Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 29 мая 2013 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Балабанова Г.А. РОЛЬ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЦЕЛОСТНОГО МИРОПОНИМАНИЯ ЛИЧНОСТИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXVIII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

РОЛЬ  АСТРОНОМИЧЕСКИХ  ЗНАНИЙ  В  ФОРМИРОВАНИИ  ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ  СОСТАВЛЯЮЩЕЙ  ЦЕЛОСТНОГО  МИРОПОНИМАНИЯ  ЛИЧНОСТИ

Балабанова  Галина  Анатольевна

старший  научный  сотрудник  Центра  педагогики  М.  Монтессори,  Белгородского  государственного  национального  исследовательского  университета  (НИУ  «БелГУ»),  г.  Белгород

E-mail: 

 

ROLE  OF  ASTRONOMICAL  KNOWLEDGE  IN  FORMATION  OF  THE  ECOLOGICAL  COMPONENT  OF  HOLISTIC  WORLD  OUTLOOK  OF  THE  PERSONALITY

Galina  Balabanova

senior  research  scientist  of  the  Center  of  pedagogics  M.  Montessori  of  National  Research  University  “Belgorod  State  University”  /  “BelSU”,  Belgorod

 

АННОТАЦИЯ

Автором  рассматривается  проблема  формирования  целостного  миропонимания  как  ителлектуально-познавательного  компонента  мировоззрения  личности.  Акцент  в  статье  делается  на  рассмотрении  экологического  аспекта  миропонимания.  Особая  значимость  в  разрешении  проблемы  формирования  экологической  составляющей  целостного  миропонимания  отводится  астрономическим  знаниям.

ABSTRACT

The  author  considers  a  problem  of  the  holistic  world  outlook  formation  as  itellektualno-informative  component  of  world  outlook  of  the  personality.  The  emphasis  in  article  is  placed  on  consideration  of  ecological  aspect  of  world  outlook.  The  special  importance  in  permission  of  a  problem  of  formation  of  an  ecological  component  of  holistic  world  outlook  is  allocated  for  astronomical  knowledge.

 

Ключевые  слова:  целостное  миропонимание,  экологическая  составляющая  миропонимания,  астрономические  знания.

Keywords:  holistic  world  outlook,  ecological  component  of  world  outlook,  astronomical  knowledge.

 

Система  образования  как  социальный  институт  призвана  формировать  тип  личности,  миропонимание  которой  соответствует  вызовам  времени.  Характерной  особенностью  настоящего  этапа  развития  общества  является  процесс  глобализации,  представляющий  собой  сложное  явление,  имеющее  как  положительные,  так  и  негативные  стороны.  Процесс  глобализации  сопряжен  с  появлением  глобальных  проблем,  требующих  своего  разрешения.  Эта  задача  стоит  перед  современным  человечеством  и  перед  новым  поколением.  Именно  поэтому  особую  значимость  в  современных  условиях  приобретает  проблема  формирования  целостного  глобального  миропонимания,  которая  представляет  собой  основу  мировоззрения,  определяющего  характер  отношения  личности  к  окружающему  миру  и  понимания  ею  своего  места  в  нем.

Мировоззрение  описывается  как  совокупность  взглядов,  оценок,  принципов,  определяющих  обобщенное  видение,  понимание  мира,  места  в  нем  человека  и,  вместе  с  тем,  жизненные  позиции,  программы  поведения,  действий  людей.  Мировоззрение  включает  в  себя  следующие  компоненты:  миропонимание,  мироотношение  и  мироощущение,  где  миропонимание,  как  совокупность  определенных  знаний  о  мире,  выступает  в  качестве  главного,  интеллектуально-познавательного  аспекта.

В  соответствии  с  научными  представлениями  (Галькиева  З.Х.,  Кувшинов  Ю.А.,  Кульков  Ю.П.,  Полещук  П.В.  и  др.),  экологическое  мировоззрение  —  это  система  обобщенных  знаний  об  окружающем  мире,  месте  в  нем  человека,  о  возможных  взаимосвязях  в  системе  «человек  —  окружающий  мир»,  трансформирующихся  во  внутренний  план  действий  субъекта  в  виде  экологических  взглядов,  убеждений,  идей,  которые  проявляются  в  суждениях  и  активной  деятельности  субъекта  по  сохранению  окружающей  среды  и  собственного  здоровья.  Экологизация  мировоззрения  предполагает  проникновение  в  сознание  человека  экологических  идей,  понятий,  стратегий  и  технологий  взаимодействия  с  природой.

В  качестве  концептуальной  методологической  основы  экологического  мировоззрения  личности  целый  ряд  современных  исследователей  (В.П.  Казначеев,  Н.Н.  Моисеев,  С.Г.  Семенова,  В.С.  Степин,  Ю.В.  Олейников  и  др.)  полагают  философские  и  научные  идеи  ученых-космистов.  Особый  акцент  в  данной  методологии  делается  на  творческом  наследии  В.И.  Вернадского,  К.Э.  Циолковского,  А.Л.  Чижевского,  Н.Ф.  Федорова,  Н.Г.  Холодного,  П.  Тейяра  де  Шардена  и  др. 

Формирование  в  образовательном  процессе  взглядов,  убеждений,  идеалов  и  нравственных  принципов  экологического  мировоззрения  личности  обеспечивается  на  основе  интегрированных  в  определенную  систему  знаний  из  различных  естественнонаучных  и  гуманитарных  областей.  В  плане  формирования  экологического  мировоззрения  личности  на  основе  методологии  космизма  особое  место  отводится  астрономии. 

Астрономия  в  большей  степени,  чем  любая  другая  наука,  связана  с  мировоззренческими  вопросами,  поскольку  именно  она  вносит  наибольший  вклад  в  определение  места  и  роли  во  Вселенной  как  отдельного  человека,  так  и  всего  человечества.

В.В.  Казютинский,  размышляя  о  роли  в  развитии  современной  научной  картины  мира  пишет:  «Современная  астрономия  переживает  новую  эпоху  великих  открытий,  по  своим  масштабам  явно  превосходящих  те,  которые  в  свое  время  были  сделаны  Галилеем.  Открытие  грандиозного  по  своим  масштабам  мира  галактик  —  Метагалактики  —  и  обоснование  вывода  о  ее  расширении,  обнаружение  новых  типов  небесных  объектов,  многие  из  которых  как-то  связаны  с  проявлением  процессов  нестационарности,  сопровождающихся  выделением  фантастических  количеств  энергии  (…),  включение  человека  в  процессы  глобального  эволюционизма  и  самоорганизации  Вселенной  —  все  эти  достижения  потрясли  научную  картину  мира»  [1,  с.  137].

Сформированные  на  основе  астрономии  представления  о  Мире  как  Вселенной,  о  её  составе,  строении,  связях  космических  объектов  и  их  систем  выводят  мышление  человека  на  глобально-космический  уровень,  что,  в  свою  очередь,  является  на  сегодняшний  день  обязательной  характеристикой  экологического  мировоззрения  личности.  Система  астрономических  понятий  (звезда,  планета,  галактика,  Солнечная  система,  пространство,  время  и  др.)  задают  в  процессе  обучения  определенный  подход,  а  также  способ  осмысления  мира  как  космо-планетарного  единства,  формируют  целостный  образ  жизненного  мира  человека.  Интегративная  картина  Вселенной  выступает  для  личности  в  качестве  своеобразной  схемы  единства  Мира  и  поэтому  играет  основополагающую  роль  в  формировании  её  экологического  мировоззрения.  Астрономические  законы  выражают  внешние  и  внутренние  существенно-необходимые  связи  между  космическими  объектами,  процессами  и  явлениями.  Астрономические  теории  представляют  собой  систему  знаний  о  Вселенной,  объясняют  природу  космических  объектов,  механизмы  космических  процессов  и  их  взаимосвязи.

Понимание  индивидом  взаимосвязей  объектов  и  явлений  Вселенной  с  позиций  астрономии,  формирование  представлений  о  характере  космических  процессов  с  позиций  астрофизики  является  условием  усвоения  экологических  причинно-следственных  связей  взаимодействия  биосферы  и  космоса.  Эти  представления  обеспечивают  формирование  глубокого  убеждения  в  том,  что  все  формы  и  ступени  развития  мировой  субстанции  —  неорганической,  органической  и  социальной  природы  находятся  между  собой  в  неразрывной  взаимосвязи  и  взаимозависимости.  В  соответствии  с  методологическими  положениями  космизма,  в  содержании  образования,  нацеленного  на  формирование  экологического  мировоззрения  личности,  должны  иметь  место  астрономические  знания  о  глобальной  эволюции,  возникновении  и  развитии  Вселенной,  о  появлении  в  ней  феномена  жизни,  о  влиянии  космических  факторов  на  возникновение,  существование  и  развитие  жизни  и  разума  на  Земле. 

В  процессе  глобальной  эволюции  человек  становится  объектом  целостного  Космоса  не  столько  как  живое  существо,  сколько  как  разумное,  способное  наблюдать,  творить,  взаимодействовать  с  окружающим  миром  и  одновременно  быть  зависимым  от  него.  Задачи  освоения  Космоса  заставляют  человечество  осознать  себя  как  единое  целое,  как  единый  субъект,  вписанный  в  необразимое  космическое  пространство.  Современные  исследователи  указывают  на  на  необходимость  осознать  место  Человечества  по  отношению  к  Космосу  не  в  детерминированном  ряду  связей  и  зависимостей,  а  в  ценностной  ранжировке  явлений.  По  мнению  ученых,  место  человечества  в  миропорядке,  подлинный  масштаб  его  возможностей  могут  быть  охвачены  и  выражены  лишь  с  этих  позиций.  Таким  образом,  содержание  образования  должно  способствовать  культивированию  у  человека  новой  системы  ценностей,  основанной  на  понимании  жизни  как  космического  явления.  Это  общеметодологическое  положение  является  приоритетным  в  разрешении  проблемы  отбора  содержания  образования  по  астрономии.

Астрономические  знания  помогают  понять,  что  гармония  человека  и  космоса  представляет  собой  созвучие  человеческих  поступков  космическому  миропорядку,  соразмерность  частей  в  рамках  целого.  Современному  экологическому  мировоззрению  созвучно  понимание  гармонии  человека  и  мира  как  индивидуальной  активности,  стремления  личности  к  самовыражению,  предполагающему  не  разрушительный,  а  созидательный  результат,  направленный  на  сохранение  миропорядка  в  космо-планетарном  масштабе.

Формирование  экологического  мировоззрения  личности  в  целом  и  её  астрономической  составляющей,  в  частности,  выступает  фактором  обеспечения  гарантированного  выживания  и  экологической  безопасности  человечества.

 

Список  литературы:

  1. Казютинский  В.В.  Космос  и  человек  в  зеркале  философских  дискуссий  //  Философия  естествознания:  ретроспективный  взгляд.  М.,  2000.  —  С.  137—168.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий