Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 06 марта 2013 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогическая психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Нуждина М.П. ВЛИЯНИЕ ДУХОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

ВЛИЯНИЕ  ДУХОВНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  НА  СТАНОВЛЕНИЕ  ЛИЧНОСТИ  ШКОЛЬНИКА

Нуждина  Марина  Петровна

учитель  русского  языка  и  литературы  МБУ  СОШ  №  93  г.о.  Тольятти

E-mailkaaf@mail.ru

 

Пусть  развивается  научная  культура,

пусть  преуспевает  естественная  наука  в  глубь  и  в  ширь, 

пусть  ум  человека  развивается  сколько  угодно, 

но  культурного  и  морального  уровня  христианства, 

которое  сияет  в  Евангелиях,  они  не  превзойдут

В.  Гете

 

В  последнее  время  в  нашем  обществе  стала  привлекать  тема  православной  культуры.  Низкий  уровень  эстетического  и  нравственного  воспитания  современного  подростка,  по  мнению  многих  ученых  и  общественных  деятелей,  представляет  угрозу  безопасности  страны.  Теряются  сегодня  нравственные  ориентиры,  насаждаются  ценности  западного  образца.  Отсюда  —  моральная  деградация,  нравственная  распущенность,  всеобщее  одичание,  рост  детской  преступности,  раннего  алкоголизма  и  самоубийств.  Опасность  состоит  в  том,  что  человек,  не  любящий  свой  язык,  не  читающий  художественную  литературу  и  потому  не  овладевший  её  духовным  богатством,  лишен  широкого  взгляда  на  объективный  мир,  не  способен  уважать  человека  и  любить  Родину.  Поэтому  возрождение  православной  культуры  —  необходимый  процесс  в  общеобразовательном  учреждении,  так  как  художественное  произведение  раскрывает  духовные  основы  и  формирует  эстетическое  восприятие  литературы  как  искусства  слова.   

Учителю  литературы  отведено  главное  место  —  он  развивает    внутренний    мир  подростка  —  это  разум,  волю,  чувство,  все,  чем  живет  человек,  что  представляет  для  него  ценность,  что  им  движет,  что  его  радует  или  печалит,    и  ему  необходимо  каждого  ученика  приблизить  к  прочтению  художественного  произведения,  научить  понимать  авторский  замысел,  попытаться  разгадать  тайну,  которая  заключена  в  слове,  создать  творческую  атмосферу,  в  результате  которой  будет  происходить  духовное  обогащение  учителя  и  учащихся.  Поэтому    весьма  плодотворно  нужно  обращаться  к  православным  истокам  мировоззрения  писателя  и  его  героев,  к  изучению  особенностей  национального  самосознания  и  его  влияния  на  становление  личности  школьника.  Жизнь  человека  постоянно  находится  в  развитии,  она  не  может  быть  отдалена  от  общества,  и  для  формирования  любой  личности  родной  язык,  литературное  наследие,  культура,  традиции  и  религия  были  подчинены  нравственному  воспитанию  и  образованию  человека.  Литература  —  одно  из  высших  проявлений  человеческого  духа,  источник  бескорыстной  радости  постижения  мира  и  самопознания  и  целью  литературного  образования  является  интеллектуальное  и  эмоциональное  обогащение  личности,  формирование  взглядов  и  нравственных  ориентиров.

Одна  из  важных  задач  учителей  литературы  состоит  в  том,  чтобы  преподавание  литературы  содействовало  не  только  общекультурному  развитию  учащихся,  но  и  формированию  их  социальной  зрелости,  воспитанию  в  них  гражданской  ответственности,  почтительному  отношению  к  духовному  наследию  России,  к  родителям,  к  старшему  поколению,  а  самое  главное,  чтобы  они  не  были  безразличны  к  страданиям  людей.  Стараясь  помочь  ребятам  осмыслить  русскую  классику,  которая  призывает  вслед  за  Библией  помогать  страждущему,  учит,  что  единственно  верный  путь  изменения  дурных  общественных  отношений  —  нравственное  самосовершенствование,  что  всякое  изменение  общества  через  насилие  и  ненависть  к  другой  нации  губительно.    К  большому  сожалению,  общество  сегодня  испытывает    недостаток    духовно-нравственного  воспитания  подрастающего  поколения  —  это  одно  из  величайших  зол  нашего  времени,  с  которым  нельзя  мириться,  иначе  человечество  дойдет  до  окончательной  гибели.  Это  приведет  к  междоусобным  и  братоубийственным  войнам.  «Детей  надо  готовить  ко  встрече  с  миром…  К  неприятию  зла  мира,его  страстей  и  соблазнов,  а  не  к  уходу  от  мира…  В  них  нужно  воспитывать  способность  противостоять  миру  в  сердце  своем,  способность  сохранять  веру  среди  неверия,  чистоту  среди  грязи  и  греха»,  —  говорил  известный  протоирей  Глеб  Каледа.  И  только  духовное  смирение  и  служение  людям  —  это  идеальный  образ  нашей  жизни,  проповедуемый  Евангелием.

В  курс  школьной  программы  по  литературе  включен  раздел  «Духовная  литература»  и  приобщение  детей  к  Библии  начинается  в  5  классе.  В  это  время  у  учителя  литературы  есть  прекрасная  возможность  дать  учащимся  глубокие  знания  евангельских  сюжетов  в  литературе  и  искусстве,  а  описания  жизни  святых  заставит  задуматься  современного  читателя  о  смысле  жизни,  взглянуть  на  себя  со  стороны,  быть  самокритичным,  стремиться  к  добру,  к  мирным  взаимоотношениям,  проявлять  милосердие  к  ближнему,  радоваться  Божьему  миру,  любить  и  уважать  родителей,  людей.  Читая  духовную  литературу,  мы  пытаемся  понять,  чем  она  была  интересна  и  полезна  нашим  предкам,  мы  постигаем  мир  русской  святости.  Для  людей  нашего  века,  далеких  от  идеального  служения  миру  и  Богу,  редко  заглядывающих  в  самих  себя,  больше  думающих  о  настоящем,  чем  о  вечном,  предпочитающих  жить  в  больших  городах,  этот  мир,  с  его  тишиной,  смирением,  уединением,  самоуглубленностью,  кротостью  и  трудолюбием,  кажется  странным  и  чудным.  Житийная  литература  показывает  и  человеческие  пороки,  такие  как  гордыня,  мстительность,  ненависть,  злость,  лень,  которые  необходимо  изживать  в  себе.  И  когда  каждый  будет  осознавать  свою  греховность,  может  покаяться  в  совершении  пагубных  поступков,  смирением  возможно  совершенствование.

Дело  возрождения  духовной  цельности  учащихся  —  это  одна  из  самых  первостепенных  задач  учителя  литературы,  ведь  вовлекая  человека  в  невидимый    мир  познания  православной  культуры,  учитель  пробуждает  в  нем  сознание,  «что  кроме  внешнего  отношения  к  миру  есть  еще  и  внутренне,  более  важное,  дающее  ощутить  глубину  бытия  и  миры  иные».  Многие  из  нас  живут  бесчеловечными  идеями,  не  верят  в  Бога,  и  когда  мы  задумываемся  над  сутью  православия,  а  что  значит  оно  для  русского  человека  и  для  России,  тогда  мы  приходим  к  выводу,  что  тот  обретает  собственную  душу,  кто  стремится  жить  по  Божьим  заповедям  и  обретает  Христа.  Мы  не  должны  забывать,  что  русское  книжное  слово  возникло  как  христианское.  Всегда  в  литературе,  в  разные  эпохи,  сохранялась  живая  связь  слова  с  христианскими  ценностями.  Писатели  на  страницах  своих  произведений  ведут  разговоры  о  важнейших  нравственных,  философских  проблемах,  о  которых  думают,  размышляют  герои  всех  столетий.  Авторы  произведений  формируют  любовь  к  Отечеству  и  своему  народу  через  знание  культуры  и  истории,  показывают  красоту  земли  русской,  неисчерпаемые  источники  мудрости  людей.  Поэтому,  если  учитель  на  уроках  будет  рассматривать  произведение  с  точки  зрения  духовности,  то  обязательно  в  детских  душах  сможет  затронуть  нечто  глубокое  и  важное.  Сможет  искоренить  в  сердцах    ребят  все  дурное,  чтобы  приучать  их  к  добру  и  растить  в  добре.

Главная  задача  учителя  литературы  —  сформировать  нравственное  сознание  у  учащихся,  так  как  оно  необходимо  в  регуляции  межличностных  отношений  и  совместной  деятельности  людей  в  самых  различных  областях  в  целях  обеспечения  единства  личных  и  коллективных  интересов.  Тогда,  когда  учитель  работает  над  такими  нравственными  категориями,  как  совесть,  чувство  собственного  достоинства  и  чести,  тогда  у  человека  есть  возможность  сознательно  считаться  с  интересами  других.  Критериями  нравственных    ценностей  в  православной  литературе  выступает  добро,  гуманность,  справедливость,  честность.  С  этим  учащиеся  соприкасаются,  когда  знакомятся  с  материалом  жизни  и  описания  святых.  Истоки  православного  восприятия  мира  представлены  в  творчестве  А.С.  Пушкина,  Ф.М.  Достоевского,  Л.Н.  Толстого.  Так  Л.Н.  Толстой  считает,  что  литература  —  это,  прежде  всего,  средство  морального    воздействия  и  нравственного  сближения    людей,  а  Ф.М.  Достоевский  отмечал  важность  религиозного  значения  красоты,  как  условия  преобразования  жизни.

Важно,  чтобы  учитель  донес  до  сознания  ребенка  мысль,  что  каждый  человек    является  творцом,  как  добра,  так  и  зла,  по  пути  созидания  или  разрушения  будет  направлена  его  жизненная  позиция,  которую  человек    выбирает  сам.  Ребенок  будет  понимать,  что  только  борьба  за  добро  возвышает  человека,  делает  его  жизнь  осмысленной  и  счастливой.  Согласно  христианской  этике,  внутренне  совершенствование  осуществляется  через  любовь  и  преданность  своему  ближнему.  Поэтому  формируя  нравственное  сознание,  учитель  формирует  и  эстетическое  сознание  у  подростков,  духовный  фундамент,  который  обеспечивает  гармоничное  единство  и  внутреннюю  взаимосвязанность  различных  проявлений  духовной  жизни  человека.  Только  православная  культура  может  благотворно  влиять  на  все  стороны  и  формы  взаимоотношений  с  миром:  на  его  эстетическое  и  этическое  развитие,  на  мировоззрение  и  формирование  гражданской  позиции,  патриотическую  и  семейную  ориентацию,  интеллектуальный  потенциал,  на  эмоциональное  состояние  и  общее  физическое  и    психическое  развитие  личности.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.