Статья опубликована в рамках: XXXIII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 октября 2013 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Абрамова Л.З. РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 10(34). – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

РЕАЛИЗАЦИЯ  КОМПЛЕКСА  ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  УСЛОВИЙ  ВОСПИТАНИЯ  ЭСТЕТИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ  СТУДЕНТА

Абрамова  Лилия  Загеевна

канд.  пед.  наук,  доцент  Оренбургского  государственного  аграрного  университета,  г.  Оренбург

E-mail: 

 

REALISATION  OF  A  COMPLEX  OF  OPGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL  CONDITION  OF  STUDENT  AESTHETIC  CULTURE  EDUCATION

Abramova  Lilya

candidate  of  science,  assistant  professor  of  Orenburg  State  Agrarian  University,  Orenburg

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  рассматриваются  основные  механизмы  реализации  организационно-педагогических  условий  воспитания  эстетической  культуры  студента  в  процессе  изучения  иностранного  языка.

ABSTRACT

The  article  is  about  the  basic  mechanisms  of  the  complex  of  organizational-pedagogical  conditions.

 

Ключевые  слова:  эстетико-педагогический  потенциал;  иностранный  язык;  культуротворческие  ситуации;  задания  «эстетического  профиля».

Keywords:  aesthetic  and  pedagogical  potential;  foreign  culture;  culture  creating  situations;  tasks  of  aesthetic  profile.

 

Организационно-педагогические  условия  создаются  сознатель­но  и  обеспечивают  наиболее  эффективное  формирование  и  протека­ние  нужного  процесса.  В  нашем  исследовании  таковыми  стали:  на­правленность  субъекта  на  интеллектуально-эмоциональное  освоение  эстетических  ценностей,  готовность  к  преобразованию  окружающей  действительности  по  законам  красоты;  приоритетность  интегративно-культурологического  подхода  в  эстетико-педагогическом  потенциале  иностранного  языка,  позволяющего  актуализировать  наряду  с  отечественной  культурой  ценности  и  ориентиры  культуры  стран  изучаемого  языка;  разработанность  культуротворческих  ситуаций,  развивающих  потребность  студента  в  общении  с  прекрасным,  в  эстетической  опенке  художественных  и  жизненных  явлений,  художест­венно-эстетическом  саморазвитии.

Реализация  первого  организационно-педагогического  условия  приводила  к  расширению  спектра  мотивов  (познавательных,  учеб­ных,  исследовательских,  эстетических)  и  переводила  воспитание  эс­тетической  культуры  в  процесс  самовоспитания.  В  силу  внутренних  факторов  развитая  эстетическая  культура  оказывала  воздействие  на  сферу  чувств  студента,  успешность  учения,  творческую  активность  и,  как  следствие,  побуждала  рост  познавательной  потребности.  Эсте­тические  знания,  их  широта  и  глубина  отражались  на  эстетическом  сознании,  эстетическом  вкусе,  эстетической  потребности,  эстетиче­ском  восприятии  каждого  студента.

Основными  механизмами  реализации  первого  организационно-педагогического  условия  выступали  задания  «эстетического  профиля».  Под  заданиями  «эстетического  профиля»  нами  понимались  разноуровневые  ситуации  (диалогические,  игровые,  задачные),  решение  которых  обогащало  эстетические  знания,  убеждения,  умения,  вкусы,  ценности  студентов  и  способствовало  направленности  студента  на  освоение  эстетических  ценностей.  В  эксперименте  были  апробированы  следующие  ситуации:  диалогические  (лекции,  беседы,  дискуссии,  конференции,  встречи  с  художниками,  писателями,  композиторами,  диалоги  с  носителями  языка);  игровые  (ролевые,  деловые  игры,  тренинги);  задачные  (выполнение  творческих  заданий,  дизайнерских  проектов,  разработка  ансамблей  одежды,  оформление  интерьера),  которые  формировали  эстетические  суждения,  отношения,  способности  к  эстетическому  общению  и  творчеству.  Решая  данные  ситуации,  студенты,  пытались  дать  эстетическую  оценку  своим  переживаниям,  эмоциям,  поступкам;  проследить  зарождение  опыта  художественно-эстетического  отношения  к  окружающей  действительности,  интереса  к  иной  культуре.

В  качестве  второго  условия  воспитания  эстетической  культуры  студента  обозначена  приоритетность  интегративно-культурологического  подхода  в  выявлении  эстетико-педагогического  потенциала  иностранного  языка,  позволяющего  актуализировать  наряду  с  отечественной  культурой  ценности  и  ориентиры  культуры  страны  изучаемого  языка.

Эстетико-педагогический  потенциал  иностранного  языка,  ин­тегрирующий  философские,  нравственные,  эстетические  категории  (красота,  гармония,  жизнь,  добро),  обеспечивает  трансформацию  их  в  художественные  образы,  пробуждает  рефлексию  субъекта  на  эсте­тические  ценности.  Обладая  признаком  диалогичности,  произведе­ния  отечественной  культуры  и  культуры  страны  изучаемого  языка  мотивируют  диалог  культур  (эстетический,  исторический,  художественный,  гражданский,  национальный  и  интернациональный)  и  влияют  на  повышение  уровня  эстетической  культуры  студента.

Интегративно-культурологический  подход  позволял  отслеживать  связь  между  искусством  и  иностранным  языком:  ана­лизировать  стили  и  направления,  включать  в  сферу  охвата  множест­во  видов  искусства  (живопись,  музыку,  театр,  кино,  литературу,  ар­хитектуру,  дизайн),  выделять  в  первую  очередь  художественно-эстетическую  значимость  творений.

При  разработке  культуротворческих  ситуаций,  нацеленных  на  воспитание  эстетической  культуры,  мы  включали  знания  эстетиче­ских  категорий.  Часть  занятий  была  направлена  на  расширение  осве­домленности  в  области  эстетики  и  искусства;  представлений  студен­тов  об  эстетической  культуре,  ее  компонентах;  о  значении  эстетиче­ской  культуры  для  развития  личности.  Этому  способствовало  введе­ние  проблемных  вопросов.

Использование  мультимедийного  интегрированного  блока,  включающего  произведения  изобразительного  искусства,  архитектуры,  поэзии  и  прозы  выдающихся  зарубежных  и  отечественных  авторов,  позволяло  дополнять  природу  эстетического  выразительностью  наглядных  форм,  активизировало  художественно-эстетические  способности  студентов,  расширяло  сферу  прилагаемых  педагогических  усилий.  А  именно:  в  ситуациях  содержались  такие  задачи,  факторы,  которые  ставили  студента  перед  необходимостью  самостоятельно  принимать  решения  о  выборе  суждения  (поведения),  давать  ему  нравственно-эстетическую  оценку,  ставить  нравственно-эстетически  оправданную  цель  и  проявлять  волевое  усилие  для  ее  достижения,  выражать  свою  индивидуальность  в  эстетическом  продукте.

На  интернет-конференциях  студенты  знакомились  с  изобразительным  искусством  своей  страны  и  страны  изучаемого  языка  (просмотр  слайдов  французских  художников-импрессионистов  Э.  Мане,  О.  Ренуара,  К.  Моне,  Э.  Дега,  русских  художников  И.  Айвазовского,  И.  Репина,  В.  Сурикова;  видеофильмов  «Эрмитаж»,  «Лувр»;  оформлялись  выставки  репродукций  картин,  посвященные  жизни  и  творчеству  великих  художников).  Просмотр  сопровождался  музыкой  Ж.  Бизе,  М.  Равеля,  Моцарта,  Баха,  стихами  французских  поэтов  Г.  Аполлинера,  П.  Верлена,  Л.  Арагона,  русских  поэтов  Э.  Асадова,  Б.  Окуджавы.  Знакомству  с  киноискусством  страны  изучаемого  языка  предшествовали  походы  в  кинотеатр  с  последующим  обсуждением  фильмов.

Разработанность  культуротворческих  ситуаций,  развивающих  потребность  студента  в  общении  с  прекрасным,  в  эстетической  оценке  художественных  и  жизненных  явлений,  художественно-эстетическом  саморазвитии  выступала  третьим  условием  воспитания  эстетической  культуры  студента.

При  разработке  культуротворческих  ситуаций,  нацеленных  на  воспитание  эстетической  культуры,  мы  включали  знания  эстетических  категорий.  Часть  занятий  была  направлена  на  расширение  осведомленности  в  области  эстетики  и  искусства;  представлений  студентов  об  эстетической  культуре,  ее  компонентах;  о  значении  эстетической  культуры  для  развития  личности.  Этому  способствовало  введение  проблемных  вопросов.

Последовательность  культуротворческих  ситуаций  реализовывалась  в  деятельности  творческих  студий  («Литературная  студия»,  «Музыкальная  гостиная»,  «Клуб  диалога  культур»)  при  использовании  развивающих  заданий  (аксиологический  анализ  произведений  литературы  и  искусства  своей  страны  и  страны  изучаемого  языка)  и  творческих  занятий  (творческая  характеристика  героев  с  акцентом  на  их  ценностные  ориентации  и  сопоставление  с  ценностными  ориентациями  сегодняшнего  студента).

Таким  образом,  первое  организационно-педагогическое  условие  обеспечивало  осознание  эстетической  культуры  как  ценности;  второе  —  развивало  интерес  к  отечественной  культуре  и  культуре  страны  изучаемого  языка;  третье  организационно-педагогическое  условие  способствовало  приобретению  студентом  опыта  эстетического  преобразования  окружающей  действительности  по  законам  красоты.

Реализация  этих  условий  способствовала  расширению  когнитивного  поля  студентов  в  области  иностранного  языка  и  интеркультурной  коммуникации,  выработку  практических  умений  ведения  диалога,  расширения  кругозора  в  области  искусства,  культуры  страны  изучаемого  языка,  умения  создания  эстетики  окружающей  среды,  интерьера,  ансамбля  одежды.

Прогнозируемым  результатом  (за  счет  внедрения  организационно-педагогических  условий)  является  студент  с  высоким  уровнем  воспитанности  эстетической  культуры,  способным  вступать  в  диалог  с  носителем  языка.  Его  отличает  интерес  к  эстетическим  явлениям,  культуротворческим  ситуациям,  убежденность  в  ценности  эстетической  культуры,  эмоционально-нравственная  отзывчивость.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий