Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 29 мая 2013 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
НЕКОТОРЫЕ ОБЩЕСТВЕННО-СЕМЕЙНЫЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ НА ПОДОЛЬЕ (В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА)
Мельник Юлия Викторовна
аспирант каф. педагогики Винницкого педагогического университета, г. Винница, Украина
E-mail:
SOME SOCIAL BACES FOR MORAL EDUCATION IN THE PODOLIAN’S FAMALIES (THE EARLY TWENTIETH CENTURY)
Yuliya Melnyk
Graduate student of Vinnitsa State Pedagogical University Vinnitsa, Ukraine
АННОТАЦИЯ
В статье исследованы некоторые общественно-семейные основы воспитания детей на Подолье в начале ХХ века.
ABSTRACT
The article presents some spiritual, social and moral features in the Podolian's upbringing process.
Ключевые слова: Народные знания; нравственные качества; общество; процесс воспитания.
Keywords: The upbringing process; national knowledge; moral character; society.
Семья является одним из главных социальных институтов, призванных обеспечить воспитание человека с высоким уровнем нравственного сознания, а также сохранять и развивать традиционную культуру населения. Существующие пробелы в духовной, общественной и нравственной сфере личности обусловливают осмысление проблемы воспитания в условиях современных изменений.
Задачей современного общества является формирование личности, которая будет иметь базовые знания национальной культуры и будет ориентированной на развитие народных и семейных духовных ценностей.
Таким образом, для утверждения общечеловеческих ценностей необходимо детальное изучение опыта семейного воспитания, через призму духовно-нравственного развития общества.
Анализ последних исследований свидетельствует, что внимание современных педагогов сосредотачивается, в основном, на проблемах нравственного и семейного воспитания дошкольников (О. Кошеливская, Т. Фасолько) и младших школьников (С. Бакулина, А. Безверхий, А. Матвиенко, В. Плахтий, В. Салко). В исследованиях также неоднократно рассматривались вопросы воспитанности личности (А. Богданова, Л. Божович, А. Ковтунова.).
Теории духовного и культурологического развития личности изучали М. Бахтина, В. Библера, М. Каган, А. Лосева, Е. Бондаревская. Несмотря на достаточное количество научных робот в сфере педагогики, на сегодняшний день остро стоит проблема необходимости повышения морального и духовного развития общества, в целом.
Проанализировав большое количество источников по истории педагогики и этнопедагогики, можно сделать вывод, что каждому исследователю истории в данной сфере науки присущи свои мнения относительно процесса духовно-нравственного воспитания детей в украинских семьях.
Известный научный деятель С. Кульчицкий в историческом журнале «История и время: Размышления историка» отмечает, что важной составляющей нравственного воспитания является система народных знаний и традиционная украинская культура. Для подтверждения своей мысли, автор дал определение понятию народные знания: «это важная составляющая традиционной бытовой культуры украинской семьи, рациональные сведения из различных отраслей семейных знаний, приобретенные на протяжении многовековой трудовой деятельности народа» [4, с. 5]. Педагог объяснил, что потребность в развития хозяйства заставила человека осваивать закономерности в природе, наблюдать небесные светила, познавать и объяснять различные явления окружающего мира, а также передавать свои знания молодому поколению для сохранения обычаев подольской семьи [3, с. 6].
Изучив ряд соответствующей литературы можно заметить, что В. Дьяков в книге «Фольклор чудес» достаточно четко освещает все особенности данного вопроса, указывая на то, что начало ХХ века отмечалось значительным ростом влияния науки на развитие традиционной жизни общества, а именно: стремительным ростом уровня образованности детей, а также постепенное ослабление суеверных представлений и верований. Однако этот процесс имел и свои недостатки, такие как: девальвация значимости рациональных сведений в сфере нравственного воспитания и нигилистическое отношение к бесценным сокровищам народного опыта, что в результате привело к разрушительному влиянию на многовековые традиционные представления об украинской семье [3, с. 3].
В процессе ознакомления с историческими источниками Винницкого государственного архива, удалось найти выражение известного общественного деятеля А. Белецкого, «... заново переваривались мировоззрения, удивительно менялись люди», что свидетельствует об эволюции общественного сознания украинского народа в начале ХХ века [2, л. 2].
Анализируя основы духовно-нравственного процесса воспитания необходимо учитывать и реальную общественную атмосферу 20-х годов, в которой протекали жизненные процессы украинской семьи. Официальные идеологические институты направляли усилия «... на организацию психики и сознания широких крестьянских масс в духе пролетарской революции». При этом полностью игнорировался тот факт, что крестьянство жило своей духовной жизнью и имело возможность производить общественные идеи самостоятельно [2, л. 14].
В историко-монографическом исследовании А. Пономарева освещены некоторые аспекты нравственного воспитания молодежи, которые имеют тесную связь с культурными традициями народа [5, с. 5]. Ученый отмечает, что основными моральными и этическими положениями в семье в начале ХХ века были: трудолюбие, доброжелательность, искренность, отзывчивость, взаимопомощь и любовь к родной земле, а также уважительное отношение к родителям и старшим, обязательное сохранение культурных традиций своего края [5, c. 11].
В ходе изучения обрядовой поэзии и народного искусства удалось установить, что в подольской семье бытовало уважительное отношение к образованию, а детям старались привить определенные эстетические представления и вкусы [3, с. 130].
С детства родители беспокоились о здоровье и развитии детей, приучали к трудолюбию и необходимым трудовым навыкам. Согласно данным Винницкого государственного архива, дети 5—6 лет пасли гусей, помогали по хозяйству, ухаживали за младшими братьями и сестрами, то есть постепенно приучались к выполнению постоянных хозяйственных обязанностей. В начале ХХ века бытовые обязанности традиционно делились на женские и мужские, девочки убирали в доме, пололи в огороде, ухаживали за детьми и т. д… Мальчики занимались заготовкой дров, пасли скот, молотили хлеб, помогали на пасеке и т. п.
Изучив педагогические и этнографические материалы библиотек и архивов, можно отметить, что молодежь с 16 лет работала наравне со взрослыми. О юношах такого возраста говорили: «он уже косарь», что свидетельствовало об опыте в бытовых делах [2, л. 10].
В. Дьяков в книге «Фольклор чудес в советской Украине 1920-х годов» за основу духовного и нравственного воспитания подает следующие воспитательные народные традиции: детские и молодежные игры, развлечения и обряды, сказки и пословицы адресованные детям. Ученный утверждает, что в играх имитировались определенные производственные процессы, в колядках воспевался крестьянский труд, а самодельные игрушки копировали земледельческий инвентарь [3, с. 134].
Подводя итог изложенному выше, можно выделить следующие элементы исследования основ духовно-моральной, а также общественной жизни подольского крестьянства: [5, с. 12].
1. Народная философия (морально-философские размышления о «вечных» проблемах жизни).
2. Политическое сознание (общественные идеалы крестьянства, отношение к политическим и государственным институтам.).
3. Экономическое сознание (представления о формах землевладения и землепользования и т. д.).
4. Правовое сознание (представление о правопорядке и законности, судопроизводство, отношение к правовым институтам).
5. Национальное сознание (патриотизм, любовь к родной земле).
6. Мораль (моральные принципы повседневной жизни).
7. Религиозная жизнь.
8. Народнопоэтическое — творчество (письменная и устная речь).
9. Традиции, верования, праздники, обряды и обычаи.
10.Социальние настроения и переживания [5, с. 13].
Понятно, что этот перечень не исчерпывает всего богатства духовной и общественной жизни подольского крестьянства в 20-е годы XX века. Сложная природа духовной жизни украинской семьи не только допускает, но и предполагает возможность дальнейшего конкретно-исторического исследования этого сложного направления.
В арсенале народной педагогики, на сегодняшний день, гораздо больше различных форм и средств для воспитания порядочного человека, нежели в начале ХХ века. Однако, основной задачей современного украинского общества, в условиях постоянных культурных новаций, является сохранение результатов богатого жизненного опыта и знаний наших предков.
Список литературы:
- Державний архів Вінницької області (далі ДАВО). — Ф.Р-254. — Оп. 1. — Спр. — 208.
- Державний архів Вінницької області — Ф.Р-1882. — Он. 1. — Спр. 10. — Арк. 1—30.
- Дяків В.М. «Фольклор чудес» у підрадянській Україні 1920-х років / В.М. Дяків // — Л.: Інститут народознавства НАН України, 2008. — С. 256.
- Кульчицький С.В. Історія і час: Роздуми історика / С.В. Кульчицький // Укр. іст. журн. — 1992. — № 4. — С. 6—5.
- Пономарьов А.П. До проблеми регіональних історико-етнографічних досліджень Поділля / А.П. Пономарьов, Артюх Л.Ф., Балушок В.Г. та ін. // — К.: НКЦ «Доля», 1994. — С. 5—13.
дипломов
Оставить комментарий