Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 18 сентября 2013 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ВКЛАД ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Куракина Елена Анатольевна
Магистрант Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск
CONTRIBUTION OF CHILDREN MOVEMENTS TO EDUCATION. HISTORICAL ASPECT
Elena Kurakina
Undergraduate FAR EASTERN FEDERAL UNIVERSITY, Ussuriisk
АННОТАЦИЯ
В статье автор рассматривает исторический аспект деятельности детских организаций в России и в мире. Акцентирует внимание на их вкладе в воспитание подрастающего поколения.
ABSTRACT
The article is devoted to the historical aspect of children movement in Russia and in the world. Their contribution to education is under discussion.
Ключевые слова: детская организация; воспитание; скаутинг.
Keywords: children's organization, training, scouting.
Одной из важнейших сфер деятельности общества является воспитание подрастающего поколения. Формирование жизненных ценностей, духовно-нравственного воспитания является особенно значимыми в период становления личности. В современном обществе наряду с позитивными изменениями в развитии многих сфер жизни, усилились и негативные тенденции, такие как имущественное неравенство, психологическая деформация и дезорганизация, наблюдается кризис в отношениях с родителями, упадок духовных ценностей, ухудшающаяся криминальная обстановка, которые особенно негативно сказываются на жизни подростков и молодежи. Так же опасными для подрастающего поколения и общества в целом являются такие тенденции как алкоголизм, наркомания, рост преступности, беспризорность среди несовершеннолетних. Очень важную роль играет духовный кризис молодежи. Практически отсутствует духовное и патриотическое воспитание. Школа не в состоянии охватить воспитательной деятельностью внешкольное время подростка. Досуг у молодых людей чаще всего не организован и в связи с этим у детей оказывается, много свободного времени, которое они чаще всего не знают, как провести. В советский период в нашем государстве организацией досуга занималась детская пионерская организация. В современной России такая организация отсутствует. Имеется немало детских кружков и секций, но не каждая семья может себе позволить оплатить занятия в них. Объективным выходом из сложившейся ситуации может стать внедрение и развитие в систему воспитания детских общественных организаций.
Детская общественная организация — на основе определения Е.В. Титовой — это самодеятельное, самоуправляемое объединение детей и разделяющих их идеи взрослых, равноправно участвующих в социально-значимой деятельности, имеющие регулирующие деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или другом учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство [1, с. 90].
Детская общественная организация обладает рядом признаков: ориентированность на достижение некоторой заранее фиксированной цели, что требует совместных и координированных действий: наличие специализированного персонала, прошедшего специальную подготовку и выполняющую функции управления; возможность человека реализовать свои потребности и интересы, но в строго определенных пределах. Эти пределы обусловлены социальным статусом, предписанными ему ролями, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной организации; фиксированное членство; деятельность по защите общих интересов. Так же применительно к детскому движению такие признаки как: не подчиняющиеся государству и системе образования, не являющиеся частью образовательной системы (школы, внешкольных учреждений), но пользующиеся поддержкой государства, а значит поддержкой школы и других образовательных структур; важным является то, что инициируется снизу — детьми и взрослыми, разделяющими общую социальную идею; движение направленно на преобразование окружающей жизни, то есть деятельность такого объединения несет общественно значимый смысл, приносит пользу людям [1, с. 86—87].
Обратимся к истории возникновения детских общественных организаций. До начала XX века в мире было сравнительно немного детских и молодежных объединений. Большей частью они представляли собой клубы, религиозные и спортивные кружки. В среде детей и подростков возросло стремление к странствиям, групповым прогулкам на природу, что приводило к самоорганизации, позволяющей реализовывать эти потребности.
Ярким примером детских организаций стали детские движения в Германии именуемые «Перелетные птицы» и «Юные странники». Ребята в этих движениях накануне выходных дней собирались по 10—12 человек с посохами, рюкзаками, гитарами и отправлялись в ближайшие окрестности. Они изучали свой родной край не по карте, собирали фольклор и распространяли его в городе. Во время каникул устраивали длительные походы на дальние расстояния.
В Америке Сетон-Томпсон организовал движение, которое опиралось на деятельность на природе и индейские традиции. Деятельность «лесных индейцев» включала в себя изучение природы, организацию охоты, лагерные стоянки, умение находить дорогу, ориентируясь по природным приметам, учились вязать узлы, разжигать костры, оказывать медицинскую помощь. Взрослые оказывали помощь в случае необходимости. Большое внимание уделялось физическому развитию — сильное тело означает сильную душу.
В Великобритании, Уильям Александр Смит создал детско-подростковую организацию «Бригада». Она быстро завоевала популярность среди детей, так как предлагала занимательную деятельность. Ребятам нравилось играть в солдат, так же программа дополнялась воскресными уроками по изучению Библии, летними лагерями. Вся деятельность «бригад» отвечала потребностям государства того времени и имела ярко выраженную воспитательную направленность.
Самым ярким и масштабным примером детского объединения была скаутская организация. Скаутское движение возникло ХХ века в Великобритании и объединило в себе опыт существовавших детских и молодежных организаций. Движение скаутов быстро развивалось и охватило все страны Европы.
Скаутское движение (англ. Scouting) — всемирное юношеское движение, занимающееся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей так, чтобы молодёжь могла занять достойное место в обществе. Это достигается путем неформального объединения детей.
Для всей скаутской организации характерна общая идеология, которая сводится к трем основным принципам:
1.Долг перед Богом, т. е. верность исповедуемой каждым религии.
2.Долг перед другими, заключающийся в ответственности перед обществом в самых различных аспектах.
3.Долг перед собой, т. е. ответственность за собственное развитие.
Воспитательная система скаутской организации имеет четыре основных направления:
1.Воспитание природой. Особенно важной эта идея была для городских ребят. Именно им адресованы советы: изучать животный и растительный мир, ухаживать за домашними животными, разводить костры и готовить на них пищу. Сама природа, в отличие от городской среды, имеет огромный положительный воспитательный потенциал.
2.Пропаганда здорового образа жизни заключалась в отказе от пьянства и курения, заботе о здоровье, закаливании, правильном питании, соблюдении личной гигиены.
3.Кодекс чести скаута соответствует кодексу чести джентльмена, а тот, в свою очередь, заимствован из рыцарского кодекса. Скаут должен помогать всем, развивать в себе самодисциплину, активный альтруизм, силу характера. Особое значение отводилось занятиям ручным трудом.
4.Основа воспитания гражданина — верность Отечеству [2, ст. 331].
Основные идеи скаутской системы воспитания были разработаны и воплощены английским офицером Робертом Стефенсоном Смитом Баден-Пауэллом (1857—1941).
Программы скаутов основываются на игре как скаутском методе и способствуют развитию ответственного поведения. Вся деятельность направлена на социальную адаптацию подростков. Особенность скаутизма состоит в совместной деятельности детей и взрослых, родителей. Это способствует преодолению традиционного конфликта между поколениями. Совместная деятельность основана на стремлении быть полезными людям, природе и миру в целом. Скаутизм не заменяет воспитания в семье и школе, а лишь дополняет образовательные и воспитательные социальные институты.
Опыт Баден-Пауэлла был перенесен и на русскую почву. В ХХ веке скаутская организация была создана в России и весьма удачно адаптирована. Традиционно днем рождения первого русского скаутского отряда считается 30 апреля 1909 г., а основателем является штабс-капитан русской армии Олег Иванович Пантюхов.
Главной целью скаутской организации России были: посредством внешкольного физического и нравственного воспитания юношества дать Родине истинных патриотов, здоровых и чистых душой и телом [3, с. 48].
Деятельность скаутов России была очень активной и принесла немало пользы в воспитании подростков. У ребят воспитывали патриотизм, стремление быть полезными и честными гражданами, развивали индивидуальные качества.
С приходом коммунистической власти скаутские организации заменила организация пионеров. Пионерская организация многое заимствовала из скаутинга. Система воспитания тоже имела патриотическую направленность и вовлекала подростков в активную общественную деятельность.
Таким образом, имея богатый исторический опыт деятельности детских организаций, развитие таких организаций может благоприятно сказаться на воспитании подрастающего поколения и оказаться не заменимым при формировании личности подростка. Включаясь в разнообразную деятельность, подросток не только развивается физически, умственно, приобретает навыки, которые могут пригодиться, но и проходит социальную адаптацию. Взрослые, являясь партнёрами, активно взаимодействуют и передают опыт, а так же помогают социализироваться путем передачи жизненного опыта. Детские общественные организации решают специфические задачи, закладывая фундамент личности подрастающего человека.
Список литературы:
1.Мальцева Э.А., Костина Н.М. Детское движение как предмет научного познания.// Вестник Удмурдского университета. — 2008. — Вып. 2 — с. 81—92.
2.Малышева М.М. Детская общественная организация: сравнительный анализ исторических форм.//Педагогика и психология, теория и методика обучения. — с. 330—334.
3.Прокофьева А.К. Историческое развитие. Из истории зарождения молодежного спортивного движения в Забайкалье. //Известия ИГЭА — 2006. — № 3 (48). — с. 101—103.
дипломов
Оставить комментарий