Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 29 мая 2013 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Южанинова Е.Р. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОЙ СИСТЕМЫ ЛИЧНОСТИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXVIII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

ЗАКОНОМЕРНОСТИ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  ЦЕННОСТНОЙ  СИСТЕМЫ  ЛИЧНОСТИ

Южанинова  Екатерина  Рафаэлевна

канд.  филос.  наук,  доцент  ФБГОУ  ВПО  «Оренбургский  государственный  университет»,  г.  Оренбург

E-mail: 

 

LAWS  OF  FUNCTIONING  OF  INDIVIDUAL  VALUES  SYSTEM

Yuzhaninova  Еkaterina  Rafaelevna

Candidate  of  Philosophy,  Associate  Professor  FBGOU  VPO  "Orenburg  State  University",  Orenburg

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  предпринимается  попытка  выявления  и  описания  некоторых  закономерностей  функционирования  и  развития  ценностной  системы  человека,  которая  является  внутренним  каркасом  личности,  обуславливающим  её  «внутренний  духовный  ландшафт»,  нравственную  устойчивость,  жизненную  стратегию  и  тактику.

ABSTRACT

The  paper  attempts  to  identify  and  describe  some  of  the  functioning  and  development  of  the  human  value  system,  which  is  the  inner  frame  of  personality  that  contributes  to  its  «inner  spiritual  landscape»,  moral  stability,  life  strategy  and  tactics.

 

Ключевые  слова:  ценности;  система  ценностей;  закономерности;  личность. 

Keywords:  values;  system  of  values;  laws;  personality.

 

Человек  —  одна  из  самых  больших  загадок  в  этом  мире,  разгадать  которую  пытаются  философия,  психология,  педагогика,  история  и  все  гуманитарные  науки,  каждая  из  которых  выбирает  при  этом  свой  ракурс  исследования.  В  связи  с  этим  предельно  чётко  выразил  одну  из  особенностей  этой  загадки  А.Ф.  Лосев:  «Человек  —  вечная  проблема,  которая  вечно  решается…  —  и  которая  никогда  не  будет  разрешена».  Недостижимость  цели,  тем  не  менее,  не  означает,  что  не  нужно  приближаться  к  решению  хотя  бы  части  этой  головоломки.  Одной  из  важнейших  черт  человека,  на  наш  взгляд,  является  наличие  у  каждого  собственной  системы  ценностей  и  ценностных  ориентиров,  которые  не  только  способствуют  выбору  и  постановке  целей,  но  и  как  компас  указывают  направление  движения  в  соответствии  с  ними,  и,  в  конечном  счёте,  на  наш  взгляд,  определяют  жизненную  стратегию  и  тактику  человека.  В  данной  статье  автор  пытается  приблизиться  к  пониманию  такой  важной  составляющей  любого  человека,  как  его  ценностная  система  через  выявление  и  описание  основных  закономерностей  её  функционирования.

Актуальность  данной  проблемы  очевидна  —  для  каждого  нового  поколения  с  неизбежностью  встают  вечные  вопросы  «кто  я?»  и  «на  что  я  могу  надеяться?»,  а  ответы  на  эти  ключевые  вопросы  человеческого  бытия  зависят  в  том  числе  и  от  того,  что  человек  считает  для  себя  наиболее  важным,  приоритетным,  значимым,  т.  е.  от  его  ценностей.  При  этом  нельзя  дать  раз  и  навсегда  верный  ответ  для  каждого  —  какая  система  ценностей  лучше,  какая  должна  быть  приоритетней  и  т.  д.  Поэтому  человек  и  обречён  на  вечный  самостоятельный  поиск,  на  вечную  «незавершённость  проекта  собственной  личности».  Одна  эта  особенность  уже  ставит  ценностную  проблематику  в  разряд  вечно  актуальных  проблем  гуманитаристики. 

Вторая  составляющая  актуальности  проблемы  в  том,  что  при  каждом  новом  повороте  истории  меняются  конкретные  социо-культурные,  экономические,  политические  условия,  что  влияет  на  формирование,  а  порой  и  сильное  изменение  ценностной  системы  общества  и  личности,  что,  в  конечном  счёте,  изменяет  менталитет  и  весь  облик  человека.  Большинство  учёных  сходятся  во  мнении,  что  в  начале  ХХI  века  происходят  коренные  преобразования  во  всех  областях  и  на  всех  уровнях  жизни,  меняющие  облик  цивилизации,  что  неизбежно  провоцирует  изменения  в  ценностной  системе  человека.  Научная  рефлексия,  на  наш  взгляд,  может  быть  запоздалой,  но  никогда  преждевременной.  Поэтому  выявление  и  описание  закономерностей  существования  ценностной  системы,  динамики  изменения  соотношения  и  «удельного  веса»  тех  или  иных  ценностей  в  мировоззрении  современного  человека,  а  особенно  подрастающего  поколения,  будет  служить  не  только  более  чёткому  представлению  о  происходящих  изменениях  «во  внутреннем  ландшафте»  Homo  sapiens,  но  и  основой  прогноза  на  будущее,  и,  что  немаловажно,  основой  для  выбора  или  конструирования  подходов  и  методик  построения  образовательно-воспитательной  деятельности  в  обществе. 

В-третьих,  нельзя  признать  исчерпывающей  (и  тем  более  окончательной)  теоретическую  разработку  основ  антропологической  и  социальной  аксиологии.  Более  того,  на  настоящий  момент  даже  нет  разделения  этих  двух  направлений  исследования  в  современной  аксиологии.  В  связи  с  вышеизложенным  в  данной  статье  предпринимается  попытка  выявления  и  описания  некоторых  закономерностей  функционирования  и  развития  ценностной  системы  человека.

Не  углубляясь  в  описание  различных  подходов  к  пониманию  категории  «ценность»  и  «ценностная  система»,  перечислим  лишь  важные  для  данной  работы  теоретические  моменты.  Слово  «ценность»  происходит  от  древнегреческого  αχτα,  впервые  упоминаемого  Диогеном  Лаэртским,  в  настоящее  время  в  аксиологии  оформилось  два  противоположных  направления  в  понимании  данной  антропологической  категории.  В  одном  из  них  ценность  рассматривается  как  продукт  сознания.  Источники  ценностей  представители  этого  подхода  связывали  с  биологическими  и  психологическими  потребностями  человека.  Второе  направление  признавало  ценность  объективно  существующим  феноменом.  Источником  ценности  выступает  индивидуальное  сознание,  направленное  на  объект. 

С  середины  ХХ  века  аксиологическая  проблематика  в  отечественной  науке  исследовалась  весьма  активно,  в  это  время  увидели  свет  работы  С.Ф.  Анисимова,  Ю.С.  Борева,  А.В.  Гулыги,  Э.В.  Ильенкова,  А.Г.  Здравомыслова,  М.К.  Мамардашвили,  Б.В.  Орлова,  С.Л.  Рубинштейна,  Л.Н.  Столовича,  В.П.  Тугаринова,  Н.З.  Чавчавадзе,  В.  Ядова.  В.П.  Тугаринов  определил  ценности  как  «явления  (или  стороны,  свойства  явлений)  природы  и  общества,  которые  полезны,  нужны  людям  исторически  определённого  общества  или  класса  в  качестве  действительности,  цели  или  идеала»  [6,  с.  44].  Учёный  выделяет  действительные,  наличные,  мыслительные,  желаемые,  идеальные  ценности.  В.А.  Городилов  обозначает  ценности  как  значимость  объекта  для  субъекта  [1].  М.С.  Каган  —  как  внутренний,  эмоционально  усвоенный  субъектом  ориентир  его  деятельности,  и  потому  ценность  воспринимается  им  как  его  собственная  духовная  интенция  [3].  Э.В.  Ильенков  отмечает,  что  ценности,  с  одной  стороны,  имеют  объективное  содержание,  но,  с  другой  стороны,  зависимы  от  сознания  субъекта,  так  как  для  их  продуцирования  и  движения  необходима  субъективная  (общечеловеческая)  оценка  [2].  Автору  статьи  близки  точки  зрения  М.С.  Кагана  и  Э.В.  Ильенкова,  поэтому  под  ценностью  нами  понимается  эмоционально  переживаемое  представление  личности  о  наиболее  значимом  и  желаемом,  которое  выступает  внутренним  ориентиром  действий  субъекта  и  зависит  от  конкретных  социально-исторических  условий.

Пониманию  сути  любого  явления  всегда  способствует  выявление  тех  закономерностей,  по  которым  существует  данное  явление.  При  этом  под  законом  подразумевается  необходимое,  существенное,  устойчивое,  повторяющееся  отношение  между  явлениями.  В.П.  Тугаринов  дает  следующее  определение  закона:  «Закон  есть  такая  взаимосвязь  между  существенными  свойствами  или  ступенями  развития  явлений  объективного  мира,  которая  имеет  всеобщий  и  необходимый  характер  и  проявляется  в  устойчивости  и  повторяемости  этой  связи»  [5,  с.  27].  Таким  образом,  закон  отражает  существенную  связь,  носит  необходимый,  всеобщий  и  повторяющийся  характер,  реализуется  во  всех  случаях.  Закономерность  отличается  от  закона  тем,  что  не  носит  всеобщего  характера,  проявляется  не  столь  устойчиво  и  проявление  закономерности  зависит  от  ряда  условий.  В  данной  статье  мы  предпринимаем  попытку  выявления  закономерностей  функционирования  ценностной  системы  человека. 

Закономерность  взаимозависимости  и  взаимовлияния  ценностной  системы  общества  и  ценностной  системы  личности.  С  одной  стороны,  наблюдается  огромное  влияние  ценностной  системы  общества  и  особенностей  процессов,  в  нём  протекающих,  на  ценностную  систему  личности,  которая  интегрирована  в  систему  социальных  отношений  и  не  может  не  испытывать  воздействие  общества.  Каждая  отдельная  личность  формируется  в  конкретных  исторических  условиях  и  поэтому  может  рассматриваться  как  зеркало  общества.  Но,  с  другой  стороны,  общество  состоит  из  личностей  и  общий  вектор  его  направленности  будет  зависеть  от  индивидуальных  жизненных  векторов,  соответственно,  каждый  отдельный  человек  влияет  на  систему  ценностей  общества,  внося  свой,  пусть  и  малый  вклад.

Закономерность  относительной  автономности  ценностной  системы  человека.  Человек  диалектичен  по  своей  природе  —  в  нём  органично  сочетаются  установка  на  преобразование,  изменение,  достраивание  себя  в  соответствии  со  своим  идеалом  и,  с  другой  стороны,  в  человеке  есть  некий  внутренний  «каркас  жёсткости»,  обеспечивающий  существование  его  «я»,  нечто  обуславливающее  его  самоидентичность  и  тождественность  самому  себе.  Человеку  при  всей  его  изменчивости  крайне  необходима  константность  определённых  частей  его  личности,  в  противном  случае  отсутствие  постоянства,  верности  самому  себе  приводит  к  растворению  личности,  к  её  распылению,  аннигиляции.  Этого  не  происходит  вследствие  действия  двух  уравновешивающих  друг  друга  сил  —  стремления  к  изменению  и  стремления  к  постоянству.  Каждая  личность  в  определённой  степени  обладает  самостоятельностью  и  автономностью  в  выборе  и  принятии  тех  или  иных  решений,  не  взирая  на  специфику  разворачивающейся  вокруг  жизненной  ситуации.  Поэтому  даже  если  в  общественном  сознании  происходят  подвижки,  ценностная  система  общества  претерпевает  изменения,  личность  может  продолжать  сохранять  практически  неизменными  свои  ценности,  ценностные  установки  и  ориентиры.

Закономерность  сложности,  неоднородности,  изменчивости  состава  ценностной  системы  человека.  В  мировоззрении  любого  человека  есть  ценности  разного  уровня  и  разного  порядка  —  витальные,  материальные,  духовные,  ценности-цели,  ценности-средства  и  т.  д.  Чем  активнее  личность  в  освоении  и  преобразовании  себя  и  мира,  тем  более  богата  её  ценностная  система.  Как  правило,  внутренне  богатый  человек  обладает  развитой  ценностной  системой  с  четко  выстроенной  вертикалью,  верхушкой  которой  являются  ценности  познания,  гуманизма,  духовности,  толерантности,  свободы  и  творчества.  Но  любая  ценностная  система  включает  и  более  простые,  но  жизненно  необходимые  ценности,  следование  которым  обеспечивает  само  существование  человека.  Однако  личность  —  результат  длительной  внутренней  индивидуальной  эволюции,  а  эволюция,  как  известно,  идёт  от  более  простых,  примитивных  форм  к  более  сложным  и  развитым,  следовательно,  ценностная  система  человека  развивается  в  соответствии  с  этим  принципом.  Разнородность,  разносоставность  ценностей,  их  определённая  иерархия  и  уникальная  комбинация  обеспечивают  уникальность  и  неповторимость  внутреннего  мира  каждого  отдельного  человека. 

Закономерность  неравномерного,  нелинейного  развития  ценностной  системы.  В  развитии  ценностной  системы  человека  есть  периоды  относительно  спокойного,  эволюционного,  поступательного  развития,  когда  вновь  приобретённые  или  уже  имеющиеся  и  осознаваемые  ценности  укрепляются,  человек  постепенно  выстраивает  жизненную  политику  в  соответствии  с  ними.  И  есть  периоды  кризисные,  периоды  революционной  ломки.  Кризис  может  идти  несколькими  путями:  отказ  от  уже  имеющегося,  резкое  изменение  «удельного  веса»  ценности  и  её  места  в  иерархии,  вхождение  в  систему  новых,  особо  значимых  ценностей.  Так  или  иначе,  кризис  вызывает  серьёзные  изменения  в  составе  ценностей  и  их  иерархии.

Мы  согласны  с  точкой  зрения  Л.В.  Мосиенко  [4],  разделяющей  ценности  на  ценности-константы  и  ценности-мигранты.  Последние  обладают  импульсностью,  обеспечивают  не  только  динамичность  ценностной  системы  и  её  относительную  нестабильность,  провоцируя  точки  бифуркации  (термин  синергетики)  в  развитии  системы,  но  за  счёт  этого  возможность  дальнейшего  развития  и  совершенствования  личности.  Следовательно,  основная  функция  этих  ценностей  —  развитие  системы.  Ценности-константы  являются  системообразующими,  обеспечивающими  не  только  целостность,  но  и  устойчивость  функционирования  системы,  особенно  в  кризисных  ситуациях.

Закономерность  зависимости  сложности  ценностной  системы  от  активности  жизненной  позиции  личности.  Система  ценностей  зависит  от  количества  и  качества  социальных  контактов  человека,  широты  круга  его  общения  и  уровня  развития  близких  ему  людей,  от  включённости  его  в  разнообразные  виды  деятельности.  С  одной  стороны,  человеку  необходим  эталонный  образец,  планка,  до  которой  возникает  желание  дотянуться,  вырасти,  что  может  обеспечиваться  нахождением  этого  эталона  в  кругу  общения,  а  с  другой  стороны,  человек  развивается  и  совершенствуется  только  в  деятельности,  поэтому  такое  значение  имеет  разнообразность  и  сложность  деятельности.

Закономерность  развития  ценностной  системы  личности  по  пути  от  максимальной  динамики  к  стагнации  процессов  изменения  в  структуре  и  составе  ценностной  системы.  Данная  закономерность  отражает  логику  развития  человека  в  целом  и  его  мировоззрения  в  частности.  На  наш  взгляд,  в  ценностной  системе  любого  человека  есть  ценности,  встроенные  в  его  мировоззрение  уже  длительное  время,  как  правило,  с  детства.  Их  особенность  в  данной  структуре  —  константность,  неизменность  их  присутствия,  что  позволяет  человеку  оставаться  самим  собой.  Но  на  разных  этапах  развития,  по  мере  освоения  человеком  разных  видов  деятельности,  интеграции  в  различного  типа  сообщества,  социализации  в  целом,  его  мировоззрение,  особенно  в  подростковый  период  и  в  студенческие  годы,  активно  достраивается,  человек  интериоризирует  большое  количество  новых  для  себя  ценностей.  Со  временем  динамика  изменений  начинает  «затухать»,  ценности  обретают  в  иерархии  закреплённость  и  определённую  значимость,  всё  меньше  изменяется  состав,  прекращается  движение  ценностей  «по  вертикали».  Не  секрет,  что  человек  очень  часто  со  временем  становится  косным,  консервативным,  менее  активным  в  познавательном  и  социальном  плане.  К  счастью,  определённой  страховкой  от  этого  отчасти  негативного  явления  становится  наличие  в  ценностной  системе  человека  ценности  постоянного  развития  и  самосовершенствования.  Таким  образом,  богатый  состав  и  структура  ценностной  системы  влияет  на  её  здоровую  динамику  и  необходимую  константность,  обеспечивая  жизнеустойчивость  мировоззрения  в  целом.

Подводя  итоги,  ещё  раз  отметим,  что  аксиологическая  проблематика  в  гуманитаристике  является  постоянно  актуальной,  но,  тем  не  менее,  недостаточно  исследованной.  Автор  рассматривает  ценность  как  эмоционально  переживаемое  представление  личности  о  наиболее  значимом  и  желаемом,  которое  выступает  внутренним  ориентиром  действий  субъекта  и  зависит  от  конкретных  социально-исторических  условий.  Автор  выделяет  шесть  закономерностей  функционирования  ценностной  системы  личности,  которая  является  внутренним  каркасом  личности,  обуславливающим  не  только  её  «внутренний  духовный  ландшафт»,  но  и  нравственную  устойчивость,  жизненную  стратегию  и  тактику.

 

Список  литературы:

  1. Городилов  В.А.  Идентификация  и  самооценка  как  факторы  формирования  ценностных  ориентаций  молодёжи  //  Ценностный  мир  современной  молодёжи:  на  пути  к  мировой  интеграции.  М.,  1994.  —  180  с.
  2. Ильенков  Э.В.  Идеал  //  Философия  и  культура.  М.:  Издательство  Московского  психолого-социального  института,  2010.  —  808  с.
  3. Каган  М.С.  Философская  теория  ценности.  СПб.:  Петрополис,  1997.  —  205  с.
  4. Мосиенко  Л.В.  Ценностное  самоопределение  студентов  в  пространстве  университетской  субкультуры.  Оренбург:  ООО  ИПК  «Университет»,  2012.  —  347  с.
  5. Тугаринов  В.П.  Законы  объективного  мира,  их  познание  и  использование.  —  Л.:  Лениздат,  1955.  —  163  с.
  6. Тугаринов  В.П.  Марксистская  философия  и  проблема  ценности  //  Проблема  ценности  в  философии.  М.:  Наука,  1966.  —  147  с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Уважаемые коллеги, издательство СибАК с 30 марта по 5 апреля работает в обычном режиме