографов в одежды искусства и под нее детям ставится танец. Хорошо развитый музыкальный вкус, подбор качественных музыкальных произведений дают положительные результаты в работе над хореографическими умениями детей в то время, как массовая музыка характеризуется обеднением своей образно-художественной составляющей, а значит, не в состоянии в полной мере создать условия для выразительности танцевальной лексики и не дает ей богатую эмоциональную и ритмическую основу.

 

Рисунок 4. Репетиции в стенах музыкального зала МДОУ №18

 

Предъявления требований к форме для занятий. Установлено, что форма, это то, что дисциплинирует ребенка на занятиях танцами и обеспечивает удобство и безопасность тренировок. Помимо вышеперечисленных функций формы для занятий, можно выделить еще, как минимум, одну функцию – подчеркивание красоты движений.

Девочки ходят на занятия в специальных танцевальных купальниках, облегающих их фигуру, но не стесняющих движений, и в фатиновых танцевальных юбках.  Подобный внешний вид позволяет с первых секунд любого занятия почувствовать себя уже опытным танцором и пластично управлять своими движениями.

Создание условий для демонстрации своих умений как альтернативного способа оценки хореографических достижений дошкольников. Дети неоднократно привлекались к конкурсам и соревнованиям разного уровня. Свои танцевальные успехи и хореографические умения на утренниках и городской сцене продемонстрировали все участники детского танцевального коллектива. Самыми яркими и незабываемыми выступлениями были выступления на городских фестивалях детского самодеятельного творчества – 2023 и 2024, фестивалях «Маленькая фея» и «Времена года».

 

Рисунок 5. Победное участие в конкурсной программе «Времена года»

 

По итогам соревнований в номинации «Хореография» детский танцевальный коллектив МДОУ №18 в рамках данных мероприятий занял 1-ые места. В планах МДОУ №18 подать заявку на участие в краевом фестивале «Вдохновение Амура». 

Итак, все эти педагогические условия, находятся в тесном единстве и взаимосвязи между собой, обеспечивают успешность осуществления процесса становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста, характеризующего становлением инициативной, творческой и активной личности.

 

Список литературы:

  1. Блок, Л.Д. Классический танец: История и современность. - М.: Искусство, 1987. – 556 с.
  2. Бурмистрова Е.В. Танец и музыкальная игра: нераскрытые возможности // Прикладная психология и психоанализ. - 1998. - № 1. - С. 65 – 72
  3. Ваганова А. Основы классического танца. / А.Ваганова – Л.-М., 2001. – 143 с.
  4. Крюкова В. Музыкальная педагогика. / В.Крюкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 280 с.
  5. Новер, Ж.Ж. Письма о танце и балетах. - Л.; М.: Искусство, 1965. – 375 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.