Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 октября 2013 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогика высшей профессиональной школы

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ракович В.В. МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИССКУССТВА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 10(34). – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

МОДЕЛЬ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  САМООЦЕНКИ  БУДУЩИХ  ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО  ИССКУССТВА

Ракович  Виталий  Владимирович

преподаватель  кафедры  изобразительного  искусства  и  дизайна  Херсонского  государственного  университета.  УкраинагХерсон

E-mail: 

 

PROFESSIONAL  SELF-AWARENESS  MODEL  OF  FUTURE  VISUAL  ART  TEACHERS

Vitaliy  Rakovich

teacher  of  Department  of  visual  arts  and  design,  Kherson  State  University,  Kherson,  Ukraine

 

АННОТАЦИЯ

Статья  посвящена  анализу  особенностей  профессиональной  самооценки  будущих  преподавателей  изобразительного  искусства,  конкретизации  её  компонентов  и  отражению  их  в  соответствующей  модели.

ABSTRACT

The  article  is  devoted  to  the  analysis  of  peculiarities  of  future  visual  art  teachers’  professional  self-awareness,  specification  and  reflection  of  its  components  in  a  corresponding  model. 

 

Ключевые  слова:  Профессиональная  самооценка;  художник-педагог;  «Я-концепция»;  «образ  Я»;  рефлексия;  учебная  деятельность.

Keywords:  professional  self-awareness;  teacher-artist;  self-concept;  self-image;  reflection;  learning  activity. 

 

В  последнее  время  основные  факторы  успешной  учебной  деятельности  в  высшей  школе  обусловлены  переходом  от  репродуктивного  обучения  в  область  активного  самосознания.  Согласно  этому  в  образовательном  пространстве  вуза  актуальными  становятся  проблемы  развития  у  студентов  навыков  самоконтроля,  анализа  причин  и  следствий  своей  деятельности,  планирования  и  корректирования  процесса  собственного  саморазвития.  Данные  процессы  базируются  на  профессиональной  самооценке,  благодаря  которой  будущие  преподаватели  способны  адекватно  определять  уровень  собственного  профессионального  развития,  а  также  выстраивать  и  корректировать  процесс  самообразования  соответственно  требованиям  образовательного  стандарта. 

Проблему  формирования  профессиональной  самооценки  как  одного  из  важных  критериев  становления  личности  специалиста  в  вузе  исследовали  Брель  П.Ю.,  Миронова  С.Б.,  Роденкова  О.В.,  Ширапова  Д.Д.  и  др.,  профессиональную  самооценку  будущих  учителей,  как  фактора  самосовершенствования  педагогического  мастерства  изучали  Кувшинов  О.В.,  Ларионова  М.О.,  Меженцев  О.Ф.,  Уточкина  О.Ю.  Однако  на  сегодняшний  день  проблема  формирования  профессиональной  самооценки  у  будущих  художников-педагогов  остается  открытой. 

Нас  интересует  процесс  формирования  профессиональной  самооценки  как  фактора  оптимизации  профессиональной  компетентности  будущих  специалистов  и  основы  сознательного  подхода  студентов  к  собственному  личностно-профессиональному  становлению.

Целью  статьи  является  определение  особенностей  профессиональной  самооценки  будущих  преподавателей  изобразительного  искусства  и  отображение  их  в  соответствующей  модели.

  Понятие  самооценки  широко  используется  в  психологии,  имеет  множество  определений  и  сопряжено  с  такими  понятиями,  как  Я-концепция,  образ  Я,  рефлексия.  По  мнению  Н.  Барской,  самооценка  —  это  оценка  личностью  самой  себя,  своих  возможностей,  качеств  и  места  среди  других  людей  [1].  В.  Столин  [8]  определяет  самооценку,  как  сопоставление  собственных  характеристик  с  ценностными  шкалами.

Мы  считаем,  что  самооценка  выступает  как  рефлексирующее  образование  психики.  Иными  словами,  механизм  самооценивания  включает  самооценку  как  рефлексацию,  отслеживание  «образов  Я».  Их  анализ  и,  собственно,  оценку  реализует  самосознание  личности.  Таким  образом,  говоря  о  самооценке,  мы  имеем  в  виду  весь  процесс  фиксации,  анализа  и  оценки  самосознанием  человека  «образов  Я»  в  разных  жизненных  ситуациях.  То  есть  мы  являемся  приверженцами  той  точки  зрения  отечественной  психологии,  согласно  которой  самооценка  является  неотъемлемой  частью  самосознания  личности.

Частью  общей  самооценки  является  профессиональная  —  оценка  себя  как  субъекта  профессиональной  деятельности  [7].  Г.  Брель  профессиональную  самооценку  понимает,  как  оценку  специалистом  самого  себя,  своих  профессиональных  возможностей,  качеств,  своего  места  в  трудовом  коллективе  и  в  обществе  среди  людей  [2].  Содержанием  профессиональной  самооценки  выступает  самоотношение  к  профессионально  значимым  параметрам,  необходимым  для  осуществления  профессиональной  деятельности:  деловые  качества,  качества  профессионального  общения,  аналитические  умения  и  ценностные  ориентиры  профессиональной  деятельности  [6,  с.  13].

Основами  развития  профессиональной  самооценки  личности,  прежде  всего,  является  ее  отнесенность  к  профессиональной  деятельности,  а  также  учет  профессиональных  и  личностных  качеств;  профессиональной  компетентности  и  результативности  деятельности  профессионала  во  временной  перспективе.  Также,  можно  заметить,  что  знание  о  себе  человек  получает  в  социуме,  а  они  неизбежно  наполняются  эмоциями.  Кроме  эмоционального  отношения  к  оцениваемому  содержанию,  профессиональная  самооценка  содержит  в  себе  механизм  сравнения  себя  с  другими  специалистами  [4,  с.  113]. 

По  нашему  мнению,  профессиональная  самооценка  это  динамичный  процесс  выполняющий  функцию  саморегуляции  на  основе  системы  многофакторных  контрольных  срезов,  осуществляемых  специалистом  относительно  себя  в  соответствии  с  собственными  эталонами  и  общепризнанными  компетенциями  профессионала  определенной  специальности.  Благодаря  данному  процессу  человек  поэтапно  выстраивает  траекторию  собственного  профессионального  самоосуществления.  Профессиональная  самооценка  позволяет  соотносить  имеющийся  профессиональный  потенциал  с  целями  деятельности  и  контролировать  эффективность  труда  на  разных  этапах  становления  и  развития  специалиста.

В  зависимости  от  особенностей  профессий  существуют  их  типологии,  так  Е.  Климов  в  своей  классификации  вывел  пять  объектов  труда:  человек,  техника,  художественный  образ,  знак,  природа.  В  первой  части  названия  типа  профессии  обозначен  человек,  как  субъект  труда  [5].  Профессия  преподавателя  изобразительного  искусства  относительно  данной  классификации  включает  в  себя  два  типа  профессий:  «человек-человек»  и  «человек-художественный  образ».  К  типу  «человек-человек»  относят  все  профессии,  связанные  с  воспитанием,  обслуживанием,  обучением  людей,  общением  с  ними.  К  этой  группе  относят  все  педагогические  и  медицинские  профессии,  профессии  сферы  услуг  и  т.  п.  Тип  «человек-художественный  образ»  включает  в  себя  все  профессии,  связанные  с  созданием,  копированием,  воспроизведением  и  изучением  художественных  образов.  К  этой  группе  относят  такие  профессии  как:  художник,  актер,  певец,  реставратор,  искусствовед  и  другие  [5]. 

Итак,  преподаватель  изобразительного  искусства  это  профессия  с  двумя  сложными  объектами  труда,  ведь  к  набору  компетенций  художника-педагога  относятся  аспекты,  связанные  одновременно  с  педагогикой  и  художественным  творчеством.  В  первом  случае  объектом  труда  выступает  личность  будущего  специалиста  и  ее  формирование  в  образовательном  процессе  вуза,  во  втором  —  создание  художественного  произведения.  Таким  образом,  суть  и  особенности  подготовки  будущих  преподавателей  изобразительного  искусства  в  вузе  состоят  в  одновременном  функционировании  выпускника,  как  в  области  педагогического  образования,  так  и  в  системе  изобразительной  деятельности. 

В  своей  типологии  профессий,  Д.  Голланд  исходил  из  того,  что  выбор  человеком  профессионального  пространства  является  выражением  его  личности.  Достижение  человека  в  том  или  другом  виде  деятельности  зависят  от  соответствия  характеристик  личности  и  характеристик  профессиональной  среды  [9].  Иначе  говоря,  если  ансамбль  личностных  качеств  максимально  отвечает  избранной  специальности,  субъект  труда  ощущает  комфорт  и  удовлетворение  от  работы  направляясь  к  самореализации.  Если  при  этом  отмечается  положительное  эмоциональное  отношение  к  объекту  труда,  то  профессию  можно  рассматривать  как  призвание  и  тогда  её  процесс,  цели,  результаты,  требования,  нормы  будут  иметь  личностную  значимость  для  работника. 

Таким  образом,  соответствие  характеристик  личности  профессии  вызывает  эмоциональный  комфорт  и  обеспечивает  высвобождение  творческих  ресурсов  работника,  что  положительно  влияет  на  качественные  и  количественные  показатели  труда.  При  расхождении  личностных  параметров  с  профессиональными  субъект  труда  будет  предрасположен  к  репродуктивным,  автоматическим,  безынициативным  решениям  и  действиям.  В  эмоциональном  плане  работник,  скорее  всего,  будет  равнодушным,  подавленным,  ощущать  дискомфорт,  чувство  неполноценности,  состояние  фрустрации,  которые  неизбежно  обозначатся  на  эффективности  труда.  Итак,  профессиональная  самооценка  личностных  параметров  крайне  необходима  на  разных  этапах  профессионализации,  особенно  во  время  становления  будущего  субъекта  труда  в  вузе.  Предпосылкой  адекватности  обозначенной  самооценки  есть  процесс  самопознания  и  понимание  собственных  личностных  характеристик,  к  перечню  которых  относятся  способности,  таланты,  характер,  темперамент  и  т.  п.

Нас  интересует  процесс  подготовки  специалиста  в  высшей  школе,  как  стадия  активного  становления  субъекта  профессиональной  деятельности.  После  окончания  периода  адаптации  (конец  второго,  начало  третьего  курса),  во  время  учебной  творческой  (пленэр,  выставочная  деятельность)  и  педагогической  практики  происходит  активная  проба  сил  студентов  в  будущей  профессии.  У  них  формируется  профессиональная  составляющая  целостного  «образа  Я»  личности  и  более  или  менее  стойкий  образ  идеала  «Я-профессионал»,  который  одновременно  включает  в  себя  образы  Я-Личность,  Я-Педагог  и  Я-Художник.  Нормы,  критерии  профессионализма  постепенно  осознаются  студентами,  как  необходимые  элементы  мастерства  и  переходят  к  разряду  личных  критериев  и  установок.  Таким  образом,  сначала  диффузный,  построенный  на  интуиции  образ  профессионала,  постепенно  приобретает  конкретные  черты  и  целостность  в  сознании  студента.  В  меру  усвоения  объективных  требований  профессии  совершенствуется  и  идеальный  образ  «Я-профессионал».  Образцом  для  построения  идеального  образа  «Я-профессионал»  часто  выступают  эталонные  личности,  выдающиеся  педагоги  и  художники,  также  значительную  роль  в  данном  процессе  играют  представители  референтной  группы. 

Таким  образом,  благодаря  процессу  соотнесения  реального  и  идеального  образов  «Я-профессионал»  (отслеживание,  фиксация,  анализ,  оценка)  у  будущих  художников-педагогов  постепенно  формируется  профессиональная  самооценка.  Она  является  механизмом  адаптации  к  условиям  труда  и  жизнедеятельности  в  целом,  поэтому  не  существует  вне  социальных  отношений.  Фактически  компонентами  профессиональной  самооценки  будущих  преподавателей  изобразительного  искусства  являются  элементы  целостного  образа  «Я-профессионал»,  а  именно:  образы  Я-Личность,  Я-Педагог,  Я-Художник  и  оценка  социальной  адаптации. 

В  итоге  следует  отметить,  что  профессиональная  самооценка  художника-педагога  должна  включать  рефлексии  на  личные  параметры  (темперамент,  характер,  способности),  профессиональные  достояния  (профессионально  значачимые  качества,  стиль  деятельности,  особенности  профессионального  поведения  и  стратегии  преодоления  препятствий,  технологии  «производства»  образовательного  продукта  и  т.  п.),  специфику  самооценки  морально-эстетической,  чувственной  сферы  вообще,  особенностей  взаимоотношений  с  людьми  (социальная  рефлексия),  рефлексию  на  созданный  человеком  собственный  образ  «Я-Профессионал».  Даже  в  общем  виде  профессиональная  самооценка  художника-педагога  очень  сложное,  многоплановое  явление,  постичь  которое  сложно  как  теоретически,  так  и  практически.  Именно  поэтому  мы  предлагаем  несколько  упрощённую  модель  профессиональной  самооценки  будущего  преподавателя  изобразительного  искусства  в  соответствии  с  поставленной  в  исследовании  целью.  Считаем  необходимым  обозначить  круг  вопросов,  которые  можно  решить  благодаря  нашей  функциональной  модели,  а  именно: 

·оптимизация  процесса  формирования  профессиональной  самооценки  будущих  преподавателей  изобразительного  искусства;

·структурирование  целостного  «образа  Я»  студентов;

·конкретизация  диффузного  образа  «Я-профессионал»  в  сознании  студентов,  его  информационное  и  содержательное  обогащение; 

·помощь  студентам  в  определении  объективных  критериев  профессиональной  самооценки  художника-педагога  и  развитии  необходимых  личностно-профессиональных  качеств;

·продуцирование  студентами  субъективных  критериев  профессиональной  самооценки  и  соотнесение  их  с  профессиограммой  и  образовательно-квалификационной  характеристикой  специалиста;

·стимуляция  построения  студентами  программы  собственного  саморазвития; 

·оптимизация  процессов  рефлексии  и  самоанализа.

Система  профессионального  самооценивания  включает,  на  наш  взгляд,  4  комплекса  самооценок:

    I. Комплекс  самооценок  художника-профессионала;

    II. Комплекс  самооценивания  преподавателя  изобразительного  искусства;

    III.Самооценивание  социальной  адаптации  личности  (социально-психологический  комплекс  самовосприятия  в  обществе). 

    IV.Самооценка  личности  (душевных  качеств  человека,  в  том  числе  его  характер,  темперамент,  интеллект).

Первый  комплекс  самооценок  связан  с  осознанием  себя  как  художника  профессионала.  Это  самооценивание  собственного  мастерства,  способностей,  уровня  творческих  достояний  (собственные  творческие  работы)  и  опыта  профессионального  труда.

Итак,  первый  комплекс  самооценок  художника-профессионала  включает,  как  минимум,  оценки  таких  параметров  как:

1.  Мастерство  (высокий  уровень  художественно-технических  навыков);

2.  Творческие  способности  к  рисованию;

3.  Умение  работать  в  разных  техниках,  стилях  и  жанрах  изобразительного  искусства  (также  уровень  владения  ими);

4.  Уровень  художественно-мастерского  опыта,  количественные  и  качественные  параметры  творческих  достояний  (художественные  произведения  и  участие  в  выставках  разного  уровня);

5.  Умение  создавать  творческие  замыслы  и  трансформировать  их  в  мировоззренческие  концепты  художественного  произведения;

6.  Индивидуальный  стиль  исполнительской  работы.

Соответственно,  ко  второму  комплексу  самооценивания  преподавателя  изобразительного  искусства  принадлежат  такие  элементы:

1.  Умение  планировать  и  корректировать  учебный  процесс;

2.  Уровень  владения  системой  профессиональных  дисциплин;

3.  Умение  излагать  материал;

4.  Воспитание  студентов  собственным  примером;

5.  Стратегия  индивидуального  подхода  к  студентам.

Так  же,  к  третьему  комплексу  самооценивания  (социальной  адаптации  личности)  войдут  следующие  параметры:

1.  Удовлетворение/неудовлетворение  социальным  окружением  (социальные  группы);

2.  Удовлетворение/неудовлетворение  оценкой  работы  и  уровнем  зарплаты.

3.  Удовлетворение/неудовлетворение  местом  и  ролью  в  обществе  (статус).

Самооценка  личности,  четвертый  комплекс  затронет  следующие  составляющие:

1.  Самооценка  морально-этической  составляющей;

2.  Самооценка  характера  и  темперамента  личности;

3.  Самооценка  направленности  и  мотивационной  сферы  личности;

4.  Самооценка  эмоциональной  сферы  личности;

5.  Самооценка  самопонимания  и  понимание  других  людей;

6.  Самооценка  волевой  сферы  личности.

Основным  критерием  самооценки  художника  есть  его  самовыражение,  в  этом  контексте  формула  самооценки  У.  Джемса  [3]

СО  =  Уровень  притязаний

Успех,  достижение

Меняется  в  художника  на: 

СО  =  Профессиональное  мастерство  +  личностный  потенциал

Самовыражение  +  успех

То  есть,  кардинальным  критерием  адекватной  профессиональной  самооценки  художника-педагога  является  данный  синтезированный  показатель,  который  указывает  степень  адекватности  самооценки  личности  относительно  созданного  ею  образа  «Я-Профессионал».

Именно  этот  показатель  является  эффективным  эталоном  измерения  профессиональной  самооценки  будущих  преподавателей  изобразительного  искусства. 

 

Список  литературы:

1.Барская  Н.А.  Педагогические  условия  формирования  самооценки  менеджера  в  туристском  вузе:  автореф.  дис.  на  соискание  уч.  степени  канд.  пед.  наук:  спец.  13.00.08  «Теория  и  методика  профессионального  образования»/  Н.А.  Барская.  М,,  2002.

2.Брель  П.Ю.  Педагогические  условия  становления  профессиональной  самооценки  курсантов  в  вузе  МВД:  автореф.  дис.  на  соискание  уч.  степени  канд.  пед.  наук:  спец.  13.00.01  «Общая  педагогика»/  П.  Ю.  Брель;  Иркут.  гос.  пед.  ун-т.  Иркутск,  2002.  —  20  с.

3.Джемс  У.  Психология  /  [под  ред.  Л.А.  Петровской].  М.:  Педагогика,  1991.  —  368  с. 

4.Кащенко  О.В.  Професійна  самооцінка  особистості:  огляд  стану  проблеми  в  сучасних  дослідженнях  /  О.В.  Кащенко  //  Cерія:  Соціологія,  Психологія,  Педагогіка  :  Вісник  КНУ  ім.  Т.  Шевченка.  К.,  —  2007.  —  №  27—28.  —  С.  111—114.

5.Климов  Е.А.  Психология  профессионального  самоопределения  /  Е.А.  Климов.  Ростов  н/Д  :  Феникс,  1996.  —  512  с.

6.Козиевская  О.В.  Профессиональная  самооценка  в  развитии  мотивации  достижения  государственных  служащих:  автореф.  дис.  на  соискание  уч.  степени.  канд.  психол.  наук:  спец.  19.00.13  «Психология  развития»  /  Е.В.  Козиевская.  М.,  1998.  —  21  с.

7.Психология  человека  от  рождения  до  смерти:  психологическая  энциклопедия  /  [под.  ред.  А.А.  Реана.]  2-е  изд.  СПб.:  ЕВРОЗНАК.,  М.:  ОЛМА-ПРЕСС,  2003.  —  411  с.:  ил.

8.Столин  В.В.  Самосознание  личности.  М.:Изд-во  МГУ,  1983.  —  288  с.

9.Holland  J.L.  The  Psychology  of  Vocational  Choice  /  J.L.  Holland.  Waltham:  Mass.  1966.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.