Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXIII Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 17 июня 2024 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Лю Я., Наумова Ю.В. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ В ШКОЛАХ КИТАЯ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. LXXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 6(80). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 49-54.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ В ШКОЛАХ КИТАЯ

Лю Ян

магистр кафедры рисунка, Институт изящных искусств, Московский педагогический государственный университет,

РФ, г. Москва

Наумова Юлия Валерьевна

канд. пед. наук, доцент кафедры живописи художественно-графический факультет Институт изящных искусств, Московский педагогический государственный университет,

РФ, г. Москва

THE RESEARCH ON METHODS OF TEACHING CHINESE PAINTING IN CHINESE SCHOOLS

 

Liu Yang

Graduate Student of the Department of Drawing and Painting, State University of Education,

Russia, Moscow

Julia Naumova

Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of the department of painting, Institute of Fine Arts Moscow Pedagogical State University,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В современном, стремительно развивающемся мире обучение школьников изобразительному искусству также претерпевает определенные изменения. Преподавание традиционных искусств в китайских общеобразовательных школах на современном этапе сталкивается с необходимостью обновления и трансформации методики обучения. В данной статье анализируются традиционные способы обучения китайской живописи и предлагается ряд целенаправленных мер для повышения качества и эффективности обучения школьников традиционному искусству.

ABSTRACT

In the modern, rapidly developing world, teaching schoolchildren the fine arts is also undergoing certain changes. Teaching traditional arts in Chinese secondary schools at the present stage is faced with the need to update and transform teaching methods. This article analyzes traditional ways of teaching Chinese painting and proposes a number of targeted measures to improve the quality and efficiency of teaching traditional art to schoolchildren.

 

Ключевые слова: китайская живопись; методы преподавания; реформа преподавания; культурное наследие; школьное образование; инновации; изобразительное искусство.    

Keywords: Chinese painting; teaching methods; teaching reform; cultural heritage; school education; innovation; art.

 

Являясь сокровищем традиционной китайской культуры, китайская живопись имеет глубокую историческое значение для мировой культуры, изобразительно искусства и конечно же для педагогики. Китайская живопись «гохуа», также известная как живопись тушью «шуймо» [5. c.52], имеет долгую историю и неповторимый национальный шарм. Несмотря на меняющиеся тенденции в искусстве, китайская живопись по-прежнему пользуется популярностью и имеет большое значение для национального самосознания китайцев. Однако в современной образовательной среде, особенно школьной, преподавание китайской живописи сталкивается с многими проблемами – устаревшие концепции преподавания, однообразные методы обучения и низкий уровень преподавания. Эти обстоятельства не только значительно снижает уровень работ учащихся, но и повышает риск поверхности полученных знаний в области национального изобразительного искусства. В своей докторской диссертации "Исследование идей Лю Хайсу в области художественного образования" Цзу Хунъюэ подробно проанализировал философию и опыт ученого-педагога Лю Хайсу в области художественного образования Китая, который выступает против обучения простой технике и призывает к тому, чтобы в художественном образовании уделялось больше внимание развитию личности учащихся и их творческих способностей [1, с.20]. Если учитывать тот факт, что традиционные способы обучения искусству преобладают во всех учебных заведениях, то такой взгляд на художественное образование можно назвать новаторским и прогрессивным.

Анализ текущей ситуации с преподаванием китайской живописи в школе на данный момент выявил некоторые 

1. Концепция преподавания.

В настоящее время некоторые преподаватели китайской живописи все еще придерживаются традиционной модели передачи знаний от учителя к ученику, придавая чрезмерное значение обучению техникам и игнорируя развитие инновационного мышления и эстетических способностей учащихся. Эта концепция идеально подходит для студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, но когда речь идет о детях, которые обучаются изобразительному искусству в обычной школе, подобный метод не учитывает разноуровневую подготовку школьников, их уровень изобразительной грамоты, темперамент и стремления.

2. Однообразный подход к обучению.

Подходы к обучению живописи «гохуа» в школе часто ограничиваются традиционными методами, такими как копирование и рисование эскизов, программе обучения не хватает разнообразия, гибкости и новых идей. Однообразие, связанное с многократным повторением и копированием может вызвать у детей скуку и нежелание заниматься китайской живописью в будущем, несмотря на то, что «многовековое культурное наследие страны потенциально может расширить кругозор. творческое пространство и обогатить творческие идеи учащихся» [2, с.148].

3. Слабая подготовка учителей в области китайской живописи.

Преподавание китайской живописи требует от учителей хорошей подготовки, художественной грамотности и педагогического опыта. Однако, многие из преподавателей изобразительного искусства в школе имеют ограниченную базовую подготовку по живописи и рисунку в целом, что является серьезным препятствием в достижении хороших результатов, особенно когда речь идет о китайской живописи. И на это обстоятельство тоже нельзя оставлять без внимания.

Несмотря на определенные проблемы, существующие на данные момент, и благодаря интеграции культурного и образовательного мирового пространства, возникают свежие идеи и тенденции, постепенно находя свое место рядом с уже сложившейся традицией преподавания такого сложного и многообразного предмета, как национальная живопись «гохуа».  Рассмотрим некоторые из них.

1. Уделяется больше внимание на развитие личности ребенка при обучении китайской живописи.

Основной задачей преподавателя становится сочетание двух методов, традиционного и концептуального, ориентированного на выявление и поддержании индивидуальности каждого ученика. В процессе обучения китайской живописи учителя должны обращать внимание на развитие инновационного мышления и творческих способностей школьников. В то же время учителя должны доступными методами помочь учащимся понять историческое значение и культурный контекст китайской живописи, чтобы вызвать у них чувство национального самосознания, гордость за свою страну и ее культуру.

2. Усовершенствование методов обучения и повышение эффективности преподавания.

Процесс копирования классических произведений и – это не просто механическое срисовывание, а также процесс углубления глубинного понимания произведения живописи. Благодаря параллельному мышлению (копирование и анализ) учащимися накапливается творческий опыт и возникают собственные идеи для последующего создания произведений китайской живописи [3, с.85]. Опираясь на научно-педагогических опыт российских и китайских педагогов-ученых и на две системы научного методико-педагогического знания, для стимулирования интереса учащихся можно использовать следующие методы обучения китайской живописи:

1. Традиционные.

- обязательное копирование по образцам;

- подбор работ для копирования соответственно возрасту учащихся, например, для начальной школы это картины жанра «цветы-птицы», для средней школы - картины стиля «гунби» (тщательно прорисованная и многослойная техника) жанра «цветы-птицы», для старшеклассников – картины жанра «пейзаж»;

- наглядно-действенный или демонстрационный метод, когда педагог показывает ученикам основные приемы владения кистью, тушью и красками на рисовой бумаге;

2. Современные.

-  внедрение мультимедийных методов обучения таких как презентации, мультфильмы, снятые в стиле китайской живописи «гохуа», демонстрация работ китайской живописи знаменитых авторов и связанные с ними видеоматериалы, которые позволят учащимся более интуитивно понять очарование и особенности китайской живописи.

- интерактивные учебные мероприятия такие как организация групповых дискуссий, творческих практик, командной работы (рисование одной большой картины небольшими группами), дебаты, обсуждения, голосование и опросы и т.д.;

- организация выставок детских работ, походов в картинные галереи и мастерские художников, в том числе в мастерские, где происходит монтаж традиционных китайских свитков.

3. Повышение уровня подготовки школьных учителей изобразительного искусства.

- организация вебинаров, мастер-классов, академических обменах и других мероприятиях, направленных на расширение кругозора и знаний учителей в области национальной живописи «гохуа».

- создание оценочных критериев уровня подготовки преподавателей изобразительного искусства, особенно в вопросе владения базовыми навыками создания картин в стиле «гохуа» и их компетенций в области традиций китайской живописи, ее истории, для мотивации к постоянному повышению уровня преподавания и способности к инновациям.

4. Тенденции развития преподавания китайской живописи в Китае.

- междисциплинарная интеграция для расширения области преподавания: благодаря перекрестному изучению литературы, истории, философии и других смежных дисциплин учащиеся могут глубже понять значение китайской живописи;

- международные обмены и сотрудничество в целях популяризации китайской живописи во всем мире посредством организации международных выставок, академических семинаров, привлечение иностранных студентов и школьников к изучению китайской живописи в Китае, содействие обмену опытом и интеграции китайской и зарубежной культур.

В заключении можно сделать вывод, что исследование методов преподавания китайской живописи – это долгосрочная и трудная задача китайского школьного образования. С помощью таких мер, как обновление и совершенствование концепций и методов преподавания, повышение квалификации учителей, можно способствовать реформированию устоявшейся системы обучения национального искусства. В то же время тенденции развития междисциплинарной интеграции, международных обменов и сотрудничества открывают новые возможности для привлечения внимания к китайской живописи и вносит большой вклад в сохранение и развитие традиционной китайской культуры.

 

Список литературы:

  1. 祖洪越.刘海粟美术教育思想研究[D].上海师范大学,2020. [Цзу Хунъюэ. Исследование идей Лю Хайсу в области художественного образования [D]. Шанхайский педагогический университет, 2020 г. c.18-22]
  2. 郁郁飞.传统人文精神在中国画教学中的创新模式[J].大众文艺,2024,(07) [Юй Юфэй. Инновационная модель традиционного гуманистического духа в преподавании китайской живописи [J]. Популярная литература и искусство,2024г. c.147-148]
  3. 刘婷.高校中国画教学改革研究[J].美与时代(中),2024,(03) [Лю Тин. Исследование, посвященное реформе преподавания китайской живописи в колледжах и университетах [J].Красота и время (средний), 2024г.c.85]
  4. 高素娜.郑锦与中国近现代美术教育[J].公关世界,2019,(02). [Гао Суна. Чжэн Цзинь и современное китайское художественное образование [J]. Мир связей с общественностью, 2019, (02).]
  5. Наумова Ю.В. Развитие художественно-творческих потребностей взрослых участников изостудии на примере китайской живописи «гохуа» : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Наумова Юлия Валерьевна; [Место защиты: ГАОУ ВО ГМ «Московский городской педагогический университет»]. - Москва, 2020. - 175 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.