Статья опубликована в рамках: XXV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 06 марта 2013 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Педагогическое мастерство и профессиональное саморазвитие педагога: проблемы и перспективы развития
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
КРЕАТИВНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМОРАЗВИТИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Фрицюк Валентина Анатолиевна
канд. пед. наук, доцент ВГПУ им. М. Коцюбинского
г. Винница, Украина
Е-mail: dslghfw.dfyyz@mail.ru
Определение личностных качеств будущего педагога, особенностей его профессиональной деятельности и развития, формирование умений саморазвития является сегодня одним из основных направлений усовершенствования педагогического образования. Подготовка будущего учителя должна строиться как система условий для обеспечения его профессионального развития и саморазвития. Необходимо, чтобы современный учитель теоретически и практически был способен проанализировать собственные профессиональные возможности и на этой основе мог сформировать программу собственного дальнейшего профессионального роста на любом этапе профессиональной деятельности.
Достичь этого можно путем формирования готовности будущих учителей к профессиональному саморазвитию. К сожалению, в подготовке учителей есть еще много несогласованных вопросов, а в разработках ее теоретических основ есть еще много нерешенных проблем, в частности, подготовки будущих учителей к профессиональному саморазвитию.
Считаем, что креативность является важным фактором профессионального саморазвития будущего учителя. Наиболее упорядоченные определения относительно креативности находим у исследователей, которые делают акцент на особенностях или качествах личности. Например, Дж. Гилфорд определяет креативность как универсальную способность, которая содействует успешному творческому мышлению [8], а Э. Торренс — как способность к обостренному восприятию проблем, связанных с недостаточностью знаний [9]. В российской психологии креативность рассматривается как общая способность к творчеству (В.Г. Дружинин), определенное особое качество человека, которое предопределяет способность проявлять социально значимую творческую активность [1].
Креативность — одно из ярких индивидуальных качеств личности, черта, которая определяет гибкое и конструктивное восприятие, мышление и поведение человека [6].
Многие исследователи соглашаются с тем, что креативность является одной из важных черт личности интегративно-комплексного характера, которая связана практически со всеми другими ее чертами. Она проявляется на разных уровнях несознательном, сознательном, как в индивидуальной деятельности, так и в социально-ролевом плане. Исследователи доказали многочисленные связи креативности с разными качествами личности, утверждая, что креативность как личностное качество отображается во всех компонентах поведения и деятельности человека и коррелирует с такими индивидуальными особенностями психических процессов (мышление, восприятие, воображение, ощущение, эмоции, воля, память, внимание), которые содействуют достижению творческих результатов в деятельности, в том числе, по нашему мнению, в педагогической.
Подавляющее большинство исследователей, с их мыслью совпадает и наша, определяет креативность как нормативное явление, присущее всем в разной мере, то есть такое, на развитие которого можно влиять.
Анализ литературы показал, что выявление и развитие этого качества осуществляется под влиянием разных условий, которые могут случайно сложиться или быть специально организованными (активное обучение, тренинги и др.).
Анализ разных концепций креативности показывает, что это качество наиболее полно раскрывается и развивается при наличии благоприятных условий креативной среды: когда стимулируется творчество; допускается "отклонение" во взглядах; есть возможность рисковать и нет наказания за ошибки; существует атмосфера доверия, уважения, признание независимости и т. д.
Творческой направленности учительской деятельности уделялось большое внимание в роботах педагогов-классиков (К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и др.). По глубокому убеждению С.Т. Шацкого, творческие способности есть почти у всех, нужно только создать благоприятные условия для их выявления, развития и углубления. И.Я. Лернер и М.М. Скаткин обратили внимание на то, что способность к творчеству каждый человек может реализовать на разном уровне. Только целенаправленное обучение, по их мнению, дает возможность обеспечить высокий уровень развития этого качества [3, 4].
В.О. Сластенин и Л.С. Подымова также подчеркивают творческую сущность педагогической работы. Учитель-новатор в педагогической деятельности обязательно включается в креативный процесс, который актуализируется в креативном результате. Этот результат оказывается не только в материальных и духовных ценностях, но и в личностном преобразовании во время создания не только субъективно, но и объективно нового продукта [5].
Рассматривая инновационную деятельность учителя, В.О. Сластенин и Л.С. Подымова выделяют креативность как один из самых важных ее факторов, необходимый для создания новых программ, учебников, а также для модификации этого нового на уровне воплощения.
Творчество — не какая-то отдельная сторона педагогической работы, а наиболее существенная и необходимая ее характеристика. Способность видеть, ставить и оригинально решать педагогические проблемы, быстро ориентироваться в ситуациях, которые возникают, предусматривать результаты называют педагогической креативностью. Ф.М. Гоноболин выделяет ведущую роль такого качества как важного показателя педагогических способностей [5, с. 41].
В последние годы увеличилось количество исследований по проблемы креативности, которые воплощают комплексный подход к ней с позиций разных научных областей. Так, Н.Ф. Вишнякова в работе "Креативная психопедагогика" предлагает свой вариант креативной парадигмы образования [2]. Триединство креативных процесса, результата и личности в философском (креасофия), психологическом (креалогия), педагогическом (креагогика) аспектах и в акмеологии позволяет более глубоко осознавать креативную парадигму образования.
Образовательная парадигма XXI ст. пополняется категорией "креативная психолого-педагогическая технология". Ее сущность состоит в творческом подходе к педагогическому процессу, в котором интересы и ценности личности является доминирующим компонентом организации и содержания учебной деятельности (Д.В. Чернилевський, О.В. Морозов) [7].
Креативная технология обучения представляет собой средство изменения исходной и основной позиций образования, поскольку предлагает не решение готовых дидактических задач, а генерирование, творческое формирование и разработку идей, замыслов и проектов в широком социальном аспекте жизни. Речь идет об изменении парадигмы образования: вместо системы формирования учеников, которые выступают в роле объектов обучения, речь идет о системе, которая обслуживает образовательные нужды и того, кто учится, и того, кто учит. Доминирующая функция образования относительно того, кто учится, должна превратиться в сервисную.
Первое, что отличает креативную технологию от традиционных, — партнерство в учебном процессе. Студент имеет право сам выбирать нужную ему информацию, определять ее необходимость. Преподаватель лишь помогает ему в этом.
Второе, меняется главное условие традиционного образования — наличие готовых, систематизированных знаний, которые необходимо усвоить. Знания могут иметь случайный, несистематизированный характер. Их систематизация, установление истины — дело самого студента.
Третья особенность заключается в том, что основным элементом учебного процесса есть не знания, а информация.
Специфичность креативной технологии образования состоит в возможности развития способности создавать знание из полученной информации. Авторы креативной технологии считают, что традиционные формы обучения теряют эффективность. Сегодня на всех уровнях образования появляется все больше инноваций — проблемных, исследовательских, проективных, контекстных и других моделей обучения. Эти модели несомненно свидетельствуют о размывании основ классической технологии и постепенном становлении новой образовательной парадигмы, а именно, креативной педагогики и психологии [7].
Соглашаемся с мнением Н.Ф. Вишняковой о том, что креативность как ценностно-личностная творческая категория, выступающая неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием творческого саморазвития личности, является существенным резервом самоактуализации. Креативность является не столько разнообразием имеющихся знаний как социально закрепленных стереотипов, выраженных в правилах и законах, сколько восприимчивостью, чувствительностью к проблемам, открытостью к новым идеям и склонностью разрушать или менять стереотипы с целью создания нового, получением нетривиальных, неожиданных и необыкновенных решений жизненных проблем [2].
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме дал возможность сделать вывод о том, что креативность является динамической, интегративной личностной характеристикой, которая определяет способность к творчеству и является условием профессионального саморазвития и самореализации будущего учителя.
Список литературы:
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: ПитерКом, 1999. — 368 с. (Серия «Мастера психологии»)
- Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. Мн., 1995. — 240 с.
- Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. — 2-е изд. М.: Педагогика, 1984. — 240 с.
- Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. — 224 с.
- Солдатова Е.Л. Креативность в структуре личности: Дис. … канд. психол. наук. СПб., 1996. — 163 с.
- Чернилевский Д.В., Морозов А.В. Креативная педагогика и психология: Учеб. пособие для вузов. М.: МГТА, 2001. — 301 с.
- Guilford J.P. Creativity // Arm. Psychologist. 1950. V 5. — P. 444—454.
- Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in the testing // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. — P. 43—75.
дипломов
Оставить комментарий